Полная версия
Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари
Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари
Елена Радчук
© Елена Радчук, 2017
ISBN 978-5-4485-7291-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Мы постоянно становимся свидетелями все новых и новых поражающих воображение достижений медицинской науки и практики. Но вот парадокс: число и многообразие болезней постоянно растет. В то же время из народных обычаев к нам приходят колоссальные знания об исцелении человека и сохранении его здоровья.
К несчастью, коллективизация нанесла мощный удар по носителю традиционной народной культуры – крестьянству и многие знания, передававшиеся из поколения в поколение внутри семьи, были утрачены. В наших домах появились воздушные колокольчики и китайские фонарики, мы изучаем фен-шуй и рисуем квадраты багуа. Однако по-прежнему прячем фигу в карман, носим на счастье серебряные монеты и прикалываем детям брошки на шапочки, чтобы сберечь от сглаза. Даже у докторов наук и академиков портится настроение при виде черной кошки или рассыпавшейся соли.
Русские традиции дают не меньше, если не больше, чем китайские, возможностей для энергетической защиты человека и его жилища, благопожелания счастья, добра, процветания, силы и здоровья. Мы открываем сегодня древние секреты русских народных обрядов, одежды, вышивки и домашней утвари. В далекой древности наша цивилизация шла по вне технократическому пути развития, пути гармонии с природой и космосом. Легенды, сказки, предания и народные обычаи в той или иной форме хранят знания предшествующих нам цивилизаций Земли, к пониманию которых только сегодня подходит современная наука.
Примем с благодарностью дары наших великих предков!
Елена РадчукВ душе у каждого есть мир незримых чар,Как в каждом дереве зеленом есть пожар,Еще не вспыхнувший, но ждущий пробужденья.Коснись до тайных сил, шатни тот мир, что спит,И, дрогнув радостно от счастья возрожденья,Тебя нежданное так ярко ослепит.К. БальмонтГлава 1. Орнамент – язык тысячелетий
Разглядывая затейливые узоры русской народной вышивки, резьбы, кружева, мы редко задумываемся над их символикой. Современные мастера не вкладывают в орнамент особого смысла, просто используют старые мотивы. Мы забыли орнаментальный язык наших предков, которые придавали магическое значение ритмически плавным завиткам, кружевам-розеткам, фантастическим животным, цветкам и канавкам. Орнамент просто стал искусством линий, форм и красок. Мы любуемся сказочным сверкающим потоком, ставшим «музыкой для глаз».
Однако смысловые традиции орнамента до сих пор сохраняются на Востоке, например, у монгольского народа. Народные умельцы с давних времен широко использовали орнамент, уделяя внимание как его структуре и композиции, так и символическому содержанию.
Считается, что орнамент используется не только ради его узоров, позволяющих лучше выявить декоративные качества изделий. Главным является использование символики для пожелания людям приумножать их духовные и материальные богатства, помогать процветанию общества. Традиционным является символическое выражение владельцу декоративного предмета пожелания счастья, радости, чистоты и благородства помыслов, благополучия, стойкости, силы, могущества, удачи и, что очень важно, исполнения пяти желаний, приносящих радость и счастье человеку: видеть глазами прекрасное, слышать ушами хорошее, нюхать носом ароматное, вкушать устами вкусное, осязать пальцами приятное. Эти желания символизируют изображения зеркал, раковин, можжевельника, ягод и лент.
Основой символики восточного орнамента является «ульзий». Есть узьзий отсутствия болезней и страданий, ульзий отсутствия войн и бедствий, ульзий отсутствия волков, воров, разбойников.
В народе хорошо понимали смысл орнамента и умели его трактовать. До сих пор традиционным остается детальное знание форм, структуры и понимание различных видов орнамента, народный обычай украшать то или иное изделие определенным его типом. Украшая стол, шкаф или замок, задвижку двери умелец непременно вносил в орнамент идею прочности, а в украшение стремян – пожелание счастливого пути хозяину, неутомимости и резвости скакуну. Орнаментом, содержащим пожелание посвятить знания, способности и разум государству, быть всегда счастливым и радующим людей, умелец украшал двери домов. Этот орнамент до сих пор используется на обручальных кольцах.
Русские утратили смысловое значение орнамента, но он не ушел из нашей жизни. Народные традиции не забываемы. На двери блочной многоэтажки расцветают солярные символы и хлябь небесная, а рука современного художника интуитивно рисует забытую символику, внося в работу идею счастья, добра и процветания. При этом интересно, что на деньгах демократической России вновь появляется наша древняя символика: символы благополучия, процветания и бесконечности жизни. А вот молот, семьдесят лет проживший на знамени Советского Союза, хорошо известен на Востоке как символ труда.
