bannerbanner
Одинцово. Это моя земля. Киберпутеводитель
Одинцово. Это моя земля. Киберпутеводитель

Полная версия

Одинцово. Это моя земля. Киберпутеводитель

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Одинцово. Это моя земля

Киберпутеводитель

Авторы: Акулов Ефим, Иванов Эдуард, Шкирдова Галина, Астафьева Евгения, Крылатая Анна, Черняк Олег, Николаева Наталья, Туровская Екатерина, Назарова Лариса, Рязанов Александр, Тарусин Виктор, Донская Валерия, Полтавцев Игорь, Рудомино Василий, Сизов Владимир, Рысева Наталья, Поселенцева Нина, Шишкина Ольга, Бондарева Наталья, Кардаш Татьяна, Гладкая Юлия, Поляруш Яна, Власова Ольга, Несудимова Анастасия, Бальмина Юлия, Де-Герсо Аскольд, Нарватова Маргарита, Голотвин Роман, Шкирдова Галина, Опарин Александр, Назарова Лариса, Жиров Николай


Продюсер Андрей Сулейков

Консультант Валентина Переверзева

Консультант Наталья Шмелёва

Руководитель проекта Ольга Горелова

Председатель жюри Максим Замшев

Член жюри Хельга Патаки

Член жюри Григорий Ратушняк

Член жюри Дмитрий Седов

Координатор Николай Жиров

Координатор Анна Маргелите

Редактор и корректор Ольга Рыбина

Редактор Елена Наймушина

Иллюстратор Елена Прасова

Дизайнер обложки Елена Прасова

Администратор Валерия Окулова


© Ефим Акулов, 2023

© Эдуард Иванов, 2023

© Галина Шкирдова, 2023

© Евгения Астафьева, 2023

© Анна Крылатая, 2023

© Олег Черняк, 2023

© Наталья Николаева, 2023

© Екатерина Туровская, 2023

© Лариса Назарова, 2023

© Александр Рязанов, 2023

© Виктор Тарусин, 2023

© Валерия Донская, 2023

© Игорь Полтавцев, 2023

© Василий Рудомино, 2023

© Владимир Сизов, 2023

© Наталья Рысева, 2023

© Нина Поселенцева, 2023

© Ольга Шишкина, 2023

© Наталья Бондарева, 2023

© Татьяна Кардаш, 2023

© Юлия Гладкая, 2023

© Яна Поляруш, 2023

© Ольга Власова, 2023

© Анастасия Несудимова, 2023

© Юлия Бальмина, 2023

© Аскольд Де-Герсо, 2023

© Маргарита Нарватова, 2023

© Роман Голотвин, 2023

© Галина Шкирдова, 2023

© Александр Опарин, 2023

© Лариса Назарова, 2023

© Николай Жиров, 2023

© Елена Прасова, иллюстрации, 2023

© Елена Прасова, дизайн обложки, 2023


ISBN 978-5-0059-2976-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благодарность партнерам

Издательство «Это моя земля», жюри литературно-туристического конкурса «Одинцово. Это моя земля», оргкомитет киберпутеводителя выражают сердечную признательность партнерам проекта, благодаря которым состоялись литературная мастерская и конкурс легенд.


Администрация Одинцовского городского округа Московской области

Союз «Одинцовская торгово-промышленная палата»

Одинцовский историко-краеведческий музей

Центр исследования безопасности информационных технологий

Издательство «Литературная газета»

Президентская платформа «Россия – страна возможностей»

Программа «Больше, чем путешествие»

Программа «Другое дело»

Программа «Экософия»

Программа «ТопБЛОГ»

Мастерская управления «Сенеж» и Мастерская новых медиа

ОСИГ – Общенациональный Союз Индустрии Гостеприимства

Вести Туризм – информационное интернет-агентство

Интурмаркет – международная туристическая выставка


Предисловие Главы Одинцовского округа

Историческое и культурное наследие Одинцовского округа широко известно за пределами Московской области. Мы гордимся неповторимыми живописными местами, великолепными памятниками культуры и архитектуры, необычными музеями, дворянскими усадьбами, многочисленными здравницами и экологическими тропами.

