Полная версия
Пи
Закон взаимопоедания существует и по сегодняшний день. Люди конфликтуют между собой несмотря на пласт работ, программ по развитию взаимопомощи. История человечества начиная с самого древнего мира, чередуется бедствиями и войнами. Несмотря на такое бедственное положение, человек все равно смог продвинуться в сторону познания самого себя, общества и оставить за собой насыщенную историю.
Одно из самых эффективных инструментов для познания мира, человек создал науку. Используя экспериментальные методы, человек все глубже, и глубже проникает в познания природы и играет существенную роль для человечества. Мир, который нас окружает, делится на естественное и искусственное, то есть, что самим человеком. Искусственный мир подразумевает под собой культуру, созданную человеком, культура делится на духовную и материальную. Духовная культура, как мы уже и говорил ранее, делится на четыре основных вида: наука, религия, искусство и философия. Предметом исследования науки является материальный мир, наука является точным знанием за счет экспериментальных методов познаний. Она познает имманентный и трансцендентный мир, при этом увеличивая технический потенциал для общества, изобретая ежедневно новые технологии. Что касается имманентного мира, то его легче изучать, чем трансцендентный мир. Трансцендентный мир, сверхъестественный с понимания религиозного сознания, прямо влияет на события имманентного мира, но в нем нельзя ничего подтвердить с помощью эксперимента.
Трансцендентный мир для современного человека хранит много тайн и загадок. Представители религиозных учений рассматривают мир под призмой существование другой реальности за границами естественного мира, искусство, тоже придерживается в существования иного реального мира, откуда они черпают вдохновение, образы своих чувств и переживаний.
Истоки науки, творчества зародились в эпоху каменного века, где был получен опыт изготовления труда и предметов быта, которое передавалось из поколения в поколения, второй сильный толчок произошел спустя около двух миллионов лет в Древней Греции. Когда появились принципы и законы логики, наука не была в то время самостоятельной. Она входила в состав философского знания, в 16 веке наука уже сформировала самостоятельное мировоззрение и стала частью духовной культуры. Отдельной формой на одном уровне философии и религии, а также искусства. После долгого формирования наука сегодня стала флагманом познания. Она охватывает огромную область различных знаний, которых только в 20 веке было уже больше пятнадцати тысяч. В науке как и в других формах духовной культуры есть положительные и отрицательные стороны. В науке, существуют ветви псевдонауки. Они существуют, борьба с ними бесполезна, как и сорняками.
Признаки науки:
– Наука изучает то, что реально существует, доказано фактами;
– Наука исследует то, что можно подтвердить или опровергнуть;
– Цель науки быть буквально точным и объективным в своих утверждениях;
– Единообразия в понятиях, определениях и языке. Язык общения подразумевает собой формулы, уравнения и так далее;
– Помимо предмета исследования, наука изучает и процесс исследования, формируя при этом методы и инструменты исследования.
В псевдонауке, паранауке отсутствуют вышеперечисленные законы. Псевдонаука основывается на тайных знаниях, доступность которых постижимо лишь избранным и многое другое, что нельзя доказать или вовсе не требует каких-либо фактов доказательств.
Наука, защищаясь от распространения псевдонауки, использует множество механизмов. Одно из которых принцип верификации. Знание, которое можно подтвердить или принцип фальсификации. Сказано, что любое знание можно опровергнуть. Примером может служить знание, о том, что Земля и Солнце являлись центром всего мира.
Структура научного познания состоит из теоретического уровня. На котором приводятся объяснения фактам, состоящая из проблемы, гипотезы, закона и теории и эмпирический. Методы теоретического уровня: идеализация, формализация, аксиоматический метод, исторический метод, логический метод. Эмпирический уровень – полученный опыт, факты, которые реально существуют, становятся основами доказательств. Методы эмпирического уровня: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Также существуют общие методы познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование, индукция, дедукция, аналогия.
Эмпирический и теоретический уровни автономны, связь между ними не такая удобная, что в любой момент окрепшая связь может в секунды разрушиться.
Научное знание построенная на примере гипотетико-дедуктивного метода:
– Обнаружение фактов;
– Выдвижение гипотезы;
– Установление фактов;
– Корректировка.
Наука является одним из уникальных инструментов познания мира и человека. Резкое развитие науки с 18 века до нашего времени, принесло много полезного для человечества. Проблем и вопросов сегодня все равно не уменьшилось. Нет целого понимания появления Вселенной и Человека. Любое открытие можно доказать, а также опровергнуть.
