bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Если народ объединяет несколько этносов, то получает цивилизационные преимущества, так как в таком государстве энергия социального прогресса от каждого этноса сохраняется, а энергия межэтнических конфликтов гасится. В государстве, и тем более в империи, межэтническая конкуренция преобразуется в межэтническую синергию развития.

Народные государства

Все первые государства в истории человеческой цивилизации были народными. Пусть в них были несправедливость, имущественное расслоение, профессиональные сословия, наследственная аристократия, вожди и монархи, но, в общем и целом, все граждане или подданные были формально равны перед едиными для всех законами. Конечно, существовали рабы и низшие касты, которые формировались из представителей покорённых племён. Прискорбно, но эти категории не считались «своим народом» и даже своим «населением», порою они не считались даже «людьми», так что и проблема их прав не существовала с точки зрения как самого государственного аппарата, так и с точки зрения большинства представителей народа – полноправных подданных или граждан. Да, гуманизма и интернационализма самосознанию человечества в те времена явно не хватало. Впрочем, как и в наше время.

Итак, народовластие – это определённое участие в управлении государством и формальное равенство перед законом подавляющего большинства населения. Среди историков существует термин «военная демократия», но он недостаточно раскрывает суть ранних государств – а именно, равенство всех социальных слоёв своего, свободного населения перед законом и перед набором существующих прав и возможностей. В первых государствах все социальные слои составляли единый социум, транспарентный для всех жителей, то есть этот социум можно считать классической общиной, только более высокого эволюционного уровня. В общине, как и в народном государстве, равенство обеспечивается за счёт прозрачности социальных отношений.

Поэтому эпоху народных государств следует называть государственно-общинной экономической формацией, государственно-общинным строем.

И ещё: «военную демократию» считают некой примитивной переходной формой от первобытнообщинного строя к государству, но это неверно. Однако, государственно-общинный строй возможен на любом технологическом уровне развития цивилизации, и об этом, по сути, говорят не только теоретики коммунизма и практики социализма, но и некоторые современные социально-экономические концепции будущего. Скорее временным и примитивным является общественный строй, основанный на прогрессирующем угнетении одной социальной группой (которая при этом непрерывно сужается и богатеет) всех других социальных групп (которые при этом непрерывно беднеют и обезличиваются).

Таким образом, бо́льшая часть древних и раннесредневековых государств не являлась эксплуататорскими. Отсюда вывод, что «безжалостное закабаление и бесправие нижестоящих сословий, жестокое угнетение народов» в древних и раннесредневековых государствах – всё это идеологические мифы историков эпохи капитализма, призванные оттенить и оправдать современную им тотальную эксплуатацию населения и репрессивный характер управления.

Конечно, история полна примеров, когда даже очень древние государства превращались из народных в паразитирующие на собственных гражданах. Но такая форма правления существовала в них недолго – как правило, на время одного-двух поколений властителей. Затем такую деспотию или олигархат свергали и уничтожали – либо сам народ, либо недовольная часть элиты, либо внешние враги, либо все вместе. Часто при этом гибло и само государство.

Эксплуататорские государства

И только в позднем средневековье практически во всех государствах стало распространяться очевидное и закреплённое в праве неравенство сословий. Государства постепенно переставали представлять собой единый социум, народ в них распадался на ограниченное в правах большинство – население, и на привилегированное в правах меньшинство – околовластную элиту. Это репрессивные, эксплуататорские государства. Настоящим историкам очевидно, что в древности Власть закрепляла традиционные права́ и привилегии граждан, а с переходом к капитализму Власть начала устанавливать всё новые обязанности и наказания населению. Граждане превратились в население.

Почему в средневековых государствах иерархия власти стала поражать в правах бо́льшую часть своего народа и выводить из-под закона саму себя и приближённые сословия? Основная причина в следующем.

Социальная эволюция шла значительно быстрее технологической и экономической: общественные, политические, международные отношения становились всё сложнее и всё опаснее. Затраты элиты на сохранение государства и на удержание своей власти возрастали на порядок быстрее, чем налогооблагаемая база. Правителям постоянно не хватало денег. Грабить соседние государства становилось всё труднее и накладнее. Поэтому средневековье отказалось от народной солидарности и узаконило эксплуатацию собственного населения. Такая же тенденция нам знакома и по современному выражению: «Люди – новая нефть!».

Вторая причина перехода к эксплуатации собственного народа – это эволюция жадности элиты и вырождение в позднем средневековье религиозной марали в буржуазное потребительство и жажду богатства.

