Полная версия
Неизвестное о музыке и великих музыкантах
В Духовном Центре человека – в Самом Истоке Эстетического Сознания мгновенно осознается Светоносная Эстетическая сущность Гармонии и Эстетическая сущность Звука и Музыки. Если же у человека не развито Эстетическое Сознание Духа, то он пребывает в обыденном сознании. И Красота сама по себе ему не доступна. Но он может видеть и слышать проявления Красоты в материальных предметах искусства и объектах природы. В лучшем случае он может видеть красивые вещи, но видеть само Прекрасное как таковое, которое и делает все красивое красивым, он не может.
Это подобно тому как Гипппиус в Диалоге Плагона «Гиппиус Больший» не понимал вопросов Сократа, который спрашивал его о том, ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА САМА ПО СЕБЕ, а высокомерный и считающий себя знатоком всего Гиппиус отвечал на вопрос ЧТО КРАСИВО т.е. о материальных объектных проявлениях Красоты – молодая женщина, лошадь или расписанный орнаментом кухонный горшок и т.п..
Или как Сальери, который хотя и был профессиональным музыкантом (да еще и с авторитетом среди себе подобных), но который все же не мог понять Моцарта и осознать в чем тайна его Гениальности. А Моцарт говорил, что он в моменты творчества слышит всю будущую 40-ка минутную симфонию в одно мгновение целиком и даже видит ее в своем уносящемся в небеса сознании. Это возможно именно благодаря подлинно духовному Эстетическому Сознанию. Моцарт обладал высочайшим Эстетическим Сознанием, благодаря которому он и слышал, и видел (Звуко-Свет) Музыку в ее Эйдосе, как сказал бы Платон, в ее Источнике (т.е. в ее небесном эмбрионе), когда она еще не родилась в земном мире. Но для таких как Моцарт, Бах или Бетховен видеть и слышать еще не написанную симфонию всю целиком в одно мгновение возможно потому, что на высоте Эстетического Сознания, которым они обладали, времени просто нет!..
Вы скажете, как же так, ведь музыка – это временное искусство и без времени невозможно. Вы правы, но это так только в физическом 3-х мерном мире. А в высших мирах на плане, который Платон называл Эйдосферой – сферой Эйдосов, Перво-Идей и Первообразов любое творение или произведение искусства, в том числе и музыка, существует вне времени, в вечности. И только когда оно опускает на земной физический план, оно проявляется во времени. Но проявленное на земле творение или произведение Платон называл копией, оригинал которой находится в Эйдосфере. А копия, которую люди принимают за реальность на самом деле является иллюзией Реальности, а не самой Реальностью как таковой.
Приведем несколько примеров, чтобы сказанное выше стало понятно.
Как вы думаете, одна и та же нота или один и тот же звук на одном и том же инструменте, но сыгранный разными музыкантами звучит одинаково? Или одно и тоже музыкальное произведение, с одними и теми же нотами, на одном и том же инструменте, но сыгранное разными музыкантами звучит одинаково? Нет, не одинаково. Для чуткого слуха они будут звучать по-разному. И эта разница происходит от разного уровня Эстетического Сознания исполнителей и слушателей и от Эстетики звука и музыки, которая по-разному проявляется в разных обстоятельствах и в различных пространственно-временных координатах, событиях и в различных полях сознания и разума…
Все знают, например, что скрипки Антонио Страдивари звучат несравненно лучше, чем скрипки других мастеров или просто фабричные скрипки. Почему? Потому что Страдивари обладал особым даром – позволявшим ему своим внутренним слухом слышать особую эстетику скрипичного звука. Именно это внутреннее духовное пред-слышание Эстетического Идеала скрипичного звука особого звучания и было проявлением его Эстетического Сознания. И именно этот слышимый внутри особый звук скрипки и заставлял его искать, экспериментировать и добиваться соответствия звучания скрипки тому эстетическому идеалу звука, который слышал в своем Эстетическом Сознании великий мастер.