Наш мир познаваем, в тот же момент непознаваем. С гносеологического оптимизма мир познаваем. Он делится на наивный реализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм и иррационализм. В наивном реализме человек видит мир таким, какой он есть. Такое знание, представление о мире является обыденным, повседневности и жизненному опыту. Первое время люди считали, что Солнце движется вокруг Земли, потом Солнце, основой познания является сенсуализм, то есть чувство, ощущения. Человек воспринимает окружающий мир на основе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Когда человек рождается, то его сознание пустое, в нем лишь работают рефлексы задачи, которых – выжить. В философии существует такое понятие, как рационализм, то есть разумный, в нем говорится, что человек уже рождается с установкой познания, которая противоположно органам чувств и эмпиризму (опыт).
Иррационализм, в свою очередь, подразумевает собой познание как озарение, это отдельная основа познания, где человек познает благодаря интуиции.
Другая, сторона, гносеологический пессимизм, говорит, что мир непознаваем. Он недоступен познанию, с точки зрения агностицизма, мир нами придуман с помощью наших методов познаний. Скептицизм отрицает возможность что-то утверждать, а также утверждает что-то отрицать. Первые агностики утверждают о невозможности познания, скептики сомневаются во всем. В релятивизме мир представляется относительным, в котором нет истины, есть лишь интерпретации всего.
Одно из самых интересных направлений в гносеологическом пессимизме является солипсизм, в котором говорится, что мир является совокупностью человеческих представлений. Существует только Я человека, а весь мир вокруг него – это совокупность его ощущений.
Подводя итоги, мы видим, что в познание участвуют разум и органы чувств. Ведущая роль в этом значении еще никому не определенна. На уровне чувственного познания выделяются этапы познавательного процесса как ощущение, восприятие, представление; а на уровне рационального – понятие, суждение, умозаключение.
Вышесказанные методы познания нам помогают увидеть действительность, дойти до истины. Что же на самом деле истина? На этот вопрос существуют множество точек зрения:
– одна из таких была высказана Аристотелем, называется она классической(корреспондентской) концепцией истины, то ест соответствие наших знаний о действительности (мире) самой этой действительности (миру);
– другая точка зрения звучит как конвенциональная концепция истины, или конвенционализм. Согласно, которой истиной является то, о чем мы договорились (выработали конвенции, или соглашения) считать это истинным;
– прагматической теорией истины, или прагматизмом – значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать;
– когерентная теория истины, согласно ей истинным следует считать ту систему идей, в которой нет внутренних логических противоречий, т.е. все со всем согласовано. Связано в единую картину, все последовательно, стройно, обосновано и т.п.;
– в авторитарном понимании истины, согласно теории истиной являются те высказывания и утверждения, которые выдвинул какой-нибудь выдающийся. С точки зрения его сторонников и последователей, авторитет, безусловно, признаваемый ими как носитель правильных идей;
– экзистенциальное понимание истины, согласно которому истиной является то, что личностью прожито, пережито, выношено и выстрадано.
Перечисленные истины бывают монистическими (классическая истина). Одной истиной и плюралистическими (неклассические истины) – множественные.
Исследуя важные вопросы для философии о природе реальности, первичности все сущего и что является первопричиной всего. Человек использует два мировоззрения сциентизма и антисциентизма, где существуют на все эти вопросы два ответа: материализм и идеализм.
Вопрос о первичности материи, а особенно и о сознании актуальны по сегодняшний день. Первоначало, первопричина всего сущего или субстанция, то есть с латинского переводится как сущность. Лежит в основе всего, является началом и концом всех вещей. Из нее все происходит, а сама она ни из чего не происходит. Субстанция является причиной самого себя, самотождественность (первоначальность, беспричинность и вечность), они из ничего не возникает и никуда не перемещается, также ее называют все, максимум бытия, абсолют, предел.
Что является первоначалом или первопричиной всего. Откуда все берется, и чему все обязано своим существованием, что есть источник и конечная цель всех объектов мироздания, какова же основа бытия?
На вопросы есть определенные представления, что субстанция является материей или сознание. Понятия материального, идеального, материи, сознания раскрывают определенные завесы представлений тайны субстанции. Материальное в философии подразумевает под собой физические свойства, все то, что воспринимается органами чувств. Противоположное материальным объектам является идеальное. Идеальное – это нематериальные объекты, то есть мысли, умозрительность, созерцание. Идеальное более сложное материального, к примеру, в случае математических объектов (числа, симметрия, геометрические фигуры и т.д.), является умозрительным миром, при этом данные объекты имеет материальную форму. Пифагор говорил о мире, как о проявлении несовершенного воплощения совершенного.