Были и исключения. Например, древнерусская Новгородская республика никогда не была эксплуататорской, она успешно сохраняла народное управление на протяжении никак не менее 1 тысячи лет, с момента возникновения и вплоть до поглощения Великим княжеством Московским в 1478 году.

Итак, эксплуатация и правовая сегрегация собственного народа неизбежно ведёт к его деградации, а деградировавшее население не способно ни к развитию, ни к патриотизму, а без них ни одна государственная власть и ни одна общественно-экономическая система, ни одна страна долго не продержится. Эксплуатирующие и закабаляющие свой народ государства не жизнеспособны на длинной исторической дистанции, так как в них исчезает энергия масс. Поэтому, начиная с XIX века, антинародные государства стали постепенно и неизбежно уходить в прошлое. А наиболее передовые державы перенесли бремя эксплуатации со своих граждан на народы слаборазвитых стран – и так появились колониальные империи. Но и население колоний в условиях объективного прогресса общемировой цивилизации постепенно просвещались и осознавали себя – поэтому весь XX век прошёл под знаком борьбы народов за свои права, что фактически тождественно борьбе самих наций и стран за самосохранение на карте Истории.

Кризис государственности

Поэтому закономерно, что и в наше время продолжает стремительно углубляться кризис всех антинародных проявлений капиталистической системы. Даже несмотря на то, что уже на протяжении 100 лет капитализм изо всех сил пытается мимикрировать под народные государства, прячась за «национальные», «социальные», «инклюзивные» и тому подобные маски. Нарастающая сейчас глобализация мира под властью транснациональных олигополий угрожает сорвать переход большинства ведущих государств к народным формам правления. Более того, финансово-технологические корпорации стремятся не просто реанимировать эксплуататорский общественно-экономический принцип управления, но и уничтожить при этом сами национальные государства, а их население обезличить, дебилизировать и загнать в цифровое и биологическое рабство.

Главная задача передовых государств и осознанных народов на современном этапе – не допустить скатывания человеческой цивилизации в самопожирающую систему этого нового сословного порабощения.

Первое классическое государство

Но возвратимся к истории арта́ев. Большой союз арта́йских племён, образовавшийся на территории Алтая в VII тысячелетии до нашей эры, процветавший там в течение 4 тысяч лет, проводивший организованное заселение огромных просторов Евразии, бесспорно являлся первым государством в истории, в самом классическом понимании «государства».

Отсчёт государственной формы существования социумов на нашей планете необходимо вести с рубежа VII и VI тысячелетий до нашей эры. При этом, государство арта́ев было настоящим народным государством, что обеспечило ему недосягаемую и поныне длительность существования. И большинство последующих крупных держав, появившиеся в разных частях мира в результате организованных миграций арта́ев, естественным образом наследовали классическую государственность и народные принципы управления.

Прежде всего, это относится к государству а́риев, построенному арта́ями по прибытию на юг Русской равнины в первой половине V тысячелетия до нашей эры. Именно в этот период самоназвание «арта́и» чуть упростилось до «а́рии», сохранив и сам корень «ар» – земля, и смысл слова: «хозяева земли», «благородные», «избранные».

7. ВЕЛИКИЕ МИГРАЦИИ

Предпосылки великих миграций

Когда очень много людей, составляющих близкую этническую общность, организованно мигрируют, в течение жизни одного поколения, из одного географического ареала, на очень большие расстояния, в новые регионы, которые заселяют на постоянной основе – тогда это является «великой миграцией».

Само возникновение такого явления, как великие переселения, сама успешность дальних походов племён с целью колонизации новых территорий полностью зависят от нескольких условий.

Первое условие: только близкий выход на бескрайние сте́пи наводит человека на мысль о возможности переселения в дальние-дальние края. А Великая Евразийская степь – самая бескрайняя в мире.

Второе условие: только развитое сельское хозяйство создаёт крепкий продуктовый тыл для совершения дальних походов.

Третье условие: одомашнивание вьючных и тягловых животных.

Четвёртое условие: организовать такую масштабную экспедицию переселенцев под силу только многочисленному и высокоорганизованному социуму, то есть – государству.

Пятое условие: это государство должно находиться на экономическом и демографическом подъёме, чтобы формировать многотысячные и хорошо обеспеченные волны переселенцев, способных с помощью оружия покорять чужие территории. Важно: хаотичные толпы беженцев от голода, от стихийных бедствий, от врагов – никогда не смогли бы покорять новые, далёкие и уже обжитые территории. Представители волн великих миграций – это успешные представители успешных цивилизаций на пике успеха.

Именно поэтому, на заре цивилизации, лишь в Алтайском регионе существовал социум, который имел и возможности, и причины, и средства для организации трансконтинентальных миграций.