Литературные традиции округа заложены такими выдающимися личностями, как Афанасий Фет, Антон Чехов, Марина Цветаева, Эдуард Асадов, Яков Шведов. Убежден, что совсем скоро в этом ряду появятся и новые имена!

Мы приветствуем творчество жителей округа. В сборнике рассказов представлены работы победителей туристско-литературного конкурса «Одинцово. Это моя земля». Легенды создавались под девизом «Такое могло произойти только здесь».

Уверен, что после знакомства со сборником многие жители Одинцовского округа по-новому посмотрят на давно известные достопримечательности. А людей из других регионов эти истории вдохновят на долгие и вдумчивые путешествия.

Добро пожаловать в Одинцово!

С уважением,глава Одинцовского округаАндрей Иванов

Вступительное слово проректора

В мастерской управления «Сенеж» образовательные проекты идут в плотном графике. Журналисты сменяются врачами, управленцы руководителями социальных проектов. Калейдоскоп звезд – драйверов изменений из всех регионов России.

Так было и в сентябре 2021-го, когда победители конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» собрались на прокачку проектов для продвижения туризма регионов. Разделились на команды и на двое суток погрузились в проектирование.

В одной из команд лидировала Наталья Шмелева – начальник отдела по туризму Одинцовского городского округа Московской области. Она предложила создать художественный портрет «Одинцово через конкурс легенд». Идея, родившаяся в Мастерской управления «Сенеж», проросла сборником работ победителей литературного конкурса «Одинцово. Это моя земля».

Меня очень цепляют проекты, созданные на стыке прикладных и творческих задач. Как эксперт в образовании, убеждена, что использование художественных образов в обучении и воспитании невозможно переоценить. Поэтому я во встречах со слушателями использую легенды, притчи, сторителлинг. Поэтому я пишу «лисосказки».

В соответствии с Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. На Востоке говорят, что учитель приходит тогда, когда готов ученик. В Мастерской управления «Сенеж» мы наблюдаем, что участники напитываются знаниями не только от преподавателей, но и от коллег.

Проект «Одинцово. Это моя земля» родился благодаря горизонтальным связям. Нетворкингу. Синергии, образованной креативными лидерами. Киберпутеводитель через творческий конкурс для жителей Одинцово реализован в текстах, потом его ждет видео- и аудиоформат, затем легенды воплотятся в мобильной разработке и видеоиграх.

Я горжусь, что подобные проекты рождаются в «Сенеже», ведь это – отличная иллюстрация к тезису «Россия – страна возможностей».


Надо только постоянно учиться!

Мария Афонина,проректорпо образовательной деятельностимастерской управления «Сенеж»АНО «Россия – страна возможностей»

Предисловие продюсера

Одинец исполняет желания! Перед зданием Администрации есть памятник – боярин Одинец держит свиток, которым пожаловано поместье, получившее в дальнейшем название Одинцово. Местные говорят, что если заглянуть в свиток к Андрею Ивановичу, как в подзорную трубу, и разглядеть через нее звезду, то всё сбудется.

Когда мы готовили литературно-туристический конкурс «Одинцово. Это моя земля», стала очевидна необходимость литературной мастерской для тех жителей, кто хочет поделиться историями об Одинцово, но пока не чувствует уверенности в собственном писательском навыке.

Страх чистого листа снят, опыт взаимодействия с литературными наставниками получен. Результат – 146 заявок на участие в конкурсе, 60 легенд в лонг-листе и 25 работ в сборнике победителей. Судя по количеству и качеству работ, присланных на конкурс, многим удалось разглядеть звезду через боярский свиток!

Всем участникам, работы которых включены в лонг-лист, вручены дипломы и сертификаты от оргкомитета, а также призовые баллы от программы «Другое дело», которые можно накапливать, а в дальнейшем обменять на призы. Например, отправиться в поездку по России по программе «Больше, чем путешествие».

Почаще заглядывайте в свиток к Андрею Ивановичу Одинцу – и ваши желания сбудутся.