При кажущемся разнообразии форм, объясняемых локальной стилизацией, в символике различных народов четко проявляется единый, весьма ограниченный, знаковый набор. Это круг, квадрат, крест, спираль, зигзаг, звезда, точка, треугольник, различные переплетения волнистых линий и цветов. Давайте восстановим значение древних символов, взяв за основу русскую народную культуру.
Глава 2. Купальская ночь
Ночь на Ивана Купалу (июнь). Календарный цикл.
Художник Всеволод Иванов.
Купальская ночь – день таинства свадеб на Руси. Две юные золотоволосые девушки в венках из цветущих трав завороженно смотрят на лунную дорожку на воде. Луна – символ женского начала дарит им свое покровительство, благословляя на счастливую супружескую жизнь.
Орнаменты, сопровождаемые сюжетными изображениями, сохранились на ритуальных браслетах XII – XIII веков. Эти браслеты хорошо известны, они обнаружены по всей полосе походов Батыя от Рязани до Твери и от Владимира до Галицкой земли, то есть везде, где были зарыты клады 1227 – 1241 гг.
Браслеты представляют собой двустворчатые наручи из червленого серебра. Они предназначались для застегивания рукавов ритуальной одежды.
Пластинчатый браслет с изображением гусляра. Изображение птицы и зайца (Оборотная сторона).
Серебро. Чернь. XII – XIII в. (Василенко В. М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. I в. до н. э. – XIII в. н.э. – М., 1977. – №131, 132)
Я держу на ладони древний браслет. Старинное серебро приятно холодит руку. Кажется, что мгла веков начинает рассеиваться, гравированные фигурки оживают, начинают двигаться, петь, танцевать и веселиться.
Б. А. Рыбакову в книге «Язычество Древней Руси» удалось систематизировать сюжетные изображения на найденных в различное время русалочьих браслетах, выделив центральные звенья. Давайте поработаем с этим материалом!
СХЕМАТИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РИТУАЛЬНЫХ БРАСЛЕТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЛЯСОК НА РУСАЛИЯХ
а – Киев; б – место находки неизвестно (ГИМ);
в – Старая Рязань;
г – тверской клад. (Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси – М.,1987)
Вот Киевский браслет! Он одноярусный, каждая створка разделена на три арочки. В средней арочке расположено изображение взлетающего Симаргла с нимбом на голове. Слева – женщина с распущенными рукавами. Она одета в ритуальное платье с длинными рукавами до земли. Справа – гусляр. Лица людей обращены к Симарглу. Это божество семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зелени. Симаргл, по мнению наших прадедов, является посредником между верховным божеством неба и землей, его посланником.
Таким образом, смысл всей композиции заключается в том, что люди обращаются к Богу и просят Симаргла выступить проводником живительной силы (божественной энергии).
Обратите внимание на треугольник вершиной вниз между Симарглом и гусляром. Это абракадабра – символ божественной силы, вложенной в душу человека. Он прорисован слабой волнистой линией – энергия слабая. Треугольник вершиной вниз – это энергия, которая исчерпывается в течение жизни человека.
Между арочками женщины и Симаргла мы видим разрыв линии, похожий на обозначение ключа в современных электрических цепях. Космическая энергия не поступает. Арочка, которая имеет значение жизненной сферы человека, окаймлена также слабой волнистой линией.
Теперь посмотрим внимательно на браслет из старой Рязани. Гравер ставит акцент на положение ног. И у мужчины и у женщины в центре внимания находится каблук. Вертелись именно на нем.
Отсюда, видимо, и происходит название танца – кобениться. Какую музыку играет гусляр?
В древних песнях различных народов сохранились мелодии, состоящие из двух-трех звуков. Это отнюдь не является свидетельством примитивизма сознания наших предков, как до сих пор принято считать. Опевание одних и тех же звуков создает устойчивые вибрации, которые на основе биополярного резонанса позволяют активизировать работу определенных энергетических центров человека. Фактически обрядовые песни представляют собой мантры, имеющие четко определенные частотные характеристики. Это психоакустика!
«Игрища между селы». Ритуальный танец русалий в русской деревне XI – XII вв. Миниатюра Радзивиловской летописи.
