bannerbanner
Коэволюция сознания и операционных систем
Коэволюция сознания и операционных систем

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Смыслы – это память о состояниях функциональных систем нейронов, которые формируются постоянно в ответ на внешние и внутренние стимулы и обеспечивают как условно‑рефлекторную реактивность, так и связанную именно с рассудочной деятельностью, которая, конечно, основана на рефлекторной деятельности мозга, но превышает её качественно по своему разнообразию и адаптивному потенциалу. Смысл – это инструкция или рассказ о каком‑то совместном действии нейронов, которое оказалось наиболее адаптивным или дезадаптивным, победило в конкурентной борьбе по принятию частных решений или, наоборот, проиграло. Это можно сравнить с записями удачных или неудачных шахматных партий, что позволяет потом использовать указанные инструкции для более адаптивных стратегий. Инструкции и рассказы записаны такими же точно механизмами, т.е. нейронами. Это такие же функциональные нейронные системы, которые отражают то, что происходит с их соседями. Они копируют их поведение, но в целом делают то, что присуще нервной ткани вообще, отражают происходящее во внешней и внутренней среде. Только эти функциональные нейронные системы занимаются почти исключительно отражением действий себе подобных функциональных систем. Почему они это делают? Возможно потому, что так они ведут борьбу за метаболические и энергетические ресурсы. У соседа получилось хорошо – можно попробовать повторить успех.

Функциональная нейронная система, копирующая или кодирующая действия и состояния себе подобных, и есть мельчайший компартмент психики – её «клетка» или смысл. Жизнь смыслов заключается в воспроизводстве самих себя, в размножении, в дифференцировке, в интеграции, в иерархии. Вряд ли аналогию размножения смыслов можно искать в таких процессах, как митоз или мейоз, скорее можно искать её в ветвлении деревьев, хотя и тот же митоз, продлённый во времени, можно представить в виде древа. Именно эту способность создавать такие функциональные системы и её меру можно называть сродством, или аффинностью смыслов.

Психика – это жизнь нейронов, записанная на языке нейронов, книга, которая постоянно себя переиздаёт и у которой довольно много авторов – целый авторский коллектив. Число нейронов мозга огромно, но всё же конечно, их можно сосчитать. Число смыслов сосчитать нельзя. Это число в состоянии соперничать с самыми большими числами во Вселенной.


Ещё немного метафорически о жизни смыслов

Воспроизводство смыслов – непременное следствие и проявление психической деятельности, механизм её самоподдержания. Такая же загадка, как и загадка жизни. Интуитивная прозорливость христиан апостольского века возвела любовь в разряд главных религиозных ценностей и отождествила её с Богом. И сегодня немыслимо представить психическую деятельность без любви, но, определив её значение, её саму, в её внутреннюю сущность, не удаётся вывести определение консенсусное. Может, только аналогия позволит представить себе её природу – аналогия с гравитацией. Гравитация может представляться силой, но правильнее считать свойством искривлённого пространства‑времени. Вот и любовь – не сила, а свойство. Свойство того континуума, в котором действуют законы психической деятельности. Кроме того, можно попытаться определить любовь как антиэнтропийную силу или как закон тяготения смыслов.

Любовь, понимаемая как жизнедеятельность смыслов, с их аффинитетом, комплементарностью, воспроизводством, повседневно открывается нам на личностном уровне организации. Личность – это внешняя сторона организма смыслов, во взаимодействии организмов мы и усматриваем любовь. Однако такого рода связь приводит к взаимодействию отдельных мыслей, эта же связь формирует и другие формы смысловых взаимодействий – любовь к Родине, к Богу, к научной идее. Всё это любовь – ценность для человека более важная, чем жизнь. Нельзя не вспомнить слова апостола Павла о любви, с заключёнными в них многими формами красоты: красоты пророчества, математической формулы, поэтической формы, нравственного чувства.

Можно, конечно, попытаться исключить любовь как термин при описании аффинитета смыслов, применив терминологию из раздела теории информации, тем более что раз речь идёт о смыслах, такой подход напрашивается сам собой. В таком случае для описания взаимодействия смыслов можно говорить о семантических связях, сигнальных связях, информационных связях. Для любви можно отделить какое‑нибудь частное поле в теории смыслов – например, посчитать её специфическим проявлением смысловой активности – в рамках психической деятельности с присущими ей эмоциональными реакциями. Можно вообще вывести любовь за рамки смысловой деятельности, психологизировать это чувство и перенести его в разряд субъективных сущностей и оставив неопределённость, почему это чувство, одно из многих, испытываемых человеком, всё же самое главное, почему с ним связано большинство человеческих чаяний?