Андрей Сулейков,член Союза писателей России,руководитель направления аналитикии развития программы«Больше, чем путешествие»президентской платформы«Россия – страна возможностей»

Станционная история

Наталья Рысева

Это сейчас Одинцово – город, а в далекие-далекие времена он был селом, пожалованным Андрею Ивановичу Одинцу, боярину великого князя Дмитрия Донского. Да и Одинец – это не фамилия вовсе, а прозвище. Так называли на Руси в те времена единственного сына или одинокого человека, бобыля то есть. А сам боярин тот был очень знатного рода…

Так вот, история у Одинцово длинная, аж в 1470 году его упоминали, и поместье это передавалось родовитым боярам, а потом и вовсе было причислено к дворцовым землям. Так и переходило бы оно в дар, если бы не продали его тайному советнику князю Борису Васильевичу Мещерскому. А примечателен факт тем, что у поместья новая жизнь началась – в конце 60-х годов князь Мещерский и граф Уваров создали общество акционерное и обязались построить чудо передвижения того времени – железную дорогу из Москвы в Смоленск. И вот в 1870 году акционеры выполнили свое обещание, и стало село Одинцово стремительно расти. Рядом с первой деревянной железнодорожной станцией, весьма типичной для того времени, образовался рабочий поселок железнодорожников да рабочих кирпичных заводов. И заводы те стали расти как грибы, не мудрено же на богатых-то Одинцовских глинах. Жизнь закипела!

Кстати сказать, у Одинцовского станционного домика есть своя знаменитая история, прямо-таки царская. А было это так.

Как умер Александр III, так и вся страна затаилась в ожидании коронации императора Николая II в Успенском соборе Кремля да и великих перемен с его восшествием на престол. И простоял бы еще много лет первый вокзал в своем невзрачном виде, кабы царь не решил с семьей в поместье Ильинское на отдых поехать перед возвращением в Санкт-Петербург. Тут и маршрут расписали: сначала на поезде до Одинцово, а после на экипажах до поместья. И закрутилась подготовительная канитель! Такой павильон отстроили по проекту Федора Шехтеля, что и от Кремля не отличить: деревянно-изразцовый в псевдорусском стиле, украшенный башнями и флюгерами – ох, и красотища…

Но вот только никто до сих пор и не знает, понравился ли императору новый вокзал. В своем дневнике Николай II напишет: «Переодевшись, отправились на ст <анцию> и простились с Мама; она поехала в Гатчино, а мы тотчас же в обратную сторону по Моск.-Брест. ж. д. до ст. Одинцово, откуда в экипажах доехали до Ильинского. Радость неописанная попасть в это хорошее тихое место! А главное утешение – знать, что все эти торжества и церемонии кончены! Выпив чаю, легли спать».

Даже про отдых написал, что «играл там в теннис, на биллиарде и катался на водных лыжах», а про станционный «кремль» ни слова…

К печали вспомнить, что такие павильоны, построенные к коронационным торжествам, недолго жили. Печальная участь постигла и Одинцовский станционный «кремль» – сгорел спустя два года.

Зато новое каменное здание вокзала по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева соорудили на века, да…

Пройдите немного вглубь вокзальной площади и обернитесь на здание вокзала – вы увидите огромный паровоз с трубой. Такая вот задумка архитектора.

Справка об объекте

Вокзал-паровоз. Кирпичное здание железнодорожного вокзала, отстроенное в 1898—1900 годах в стиле модерн, появилось благодаря проекту популярного в то время архитектора Льва Кекушева. Он хотел, чтобы вокзал своим внешним видом напоминал пассажирам паровоз. Внутри помещения в начале XX века имелись залы ожидания, буфеты, отделения службы движения и багажный отдел.


Арка

Нина Поселенцева

Дивный город Одинцово находится на Старом Смоленском тракте – важной государевой дороге. Первое упоминание в летописи о селе Одинцово относится к концу XV века. Свое название село получило по прозвищу боярина великого князя Дмитрия Донского Андрея Ивановича Одинца. В конце XIX – начале XX века здесь проводили летние сезоны поэт В. Я. Брюсов, живописец И. И. Левитан, актеры П. Н. Орленев и О. Л. Книппер-Чехова. Город молод, но богат своей историей: будучи еще селом, неоднократно менял своих владельцев.

