Полная версия
Литературное чтение 2 класс под ред. Климановой Л. Ф. Методические указания
Литературное чтение 2 класс под ред. Климановой Л. Ф.
Методические указания
Владислав Пантелеев
© Владислав Пантелеев, 2023
ISBN 978-5-0059-6024-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
К 8 годам у детей заканчивается первичное формирование коры головного мозга. Это означает, что открывается окно возможностей для осознанного восприятия действительности и формирование логически корректного способа организации структуры мозга. Через несколько лет, с началом полового созревания, кратно увеличится роль гормональных всплесков в управлении мозгом. В этом смысле, период с 8 до 11—12 лет есть самое «золотое» время для настраивания мозга на грамотный лад, которое ни в коем случае нельзя упустить.
Даже беглый анализ содержания некоторых учебников, рекомендованных для средних школ, приводит к неутешительному выводу о том, что начальная школа рассматривается его авторами как продолжение детского сада. В подтверждение сказанному предлагаю пройтись по страницам некоторых изданий, которые прямо на титульной обложке декларируют соответствие ФГОС.
Литературное чтение под ред. Климановой, 2018 г. Ч. 1
Уже первые предложения заставляют насторожиться: «– Какое чудо ты считаешь самым удивительным?». Если, условно говоря, во втором классе школы наполнять мозг ребёнка разного рода чудесами и волшебством, в частности, например, образами дедов морозов, то во взрослой жизни их место займут другие сказочные персонажи из той или иной палестинской мифологии. И с этим ничего нельзя будет сделать, ибо сформированная конструкция мозга не позволит. Всего на первой странице слова «чудо», «волшебник» и производные встречаются 9 раз. Более уместно о важности книг можно было бы рассказать более вменяемым образом. Вместо этого пособие изобилует логическими нарушениями, категоричными высказываниями и этическими ошибками. Первичные критерии эффективности: ориентированность на результат, высокий уровень сложности исполнения и качества, гениальность (нетривиальность исполнения), наукообразность подменяются вторичными: ориентированность на процесс, личная удовлетворённость, яркие эмоции. Этические категории «добро» и «зло» возводятся в абсолют, видимо, с «благой» целью упрощения восприятия детьми. На самом деле, это приводит к примитивизации сознания, к блокированию этического восприятия действительности.
Анализ стишков, загадок, потешек и других текстов до страницы 32 не позволяют их критиковать, они просто должны быть выброшены из рассмотрения.
Петушок и бобовое зёрнышко [1, стр. 32]
В сказке столько бессмыслицы, что трудно понять, о чём, собственно, сама сказка. В самом начале описана сбойная, неграмотная, однако, к сожалению, нередкая модель отношений петушка с курочкой. Это, конечно, сказка, и нужно делать скидку на кратость и иносказательность изложения. Однако, мы же должны учить ребёнка воспринимать то, что он читает, не так ли? Вот, начале написано, что «петушок торопился», что бы это ни значило. Реакция курочки описана так: «курочка знай себе приговаривает: – Петя, не торопись, Петя, не торопись». Полное ощущение, что Петя и курочка живут в разных жизненных пространствах, обесценивают энергию и мысли друг друга. К сожалению, повторимся, довольно часто встречающийся паттерн семейных отношений. Дети уже в этом возрасте должны учиться его замечать и избегать в будущем. Если иному родителю покажется, что для этого слишком рано, отметим, что, начиная с возраста полового созревания будет уже поздно объяснять такие истины.
Далее вынуждены отметить новые ошибочные поведенческие шаблоны. После того, как петушок то ли потерял сознание, то ли у него наступила клиническая смерть («не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит»), курочка вместо того, чтобы оказать ему первую помощь, побежала к хозяйке с очень странной просьбой «петушку горлышко смазать». Интересно, как себе это представлял автор сказки, когда её писал. И как должен воспринять это место сказки ребёнок? Ну да, – как? Задача этих лет обучения – научить ученика не волшебству, а логически грамотным мыслительным шаблонам, в которых выводы следуют из предыдущих соображений. А тут такое.
Но далее всё ещё хуже, курочка как под препаратами, ходит от одного персонажа к другому, пытаясь исполнить их просьбы, ходит как по тоннелю, даже не пытаясь попробовать поискать альтернативный вариант спасения, ведь петушок-то в коме, у него нервные клетки гибнут, тут каждая секунда дорога.
В результате, путь петушок-хозяйка-коровушка-хозяин-кузнец-хозяин-коровушка-хозяйка-петушок, как нетрудно предположить, должен был занять около суток. За это время петушок, который «не дышал», со 100% вероятностью должен был умереть, и бравурный финал сказки, в котором он кукарекает, выглядит просто чудовищной нелепицей.
