
Полная версия
Африканские приключения
Чувствуется так ультрафиолет, стюардесса проходит по салону и просит всех закрыть створки иллюминатора во всём самолёте, и включили такой приглушенный свет, как будто бы ночь. В полете приоткрыл немножко окно, как-будто вот я из туннеля куда-то вышел на свет.
АФРИКА. НАЧАЛО
ЗАМБИЯ
Замбия – государство в Южной Африке. Граничит на севере с Демократич. Республикой Конго и Танзанией, на востоке с Малави, на юго-востоке с Мозамбиком, на юге с Намибией, Ботсваной и Зимбабве, на западе с Анголой. Пл. 752,6 тыс. км2. Нас. 17,43 млн. чел. (2020). Столица – Лусака. Офиц. язык – английский. Денежная единица – квача. Адм.-терр. деление: 10 провинций.
Прилетели мы значит в Лусаку, столицу Замбии, международный аэропорт Кенета Куанда (в честь первого президента независимой Замбии). И выстроилась очередь за визой. Рядом со мной Стоял в очереди седой высокий европейский мужчина. Одет он был так, как президент – в костюме, с хорошо уложенной прической.
Я ему говорю – «У вас паспорт какой страны?». Он мне показывает, говорит: «Испания».

Я говорю «Вам виза нужна?». Он говорит: «Конечно». Я говорю: «А вы по делам едете или путешествовать?» Он говорит: «У меня там вот бизнес совместный с какой-то конторой. Да, но я уже в основном отдыхаю, я уже отошёл от дел». Говорит: «А ты откуда?». «Я из России» – и тут он мне начал про политику говорить.
И тут очередь моя подошла, я подошёл, даю паспорт, плачу за визу 50 долларов. Купюры у меня были только по 100, и мне дают сдачу 3 бумажки – 20, 20 и 10 – то есть не одной бумажкой, а тремя. И так долго они делали эту визу. Вообще, уже там, по-моему, француженке за соседним окошком сделали, она ушла, а я все стою. Там уже новые люди подошли, и им тоже визу сделали. А меня всё мурыжат. Ну ладно, шлепнули штамп, наклеили мне эту визу в паспорт, ручкой от руки написали что-то, забрали свои 50 баксов, и всё, я пошёл.
У меня всё ещё спрашивали: «Куда ты поедешь?». Я говорю: «Мне надо в Ливингстон, смотреть водопад Виктория». Они говорят: «А как ты поедешь? Ты что, на самолёте туда полетишь?».
Я говорю: «там же автобус». А я до этого на интернет-форумах читал, что есть автобус. И эта африканочка как-то удивилась. «Неужели есть автобус?». Этим она меня, конечно, расстроила. Но в тот момент я даже не понял, почему она так удивилась?». Оказалось, не всё так просто, как в интернете пишут. На форумах же не пишут, что вот ты пришёл с аэропорта, вот тебе автобус сразу, он тебя ждёт прямо сразу у входа. Ничего подобного там не будет, автобус найти там надо в центре города, а это целое дело.