В середине XVII века село Одинцово приобрел боярин Артемон Матвеев, «великого государя (Алексея Михайловича) ближний боярин», один из первых «западников». Он стоял у истоков придворного театра и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Артемон Матвеев уделял внимание не только западному направлению внешней политики, ценил общение с иностранцами и охотно перенимал на русскую почву заморские новинки. Он организовал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку. При нем сельская деревянная церковь была освящена в честь небесного покровителя боярина – священномученика Артемона, который во времена гонения на христиан был приговорен к смерти. Во время молитвы святого перед казнью прибежал олень и припал к честным стопам мученика и лизал их. Видя в обличении дикого животного не что иное, как только волхвование, исполнитель казни пришел в ярость и приказал воинам убить оленя; один из них взял копье и с силой бросил его в последнего, но олень отскочил, а копье ударило в одного приближенного и пробило ему чрево, так что тот сразу же умер. Своим появлением олень спас жизнь святому Артемону. Олень стал спутником святого Артемона, что много позднее нашло отражение в гербе города Одинцово.

С вводом в строй железной дороги Москва – Смоленск близ села возник пристанционный поселок Одинцово; живописные окрестности села и поселка (Отрадное, Красная Горка и другие) превратились в популярное дачное место. Самые высокие его постройки были не выше трех этажей, а расположенные по обе стороны от станции районы назывались Запрудная и Привокзальная стороны.

Здание железнодорожного вокзала было построено по проекту архитектора Л. Кекушева. Кекушев, зная о славе Одинцово как дачного поселка, изначально проектировал вокзал в виде похожего на особняк небольшого компактного здания с характерной для подмосковных дач башенкой.

Недалеко от вокзала построено здание в псевдорусском стиле, которое является памятником архитектуры XIX века. Здесь располагались конторы московского купца, мецената, владельца кирпичных заводов и усадьбы Введенское, коммерческого советника Василия Ивановича Якунчикова. В настоящее время здесь находится краеведческий музей, в котором сконцентрировалась культурная жизнь города, здесь, в дополнение к стационарной экспозиции, регулярно проводятся художественные выставки, открытые уроки для школьников, другие культурно-массовые мероприятия.

Статус города областного подчинения Одинцово получило в 1957 году.

Справка об объекте

Арка стоит в двух направлениях: одна – со стороны Москвы, другая – на Можайском шоссе со стороны Смоленска.

Из Москвы дорога на запад существовала уже с XIV столетия. В нескольких исторических документах западных авторов есть упоминания о ней. Дорога проходила не только по суше, но были и водные участки.

Дорога шла от Москвы через Можайск, Зубцов, Вязьму, Дорогобуж, Кардымово, Смоленск. Дальнейшее формирование, спрямление направления, создание характерной для тех времен инфраструктуры происходит к XVIII веку. Возле деревни Соловьево стараниями жителей была устроена переправа через Днепр, что позволило использовать дорогу круглый год.

Как раз на этой самой переправе в 1812 году велись тяжелые бои с французами. Именно по этой дороге шло отступление французских войск в 1812 году, здесь Наполеон бросил свои замерзающие полки и бежал во Францию.

В Великую Отечественную войну в районе Старой Смоленской дороги шли ожесточенные оборонительные бои.


Пара кувшинок на пруду у центральной площади

Лариса Назарова

В 1970-х годах на месте нынешнего пруда, что у центральной площади, был карьер. На его берегу, утопая туфлями в скользкой глине, едва различимой в сумерках, стояла молодая женщина с мужем-офицером.

– Ну, Танюшка, перестань, – говорил ей супруг, бережно обнимая за плечи. – Войну с тобой пережили, сюда приехали. Город строится…

– Не надо меня успокаивать, – всхлипнула женщина. – Из-за этого осколка мне теперь никогда не быть как все. – Она растерла слезы по изуродованному немецким снарядом лицу и, словно ребенок, прохныкала: – Все висит как на морде у бульдога.