Так же и Никола Паганини, обладавший божественным даром Эстетического Сознания, слышал внутренним слухом живой звучащий Эстетический Идеал скрипичного звука исполняемого произведения в каждой конкретной ноте и воплощал ее в своей игре и в своих произведениях новыми необычными приемами звуко-извлечения. Ибо Эстетика Звука и Эстетический Идеал звука – это духовно воспринимаемое качество Эстетического Сознания, подобно запаху розы или цвету облаков, освещенных утренним Солнцем…
Возьмём к примеру, исполнение произведений Л. В. Бетховена. Известно, как необычно звучал рояль во время исполнения им собственных произведений. Слушателям иногда казалось, что звучал целый оркестр, когда он на рояле играл, например, свои сонаты. Л. В. Бетховен, как и И. С. Бах обладал широчайшим пространственным и глубочайшим духовным эстетическим слухом и слышанием и яснослышанием. Оба эти композитора обладали —эстетическим сознанием космического масштаба, и такой же космической эстетикой музыкального звука!.. Достаточно послушать Токкату и фугу Ре-Минор для органа и Си-Минорную Мессу Баха или сонату Аппассионату и 9-ю Симфонию Бетховена.
Святослав Рихтер – пианист высочайшего Эстетического Сознания обладал таким же внутренним слышанием эстетически идеального музыкального звука, как и Бетховен! Именно поэтому фортепианные произведения Бетховена никто не исполнял так артистически точно и глубоко, как С. Рихтер. Это всегда было так, как если бы играл сам Бетховен. Также художественно точно и эстетически глубоко С. Рихтер исполнял И. С. Баха, как если бы это были его собственные произведения…
Можно привести пример игры на флейте самого Кришны, Аватара Бога Вишну. Духовная Сила и Мощь игры Кришны была такова, что звуки флейты могли двигать облаками, останавливать ураганы, двигать реки вспять, поднимать и передвигать горы, усыплять целые армии, исцелять болезни души и тела, приводить в экстаз всех слушающих существ, давая им божественное наслаждение. Еще юношей играя на флейте Кришна мог сделать так, что посреди зимы наступала весна, расцветали цветы и деревья, текли ручьи, пели и веселились животные и птицы. Своей игрой Кришна приводил в восторг богов, богинь, великих святых Риши, животных, людей, всю природу, Солнце и все планеты вместе с их обитателями и все были счастливы и чувствовали себя вознесенными на небеса.
Это пример высочайшего проявления Силы Божественного Эстетического Сознания проявленной в Божественной Эстетике Музыки Кришны!..
Можно привести пример Аполлона, воплощенного на Земле Солнечного, Сияющего, Лучезарного Бога, как его называли люди. Он играл не только на кифаре, Он играл на любых инструментах и даже без инструментов. Он мог создавать в космосе любые Разумно-энергетические хоры и оркестры и музицировать ими как своими инструментами, создавая Космическую Музыкальную Реальность Высшей Божественной Красоты! Аполлон не только величайший Музыкант, но и Творец Космической Красоты, Гармонии и Эстетической Культуры!
Почти такими же качествами обладала и музыка легендарного Орфея и Леля. Ибо и у них было божественное Эстетическое Сознание. И их музыка обладала высочайшей духовно-пространственной эстетикой звука.
Возможно на фоне современной бездуховной музыки это кому покажется мифом. Но и мифы и легенды были реальностью древнего мира…
Тансен – придворный музыкант великого могольского Императора Акбара, пел играя на тампуре, или играл на ситаре и совершал своей музыкой удивительные, чудесные и незабываемые вещи… И это сравнительно недавний исторический факт.
Так однажды Император Акбар спросил у Тансена – какие чудеса может совершить его музыка? Был солнечный полдень. Тансен ничего не сказав в ответ просто начал петь, сопровождая свое пение игрой на тампуре и через несколько минут все вокруг начало темнеть, да так что стало темно как ночью и на небе выступили звезды. Акбар и все присутствующие были потрясены! Тьма, как показалось всем присутствующим, долго не собиралась уходить. Ошарашенный император попросил Тансена побыстрей вернуть дневной свет. И тогда Тансен снова запел и заиграл и постепенно в дворцовый сад вернулся свет полуденного Солнца!..
Тансен еще с детства слышал музыку во всей окружающей его природе – в грохоте грозы и в дуновении ветра, в пении птиц и журчании ручья, в шуме дождя и в голосах животных. Он уже в детстве обладал эстетическим сознанием, хотя и не осознавал этого.