О, через какое Приключения пришлось пройти! Я выхожу из аэропорта. Вот и ничего! Никакого офиса туристической информации. Просто огромный зал, все, кто выходит из аэропорта, уезжают сразу домой, садятся в какие-то свои машины. Так все и разъехались куда-то, остался я один, спросить не у кого.
Когда я вышел из здания аэропорта, меня удивило обилие зелени вокруг. Очень красиво, хоть и зима в Африке сейчас. Клумбы, кустарники – настоящая красивая саванна африканская, а налево коридорчик под навесом, видимо от солнца, и он ведёт в другой терминал. По нему я прошёл в терминал А, но там шел какой-то ремонт, всё на реконструкции, отовсюду извёстка сыпется, вокруг лестницы-стремянки. Я пошёл обратно, и по дороге спросил у одной женщины (габаритных форм африканка, у неё были чёрные точки на лице). Я говорю: «Скажите, а где здесь туристический информационный центр?». А она – «без понятия», и прошла дальше. Так я у другой женщины-африканки спросил (уже в костюме, как бы сотрудница аэропорта, тоже крупных форм африканка». Она говорит: «Ты знаешь, я тебя отведу сейчас, но мне надо сначала деньги в банкомате снять, ты меня подожди тут. А я сейчас тебя отведу».
Я подумал про себя, что она сейчас и полчаса может ходить снимать деньги в банкомат, и автобус уйдет, ведь ехать до Ливингстона из Лусаки 6—7 часов, а если мой автобус уедет, я потеряю целый день. Поэтому мне надо было сегодня уехать, уже час дня или даже 2 уже было, и я пошёл сам в этот терминал. Сам, думаю, поищу, и зашёл в том терминале в одно место, в другое – но нету ничего в том терминал D, ремонт идёт. Увидел одного парня в красной куртке, как будто сотрудник аэропорта. Я спросил у этого африканца: «А где здесь туристический информационный центр? Мне надо ехать до Ливингстона». И тут я обратил внимание, что на нем вроде не куртка сотрудника аэропорта, что может быть это просто пассажир.
Но он мне ответил: «Подожди, я сейчас помогу». И он меня отвёл в какой-то отдел, а там сидит полный африканец в костюме, и он говорит: «А куда ты хочешь?». И я снова им говорю, что надо обязательно доехать до Ливингстона. На это он отвечает: «просто тебе нужно доехать до автовокзала, он находится в центре города, в Лусаке, но туда можно доехать только на такси». Сколько стоит такси? Говорит: «30 долларов». Я говорю: «нет, на такси я не поеду. А автобус есть?». Я же думаю про себя «вот 30 долларов там, 30 долларов тут, и денег не останется, и впечатлений не будет. Не надо так быстро соглашаться на такси, если есть способ доехать дешевле и с приключениями! Значит надо ехать дешевле, иначе все деньги спустишь сразу и останешься ни с чем. Тогда я еще не знал, что у меня останется в конце поездки даже 500 долларов в запасе. Знай бы я это тогда, я бы, конечно, согласился бы на такси, и может быть бы доехал. Ну а мы не ищем лёгких путей!
И он мне начал расписывать на листке бумаги: «тебе надо начать идти по трассе, там найдёшь другую трассу, на той трассе остановки нету, но просто будешь стоять, и как увидишь маршрутку, сразу останавливай, и ты доедешь до деревни под названием Чарльстон, а оттуда нужно будет пересесть на другой автобус и доехать там уже до центра города. И вот там ты уже найдёшь автовокзал Центральный».
Я, поняв всю сложность маршрута, спросил: «можете меня проводить?» И этот африканец, который меня привел в этот офис, согласился меня проводить. И мы пошли по дороге. Он спрашивал всех сотрудников аэропорта, которые нам попадались навстречу или садились в машину на парковке, едут ли они в центр. Но, видимо, никто в центр не собирался.
Перед тем, как отправиться в центр, я зашёл деньги поменять – 70 долларов на местные деньги «квачи». Курс примерно такой – одна квача – это 4 российских рубля. Примерно столько же стоит южноафриканский ренд – один к 4 рублям. И как раз там мне вручили одну чуть порванную купюру в 20 долларов, которую потом нигде не принимали – ох, сколько мне с ней досталось проблем. Но тогда я этого не заметил.
Жарко было, но не так, как в это же время (июль) в Москве. Примерно градусов 25. Но в целом —нормально, комфортно. Мы пошли от аэропорта по просёлочной дороге, вышли на трассу. Там, на большом шоссе машины ездили, и мы начали останавливать их автостопом. Он всех останавливал, руку держал, но никто не останавливался.

Я ему говорю: «никто не останавливается, потому что я белый?».
Он говорит: «нет, что ты! Для меня тоже никто не останавливается».
В итоге одна их машин остановилась. На «пикапе» ехал африканец. И на нем была курточка, как будто он сотрудник аэропорта.
Мы сели в машину, а водитель говорит: «Ну сколько заплатишь?». Я говорю: 20 квачей (потому что маршрутка тоже стоит 15—20 квачей). Он говорит: «хорошо, поехали». 20 квачей – это 80 рублей примерно я ему заплатил, чтобы добраться до этой деревни, где нам нужно было пересесть.
Там мы вышли а и сразу оказались на рынке. Рядом куры, петухи, козы. Тут африканцы, там африканцы. Очень колоритный такой базар. Я начинаю все вокруг фотографировать, и так немножко боюсь, а мой попутчик мне говорит: «когда ты в Замбии, не бойся. Здесь с нами, ты можешь фотографироваться что угодно. Здесь безопасно».
Мы с ним сели в маршрутку – такой очень старый раздолбанный маленький микроавтобус. Всё разбито. Маршрутки в Африке не едут, пока там не набьется столько людей, что уже не будет воздуха. Очень тесно.
Я сначала смотрю: там сзади три или четыре места, а сидит 5 человек, и ещё такие маленькие сиденья. Пускай, думаю, полсиденья пустуют, никак нельзя туда садиться. А мне пришлось сесть, парень, который во время езды висит на двери и всех зазывает (как билетёр кондуктор), сказал, что я туда помещаюсь нормально. Ну ладно, все, ликуя, как набились сюда, поехали. А он на каждой остановке который через каждые 100 метров открывает дверь и начинает свистеть и орать, кричать, руками махать, чтобы ещё пассажиров взять. Куда уж там брать ещё пассажиров? – думал я, итак, все бока сжало.
Ну вот это кажется нам дикостью, а в Африке норма жизни повседневной. Мы едем едем, едем, едем, и никак доехать не можем. Долго…

