bannerbanner
Янычары и кантонисты. Опыт метафизического исследования истории. Книга 1
Янычары и кантонисты. Опыт метафизического исследования истории. Книга 1

Полная версия

Янычары и кантонисты. Опыт метафизического исследования истории. Книга 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Джон Патрик Бальфур. Османская империя. Шесть столетий от возвышения до упадка. XIV–XX вв. ⁄ пер. Л.А. Игоревский. М.: Центрполиграф, 2017. С. 625.

41

Сенковский О.И. Собрание сочинений Сенковского (Барона Брамбеуса). Т. 7. СПб.: Типография императорской академии наук, 1859. С. 72.

42

Титул высших правителей у монгольских и тюркских народов.

43

Конья – столица Конийского (Сельджукского) султаната.

44

Гази – воины-добровольцы, участники военных походов мусульман против неверных. Другое значение – почётный титул военачальников в мусульманских странах.

45

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 76.

46

Пруса была переименована завоевателями в Бурсу.

47

Турция, ее могущество и распадение: Историч. и воен, очерки: (С картою турецких завоеваний XIV, XV и XVI столетий и планом Константинополя) ⁄ [Соч.] А. Чемерзина. Т. 1. СПб.: Тип. Р. Голике, 1878. С. 19–20.

48

Достаточно многозначное понятие, которым могли обозначать, как крупные административные единицы, такие, как Анатолия или Румелия, так и небольшие области и районы, в том числе одно из значений – родные края. После административной реформы от 21 января 1867 года – название самых крупных административно-территориальной единиц Османской империи.

49

Обозначение янычар внутри янычарского корпуса. Буквальное значение слова – «человек, идущий одной дорогой с другим».

50

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 76.

51

Йени чери – новое войско.

52

Гяур – неверный, не мусульманин.

53

«Потому, что большинство этих [детей] безродны и для веры они слабая опора. Если они попадают на службу к повелителю, то все их близкие и родственники, живущие в их родных местах, заявляют: «Я стал слугой повелителя» – и притесняют и угнетают реайю и берайю. Мало того, что не платят ашара и других налогов, они проникают в ряды янычар, а санджакбеи, алайбеи и воеводы тех мест, считая, что они действительно придворные слуги, не смеют им приказывать. Когда в провинции оказываются неизвестные [янычары], которые на самом деле не являются слугами повелителя, их невозможно наказать». – Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 51.

54

Там же.

55

Там же.

56

Болгары и греки систему девширме называли «налогом кровью», греки – «налогом детьми». – А.Д. Новичев. К истории рабства в Османской империи. Система девширме. ⁄ Тюркологический сборник 1976. М.: Наука, 1978. С. 88.

57

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 52.

58

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 57.

59

Там же. С. 58–59.

60

Там же.

61

Оглан – мальчик.

62

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 54–55.

63

Р. Jovio. Turcicarum rerum Commentarius Pauli Jovii episcopi Nucerini ad Calorum. Ex Italico Latinus tactus, Fransisco Nigro Bassianate interprete Origio Turcici imperii. Vitae omnium Turcicorum imperatorum.Ordo ac disciplina Turcicae militiae exactis-sime conscripta, eodem P. Jovio auctore.Argentorati: Excudebat Wendelinus Rihelius, 1537. P. G 4a.

64

Навплия (совр. Нафплион) – город-порт в Арголидском заливе.

65

Во времена турецкого владычества привилегированные общины болгар-христиан, которые имели право носить оружие. «Войники» копали шанцы, сопровождали обозы, охраняли мосты, переправы и т. и.; «арматолы» исполняли обязанности пограничной стражи; «сокольники» поставляли охотничьих соколов.

66

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. Изд. 2-е. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1903. С. 158–159.

67

Мальчики, которые по прибытии в Стамбул отдавались во дворец, где получали соответствующее образование, получив которое становились придворными служителями.

68

Приключения чешского дворянина Братислава в Константинополе в тяжкой не-воле у турок, с австрийским посольством 1591 г. Перевод с чешского К.П. Победоносцева. СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1877. С. 5.

69

Сержант, унтер-офицер. В письме, согласно этикету, чаушам было положено обращение – «достойному приближённому». Селям чауши – служители дворца, сопровождавшие и охранявшие высших сановников во время дворцовых церемоний.

70

Санджак-бей – правитель санджака, военно-административной единицы в Османской империи.

71

Бейлербей – наместник и командующий войсками в самой крупной единице административно-территориального деления Османской империи – бейлербейлике. Бейлербей носил титул паши.

72

Владимир Ламанский. Геополитика панславизма. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. С. 370.

73

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 58.