Можно, конечно, биологизируя или психологизируя термин, дать ему трактовку в существующих физиологических или гуманитарных концепциях, культурных традициях (литература, искусство). Но при этом, пожалуй, будет проигнорирован факт того, что любовь относится к специфически человеческой – к разумной деятельности. Описание любви как некоего частного случая информационных взаимодействий тоже, на мой взгляд, не совсем правильно, хотя порой и уместно. Можно дать ему трактовку как осознанному аффинитету смыслов или переживаемой информации, совокупности сигналов, включённых в структуру Я и субъективное переживание внешнего, ставшего внутренним и т.д. Можно найти и другие более или менее точные формулировки, отражающие важные свойства любви или важные следствия из неё.

Информационный подход продуктивен и неустраним при описании жизни смыслов. Однако он недостаточен без представлений и любви, уж если мы заговорили о жизнедеятельности смыслов, о самодостаточных смысловых цельностях, имеющих внутренние механизмы поддержания неравновесного состояния. Любовь, таким образом, может быть перемещена из сферы поэзии в сферу науки, будучи включённой в качестве понятия в теорию информации. Это справедливо, если считать, что достижения человеческого гения равнозначны и эволюционно планомерны. Отталкиваясь от откровений пророков, слов апостола Павла о любви, открытий учёных на заре кибернетики, можно выразить мысль, что понятия, описывающие явления одного порядка, представленные в неравнозначных семантических системах, могут эволюционировать до научных и современных, это относится, на мой взгляд, и к такому многомерному термину, как любовь. Любовь, став терминологической частью теории информации, станет и объектом изучения последней, без чего нельзя представить себе углубление представлений об эволюции материальных форм.


Музыка и разум

Казалось бы, раздел неожиданный. Прав был немецкий философ Г.В. Лейбниц, который считал, что музыкой человеческий разум исчисляет себя. Музыка – это звуковой ряд, наполненный смыслом. Но ведь не произвольный же ряд обретает смысл. По определённым законам только определённые последовательности обретают смысл, адресованный прежде всего к эмоциональной деятельности человека. Сигнал рождает эмоцию, эмоция кристаллизуется в мысль (образ, представление, умозаключение). Музыка понятна (переживаема) вне зависимости от языка, этнической принадлежности, потому что несёт в себе невербальные коды.

Что появилось раньше: вербальный или невербальный код? Непонятно. Вероятно, вербальный, так как его проще реализовать и он насущнее для организации социальных структур. Музыка, видимо, более позднее достижение человечества, возникшее в связи с отправлением религиозных культов, для достижения сходных и единообразных состояний сознания. Таким образом, музыка выполняет коммуникативную функцию, наряду с языком вербальным, языком пантомимики и мимики (жесты, танцы и др.). В музыкальном языке, пожалуй, более, чем в вербальном отражён универсальный предметный код. Я полагаю, что человеческое сознание прежде всего музыкально, а потом уже вербально. Именно в нотах нужно искать код человеческих мыслей и чувств.

Вербальный код – поработитель музыкального, перевод с эмоционального на рациональный язык. Человеческое сознание включает две подсистемы – музыкальную и вербальную. Их функции различны из‑за разной степени целеполагания. Вербальная система избирательна, осуществляет выбор цели, музыкальная подсистема формирует вариативный ряд для целеполагания. Вербальная подсистема производит отбор смыслов из музыкальной подсистемы, их перевод на язык целеполагания, ретенцию и при необходимости воспроизводство. Нотный ряд – способ вербализации музыкальных смыслов.

Что сначала появляется в онтогенезе человека: способность понимать музыку или способность понимать слова? Что формируется в первую очередь: музыкальная или вербальная подсистема сознания? Я думаю, что появление музыкальной подсистемы происходит позднее и связано это с подчинением эмоциональной деятельности мышлению. Мышление как организующий процесс прибегает для символизации, для удержания и при необходимости для воспроизводства тех или иных эмоциональных состояний и уровней бодрствования, с ним связанных, к музыке. Таким образом, переживание музыки тесно связано с организующим влиянием мышления на эмоциональную деятельность. Кроме того, с музыкальной подсистемой сознания связаны и интуиция, и творческая деятельность. Хотя, признаю, вопрос это неоднозначный и требует более тщательного анализа, который не может быть проведён в рамках настоящей книги.

Возвращаясь к теме появления сначала слова или музыки, я предположил, что слово филогенетически появилось раньше и в онтогенезе оно опередило музыку. Музыку филогенетически я приурочил к религиозным обрядам, а слово – к бытовым коллективным действиям. Но задумался, что, по крайней мере, в онтогенезе первые интонационные звуки, невербальные звуки, соединённые в последовательность и подчинённые ритму, направленные на достижение умиротворения, мы наблюдаем, когда мать баюкает дитя. Баюканье и есть первая музыка в жизни человека и она, конечно, опережает слово в коммуникативной роли. Что же касается филогенеза, то первые напевы, возможно, были связаны со значимыми коллективными действиями. Например, при охоте, когда происходил «разбор полётов», интонационные выкрики и ритм способствовали, наряду с пантомимикой и танцем, достижению эмоциональных состояний участников и длительности действий, помогали определить кульминацию события, завязку, исход. Следовательно, можно говорить, что музыкальность и словесность с самого начала шли рука об руку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2