Тансен обладал уникальным голосом и божественным мастерством исполнения классических раг и другой музыки. Он часто импровизировал. Его игра и пение совершенно завораживала слушателей, которые с его благословения погружались в каждый звук и трепетно постигали скрытую в этих звуках тайну Божественной Музыки Любви. Силой своего голоса и одновременной игры на танпуре или игры на ситаре он мог исцелять людей от душевных ран и телесных недугов, успокаивать животных, зажигать светильники, вызывать дождь и побуждать деревья цвести и плодоносить…
По тайному заговору один из завистников Тансена нашептал императору Акбару, что бы тот попросил Тансена сыграть рагу Дипак. Тансен предупредил императора о том, что рага Дипак может создать такой жар и пламя, которое может сжечь его тело и даже окружающие строения дворца. Но император продолжал настаивать на своем. Тансену пришлось подчиниться.
И вот настал день выступления. Императорский двор был полон гостей и придворных. Многие приехали из других городов чтобы послушать как Тансен исполнит редко звучащую труднейшую рагу Дипак. На стенах висели не зажженные лампы и светильники. Тансен с танпуром в руках был готов начать. Как только Император пришел и сел на трон, великий музыкант начал Алап – первую часть раги. Когда он запел рагу ничто не предвещало беды…
Тансен продолжал петь, сопровождая свое пение игрой на танпуре. Воздух становился все жарче. Слушатели начали потеть и утирать пот с лица и шеи. Листья и цветы в саду начали высыхать и поникать. Птицы разлетелись. Вода в фонтанах начала кипеть и превращаться в пар. Вдруг все лампы и светильники загорелись. Люди сначала восторженно выражали свое изумление, а через несколько минут в ужасе стали разбегаться.
Потрясенный Император поднялся и стоя, слушал и наблюдал с благоговейным трепетом и страхом что же будет дальше. Роза в его руках высохла сжалась и упала на пол. Тело Тансена было горячим, но он поглощенный исполнением раги Дипак продолжал возбужденно петь! Когда его голос достиг кульминационных звуков его тело загорелось пламенем.
Предвидевший такое развитие событий Тансен, заранее договорился со своей дочерью Сарасвати о том, что в противовес раге Дипак, она начнет играть рагу Мерх Малхар, чтобы утихомирить создаваемый рагой Дипак жар! Сарасвати сначала замешкалась от волнения, но потом сосредоточилась и начала играть рагу дождя. Она играла с таким глубоким чувством, что вскоре все небо покрыли дождевые облака и на землю пролился благодатный ливень, охладивший жар в теле Тансена и потушивший пламя в начавших гореть вокруг него мебели и других вещах дворца.
Испугавшийся Акбар вздохнул с облегчением. Внутренне он уже раскаялся в том, что заставил Тансена исполнить такую опасную рагу, которую исполняют только в особых случаях, но не для удовлетворения любопытства. Но Тансену не просто было охладить внутренний огонь, зажженный рагой Дипак. Он заболел и ему понадобилось целых два месяца чтобы вернуться к своим обязанностям при Дворе Императора Акбара.
И таких примеров мощного воздействия музыки на окружающую действительность и на людей было множество в творческой жизни Тансена. Он был не только гениальным музыкантом, но и поэтом и теоретиком Ведийской и традиционной Индийской музыки. Он был носителем высочайшего Света подлинной Эстетической Культуры на Земле!..
Скрытая духовная мощь Звука велика! И когда музыкальный звук исходит из глубин Духовного Эстетического Сознания великого музыканта он обладает великой созидательной силой!..
Итак, что же такое Эстетика Звука?
Эстетика Музыкального Звука – это интегральное целостное качество многомерного Музыкального Звука, определяющее его высшие Эстетические Свойства, такие как – Возвышенные Свет, Любовь, Красота, Гармония, совершенство и Радость…
В каждом отдельном музыкальном звуке отражаются все остальные звуки мелодии, гармонии и все остальные звуки, и паузы данного музыкального явления, будь то бесконечные потоки Музыки Безмолвия, или Музыки Сфер, или Музыки Богов, или Музыкальная Импровизация на Небесах или на Земле! Это подобно тому как в каждом электроне скрыта целая Вселенная. Где каждое в каждом. Где Абсолютный Минимум равен Абсолютному Максимуму!.. Так и Эстетика каждого Музыкального Звука содержит в себе всю Эстетическую Реальность Вселенной!..
