bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Антаки: Близость – это когда ты отвращаешься от мира и его людей, за исключением духовных наставников, поскольку близость с ними – это средство обретения близости с Богом. (TSA 261)


Шибли: Близость – это уединение после экстаза зикра. (TSA 260)


Харраз: Близость – это беседа духа с Возлюбленным на собраниях приближенности к Нему. (TSA 261)


Шибли: Обретение близости с людьми – верный способ стать духовно несостоятельным. (TSA 260)


Харраз: Обрести близость означает отдать свое сердце Возлюбленному. (TSA 260)


Джунайд: Я сказал несколько слов о близости Хасану Масухи и затем спросил его: «Что же такое близость?». Он ответил: «Если все существующее под небесами погибнет в одно мгновение, я не устрашусь». (TSA 260)


Шибли: Тот, кто полагается на богатство, развращается; тот, кто полагается на людей, отвергается; тот, кто полагается на поступки, становится озабоченным; тот, кто обретает близость с Богом, достигает единения с Ним. (TSA 623)

Люди на мистическом пути к Богу

(ахл-и тарик-и Аллах)

Автор: Так называют идущих по Пути к Богу.



Рузбихан: Людей, идущих по Пути, можно разделить на три категории: привлеченный (маджзуб), приближенный (махуз) и путник (салик). Привлеченный продвигается по Пути посредством экстатических состояний; путник продвигается по Пути посредством совершения деяний и достижения стоянок; приближенный же упразднен от всего. Достигая Бога, он становится упраздненным даже от самой этой упраздненности в Боге. В этот момент для него больше не существует Пути, поскольку путешествие за пределы происходит через Вечное и преходящих форм больше нет. (SS 406)

Представь себе, что муравей – это могучий завоеватель;Представь себе, что колючка – это кинжал.Не досаждай усталому сердцу комара,Ведь через каждое сердце пролегает тропинка к Богу.

Шах Ниматулла Вали

Отдавать предпочтение другим

(исар)

Автор: Предпочтение суфием других людей перед собой проявляется в том, что он отдает им то, в чем нуждается сам.



Мухаммад б. Фазль: Аскеты отдают предпочтение другим перед собой в том, что им не нужно, а рыцарственные предпочитают себе других в том, в чем нуждаются сами. (TA 520)


Ад-Даккак: У благородства есть три степени: благородство как таковое (сихават), щедрость (джуд) и предпочтение других себе (исар). Когда человек совершает благое и не думает о себе, он является поистине благородным. Когда человек во имя Бога забывает о своем сердце, он – щедрый. Когда же человек во имя Бога забывает о своей душе, он практикует исар в истинном смысле этого слова. (TA 655)


Когда Гулам Халил вознамерился покончить с суфиями, он пошел к халифу и сказал ему: «Есть некие люди, которые только и делают, что танцуют, поют, занимаются богохульством и каждый день проводят в праздности. Они прячутся в пещерах и произносят наставления. Без сомнения, это еретики. Если повелитель правоверных повелит казнить их, то тем самым искоренит ересь, ведь эти люди стоят во главе всех еретиков. И если повелитель правоверных совершит это благое деяние, то я ручаюсь, что за свою заслугу он будет щедро вознагражден».

Халиф без промедления повелел привести к нему суфиев, и во дворец были доставлены Абу Хамза, Раккам, Шибли, Нури и Джунайд. Халиф повелел начать казнь, и палач решил начать с Раккама. Внезапно Нури, движимый чистосердечным порывом, бросился прямо к плахе, и, заняв место Раккама, восторженно воскликнул: «Казните меня первым!» «Еще не твой черед, – ответил палач. – К тому же под меч обычно не спешат».

«Суть моего Пути – отдавать предпочтение другим (исар), – сказал Нури. – А самое ценное в этом мире – жизнь. Я жертвую своей жизнью потому, что хочу подарить моим братьям еще несколько мгновений. Один миг в этом мире для меня ценнее тысячи лет в мире грядущем, ибо этот мир – царство служения, а тот – близости, а близость – результат служения».

Когда люди услышали эти слова, они обратились к халифу с просьбой помиловать Нури. Халифа впечатлили искренность и чистосердечие Нури, он повелел остановить казнь и поручил судье изучить дело. Допросив каждого из них по отдельности, судья направил халифу такое послание: «Если эти люди – еретики и богохульники, то нет на свете приверженцев Божественного единства».

Халиф повелел привести к себе суфиев и спросил, что он может для них сделать.

«Мы хотим, чтобы ты забыл о нас, – ответили суфии. – Не оказывай нам почтения своим приятием и не подвергай немилости своим отвержением, ибо для нас твое приятие – это отвержение, а отвержение – приятие».

От этих слов халиф прослезился и отпустил их с величайшими почестями. (TA 466)

Вера и неверие (иман ва куфр), верующий и неверный (мумин ва кафир)

Автор: Вера – это когда ты сердцем и душой подчиняешь себя Богу и повинуешься Его воле.



Джунайд: Сердце – это особое святилище Бога, и доблестен тот, кто не впускает в него чужаков. (TG 646)


Джунайд: Бог почитает верующего за его веру, которая подкреплена рассудком, а опорой рассудку служит терпение. (MH 382)


Джунайд: Неверие основывается на склонности потакать телесным желаниям, поскольку нафс не может пребывать в гармонии с утонченностью смирения перед Богом. Наоборот, он постоянно противится ему. Противящийся является отвергающим, а отвергающий – чужаком. (KM 251)


Когда Джунайда спросили о различии между сердцем верующего и сердцем лицемера, он ответил: «Сердце верующего обращается семьдесят раз за час, а сердце лицемера остается бездвижным семьдесят лет». (TA 449)

Неколебимо следующие по Твоему Пути,те, кто ведает духовные тайны,сокрыты от недальновидных взоров.Величайшая ирония заключается в том,что познавший Бога становится верующим,но люди называют его «неверным».

Руми

Идол

(бут)

Автор: Все, что занимает твои мысли, кроме Бога – твой идол.



Мамшад Динавари: Существуют различные идолы. Для кого-то это собственный нафс, другие делают идолов из детей, имущества, женщин, собственного достоинства, ежедневных молитв (намаз), поста, милостыни (закят) и своего внутреннего состояния.

Идолов – великое множество, и каждый привязан к какому-нибудь из них. Никто не свободен от этих идолов до тех пор, пока не познает состояние и стоянку своего нафса и не перестанет доверять ему в чем бы то ни было. (TA 611)

Худшее из времен

(бадтарин рузигар)

Абу Хазим Макки: Тебе случилось жить во времена, когда слова ценятся больше, чем поступки, когда знанием довольствуются больше, чем действиями. Так что ты застрял среди худших людей в худшее из времен. (TA 67)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Согласно правилам поведения в ханаке, считается невежливым вытягивать ноги в суфийском кругу, особенно в присутствии наставника. – Примеч. ред. рус. изд.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2