В итоге, и поэтому, трудно вообще даже предположить, про что именно данная сказка, слишком много волшебных нелепиц в ней. Возможно, сказка как раз написана для того, чтобы разобрать с ребёнком все её ляпы и тем научить грамотному восприятию действительности.
У страха глаза велики [1, стр. 35]
Сказка о том, что люди: бабка с внучкой и животные: курочка с мышкой и заяц в стрессовой ситуации повели себя одинаково стереотипно. Их мозг на испуге нафантазировал индивидуальные для каждого страшилки, конкретно это были воображаемые: медведище, волк, лиса, котище и четыре охотника с собаками соответственно. И ещё, несмотря на то, что это сказка, нужно отметить, что чем больше водоём, тем более заметная рябь на его поверхности. Тут же всё наоборот: у внучки вода в вёдрах плескается «трёх-плёх», у курочки «трёх-трёх, плёх-плёх», а у мышке в напёрстке «трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх». Аккуратно скажем, что в напёрстке вода должна плескаться куда менее заметно, чем в ведре. Данное наблюдение можно использовать как повод для того, чтобы показать ребёнку как распространяются волны в разных водоёмах и на разных глубинах.
Лиса и тетерев [1, стр. 39]
Сказка об умении противостоять попыткам манипуляции. Лиса решила съесть сидящего на дереве тетерева и для этого попыталась лестью и обманом заманить его на землю. Однако, тетерев понял намерения лисы, поэтому он сначала грамотно и хладнокровно парировал лисьи попытки манипуляции, а потом подключил в конфликт третью силу, выдумав приближающихся собак. Лиса испугалась и ретировалась.
Лиса и журавль [1, стр. 42]
Сказка про то, как научиться избегать неправильных отношений. Лиса зовёт журавля на «званый пир», в котором только она и он. При этом, судя по контексту, цель мероприятия для лисы – оскорбить журавля, и это ей удаётся. Однако, проблема в данном случае не в лисе. Журавль мог: 1. Найти способ пересыпать кашу в более удобную посуду или, например, склевать её под другим углом, либо собрав клювом в кучу,
2. потратить энергию не на обиды и примитивную месть лисе в последующем, а на то, чтобы на этом невинном эпизоде женского лукавства научиться грамотным отношениям с женщинами и понять, что, как оказывается, не все из них думают и поступают в интересах журавлей (а должны?).
Вместо этого журавль как ребёнок, обиделся, зачем-то отомстил лисе, которая почему-то не догадалась опрокинуть кувшин и полакомиться окрошкой. Что совсем странно, даже крысы и вороны способны к более изощрённым способам добывания пищи. Кстати, это можно использовать как повод для того, чтобы рассказать об этом ребёнку.
В итоге, в данной сказке оба персонажа вели себя крайне неграмотно, получили, вероятно, формальное моральное удовлетворение, при этом, вместо того, чтобы чему-то научиться на своих ошибках, опустились глубже в своих заблуждениях и слабостях, потеряли в своём мироощущении. И что самое странное, автор сказки никак эти ошибки не обозначает, видимо, предполагается, что это не ошибки, а годные шаблоны поведения. Ребёнок должен на них научиться общению со сверстниками, и когда в следующий раз одноклассник попытается обидеть, ожидаемая от ребёнка стандартная схема поведения – запланированная месть: «Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь». Ну и всё. Вот и в вопросах к сказке очевидная попытка свести её канву к расхожему шаблону «Как аукнулось, так и откликнулось». Перечитайте, убедитесь сами.
Каша из топора [1, стр. 44]
Сказка о том, как бывалый солдат сумел обмануть старого человека с признаками деменции. В конце фееричный финал: «А солдат ест да посмеивается».
Гуси-лебеди [1, стр. 48]
Сказка о том, как повзрослеть за один день. Маленькую девочку в месте, где «гуси-лебеди маленьких детей уносили», родители оставили одну вместе с маленьким братом. В результате, маленькая девочка, увидев, как гуси-лебеди унесли её братца, приняла смелое решение отправиться на его поиски. В начале она вела себя неправильно, грубо разговаривая с теми, кто мог бы ей помочь, но из-за этого не помог. Однако она, очевидно, довольно быстро научилась на своих ошибках и при встрече с Бабой Ягой почтительно с ней поздоровалась. Баба Яга в русской мифологии вопреки расхожему стереотипу не жарила детей на сковородке, а проводила их через испытания, позволяя им повзрослеть. Вот и девочке хозяйка избушки на курьих ножках устроила целую серию испытаний, которые та успешно прошла: грамотно ответила на вопрос незнакомого человека, беспрекословно села прясть пряжу, пожалела и накормила маленькую мышку, а на обратном пути, убегая с маленьким ребёнком от погони, на этот раз со всеми встречными общалась совершенно иначе, вежливо. В результате, ей удалось вернуть брата и самой за один день подняться на следующую ступень развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.