– Таню-юшка, ми-илая, – нежно протянул муж, – ну и пусть, что не как все. Ты же особенная. Даже… очень. Вон посмотри-ка, – он указал на карьер, на краю которого они стояли. – Скоро город…

– Да что ты все «город» да «город», – перебила его супруга. – Городу – дома, а этому болоту – что? Так и мне… Да, победа, радость. Думаешь, я не горжусь? Отцом, братьями. Они своими жизнями для нас и для всех мир добыли. Конечно, горжусь. – Она помолчала, стараясь дышать ровнее. – Ну а я? Если бы воевала и шрам получила – это одно дело. А так – что? Спросят – откуда? На летящую бомбу ребенком засмотрелась. Думала, что за шарик такой? Падает, поблескивает. «Ну и глупая», – скажут. И все.

Мужчина машинально поправил фуражку.

– Слышишь? – спросил он жену.

Та притихла.

– Лягушки-то как стараются! Песни поют. О любви. И я тебя люблю. Очень люблю, Танюшка.

Женщина глубоко, спокойно вздохнула.

– Ладно. Ты прав. Жить надо сейчас. А не вспоминать прошлое. Пускай не расти на карьерах кувшинкам…

– А вот это ты зря, – возразил ей муж. – Нужны кувшинки? Будут кувшинки!

Женщина рассмеялась его оптимистичному тону.

А офицер уже стоял на одном колене и что-то лепил из глины. Как будто лепесток обозначился в его руках – широкий внизу, с заостренным концом. Вот еще один. И еще. Кувшинка!

– Это мы с тобой, – улыбнулся мужчина, приближая друг к другу лежащие на ладонях цветки.

И жена нежно улыбнулась ему в ответ.

До самой темноты гуляли супруги вокруг карьера под звуки лягушачьего концерта.

Сделав последний круг, пара пошла домой. Женщина любовно оглянулась, чтобы еще раз посмотреть на оставленные около воды кувшинки. И ей показалось, что из них исходит сияние. Или это мокрые лепестки отражали свет луны?

Прошло время. Почти пятьдесят лет. Для вручения подарков от города ко дню золотой свадьбы супругов пригласили в загс – напротив пруда. Широкого, чистого, с островом в центре. После всех поздравлений женщина с частой сединой в пышной прическе попросила родных и друзей разрешить им с мужем остаться наедине.

По плитке центральной площади пара в обнимку подошла к обнесенному гранитом берегу.

– Давай найдем тут наши кувшинки, – предложила женщина.

Супруг мягко рассмеялся:

– Танюшка!

А его жена сосредоточенно обвела взглядом цветы, слегка покачивающиеся на темно-зеленых, формы сердца, листьях. Лилии были похожи на сияющие звезды, их остроконечные лепестки светили пастельно-розовым, желтоватым, белоснежным…

– Вот эти, – уверенно сказала женщина, – наши – самые яркие. Белые. Они прижались друг к другу, видишь?

И почувствовала в складках на щеке любовный, растекающийся теплом поцелуй.

Справка об объекте

Центральная площадь Одинцово – круглый пруд с оленями на острове, в народе именуемый Баранкой, словно зеркало городской истории. Контуры центра нашего города начали оформляться еще в далекие 1970-е годы, но тогда большинство зданий и сооружений существовало лишь на макетах и чертежах.

И в середине XX века на этом месте был самый обычный пустырь. На месте пятиэтажек улицы Жукова красовались частные дома и огороды деревни Акишево, а там, где сейчас находится гостиница «Олимпиец», пятьдесят лет назад раскинулась окраина дачного поселка Одинцово. На месте современных ухоженных аллей, скульптурных композиций и клумб было самое обычное поле с одинокими березками, на котором пасли коз и коров жители окрестных деревень.

В первой половине 1960-х началась застройка первого микрорайона Одинцово, спустя несколько лет пятиэтажки поднялись во втором и третьем микрорайонах. Согласно генеральному плану застройки города, жилые районы, словно лепестки гигантского цветка, окружали центральную его часть – большую площадь с административными, культурными и спортивными сооружениями. Но прошел не один десяток лет, прежде чем красивые здания, изображенные на проектах и макетах, превратились в реальность.