Эти высшие свойства Звука исходят из Света Абсолюта – Творца, который составляет Чистоту, Силу и Природу целостного Эстетического как такового. Безусловная Беспредельная Божественная Любовь определяет Единство всего Эстетического Сознания и его высшую Радость! Возвышенная Красота как таковая, является основанием и природой Эстетического Бытия и Сознания. Гармония как Божественное начало является основой высшего Эстетического Совершенства и сознательной природой всеобщего взаимодействия. Радость Творящего Сияния Высшего Эстетического Света Бытия составляет саму природу Эстетического Наслаждения!..
Так в своем духовном развитии и восхождении человек, стремящийся к Эстетическому Идеалу совершенной жизни будет находить все новые проявления нескончаемой Возвышенной Красоты Эстетического Сознания в своем безпредельном Духовном Сердце, идя по ступеням восходящих миров Вселенной!..
2. Место музыки среди других видов искусства по Классификации Аполлона
Художественное творчество имеет ценность только если оно наполнено Светом высокой Духовности. И именно это его качество способно вести человечество по Пути Света и Духовной Эволюции.
Рассмотрим Художественное Творчество с этой точки зрения Аполлоновской Классификации Видов Искусства. Данная Аполлоном Классификация Видов Искусства основана на Духовности и Светоносности видов искусства – т. е. Силы Духовного Света присутствующей в каждом произведении искусства данного вида. При таком правильном подходе мы видим, что Аполлон поставил музыку на первое место. Также и в Древне Индийской Эстетике музыка стоит на первом месте среди других видов искусства и считается самым божественным видом искусства. Более того, музыка в Индии с древнейших времен использовалась в Йоге, Медитации и других духовных практиках как метод духовной самореализации и Единения с Богом.
Согласно Классификации Бога Олимпийца Аполлона, на первом месте стоит МУЗЫКА, а вместе с ней ПОЭЗИЯ и ТАНЕЦ как три стороны Одного Единого Целого – первичной Вибрации ОМ или АУМа – Перво-Слова, Логоса и Движения этой вибрации. Причем, и Музыка, и Поэзия и Танец являются Божественным Триединством. В Древнем Мире Музыка, Поэзия и Танец представляли собой Один Единый и целостный вид Искусства. Позже эти виды искусства стали рассматриваться как отдельные. Но изначально, а также в древнем мире эти три вида искусства так же существовали как Одно Единое Целое.
В Безначальном Начале Вселенной был только Первичный Звук – Ом (АУМ). Этот Звук был носителем высочайшей энергии и вибрации. Именно отсюда и берут начало Музыка, Поэзия и Танец – это все есть движение, а движение зарождается в первоначальной вибрации ОУМа. Вместе с движением рождается и Ритм. Поэтому в древнем мире пели гимны и одновременно водили хороводы, подобно ритмичному вращению небесных сфер, галактик и звезд.
Еще в VII веке до нашей эры музыка сохраняла свое единство с поэзией в творчестве божественной Сапфо. Хотя танец уже имел склонность к отделению от первоначальной троицы, но тем не менее он часто присутствовал в мелической музыкальной поэзии как необходимая часть ее выразительности. Это была мелическая музыкальная танцевальная поэзия.
В мелической поэзии слово неотрывно от мелоса, стихотворная строка неотрывна от мелодии, ее несущей и дающей ей силу и выразительность. Эта поэзия поется и часто поется в танце. И по-настоящему она поется сердцем наполненным божественный огнем любви! И каждое новое слово, и каждый новый стих – это новый мотив, новая мелодия, новая пластика, новая гармония, новая музыка и новая красота!.. И этому фонтанирующему огню творчества нет ни начала ни конца! Это безбрежный океан музыкальной поэзии, наполняющий собой Вселенную. И это было реальной жизнью Сапфо по той важной причине, что ее сознание было поднято на очень высокую ступень – возвышенного Эстетического Сознания. И всюду она видела Красоту и все сущее было для нее предметом любви, радости и высочайшего Эстетического Наслаждения!..
