Полная версия
История истины
– Отделение описания взаимодействия предметов от описания самих предметов привело к появлению мира управляющих идей.
Сочетание понятий разговорного языка приводит к описанию окружающих явлений сущностями, что отражает, как предметы материального мира сочетаются в конструкции взаимосвязанных явлений. Сами предметы по отдельности составляют мир материальных объектов, а взаимосвязи предметов, их влияние друг на друга – это мир взаимодействия, законов природы, управляющих сил, идей, то есть мир идеальный. Всевозможные взаимодействия предметов, в том числе законы физики, как однозначные взаимосвязи предметов, никак не представлены в мире предметов самими предметами, однако имеют четкое, фиксированное описание. Каждую идею можно отделить от другой идеи, а формулируется каждая идея в согласовании с понятием сущности. То есть идеи также являются сущностями, абстрактными – объектами идеального мира.
– Сначала, благодаря мышлению, произошло выделение из материального мира обособленного и противопоставленного ему идеального мира, а на этой основе наблюдение изменчивости материального мира привело к осознанию субъектности, лежащей за изменениями.
С какого-то момента своей эволюции человек стал осознавать, что он может действовать, то есть оказывать влияние на окружающие предметы. Ключевой момент, характеризующий этот качественный переход, не в возможности самого действия, а в осознании возможности действия. Человек стал обладать собственной внутренней волей – делать или не делать что-то, оказывать влияние на некий предмет или не оказывать. Наблюдая и выделяя повторяющиеся и схожие явления, люди стали замечать, что некоторые явления однозначны, то есть некоторые предметы при повторяющихся событиях одинаково влияют на изменение других предметов. Однако есть и такие ситуации, где взаимосвязь вроде есть, но не всегда однозначно проявляется. Осознание человеком своей субъектности послужило основой для распространения принципа волевого воздействия и на окружающие человека явления. Люди начали осознавать субъектность, стоящую за событиями, не только в которых непосредственно участвует человек, но и в сторонних явлениях окружающей реальности.
К неоднозначным явлениям относились наблюдаемые древними людьми глобальные климатические изменения, однако на ранних стадиях истории человечества они не были основным фокусом для осмысления. Для таких явлений в силу их комплексности и малого объёма накопленных знаний не удавалось сформулировать хоть какого-то внятного описания. В локальных явлениях границей между однозначностью и неоднозначностью послужило деление на неживую и живую природу. На протяжении всей истории человечества эта граница сильно менялась с приобретением новых знаний об окружающей реальности. К живым предметам фактически относили такие, которые обладали собственной, явно наблюдаемой субъектностью. У живых предметов можно было наблюдать внутреннюю волю или людям казалось, что эта внутренняя воля есть. Наиболее очевидным проявлением субъектного поведения были представители биосферы. Среди живых предметов более широкие возможности субъектности наблюдались у более подвижных представителей, то есть у животного мира, в противовес менее субъектному растительному миру.
– Различия однозначных и неоднозначных взаимосвязей и влияния предметов друг на друга должно было со временем отразиться в дроблении мира идей на различные группы управляющих сил.
– Такое разделение воплотилось в противопоставлении законов и духа, как двух ипостасей идеального мира.
Кроме понятых и запомненных людьми четких закономерностей взаимосвязи предметов реальности, наблюдалась значительная часть явлений, для которых не получалось определить однозначной закономерности. Эта неоднозначность трактовалась, как следствие влияния некого субъекта. Если субъект идентифицировался в мире предметов, например, он явно наблюдался, как одна из живых особей среди людей или животных, то такие случаи влияния, наряду с однозначными закономерностями, считались естественными. Напротив, вся совокупность неоднозначных взаимосвязей, таких где субъект не проявлялся, относилась к сверхъестественным силам. Эти управляющие силы определялись людьми как мир духа. Формирование людьми деления на группы естественных и сверхъестественных сил, управляющих реальностью, можно считать, как начало обретения человечеством понятия духовного мира. Этот мир находится за пределами материального мира предметов, но в то же время он является частью мира идей, который противопоставлен материальному миру предметов.
– Всю свою историю человечество непрерывно открывало и сохраняло знания об окружающей реальности, так что древние идеи должны были оставить след и в современных картинах описания окружающего мира.
– Процесс эволюции взглядов просматривается по наследуемой картине устройства идеального мира.