Мигрировали не в прямом смысле племена, как таковые, а по большей части молодёжь. Государство стремилось отправить со своей территории вовне большую часть этой самой социально рискованной и пассионарной группы населения, претендовавшей на свою долю земли, привилегий и власти в метрополии.

Выдвигались сразу по несколько тысяч человек в каждом таком «миграционном племени». При этом переселенцы буквально «снаряжались» в переход, в территориальную экспансию, снабжались остающимися в метрополии соплеменниками всем необходимым – продуктами питания, инвентарём, скотом, семенами, оружием. Продуктовые запасы рассчитывались минимум на 1 год – что давало возможность племени переселенцев пропустить один земледельческий сезон, двигаясь вперёд. За 1 год, даже за вычетом 3–5 месяцев холодов и дождей, мигранты могли пройти до 2–3 тысяч километров.

Первая Великая миграция

Первой Великой миграцией было расселение по миру арта́ев, которое началось в начале V тысячелетия до нашей эры с территории Алтая. Артаи выдвигались миграционными племенами, по несколько тысяч человек, не реже одного похода на 2–3 поколения. С самых первых походов переселенцы использовали быков – вьючных и тягловых, которых запрягали в сани-волокуши. Примерно в середине V тысячелетия до нашей эры артаи изобрели колесо и повозку. Их первые колёса представляли собой спилы толстых брёвен лиственницы. В конце V тысячелетия до нашей эры арта́и приручили лошадь и стали использовать её как тяглового и вьючного помощника. В начале IV тысячелетия до нашей эры артаи освоили верховую езду на лошади. Использование лошадей значительно ускорило и упростило массовые миграции.

В V тысячелетии до нашей эры племена арта́ев, двигаясь на Запад, последовательно расселялись по Северному Казахстану, по Южному Уралу, по югу Русской равнины. Миграции арта́ев из метрополии на Алтае завершились в середине III тысячелетия до нашей эры в связи с упадком их государства и приходом на Алтай племён сая́н.

К концу V тысячелетия до нашей эры, на южной территории Русской равнины, арта́и вновь стали особенно успешными и многочисленными. Здесь они нашли новый огромный сельскохозяйственный оазис – междуречье Волги и Дона. Здесь они построили новое государство. Именно здесь их самоназвание «арта́и» трансформировалось в «а́рии».

Вторая Великая миграция

Вторая Великая миграция – это расселение а́риев с территории волго-донского междуречья – распространялась волнами с начала IV тысячелетия до нашей эры, когда численность а́риев на юге Русской равнины уже превышала 3 миллиона человек.

Буквально в течение двух веков волго-донские а́рии волнами распространились по всей Европе, двигаясь по удобным ландшафтным коридорам. Их племена методично мигрировали во все регионы Восточной, Центральной, Западной и Южной Европы, а также в сторону Урала и Западной Сибири.

В это же время арии небольшими переселенческими экспедициями начинают постепенно осваивать и северную Европу, не смотря на суровые природные условия. Местное автохтонное население, которое жило севернее примерно 50-й широты, вело первобытнообщинный образ жизни, занималось охотой и собирательством. В социальном плане это коренное население Европы состояло из больших семейных групп, иногда годами не встречавшихся друг с другом. Люди заселяли северные широты Европы в период от 20 до 10 тысяч лет назад, поколениями перемещаясь сюда вслед за отступающим ледником. Но в суровых природных условиях огромных пространств, здешним людям так и не хватило критической демографической массы, для творческого и интеллектуального прорыва в технологиях и в культуре. В суровых местных условиях эволюция автохтонного населения почти стояла на месте, зачастую практически обрываясь массовыми вымираниями и тем самым постоянно скатываясь назад, почти в первобытное состояние. Это значительно упрощало ариям освоение северных территорий Русской равнины.

Ближе к середине IV тысячелетия до нашей эры а́рии совершают переселенческие походы на Юг, по менее благоприятным для передвижения направлениям. Прирост населения в волго-донской метрополии вынуждает преодолевать горные районы. С юга Русской равнины племена а́риев попадают на Кавказ (территория таких современных стран, как Россия, Грузия, Армения, Азербайджан); в Переднюю Азию (сегодня это Турция, Сирия, Иордания, Ливан, Ирак, Иран).

Вообще, миграции а́риев с территории Русской равнины на Юг и Юго-Запад окончательно прекратились только в начале I тысячелетия до нашей эры. Это произошло в связи с тем, что в южнорусские степи и в Предкавказье пришли племена сая́н – прототюрок, которые отрезали пути миграции на Юг и вообще оттеснили а́риев ближе к центральным регионам Русской равнины.