Застройка началась в конце 1960-х годов с возведения административного здания ГК КПСС по специальному проекту. Даже сегодня административное здание – архитектурная доминанта всей центральной площади Одинцово.

Спустя несколько лет, в 1974 году, на месте последних домиков деревни Акишево было возведено здание Дома офицеров. Художественные панно на главном фасаде здания и массивные колонны обращены в сторону памятника В. И. Ленину, который в те годы существовал лишь в замыслах проектировщиков. Вестибюль украшен масштабной панорамой Московского Кремля, полы выложены мрамором, широкие лестницы ведут на второй этаж, где находится библиотека.

Интересно, что именем Дзержинского предполагалось назвать одну из улиц нашего города, ведущую к центральной площади. Улицу построили в 1977 году, она планировалась как главная пешеходная аллея города, а назвали ее в честь первого главкома РВСН маршала М. И. Неделина.

В середине 1970-х годов были застроены пустыри между улицами Молодежной и Парковой (ныне ул. Жукова), карьеры кирпичных заводов засыпали, и на их месте поднялись красивые кирпичные дома по индивидуальным проектам. На фотографии 1973 года мы видим строительство дома №18 по бульвару Любы Новоселовой, на переднем плане строительные вагончики и огромный пустырь – сейчас на его месте городской стадион, открытый в 1986 году.

Именно в конце 1980-х годов центральная площадь Одинцово обрела облик, близкий к сегодняшнему, кроме стадиона появился и Дворец спорта «Искра». В 1987 году был торжественно открыт памятник В. И. Ленину работы известного скульптора Л. И. Кербеля. Новые очертания приобрел и пруд – единственный из карьеров, не только уцелевший и сохранившийся до наших дней, но и благоустроенный и окультуренный, ставший зоной отдыха. Пруд заметно расширили, появился остров в центре, берега частично одели в гранит, сделали красивые лестницы и скамейки. Кроме того, воду внутри водоема заменили на водопроводную, пруд был чистым, и до сих пор находятся желающие искупаться в жаркий летний день. На месте пустырей и огородов появились широкие аллеи, обсаженные кленами, красивые клумбы и цветники.

Источник: https://oinfo.ru/news/?id=10137, автор: Василий Макарчиков


Тайна вокзала-паровоза

Наталья Николаева, Екатерина Туровская

Лев был беспокоен. Тревожные сны царя зверей сменялись один за другим. Неожиданно он проснулся от пронзительного свистка электрички. Лев давно привык к стуку и грохоту колес проходящих поездов, к шуму вокзала. Но этот краткий и пронзительный свист заставил его открыть глаза. Пришли мысли об одиночестве, о смысле жизни. Лев давно потерял логическую связь между прошлым и настоящим, холодное отчаяние то и дело овладевало им. Нахлынули воспоминания.

Вот уже более ста лет он живет на вокзале-паровозе в ожидании своего верного друга, в потайной комнате, о которой знает лишь тот, кто заботливо обустроил ее. Это великий Мастер, гениальный, талантливый архитектор, востребованный в конце XIX – начале XX века. Он строил особняки и доходные дома Москвы, гостиницу «Метрополь», ресторан «Прага» на Арбате, особняк на Остоженке.

Будучи инженером по образованию, Мастер занимался инфраструктурой многих железных дорог, расширял здание Ярославского вокзала. Все свои творения он подписывал не иначе как «гражданский инженер Л. Н. Кекушев». Работал Мастер в стиле модерн, сближающем искусство и жизнь, что делало обыденное красивым. У него была своего рода великая иллюзия, что красота может спасти мир.

Лев с удовольствием вспоминал, как присутствовал рядом с Мастером во время его работы над проектами и неоднократно слышал: «И ты, мой друг, царь зверей, украсишь своим горделивым видом каждое мое творение!». С сожалением Лев подумал, что скульптура, украшавшая здание вокзала-паровоза, где Мастер его изобразил статным, мощным, с шикарной гривой, стражем этих мест, исчезла.

На страницу:
1 из 3