В разные времена истории человечества в различных регионах общая конструкция идеального мира или его части – мира духовного, будучи однажды сконструированной и сформулированной, передавалась из поколений в поколения. С течением времени изменения в обществе, в том числе под влиянием миграций людских масс и соприкосновений одних этносов с другими, приводили к трансформации картины восприятия реальности. При этом основа оставалась неизменна – это сочетание двух миров: материального и идеального. На ранних стадиях развития человечества сверхъестественная составляющая идеального мира преобладала над естественной. Большинство управляющих сил людьми относилось к субъектным проявлениям, нежели к объективным законам природы. С поэтапным накоплением знаний человечество переводило разнообразные силы, ранее считавшиеся субъектными, в объективные закономерности, которые впоследствии, при появлении научного метода познания стали законами физики и других естественных наук.
В силу доминирования духовной составляющей мира идей на ранних стадиях существования человечества, именно духовный мир лежал в основе мировоззренческих картин людей.
Если рассматривать со стороны массовости и распространённости, то на каждом этапе истории человечества превалировала своя концепция описания устройства реальности, однако по сей день можно встретить и самые древние формы таких концепций в отдаленных или изолированных регионах планеты. Кроме того, даже более современные концепции местами содержат отдельные элементы, унаследованные от более ранних концепций.
– Так как на ранних стадиях истории человечества основной была субъектная – сверхъестественная составляющая, то ключевой задачей познания реальности был поиск источников субъектности.
Поскольку от необходимости знания закономерностей взаимосвязей окружающих предметов зависела жизнедеятельность человека, то люди всегда пытались найти то, что на их взгляд влияет на взаимосвязь предметов. Идеальный мир находится за пределами прямого воздействия, однако по аналогии с явно наблюдаемым естественным влиянием одних предметов на другие, люди искали косвенные предметы и выполняли косвенные действия, через которые можно влиять на другие предметы, прибегая к сверхъестественным силам. Обращение к сверхъестественным субъектам производилось без какого-либо наблюдения этих субъектов или их прямых проявлений в материальном мире, что позволяло людям изобретать произвольные формы контакта с духовным миром.
– За долгую историю существования человечество придумало множество практик взаимодействия с миром идей, что в итоге сформировало несколько видов картин идеального.
Обобщенные формы картин восприятия реальности делятся на две группы, являющиеся производными от духа – анима (анимизмы) и бога – теос (теизмы). Теизмы являются следующим этапом эволюции концепции духов, однако в теизмах сохраняется понятие духа, зачастую на вторичных ролях по отношению к богам. Аниматизм – форма единого духа, присутствующего везде, во всех предметах и всех явлениях. Аниматизм можно считать изначальной стадией анимизмов, когда идеальный мир считается единой управляющей силой. Все управляющие силы – проявление воли сверхъестественного субъекта. Окружающая человека биосфера и осознание принадлежности самих людей к биосфере привела к трансформации аниматизма в анимализм. Акцент воплощения идеального мира делался на живой природе, где наиболее ярко проявляются признаки субъектного поведения в противовес объектному движению неживой природы. Выделение и обобщение моделей поведения определенных биологических видов привело к делению единого всеохватывающего духа на множество локальных духов, каждый со своей специализацией. Отголоском этих наблюдений древних людей является отождествление конкретных видов животных с определенными поведенческими моделями, которые и по сей день составляют немалую часть в воспитании детей через книги, игрушки и мультфильмы. Технологическое развитие и появление артефактов, не связанных напрямую с взаимодействием с живой природой, привело к необходимости отходить от локализации всех духов в представителях биосферы. Некоторые духи, как описания управляющих сил определенных явлений, становились полностью абстрактными. Так анимализм трансформировался в общую форму анимизма.
Дальнейший рост разнообразия труда, видов деятельности людей, основывающихся на управляющих силах окружающей реальности, привел к группировке отдельных духов по сферам деятельности. Вызвано это было накоплением знаний и дальнейшим обобщением. С точки зрения главенствующей управляющей силы идеального мира на смену духам пришли группы – боги. Анимизм стал уступать место теизму. Хронологически считается, что политеизм открывает группу объединения духов в богов, при этом богов множество, у каждого есть какие-то особенности, специализация, определенные функции и собственные особенности поведения. Следующим шагом после политеизма в истории происходил переход к монотеизму, где есть один Бог, единый, а второстепенные боги становятся проявлениями единого Бога. Завершающей формой теизмов является атеизм – отрицания богов вообще. В ней постулируется, что в идеальном мире нет сверхъестественной составляющей, духовного мира, а все взаимосвязи между предметами реальности подчиняются чётким объективным закономерностям.
