Полная версия
Александрийский Мусей от Птолемеев до Октавиана Августа
79
Alexander E. P., Alexander M. Museums in Motion. An Introduction to the History and Functions of Museums. – AltaMira Press, US, 2007. P. 3–4.
80
Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. – СПб, 2004. С. 70–97.
81
Указ. соч. С. 64.
82
Указ. соч. С. 66.
83
Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003. С. 13–22.
84
Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб, 2008. С. 40–45.
85
Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. – М., 2012. С. 19. Цитата приводится по второму изданию книги. В первом издании, выпущенном малым тиражом в Санкт-Петербурге, в 2006 г. (Издательство СПбГУКИ), имеются таблицы, обобщающие все известные на то время археологические и письменные свидетельства об античных Мусеях. Табл. I: Пространственный облик античных Мусеев: с. 245–252. Табл. II: Античные союзы служителей Муз: с. 253–258. Табл. III: Празднества в долине Муз времени эллинизма и Рима (виды состязаний и их участники): с. 259–260.
86
Lilii Gregorii Ziraldi Ferrariensis Syntagma de Musis. – Argentorati, 1511.
87
Krause J. H. Die Musen, Grazien, Horen und Nymphen mit Betrachtung der Flussgötter. – Halle, 1871.
88
Roediger F. Die Musen. Eine mythologische Abhandlung (Besondere Ausdruck aus dem achten Supplementbande der Jahrbücher für Classische Philolgie. – S. 253–291). – Leipzig, 1875. Reprinted: Kessinger Publishing (US), LLC, 2010. В этом исследовании (S. 280–287) впервые приводится подробный перечень всех известных на то время (в основном по письменным источникам) Мусеев.
89
Otto W. F. Die Musen und der göttliche Ursprung des Singens und Sagens. – Darmstadt, 1954. Nachdruck: 1971.
90
Larson J. Greek nymphs: myth, cult, lore. – Oxford, 2001.
91
Грейвс Р. Белая богиня. Избранные главы. – СПб., 2000. С. 146–203.
92
Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1, 2 и 3. – Л., 1972. С. 11–12.
93
Песнь о Хельге, сыне Хьёрварда, 5–6 // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. С. 253.
94
Речи Гримнира, 36 // Указ. соч. С. 213.
95
Zanker P. The Mask of Socrates. The Image of the Intellectual in Antiquity. – Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1996. P. 271. Fig. 246.
96
Op. cit. P. 273. Fig, 247. См. также: Kleiner Fred S. A History of Roman Art. Enchanced Edition. – Boston, 2010. P. 275. Fig. 18–19. Специальный раздел этой книги посвящён саркофагам с изображениями Муз (Philosopher Sarcophagi): P. 274–275.
97
Vita Pind., 2 // Жизнеописание Пиндара, 2 // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. – М., 1980. С. 5.
98
Этих животных Павсаний не перечисляет, но о том, как могла выглядеть вся композиция может дать приблизительное представление римская мозаика III в. от Р. Х. (Палермо, Museo Аrcheologico regionale Antonino Salinas, inv. 2287). Там, вокруг фигуры певца, разместились лев, тигр, леопард, бык, олень, змея, черепаха, ящерица, страус, павлин, антилопа, попугай, осёл, медведь и разные мелкие представители фауны. Немного беднее «зоопарк» мозаики из Удны (Тунис, музей Бардо, inv. 109), но там есть изображение обезьяны. Идентичный ряд животных и птиц показывает мозаика так называемого дома Орфея в испанской Цезаравгусте (Colonia Caesar Augusta; совр. Сарагоса, Museo de Zaragoza, Sección de Arqueología, sala 5, inv. 7588), где особо выделяются фигуры льва, медведя, тигра, леопарда. Мозаика из Эдессы, 194 г. от Р. Х. (США, Техас, Даллас, Dallas Museum of Art, inv. 1999.305) добавляет нам вепря, козла и ворона.
99
Уэст М. Орфические поэмы. C. 25 // htpp: www.nsu.ru.classics
100
О проблеме авторства см.: Позднев М. М. К вопросу об авторстве платоновских эпиграмм. // Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.1. СПб., 1997. С. 83–97.
101
Басаргина Е. Ю. Наглядное обучение астрономии в V веке до н. э. // Некоторые проблемы истории античной науки. Сб. научн. работ. – Л., 1989. C. 58–62.
102
Подробно об орфическо-пифагорейской модели Космоса см.: Житомирский С. Античная астрономия и орфизм. – М., 2001.
103
Диоген Лаэртский о Филолае Тарентском (VIII, 1, 46), но в другом месте (VIII, 6, 84–85) родиной философа называет Кротон.
104
Он уроженец Флиунта, но в Таренте учился у Филолая и Еврита. В списке Ямвлиха, возможно, в качестве тарентийца назван его тёзка.
105
Дильс Г. Античная техника. – М., 1934. С. 61.
106
Возможно, идея игрушки была навеяна мифом о Геракле, который с помощью медной погремушки распугал стимфалийских птиц (Diod. Sic, IV, 13).
107
См.: Huffman С. A. Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. – Cambridge, N. Y., 2005. P. 82.
108
Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. – M., 1989. С. 456.
109
См.: Щетников А. И. Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита // Пифагорейская гармония: исследования и тексты. – Новосибирск, 2005. С. 25–65.
110
Цит. по: Эллинские поэты. – М., 1999. С. 346–247.
111
Указ. соч. С. 200.
112
В русском переводе труда Феофраста написано: «…серебристый тополь в школьном саду» (Феофраст Исследование о растениях. – М., 1951. С. 163). В оригинале говорится: έν τω Μουσείφ. У Плиния Старшего, который, очевидно, цитирует Феофраста, написано: in museo. У авторов часто слово Мусей употреблялось в значении «учебное заведение», «школа» (как синоним к διδασκαλεΐον). Вероятно, поэтому M. E. Сергеенко дала такой перевод. Стагирское святилище Муз, действительно могло быть учебным заведением, и не исключено, что Феофраст, проживший в родном городе Аристотеля несколько лет и владевший там имением, не только наблюдал за деревьями в саду, но и преподавал в стагирском Мусее. Подробнее см. в следующей главе.
113
Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М., 1986. – С. 19.
114
Указ. соч. С. 20.
115
Παντερμαλής Δ. Δίον. Η ανακάλυψη. – Αθήνα, 2001.
116
Перевод на русский язык см.: Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. – М., 2012. С. 182–189.
117
Ныне эти плиты хранятся в портике двора старейшего публичного музея Европы – музея Франческо Шипионе Маффеи (Museo Lapidario Maffeiano; Museum Veronense) в Вероне (Италия). Текст Завещания был опубликован уже в первом каталоге музея, вышедшем в 1749 году (Museum Veronense. – Verona, MDCCXLIX. P. XIV–XXIX).
118
Описание и реконструкцию см.: Roux G. Le val des Muses et les Musées chez les auteurs anciens // BCH An. 78 (1). – Paris, 1954. – P. 22–48. P. Bonnard: reconstruction. – Fig. 2–3. Carte. – P. 23.
119
Первая публикация и подробный анализ: Jamot P. Le Monument des Muses dans le bois de l'Hélicon et le poéte Honestus // BCH An. 26, I. – Paris, 1902. – P. 129–160.
120
Полный перечень см.: Paus. X, 9, 3-10, 2.