Сознание, модуль, который помогает разуму осознавать окружающий мир, является, по последним данным ученых, эволюционным результатом.
Такой модуль можно считать самым из уникальных инструментов эволюции. Сознание является познавательным процессом, мы его не можем исследовать на материальном уровне, но можем создавать множество экспериментов, чтобы исследовать познавательный процесс. Чтобы разобраться с понятием сознание, требуется к его разъяснению подходить издалека. Мы уже знаем, что психика человека состоит из следующей структуры:
– психические процессы;
– психические состояния;
– психические свойства.
Психические процессы – многоуровневое понятие, интерпретируется условным обозначением психических явлений, направленных на познание окружающей действительности. Сознание, является процессом познавательным по своим функциональным способностям, в соответствии с исследованиями.
Познавательные: ощущение, воображение, восприятие, воздействие, мышление, внимание, речь.
Психика – субъективно в объективном отражает внутреннюю картину мира. Одно из нематериальных функциональных свойств поведения и деятельности человека, благодаря которой индивид через сознательную функцию становится личностью и имеет рефлекторный характер.
Сознание имеет разностороннее понятие, источники различных наук интерпретирует его по-разному. Естественные науки, например, физиологи, рассматривают сознание, как механизмы функционирования, переработки поступающей информации, медицина – акцентирует на нормальном состоянии высшей нервной системы. Социально-культурные науки видят более обширно, в социологии, сознание, определяется как рациональное, противоположно стихийному. А. Эйнштейн, говорил, – изменения состояние сознания – это не магия, а психология, а, скорее всего – физика. Австралийский философ Д. Чалмерс, видит сознание, как основу нашего существования и величайшей загадкой во Вселенной. Юриспруденция о сознании, говорит вот так: сознание – вменяемость человека, который способен отдавать отчет в действиях и поступках. В древние времена философ Рене Декарт близко выразил свое состояние, согласно пониманию сознания, «Я мыслю, следовательно, я существую». Первым, кто заинтересовался сознанием, был немецкий физиолог, Э. Дюбуа-Реймон для сознания, являлась таинственной инстанцией, за счет которого, функционирует организм человека. А. Р. Лурия, видел сознание в системе кодов, исходящих из головного мозга. Таким образом, со временем понятие преобразовалось в такое понимание, что головной мозг моделирует внешний мир, реальность.
Научная психология определяет:
– сознание – продукт работы мозга. (И. М. Сеченов)
– сознание – высшая форма отражения объективной действительности. (К. Ясперс)
– сознание – осознаваемое то, что лежит на поле внимания. (Э. Титчер)
– сознание – поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются. (У. Джеймс)
– сознание – элемент человеческой психики, он включает в себя бессознательное, которое определяет работу сознания и поведения человека, ядром является половой инстинкт. (З. Фрейд)
– элементы сознания – ощущения, образы и чувства. (В. Вундт)
Проблема понимания определение сознания не имеет общего обозначения и являются совершенно разными вещами, противоречивая друг друга.
Сознание – это понимание вменяемости индивида при выборе определенных действий процессов психики, интегрирует субъективное представление о мире, и о своем месте в нем, отражая объективизм.
С древнейших времен попытки взаимодействия людей и передача накопленного опыта, побуждало человека развивать коммуникации, нормы поведения в обществе, которые преобразовались в традиции, культуры. Познавательные процессы психики в течение долгого времени выстроили общую картину сегодняшнего мировоззрения и человеческой деятельности.
Психологические направления рассматривают сознание под разным углом, к примеру, бихевиоризм, основоположниками которой являются – Д. Уотсон, Э. Торндайк, возникшее в США в начале XX века. Предметом изучения является поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Сознание не рассматривают как высшую форму психики, относят ее к определению поведения. Трансперсональная психология, о сознании, говорят, как о более множественном спектре состояний. Школа современной зарубежной психологии, видят сознание в целостном образе, т.е. гештальт. З. Фрейд, основатель психоанализа, акцентировал свое учение на бессознательном. Он личность разделил на Я(сознание), Сверх-Я(подсознание) и Оно(бессознательное).