Чтобы скоротать время я начал фотографировать все подряд вокруг, снимать на видео. Позади меня стела очень колоритная африканка с пышными волосами, в военной форме, высокая, стройная. Она была самая симпатичная во всей нашей маршрутке – такие глаза. И когда я начал фотографировать все в окна, она начинает смеяться, я отворачиваюсь на неё, тут же улыбаюсь и говорю ей, что я в первый раз в Замбии. Мне повезло, что у них английский официальный язык, так как они были колонией Великобритании. С английским хотя бы понимали меня.
Наконец, мы заехали в центр города, и оказались на бесконечном рынке. Со всех сторон в окна суют какие-то свои бутылки, кукурузу, чипсы, чехлы на смартфоны. Ой, а мусора сколько! Тут у меня случился культурный шок – я вообще не ожидал такого вот, такая Дикая Африка, прямо настоящая! А все мои попутчики в маршрутке спокойные, они привыкли уже, ибо каждый день в этой атмосфере живут, это для меня просто всё дико, неудобно, непривычно.
Я смотрю: мы уже едем куда-то не туда, а я же по карте вижу, где терминал, по своему приложению. Я про это говорю своему попутчику: «Нам бы автовокзал не проехать. Нам же надо выходить». «Да, давай выйдем» – сказал он, и мы вышли. В итоге за себя и за него заплатил 15 квачей, отдал парню-кондуктору. Мы оказались в эпицентре этого базара посреди Лусаки.

Вся торговля происходит прямо на земле. Одежду стелют на асфальт или тротуар, кроссовки, сумки, зонты, трусы. Тут же что-то жарят, парят прямо на костре, в общем вот это всё такое необычное. Жесть! Мусор повсюду. И мы кое-как протискивались через эту толпу в узком проходе между торговыми лавками и расстеленным на полу шмотьем. А толпа не заканчиваются никак, мы с одного базара переходим через мост, там под мостом железнодорожные пути, а на этих путях железнодорожных огромная свалка.

Это, конечно, шокирует неподготовленного человека – огромная свалка, центр города, рядом башня Замбии, визитная карточка страны и самое большое здание тут. Считается, что это самая красивая достопримечательность, и вроде как вокруг должно быть чисто, но вокруг такая всеобщая разруха, как в Индии. Иногда казалось, что даже Индия по сравнению с Замбией – это просто Англия какая-то.

Повсюду непередаваемый запах мочи. Но к этому надо привыкнуть, ведь главная ценность Африки не в повсеместном мусоре, а в добрых людях. Наконец, мы оказались на этом автобусном терминале, начали спрашивать, где автобус на Ливингстон? Они нам говорят, что автобусы уже все уехали, и на Ливингстон будут только завтра. Я всё же им говорю, что должны быть еще, и я про них в интернете читал, но время было потеряно, на часах почти 16—00 и скоро должно было темнеть.
Спрашивал: Сколько стоит? Они мне всё объяснили: что есть автобусы в 5—6 утра.
Я говорю: мне самый быстрый.
Они говорят: есть автобус в 6:00 утра, а билет стоит 300 квачей (1200 рублей на наши деньги).
А вокруг меня уже собралось куча местных африканцев, ребятни, подростков. Все друг и друга спрашивают, что мне нужно, и буду ли я что-то покупать.