А вот в Западную и Северную Европу арии продолжали совершать хоть и организованные, но уже относительно маломасштабные миграции, вплоть до середины I тысячелетия нашей эры.

Третья Великая миграция

Третья Великая миграция началась в конце III тысячелетия до нашей эры, уже с территории Передней Азии. К этому времени местные арийские государства, построенные в союзе с автохтонными племенами, стали настолько успешными и многолюдными, что им, в соответствии с уже озвученными законами социальной эволюции, остро потребовалась миграционная экспансии. Поэтому с территории Передней Азии потоки арийских миграционных племён направились в Центральную Азию (современные страны – Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан) и в Южную Азию (в настоящее время – Афганистан, Пакистан, Индия).

В Индию а́рии пришли на рубеже III и II тысячелетия до нашей эры. Ещё до основания арийско-ведической государственности, арии оказали значительное культурное влияние на автохтонную Индскую цивилизацию.

Миграции а́риев с территории Ирана в Южную и Центральную Азию продолжались до начала нашей эры.

Арии на новых территориях

На всех новых территориях а́рии основывали свои поселения и города, и со временем, благодаря технологическим преимуществам сельского хозяйствования, разрастались в большие популяции, составляющие либо значительные, либо подавляющие доли местного населения. Арии всегда и везде стремились к максимальному сохранению базовых оснований своей этнической самобытности: родного языка, традиций, мифологии и обрядов, социального устройства.

При наличии многочисленного автохтонного населения на каких-либо территориях Европы или Азии, а́рии, как правило, включали элиту местных племён в свои ряды и тем самым способствовали формированию новых этносов на основе своей более высокой культуры и технологических знаний. При этом менее развитые языки местного населения естественным образом трансформировались на основе арийского языка. Так формировалась самая большая языковая семья на Земле – «индоевропейская». Количество людей, говорящих на этих языках, в настоящее время приближается к 3 миллиардам.

Носители индоевропейских языков проживают на всех континентах и в большинстве стран, поэтому правильнее было бы вернуться к ранее существовавшему названию «арийские языки». Очень жаль, что самоназвание, культура и символика древнейшего народа, стоявшего у истоков человеческой цивилизации, в том числе у истоков русской цивилизации, оказались скомпрометированы мелькнувшим на горизонте истории кровавым нацистским маньяком.

И действительно. Арии стали катализатором развития или прямым источником большинства древнейших цивилизаций: месопотамской, египетской, хеттской, иранской; а также последующих древних цивилизаций: этрусской, кельтской, греческой, римской, скифской.

Скифы – это прямое продолжение цивилизации артаев-ариев на Русской равнине.

Такими же древнейшими на нашей планете, но независимыми от а́риев цивилизациями, являются только индская (развивалась примерно с середины V тысячелетия до нашей эры, но ко времени прихода а́риев в долину Инда, в самом начале II тысячелетия до нашей эры, эта цивилизация уже пришла в полный упадок) и китайская цивилизация (зародилась в начале VI тысячелетия до нашей эры).

Четвёртая Великая миграция

Четвёртой Великой миграцией стало расселение сая́н, которое началось также с территории Алтая и Саян в начале II тысячелетия до нашей эры. С бо́льшей или меньшей интенсивностью, из этого и соседних регионов, сая́не и их производные этносы – главным образом, тюркские – совершали миграции в течение трёх тысяч лет, вплоть до позднего средневековья.

Потенциал экспансии саян-прототюрок с территории своей метрополии в Саянах стал постепенно сходить на нет и иссяк в середине I тысячелетия нашей эры. Вскоре метрополия саян, как и алтайцев до них, совсем перестала играть заметную роль в истории. Причина в том, что сельское хозяйство больше не являлось основой лидерства этносов и государств: на первый план вышли технологии промышленного производства, успехи торговли, эффективность денежной политики и системы государственного управления. Всего этого в регионе Алтай-Саяны-Байкал так и не появилось. Почему? Потому, что слишком долго эти места были донорами пассионарного населения для всего остального мира.

Потенциал экспансии тюрок, как пост-саян, с западной части Великой Евразийской степи, сохранялся на очень высоком уровне вплоть до XIV века нашей эры. Причина их успеха во многом в том, что они, владея Степью, стали цивилизационными посредниками между классическими городскими государствами Европы и Азии. Благодаря этому, они не только контролировали торговлю, но и развивали необходимые технологии и ремёсла.