Ни одна картина восприятия реальности, сформированная к данному моменту, не отвечает в полной мере на все ключевые вопросы об устройстве реальности. Базовые элементы концепций, лежащих в основе каждой картины, иногда являются взаимоисключающими между различными концепциями. Однако на практике почти каждый человек может одновременно придерживаться различных концепций в зависимости от текущего рода своей деятельности или при описании какого-то конкретного явления. Зачастую в сознании одного человека может умещаться элементы всех форм, от ранних до поздних. Например, атеизм может сосуществовать с элементами анимализма в сознании одного индивида.
– Каждая мировоззренческая картина, будучи неполной, опирается на свой неполный набор знаний, что среди людей порождает разнообразие картин реальности. Из этого, в свою очередь, рождаются различные методы контакта с идеальным миром.
С объективными закономерностями человек действует по принципу знания и навыков, так как осознаёт четкую взаимосвязь между действиями и результатом, что подтверждается опытом. В случаях неоднозначных взаимосвязей людям приходится использовать иной подход, заключающийся в обращении к сверхъестественным силам. За всю историю человечества люди придумали множество различных способов взаимодействия со сверхъестественными силами. В силу неоднозначности результатов такого взаимодействия, то есть невозможности достоверно проверить практикой успешность такого взаимодействия, духовные культы зачастую приобретали причудливые формы.
– Если для естественной части описания идеального мы используем инструментарий науки, то где нам искать основу для описания всего многообразия духовных практик?
– Ключом к полной классификации всех методов субъектного влияния духовного мира является рассмотрение всего многообразия структурных особенностей разговорного языка.
Конечной целью обращения к сверхъестественному является изменение предметов в реальности, или же наоборот, неизменность предметов, несмотря на внешнее влияние. И в части объективных взаимосвязей, и в части неоднозначных, сверхъестественных влияний предметов друг на друга лежат описания явлений реальности. Все явления описываются на разговорном языке в форме предложений, суть которых как раз составляет изменение, переход из одного состояния в другое. Через разбор всех возможных элементов предложения, то есть формирование утверждения, включающего ответы на все вопросительные местоимения, можно понять все практики взаимодействия людей с духовным миром. При этом стоит разделять две составляющие обращения человека к духовному. Одна определяет само изменение духовным субъектом целевого объекта, и вторая относится к контакту человека и духовного субъекта.
В основе любого изменения лежит действие, таким образом, через описание: кто, на что, где, куда, когда действует и что делает, а также через вид обращения и как, с помощью чего, через что духовный мир принимает обращение человека можно понять суть всевозможных духовных культов в том виде, в котором закладывался в них смысл теми, кто эти культы создавал. Изначально утилитарный смысл определенных древних культов с течением времени трансформировался, что приводило зачастую к утрате утилитарного смысла. Определенный культ превращался в полностью абстрактный ритуал. Однако, анализируя совокупность культов, объединяя их в категории, через полное лингвистическое обобщение всевозможных вариантов описания явлений, можно понять, какие элементы поздних духовных концепций являются эволюционировавшим отражением более древних культов.
– Стремление людей к познанию явлений реальности и использование этих знаний лежит в основе всех мыслей и действий человека. А использование естественных и сверхъестественных сил служит лишь двумя формами достижения одной цели – выживания и продолжения существования людей.
– Поэтому для раскрытия смысла взаимодействия со сверхъестественными силами помощником является универсальный инструмент, доступный человеку – его же разговорный язык, а именно обобщенный анализ структуры самого языка.
2. Множество
– Сестра, одним из тех понятий, которое явно и неявно используется везде и всеми, является понятие множества. Оно настолько первично и всеобъемлюще, что само понятие множества не имеет явного определения, однако множество косвенно можно охарактеризовать, что отец и делает.
– Наглядным воплощением этого является отдельная часть речи – числительное, а также многообразие понятий, связанных со счетом, как отражением множественности.