– Я – разумное начало индивида. Основные функции Я – познавательные и регулирующие. З. Фрейд относил Я к восприятию и сознанию человека, которое устанавливает контакт с внешним миром.
– Сверх-Я представляет собой систему культурных норм и ценностей, созданные обществом, окружающими людьми в раннем детстве, являющийся регламентом поведения человека в социальной среде. Психотерапевт Сверх-Я представлял, как определенный психический процесс, который наблюдал о соответствии соблюдения определенных идеалов, процесс регулировался положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями, в случае несоответствия соблюдения определенных форм поведения.
– Оно – биологические потребности или инстинктивные желания, вытесненные желания, которые побуждают удовлетворить потребности, поощряя получением удовольствия.
Одним из важных психических процессов в личности происходит при наличии конфликта Сверх-Я и Оно, такой конфликт подразумевает вражда процессов, заложенных природой с новообразованием, что человек развил после рождения, культурой цивилизации, морально-эстетических норм. Роль Я, является сознательным выбором позиции, между взаимоотношениями конфликтующих инстанций. Когнитивная психология рассматривает сознание, как познавательный процесс, который управляет психическими и биологическими системами человека.
Сознание, является активностью психики человека, познающая субъекта в действии, система знаний об окружающем мире и о себе, система самоорганизации и хранительница мыслительного процесса в определенный промежуток времени.15
Если говорить бытовым языком, то наша реальность имеет субъективный характер, благодаря психическим процессам, мы можем ощущать, чувствовать, видеть, поэтому мы мир воспринимаем по-своему. Чем больше наполнен наш внутренний мир, тем ярче наша реальность.
Многие психологи утверждают, что человек не всегда говорит, о том, что думает. Мало того, но они даже не все знают, о чем они думают. Наши сознательные процессы эволюционировали за несколько тысяч лет, вместе с ними расширились процессы воздействия на подсознательном уровне. В итоге мы можем сказать о важности высшей формы психики, как сознание, в нашей жизни, ведь она выполняет важные функции для будущего развития цивилизации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
И. В. Чернов. Научная статья, ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ДИСКУРСА (https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-razvitiya-sovremennogo-obschestva-spetsifika-nauchnogo-diskursa)
2
Рабочая концепция одаренности. Разработка и издание концепции осуществлены по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети». Авторский коллектив: Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003 – с.
3
Т. Ф. Кузнецова. Цифровизация и цифровая культура. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-tsifrovaya-kultura/viewer.
4
А. С. Некрасов, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова, В. В. Клепацкий. От «человека информационного» к «человеку цифровому» // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 3. С. 4-10.
5
(1)
6
М. А. Скляр, К. В. Кудрявцева. ЦИФРОВИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-osnovnye-napravleniya-preimuschestva-i-riski.
7
Ю.О. Данеев. Теоретический подход к цифровизации: обзор зарубежной литературы и новые направления исследования. https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-podhod-k-tsifrovizatsii-obzor-zarubezhnoy-literatury-i-novye-napravleniya-issledovaniya/viewer
8
С. А. Кравченко. ВОЗРАСТАЮЩАЯ РОЛЬ "ЦИФРОВОГО ТЕЛА" В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАПИТАЛЕ: ИЗМЕНЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ)
9
В. Б. Тарасов. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям// Новости искусственного интеллекта. – 1996. – №4. – С.40-84. С. 166-176
10
А. В. Тимофеев (СТАНОВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ АКСИОЛОГИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ/ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41039849
11
Ю. Скокова, И. Корнеева, И. Краснопольская и др. Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты. 2021 Исследование выполнено Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор» с. 80 – 2021.
12
Обзор международных исследовании по цифровизации энергетического сектора Дирекция по инновациям ФГБУ «РЭА» Минэнерго России 2021 г. с-37.
13
Одаренность и ее развитие в межнациональных коммуникациях ХХI века. // Сборник статей и методических материалов ХХIII международной научно-практической конференции. 28 октября 2019 г. / Под ред. действ. члена РАО, доктора психол. наук, проф. С. К. Бондыревой и доктора пед. наук, профессора В. Ф. Габдулхакова. Москва-Казань, 2019. 171 с.
14
В. Б. Тарасов. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям// Новости искусственного интеллекта. – 1996. – №4. – С.40-84. С. 166-176
15
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-soznaniya-v-paradigme-nauk-psihologii-filosofii-i-lingvistike/viewer