В рамках Четвёртой Великой миграции важно отметить её наиболее известную составную часть – так называемое «Великое переселение народов» в IV–VII веках нашей эры. Началом этого переселения стала миграция с территории приалтайской степи в Европу племенного союза гуннов. Гунны, вопреки про-римским и евро-центристским историкам, обладали развитой для своего времени государственностью, культурой и даже рунической письменностью. Это был многочисленный этнос, сформировавшийся из потомков саян. Гунны не «бежали от усилившихся китайцев», а планомерно выдвинулись в Европу всё по той же причине перенаселения своих традиционных территорий. Гунны пришли на юг России в самом начале IV века, но не достигли здесь большого успеха в экспансии, так как местные высокоразвитые арийские племена скифов, живших несколькими союзными царствами, не дали им широко развернуться и осесть. Скифы лишь отступили на сотню – другую километров севернее. Поэтому гунны, не сбавляя напора, двинулись дальше в Европу, раздвигая и будоража местные племена и народы, которые пришли в движение и буквально перекроили этническую карту Западной Европы.

Пятая Великая миграция

Пятой Великой миграцией можно считать постепенное расселение по Европе уральцев (также их условно называют финно-уграми). Напомним, что уральцы – это ветвь байкальцев, вытесненных саянами примерно три тысячи лет назад с Байкала. Часть этих байкальцев, спустя примерно одну тысячу лет, пришла через Западную Сибирь на Урал. То есть, этот переход был скорее постепенным расселением, чем организованными миграционными походами.

На протяжении этой тысячи лет по пути расселения, байкальцы контактировали с многими местными западносибирскими племенами. То есть, тысячу лет байкальцы находились в перманентном этногенезе. Придя в конце старой эры за Урал, будущие «финно-угры» создали множество поселений. В течение нескольких веков они превратились в мощный племенной союз, обладавший начальной государственностью. И вскоре начались их миграции.

Первые потоки уральцев пришли из-за Урала в Восточную Европу в I веке новой эры. Миграционные племена уральцев были не очень многочисленны и не имели преимуществ в технологиях и военном деле по сравнению с уже проживавшими там европейскими народами. Некоторые группы осталась в русской глубинке, но бо́льшая часть пошла к побережьям – в Прибалтику, Польшу, Германию. В эту волну уральцы повсеместно в Центральной и Восточной Европе оказались в подавляющем меньшинстве, полностью ассимилировались и потеряли свою этничность, за исключением большого племени на территории будущей Венгрии. Также повсеместно, кроме Венгрии, уральцы первой волны перешли на пост-арийские языки славянских племён, почти исключительно заселявших в то время Восточную и Центральную Европу. Наибольшая, после Венгрии, плотность уральцев, хотя и ассимилировавшихся, и перенявших пост-арийские основы языка, образовалась среди балтов (литовцы и латыши).

Вторая, более мощная волна уральцев пришла на Русскую равнину в III веке нашей эры. Часть из них влилась в местных славян – в русских, и ассимилировалась. В эту эпоху славяне абсолютно доминировали в Европе под разными этнонимами, от Урала до западной Германии, от Поморья и Эстонии до Венеции, Болгарии и Кавказа. Но об этом – позже.

Другие племена второй волны, обосновавшись на менее заселённых локальных территориях Русской равнины, наладив дружественные отношения с коренным населением, сохранили свою этничность и языки уральской семьи.

Третья волна уральцев пришла в IV–V веке нашей эры в малонаселенные территории современных Финляндии и Эстонии. Южнее им пройти не дали русские князья. Основная часть мигрантов там и осела, благополучно существуя до наших дней. А те уральцы, что решили пройти дальше – на территорию Швеции и Норвегии – были вскоре частично истреблены, частично ассимилированы пост-арийскими германскими племенами.

Уже в раннем средневековье очаг предыдущего племенного расцвета уральцев – Восточный Урал – пришёл в упадок и опустел. Причины типичны – метрополия уральцев была обескровлена постоянными исходами наиболее пассионарных социальных групп, хозяйственный уклад переставал развиваться, к тому же в V–VI веках произошло серьёзное похолодание, сделавшее очень неуютным проживание в зонах с резко-континентальным климатом.

Таким образом, в истории формирования этнической карты человечества было пять великих миграций.

8. ТРИ ВИДА ДРЕВНИХ НАРОДОВ

Дерево, кожа, камень

Говоря о древних народах, мы имеем в виду первые государства, или, как минимум – большие племена и племенные союзы, обладавшие начальными признаками государственности.

Древние государственные образования можно с некоторой долей пафоса разделить на народы Дерева, народы Кожи, народы Камня.

На страницу:
3 из 5