Когда мы описываем явления, то всегда используем принцип множественности. В конкретных рассуждениях мы охватываем либо несколько явлений, либо сами явления считаем составными. Сами рассуждения – это совокупность утверждений, а каждое утверждение – это совокупность понятий.
Понятие множества является максимально фундаментальным и универсальным. Пожалуй, множество – самое базовое понятие в рассуждениях. Через раскрытие сути множественности мы приходим к пониманию всех явлений. Для определения самого понятия множества принцип множественности уже используется, однако дать определение множеству мы можем. Множество – это совокупность, мыслимая как единое. В этом определении мы соединяем две стороны. С одной стоит совокупность чего-то, а с другой единое. Само понятие множества является связующим между двумя различными сущностями: совокупности и единства.
С точки зрения определения сущности, как пары противоположностей и основания, со стороны основания стоит единство, а со стороны пары противоположностей совокупность. Единое основание делится на совокупность противоположностей. Так получается простейшее множество из двух элементов. Последующее дробление элементов позволяет задать уже множества, где со стороны совокупности присутствует любое количество элементов. Через множество задается связь между основанием и сущностями, определенными этим основанием. Понятия объективности и субъективности и их взаимосвязь являются отражением понятия множества. На объективном основании появляются субъективные сущности. Там, где вариантов выбора нет, то есть на основании, явление объективно, а там, где совокупность, то есть появляется возможность выбора, там возникает субъективность.
Смысл и результат мышления – это также установление связи между совокупностью и единством. Мы можем сказать, что мышление – это превращение описания явлений в множество. В трех этапах мышления со стороны наблюдения и следствия стоит совокупность явлений, а со стороны результата мышления стоит некое обобщение этой совокупности наблюдаемых явлений. Там, где основание круга мышления, находятся причины явлений, которые мышление ищет. Сами отдельные явления, то есть составляющая множество совокупность, – это предметы реальности, объекты материального мира. А результирующие описания взаимосвязей – это мир того, чему объекты материального мира подчиняются, обобщенные закономерности, то есть мир идей – единства предметов.
Множество – это то, что и связывает все явления, и связывает два мира: материальный и идеальный. В этой сути понятия множества заключена его фундаментальность, как основания всех рассуждений – описания всего сущего.
– Взяв за основу принцип множественности, как деление единого на совокупность, можно приступить к описанию духовных практик человечества. Взаимодействие с духовным миром начинается с определения основных участников, каркаса, вокруг которого в дальнейшем будут уточняться конкретные практики, поэтому с точки зрения анализа разговорного языка начинать надо с субъекта и объекта.
– Описание духовных практик ничем не отличается от того, как мы с научной точки зрения описываем реальные явления?
– А этого различия и нет на обобщенном уровне. Лингвистический механизм описания универсален для любых проявлений мира идей. Естественных и сверхъестественных, законов и духа.
При желании человека получить некое изменение реальности через обращение к сверхъестественным силам необходимо определить базовые элементы, то есть основных участников желаемого изменения. В основе запроса к сверхъестественному, равно как и при естественных непосредственных действиях человека лежит главная конструкция разговорного языка, то есть ядро структуры предложения. Главными частями предложения в разговорном языке являются подлежащее и сказуемое. Самым распространенной базовой конструкцией предложения является сочетание субъекта действия, объекта действия и самого действия. При описании реального явления субъект ищется среди предметов материального мира. При участии сверхъестественных сил субъектом действия является представитель духовного мира – дух или бог. В случае множественности источников духовного действия конкретный представитель духовного мира выбирается по его специализации. Зачастую духовный представитель выбирается на основе объекта действия, так как каждая из духовных сил действует в интересах определенных объектов и в определенной области жизнедеятельности.
– Это похоже на то, как мы выбираем конкретного специалиста, когда нам нужно выполнить определенную работу.
– Люди таким образом испокон веков определяли искомого духовного субъекта. Со временем восприятие и описание конкретного духовного субъекта эволюционировало и приобретало всевозможные формы.