ВИДЫ ИСКУССТВА ПО КЛАССИФИКАЦИЯ АПОЛЛОНА
Итак, если рассматривать Художественное Творчество с точки зрения его Духовности и Светоносности т. е. Силы Духа и Света в нем присутствующей, то в этой Аполлоновской Классификации ВИДЫ ИСКУССТВА выстроятся в следующем порядке:
На первом месте будет: МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ, и ТАНЕЦ как три стороны Одного Единого Целого – первичной Вибрации ОУМа – Перво-Слова – Логоса и Движения этой вибрации. Причем, и Музыка, и Поэзия (литература), и Танец являются Божественным Триединством. Позже, с падением уровня сознания людей эти виды искусства стали рассматриваться как отдельные. Но изначально, а также в древнем мире все эти три вида искусства так же существовали как Одно Единое Целое.
Надо сказать, что на высших божественных уровнях Бытия в мирах Высокой Духовности все виды Искусства представляют собой Одно Единое Целое. Там нет разделения на отдельные виды искусства как на современной Земле в 3-м измерении, для которой Аполлон и дал свою классификацию, чтобы показать какой она была в Золотом Веке и какой она должна быть по своей духовной сути. Но даже на нашей планете вдумчивый духовно развитый исследователь может распознать, что в каждом отдельном виде искусства содержатся все прочие виды искусства, как это и есть на Небесах – на планетах высших измерений.
Далее идут такие виды искусства, как РИСУНОК в древнем мире (Петроглифы) и ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ в современном. Это объясняется тем, что даже непрерывное движение каких-либо объектов создает, сакральную геометрию или устойчивую структуру движущейся системы частиц, орнамент. Движение таких объектов как атомы и молекулы или солнечные Системы и Галактики имеет свою устойчивую зафиксированную ритмику и структуру или рисунок (графику).
Простой пример, если на стеклянною плоскость насыпать немного песка и подать к ней вибрацию, то песок начнет выстраиваться в определенный орнамент или рисунок. И в зависимости от частоты вибрации стеклянной плоскости рисунок или узор будет меняться.
Но в живописи есть много таких элементов, как цвет, свет, тень и т. п. Они показывают наличие внутреннего Духовного Света в произведении. Так становится очевидным, что картина, несущая Духовный Свет, будет источать или излучать этот Свет, если даже источник Света находится в окружении темных цветов.
Далее в данной классификации видов искусства следует СКУЛЬПТУРА. Она аналогична рисунку, но имеет объем. И это уже вносит новое измерение в изображение художественных образов. Так, например, Античная скульптура человека рассматривалась в то время как выражение космоса. В теле человека, как в микрокосмосе может быть выражена вся глубина космоса и его различные измерения. А так же, если вспомнить множество скульптур богов у разных народов, то становится очевидной связь скульптуры с духовным космосом и с духовным светом.
Следующий вид искусства – АРХИТЕКТУРА. Она есть символическое выражение Структуры (или Архитектуры) Космоса и Вселенной. Несомненно, великие произведения Архитектуры в Египте, в Камбоджи, в Мексике, в Индии и других странах показывают ее прямую связь с Космосом и проявленную в ней величайшую Силу Божественного Духа!..
Можно вспомнить какое большое значение придавалось движению Света в Египетском Храме Абу-Симбел принадлежащем Великому фараону Рамсесу-II. Дважды в год (в день рождения Рамзеса-II – 22 февраля и в день его коронации – 20 октября) на восходе луч Солнца входящий внутрь храма пройдя коридор длиной в 65 метров по очереди освещает сидящие у стены скульптуры 3-х богов: 6 минут луч Солнца освещает скульптуру Амона, 6 минут – скульптуру Ра-Хорахти и 12 минут – Скульптуру самого Рамзеса-II, тем самым выражая идею Иерархии Света в божественном мире. Но скульптура бога Птаха, находящаяся рядом никогда не освещается, ибо Птах как бог подземного мира должен оставаться в тени.