Вот так художник изобразил языческий обряд в средневековой «Радзивиловской летописи». Блестящий исследователь язычества академик Б. А. Рыбаков показал, что в основе древних религиозных обрядов наших предков лежало взаимодействие человека с силами природы.
В описании русалий отмечается, что «танцы ведутся в быстром, бешенном темпе». Главным мотивом являются «разнообразнейшие формы извивания»1. Покорила гостей своим плясаньем Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка»: «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво».
Сегодня энергетический танец можно увидеть в кинофильмах, связанных с восточными единоборствами, например, в хорошо известных боевиках «Американский кикбоксер» с участием Жан-Клода Ван Дамма и «Дом у дороги» Патрика Суэйзи. Народные танцы Индии также носят энергетический характер.
Народный ритуальный костюм для танца. (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. – С. 695)
Длинные рукава ритуального костюма нужны были, чтобы танцующие не касались друг друга руками. Это изоляция. На руках человека находятся входные (выходные) энергетические точки, и во время танца здесь проходят мощные энергетические потоки.
Для физиологических процессов, то есть процессов функционирования тех или иных систем организма, характерно время порядка десятых долей секунд-минут-десятков минут. Именно этому диапазону соответствуют ритмические характеристики произведений народного искусства.
Ритмическое повторение импульсов, возбуждающих внимание (импульс с крутым передним фронтом и медленным последующим спадом), приводит к длительной мобилизации организма, которая должна обеспечить совершение необходимых действий.
Закономерное повторение состояния относительно длительной мобилизации организма приводит к его общей перестройке, которая обеспечивает длительное напряжение, длительную повышенную активность. В этом и заключается смысл трудовых песен.
Ангаметонный трихорд типа ля-до- ре с окончанием на I – ой ступени преобладает в веснянках, а «тетрахорд в сексте» типа соль – до – ре – ми является основой для интонирования календарных песен, связанных с летним периодом: летними календарными праздниками (троицкие, купальские) или полевыми работами (сенокос, жатва).2
Исполнение призывов весны. (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. – С. 697)
Работа с энергетически подготовленной аудиторией показывает, что «весенний звукоряд» вызывает подъем рук кверху и работает на забор энергии, а «летний звукоряд» – вниз (выделение энергии). Это, собственно говоря, закреплено в русской народной вышивке.
К русальским праздникам вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом был обряд встречи весны и лета. На весенних праздничных полотенцах фигурки людей изображались с руками, поднятыми к небу, источнику тепла и влаги, а на летних – руки склонены к земле, уже вырастившей колосья, уже готовящей новый урожай.
Конец полотенца. Тверская губерния. Осташковский уезд. Сер. 19 в. Холст, льняные красные нити.
Полоса орнамента из чередующихся изображений женских фигур с растениями в поднятых руках и стилизированных деревьев. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1980, №154)
Человек – это центральное звено, объединяющее природу, животные и растения, а его руки работают как трансляторы биоэнергии.
Древними народными обрядами долгое время занимался известный ученый-энциклопедист двадцатого века, народоволец Н.А.Морозов. Он первым предположил, что сроки языческих праздников связаны с наличием сезонных эффектов в распределении хромосомных вспышек солнца.
Конец полотенца. Новоторжский уезд. II пол. XIX века. Холст, красные бумажные нити.
В центре трехчастной композиции изображение женской фигурки с опущенными руками и «лучиками» на голове. По сторонам от нее в архитектурных постройках изображение двух женских фигур с опущенными руками и полуфигур с поднятыми руками между ними. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М, 1980, №154)
А современные ученые вообще утверждают, что «в миллионах наших психосоматических реакций и установок, в образах-мунипуляторах, в артефактически восполненных и усиленных чувственных состояниях и т. п. мы имеем устойчивое, несводимое и далее неразложимое ядро представлений неподвижной Земли (еще в древности осознаваемый как элемент-стихии) и движущегося Солнца со всей динамикой его света и радиаций».3 Мы ра-мены (люди солнца), представители гелио-цивилизации, которая шла по пути биотехнологического развития, взаимодействия с природой и космосом. Астроном-солнечник Е.Д.Марченко путем лабораторных исследований доказала, что человек может подпитываться энергией солнечного ветра. Однако подавляющее большинство людей сегодня полностью закольцовано в магнитном поле Земли и взять эти частицы не могут, в лучшем случае они выходят в ионосферу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. – М.,1987. – С.657,753.
2
История русской музыки. – М., 1983, т. 1: Древняя Русь XI – XVII века. – С. 49.
3
Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994. – С. 30.