В случае многообразия духовного мира необходимо как-то идентифицировать – к какому именно духу или божеству направлен запрос на желаемое изменение. В случае же единоначалия духовного субъекта спецификация запроса на действие отражается в процедуре формирования запроса. Так как явных проявлений духовного мира в материальном нет, то выбор духовного адресата запроса осуществляется с помощью использования определенных материальных предметов, «духовно» связанных с конкретных сверхъестественным субъектом. Также духовный адресат определяется через соблюдение определенных ритуалов в реальном мире. С течением истории человечества происходило постепенное закрепление определенных материальных элементов и ритуалов, что формировало культурные особенности конкретных народов и этносов. Как в духовном мире происходило дробление на различных духов или богов, так и в реальном мире происходило дробление людей по принадлежности к определенному духовному субъекту. В случае анимизма дробление происходило через привязку к определенному предмету или группе предметов реальности, как, например, дети гор или дети леса, а в случае анимализма к определенному биологическому виду, популяции или особи животного мира. Различия между предметами, воплощающими определенный дух, задавали поведенческую модель конкретного духовного субъекта, что в дальнейшем отражалось на поведенческой модели конкретных людей или общества, ассоциирующих себя с данным духовным началом. Конечно, схожесть поведенческой модели людей и ассоциированного предмета была незначительна и невыразительна, однако определенный след в сознании людей от такой ассоциации оставался. В дальнейшем, принадлежность передавалась уже через поколения и могла претерпевать изменения, особенно под влиянием технологического развития общества или смены региона проживания, что значительно отдаляло новую поведенческую модель от исходного подобия. С развитием общественных отношений выделение «своего» духовного субъекта проходило через дробление на замкнутые группы в обществе по принципам принадлежности к роду, полу или профессии. Несмотря на технологическое развитие, могла наследоваться связь с определенными животными стадии анимализма, но уже воспринимаемая в качестве абстрактного символа.
– Такая практика распространена до сих пор, вроде обозначения представителей воинских и других формирований. Например, спецподразделение «Морские котики», мотоциклетный клуб «Ночные волки» или пилотажная группа «Стрижи».
При переходе от анимизмов к теизмам происходил процесс укрупнения доминирующих групп принадлежности. Последние тысячелетия и столетия основное дробление происходит по племени, нации, вере. Эпохи доминирования политеизма с собственным богом у каждого племени или народа сменилась на современное деление по принадлежности к одной из мировых религий.
– Определение духовного субъекта во многом зависело от сочетания деления и объединения в группы множества духовных субъектов предшествующих стадий.
– Таким же образом принцип множественности в виде комбинаций деления и объединения использовался в определении объекта воздействия идеального мира.
Кроме определения источника действия – «своего» духа или бога, человеку при формировании запроса на изменение необходимо было определиться с конкретной областью, в которой необходимо действие. На всех этапах истории человечества выделялись конкретные области среди всех аспектов жизнедеятельности человека. На ранних стадиях эволюции человечества такими областями были: здоровье, охота, военные конфликты, сельскохозяйственные работы, погодные условия. С развитием общественных отношений и технологическим прогрессом области жизнедеятельности значительно расширились и трансформировались. Однако архаичные ритуалы ранних стадий истории человечества присутствуют и сейчас. Иногда в причудливых формах, например, в виде суеверий.
– Внутри одной популяции люди, имея одну картину мира, знали о возможности взаимодействия с духовным миром, однако не все одинаково владели знаниями о том, как именно контактировать с духовными силами.
– Поэтому для осуществления таких контактов возникала необходимость в посредниках.
Для каждого человека наряду с непосредственным запросом на действие духовного субъекта, существует вариант непрямого контакта с духовным миром. Такое взаимодействие со сверхъестественным осуществляется через посредника, в качестве которого выступают другие люди. Если смотреть с позиции контактирующего с духовным миром, уточнением запроса является тот, для кого выполняется запрос на действие. Запрашивающий может не для себя обращаться к духовному миру, а в интересах другого человека. Возможность и необходимость использовать посредника для общения с духовным миром определяется традицией конкретного общества. С развитием и увеличением общества, вследствие разделения труда, появлялись отдельные представители или группы людей, специализацией которых было посредничество в контактах с духовным миром. Изначальная необходимость возникновения посредника была следствием усложнения ритуала и тем, что не все люди владели в полной мере знаниями о духовном мире и о том, как с духовным миром взаимодействовать, что также является следствием усиливающегося разделения труда. На протяжении истории развития духовных культов роль посредников выполняли: шаманы в анимизме, жрецы при политеизмах, церковные служители при монотеизмах.