74

Бостанджи – (перс. – тюрк., букв., огородники) – части придворного войска. Несли наружную охрану дворца и выполняли полицейские функции. Большинство их работали в дворцовых садах и огородах, участвовали в перевозке грузов по воде для нужд дворца, заготавливали материалы для постройки дворцов и мечетей, тушили пожары и т. д. Особой кастой были привилегированные бостанджи, которые отвечали за охрану султана и расправлялись с неугодными ему лицами.

75

Дворец султана.

76

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. С. 160.

77

Титул командующего флотом Османской империи.

78

Румелия – так назывались европейские владения Османской империи, включавшие в себя древнюю Фракию и часть Македонии. Происходит от арабского названия Византии – Рум. Находилась под управлением бейлербея (беглербега) – наместника и командующего войсками Румелии.

79

Хитцель Ф. Османская империя (Гиды цивилизаций). М.: Вече, 2006. С. 374–375.

80

Систему девширме профессор Лебедев А.П. на русский манер называет десятиной.

81

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. С. 160. Профессор Лебедев А.П. приводит цитаты из книги Мартина Крузиуса «Turco-Graeciae libri octo, a Martino Crusio edita. Basiliae, 1584».

82

Там же. С. 160–161. – Он же – цитаты из книги Герлаха «Stephan Gerlachs dess Aeltern Tage-Buch», изданной в 1674 году во Франкфурте-на-Майне.

83

Байло (итал. bailo или baylo) – постоянный представитель Венецианской Республики. В зависимости от места службы исполнял обязанности губернатора и/или дипломата. К середине XVI века институт байло в основном исчез, остался лишь байло при дворе Османов (существовал до 1797 года и прекратил существование вследствие упразднения Венецианской республики),

84

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. С. 161.

85

Скабаланович Н. А. Политика турецкого правительства по отношению к христианским подданным и их религии (от завоевания Константинополя до конца XVIII ст.). – Христианское чтение. № 9-10. СПб.: СПбПДА, 1878. С. 426.

86

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. С. 162.

87

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». – Рим. 13:1.

88

Орта – наименование основного подразделения янычар, среднее между полком и батальоном (другое название – ода).

89

Кофейня.

90

А.П. Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. С. 167–168.

91

Джон Патрик Бальфур. Османская империя. С. 624.

92

3. Весела (Прага). К вопросу о положении христианской церкви в османском государстве. – В книге: Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура [Сб. ст.]. АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. С.Ф. Орешкова]. М.: Наука, 1990. С. 119.

93

Пятина (араб, хумс, перс, пенджик) – пятая часть добычи, положенная султану. Взималась на основании 41 аята 8 суры (Аль-Анфаль – Трофеи) Корана: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». – Смысловой перевод Священного Корана. Эльмир Кулиев. Islamhouse.com, 2010–1431. С. 88.

94

Мусульманский судья, обладавший очень широкими полномочиями, фактиче-ски глава административного судейского аппарата определённого района – каза. В его ведении, помимо судебных дел, находились нотариат, контроль за рыночными ценами (нарх), надзор за исполнением законов. (Османская империя: государственная власть и социально-политическая структура: [Сб. ст.] ⁄ АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. С.Ф. Орешкова]. М.: Наука, 1990. С. 300).

95

И. Е. Петросян. К истории создания янычарского корпуса. – Тюркологический сборник 1978. М.: Наука, 1984. С. 191–200.

96

Раб из числа пятой части добычи.

97

Записки янычара. Написаны Константином Михайловичем из Островицы. М.: Наука, 1978. С. 98.

98

Диван (букв, присутственное место) – в Османской империи совет при султане под руководством великого визиря, в котором участвовали визири, высшие представители сословия улемов (за исключением шейх-уль-ислама) и стремянные начальники придворного войска, включая янычарского агу.

99

"Янычарский ага также ехал по левую сторону от лошади султана, когда тот направлялся в мечеть, и был удостоен особой чести снимать с султана сапоги в её преддверии. – Ф.А. Эмин. Краткое описание древнейшего и новейшего состояния Оттоманской Порты. СПб.: При Морском шляхетском кадетском корпусе, 1769. С. 30.

100

«Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи в XV веке. Пер. Р.И. Керим-Заде (Москва). -Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. Сборник статей. М.: Наука, 1990. С. 82.

101

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 50.

102

Аджеми огланы – чужеземные мальчики, которые и составили основу очага (другое название – оджак) – янычарского корпуса.

103

Мелкая серебряная монета, обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств в XIV–XIX веках.

104

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 47.

105

Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи. (История происхождения законов янычарского корпуса). С. 49.

106

Приключения чешского дворянина Братислава в Константинополе в тяжкой неволе у турок, с австрийским посольством 1591 г. Перевод с чешского К.П. Победоносцева. СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1877. С. 5.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3