Далее идет – ТЕАТР, который есть синтез всех предыдущих видов искусства. Театр – это синтетическое искусство, которое показывает Синтез и Единство Вселенной и всей космической жизни.
Надо сказать, что ЦИРК, так же, как и театр является синтетическим видом искусства, включающим в себя элементы красоты спорта.
Эту способность к синтезу продолжают современные виды искусства, такие как КИНЕМОТОГРАФИЯ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Отличие искусства кино и телевидения от театра заключается прежде всего в том, что на сцене театра выступают живые актеры и действует живая режиссура. Причем и то и другое на каждом повторе спектакля может меняться. А в кино имеет место зафиксированная на пленке игра актеров и зафиксированная режиссура…
В телевидении может иметь место и живая игра актеров, и живая режиссура и отснятые на пленке кино или видео материалы, и живые люди «с улицы» или с места какого-то события. Это все может быть и совмещено и смешано с добавлением многих элементов разных видов искусства и эпизодов из самой жизни…
Другое отличие кино и телевидения от театра в том, что вместо сцены появляется экран. И не только белое полотно в кинотеатре или экран телевизора, но и само пространство в 3-х мерном – объемном (3-D) кино, а также кино 5-D или 7-D. Тем более в голографическом кино, где все окружающее пространство становится экраном, в котором действие художественного произведения с шокирующей достоверностью начинает разворачиваться вокруг зрителя, тем самым вовлекая его в ход происходящих событий.
Зритель в кино – это прежде всего Наблюдатель или Видящий, а все окружающее пространство, со всеми событиями, происходящими в нем, играет роль Мироздания и является Наблюдаемым т. е. Видимым. Наблюдатель – это Я Есмь Присутствие, а все что вне Его – это Видимое. А то, что человек видит на экране своего сознания – есть Видение – отраженный образ, представление, сложившееся в уме наблюдателя. А это и есть – Майя – Иллюзия Мира. Первые кинотеатры не случайно назывались – иллюзион. Вот такой глубочайший философский смысл несет в себе это искусство экрана.
ФОТОГРАФИЯ. Искусство фотографии – это искусство, создающее образы запечатленного, остановленного движения и одновременно укрупненного и углубленного восприятия мимолетностей окружающего мира и самого человека. Эта остановка движения на фотографии способна показать Вечное, как вездесущее Пребывание Я Есмь Присутствия.
Тоже самое можно сказать и о ВИДЕО искусстве, как единстве фото, кино и многих других видов искусства. Но в подлинном Видео произведении (в его подлинно художественных образцах) можно видеть свою душу и отражение внешнего мира в душе. Ибо Видео искусство позволяет останавливать движение кадра, укрупнять его, возвращаться назад, сравнивать разные эпизоды и т. д.
Последними видами будут – ЭСТРАДА, имеющая элементы театра (часто театра одного актера) и кино, где на сцене могут быть показаны отдельные номера из любого вида искусства или некий их синтез…
И наконец – ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, которое создает художественно оформленный быт и дизайн интерьеров, тем самым привнося в жизнь человека красоту и игру воображения, что развивает его творческое правое полушарие мозга и создает новое видение мира, делая его еще более одухотворенным, светлым и прекрасным.
Что же такое Искусство в целом?
Искусство как таковое – это высочайшее творческое художественно-образное проявление Божественного Начала в жизни земного человека. И тем самым искусство ведет человечество к Свету Высшему и служит прекрасным средством Духовного, Культурного, Нравственного, и Эстетического развития, способствуя гармоническому развитию в человеке всех Божественных качеств и Духовных Сил. Подлинное Искусство благодаря Одухотворенному Творчеству по Законам Высшего Духовного Света, Красоты и Величия делает человека Божественным и ведет его к своему Высшему Истоку, к Богу – Абсолютному Свету Беспредельности!..
3. Духовная Сущность Музыки
Один великий поэт сказал, что если в стихах нет музыки, то это не поэзия! Это стихи, они могут быть написаны правильно по всем канонам стихосложения, но в них нет поэзии, нет души. В них есть ум, но нет сердца!.. Нет духовного параметра, нет духовного измерения и духовной энергии!..