Я говорю своему попутчику: надо теперь гостиницу найти, где можно переночевать. И мы всей толпой пошли в местную гостиницу, прямо здесь, на базаре, в одном из переулков.
Мы пришли в помещение со стеклянными дверьми, запахом краски внутри, крутой лестницей прямо сразу напротив входа и столом – ресепшн, где был африканец, который озвучил мне условия – около 300 квачей за сутки. На вопрос, есть ли ВайФай, он меня обнадежил, что есть. Но я решил посмотреть вторую гостиницу, которую видел в своем приложении на айфоне, – какой-то гостевой дом, хостел. Мы двинулись туда.
Я думал, вдруг в хостеле может кто-то ещё будет жить, европейцы там какие-нибудь, с которыми можно обсудить, как дальше они строят путь, получить какие-то советы. Я хоть с ними пообщаюсь, поговорю. И мы пошли искать ещё по рынку тот хостел, пришли туда, а там то же самое. Только африканцы и никакого хостела – отдельные комнаты, да еще и нет Вай-Фая – сказала наполовину африканка, а наполовину азиатка из окошечка с решеткой в мрачном коридоре. Ну а раз там тоже такие номера отдельные, ещё дороже, и вай-фая нет, я говорю попутчику и всем новым сопровождающим, что надо возвращаться обратно.
Так с нами уже целая толпа африканцев ходила по улице. На самом деле, они получали свою небольшую комиссию за то, что меня привели, что мне билет на автобус продали, либо что в гостиницу меня заселили.
Я поблагодарил того африкканца Патрика, который со мной везде ездил (тот, в красной футболке) и с аэропорта меня везде сопровождал. Я ему говорю: сколько тебе надо? 15 квачей стоит билет. Я ему дал 20 квачей, чтобы доехать домой. Записал на всякий случай его WhatsApp, хотя не знаю зачем, ведь у него был кнопочный телефон. И всё, он уехал.
Я заплатил деньги, мне дали большое черное полотенце с надписью Ferrari, розовый рулон туалетной бумаги, одноразовые зубную щётку с пастой, кусочек мыла. На наши деньши этот ночлег обошелся в 1000 рублей где-то. Я поднялся в номер: в общем-то нормальный: стены побеленные, туалет чистый, новый и даже работает, плазменный телевизор.

Отправил домой фотку этого номера, чтоб не волновались, снял видео для своего блога. Ну и поскольку wi-fi работал, решил написать профессору Н. Пушкаревой, друзьям, родителям. На улице, перед входом в эту гостиницу, напротив кирпичной стены, с стабильным запахом помоев. Уже, кстати, стемнело.
Мне предстояло на автовокзале сделать еще одно важное дело – купить билет на автобус из Ливингстона в Йоханнесбург. В подобных путешествиях все надо продумывать заранее, чтобы не зависнуть на неделю в какой-нибудь африканской деревне. Поэтому мне пришлось идти в кассы посреди рынка и все узнавать насчет билетов у одной очень приветливой полной африканки с черными волосами и стрижкой каре. Офис этой автобусной компании «Маджонг» был похож на коробку или фанерный сарай. Она сидела за столом на фоне карты Замбии, а рядом с ней стояла ее сумочка. С маникюром она что-то листала постоянно в смартфоне.
Первым делом она сказала: «Привет, я так долго ждала здесь тебя, дорогой!». И начала мне перечислять варианты: в Йоханнесбург автобус ходит дважды в неделю, в среду и субботу, а билет дорого на автобус стоит – порядка 90 долларов где-то получается, или полторы тысячи квачей.

Заранее я удостоверился, что самолёт стоит гораздо дороже – примерно 17000 руб., 300 или 400 долларов, а ехать сутки тоже не очень хотелось из Лусаки в Йоханнесбург. Но если ехать из Ливингстона, то по цене это столько же, а по времени чуть поменьше – не сутки, а около 18 часов. Но даже в этом случае ехать всю ночь придётся. Я думал-думал, рассчитывал дни в блокноте. Мне так не хотелось на этом автобусе ехать, но я смотрю авиабилеты – очень дорогие, аэропорт за тридевять земель от Ливингстона, где, как до него добраться тоже неизвестно. Я не стал рисковать и выбрал автобус. Говорю этой женщине – поеду с вами, только вы мне объясните, где в Ливингстоне я смогу этот автобус найти, где мне на него сесть. Она говорит: я тебе сейчас дам контакт моего представителя нашей автобусной конторы. Его зовут Муденда. Ты с ним спишешься по Ватсапу, он тебя встретит.
Да, я потом встретился с ним, это вообще настоящий «Муденда». Да ладно, в общем я купил у неё билет, дал ей 100 долларов она мне дала сдачу в квачах. Тут подошла ее дочка – очень симпатичная, но тоже немного полного телосложения. И она говорит: я тоже поеду в Йоханнесбург, но не на этом же автобусе с тобой, а на том, что едет через Зимбабве – Хараре. Это будет два разных автобуса, оба едут в одно и тоже время из Лусаки в Йоханнесбург.
Я уже потом спросил у Муденды, быстрее ли было бы ехать (судя по карте, когда смотришь, вроде как дорога поменьше, через Зимбабве). Он ответил, что это очень бедная страна, и там будут через каждые 100 метров полицейские, военные или какие-то еще службы останавливать и просить бакшиш. «Скажут, вот ты белый, плати нам деньги, чтобы дальше ехать».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.