bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Лиз Грин

Сатурн. Новый взгляд на старого дьявола

Saturn: A New Look at an Old Devil by Liz Greene


© Мелихова А., перевод на русский язык, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

* * *

«Осознавая Сатурн как бога, дарующего возможность, а не только как божество, которое наказывает и приносит несчастья, человек встает на путь ученичества поистине, на деле, а не лишь теоретически».

АЛИСА А. БЕЙЛИ, «Эзотерическая астрология»

Предисловие Джулианы Маккарти

Для всех, кто хочет серьезно изучать астрологию, книги Лиз Грин обязательны к прочтению. Будучи признанным пионером психологической астрологии, она внесла значительный вклад в формирование современного вида этой области знаний. Работа Лиз Грин – свидетельство того, как астрология помогает нам на пути самопознания и самоактулизации. Автор раскрывает символы астрологии и погружает нас в тонкие измерения. «Сатурн» – яркий пример подхода Грин. В этой книге она меняет наше представление о нем как о «плохой» или «неблагоприятной» планете, в деталях раскрывая его многообразие, а также решающее значение на нашем пути к лучшей версии самих себя.

Лиз Грин сыграла важную роль в изменении нашего понимания Сатурна. Как она объясняет, задача Сатурна – вовсе не наказать нас. Скорее, он создает препятствия и развивает дисциплину, которые помогают нам расти и взрослеть. «Чудовище – это темная сторона прекрасного принца», – пишет она. Другими словами, наш потенциал раскрывается благодаря борьбе. Она отмечает: «Карл Юнг однажды написал, что до христианства зло не было таким злым… Христианизируя астрологию, мы утратили многие парадоксы, которые содержатся в этой богатой символической системе». Лиз Грин помогает нам снова увидеть их и стать не только более искушенными астрологами, но и более зрелыми в психологическом отношении людьми.

ЗАДАЧА САТУРНА – ВОВСЕ НЕ НАКАЗАТЬ НАС. ОН СОЗДАЕТ ПРЕПЯТСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАМ РАСТИ.

В этой книге она показывает, что Сатурн – планета, олицетворяющая страдания, – на самом деле служит неизбежной ступенью к росту. Как нам принять боль, ограничения и дисциплину Сатурна и в итоге стать целостными? Как изменить глубоко укорененные убеждения и осознать, что боль – это не наказание, а удовольствие – не награда?

Хотя в целом Грин придерживается психологических концепций и терминов, в ее работах есть отголосок восточной философии. Она не только призывает нас перестать метаться между добром и злом, но также объясняет, как можно преобразовать борьбу в мудрость. Например, в главе, посвященной Сатурну в аспекте к Солнцу, она указывает: если мы хотим обрести целостность, нам необходимо принять обе стороны себя – и яркий свет нашего Солнца, и болезненные расстройства, депрессию Сатурна. В действительности эти стороны вовсе не противоположны друг другу. Все эти проявления – необходимые части нашего «я». Сатурн подобен зиме, он холоден и обращает нас внутрь. Но, испытав недостаток солнечного света и тепла, мы еще больше радуемся наступлению весны, когда дни становятся длиннее и цветы расцветают. Работая с Сатурном, приверженцем дисциплины и ограничений, мы начинаем ощущать большую признательность за солнечный свет проявлений нашего «я» – жизненную силу, творчество, радость.

Награда за дисциплину – радость, за страдание – мудрость, за честность, нравственность и самосознание – свобода и компетентность. По какой-то причине мы стали демонизировать препятствия, боль и страх, и эта привычка продолжает сеять хаос в нашем сознании и обществе. Подавляя свою тень и проецируя ее вовне, мы порождаем войну внутри самих себя и во внешнем мире. Изучая Сатурн и усваивая его важные уроки, изложенные в этой книге, мы можем отбросить или перестроить те части личности, которые блокируют нашу жизнерадостность и здравомыслие; обрести контроль над собой и своей жизнью, осознав, что борьба ведет к развитию.

Я открыла для себя Лиз Грин, когда мне было восемнадцать лет. Ее работы изменили мою жизнь, поскольку она вдохновила меня всерьез заняться изучением астрологии и в конечном счете стать профессиональным астрологом. В то время мир и люди приводили меня в замешательство, и я была поражена точностью ее оценок. Благодаря ей я стала гораздо лучше понимать себя и других. Психологически обоснованная точка зрения Грин показалась мне одновременно логичной и глубокой, помогла увидеть важность изучения астрологии, этого мистического и космического искусства. Лиз Грин продемонстрировала, что астрология – это точное и многослойное знание, дающее нам глубокое понимание нас самих, наших отношений, нашего жизненного пути и того, что вообще это значит – быть человеком.


ДЖУЛИАНА МАККАРТИ,

автор книги «Звезды с тобой. Современное руководство по астрологии» Февраль 2021 года

Предисловие Роберта Ханда

Даже спустя много лет после первой публикации книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» сохраняет свою актуальность. Эта работа – важный вклад в развитие астрологии как метода самоактулизации.

В традиционной астрологии, включая эллинистическую, ведическую и средневековую (как на арабском языке, так и на латыни), считалось, что основные события и обстоятельства жизни человека предопределены – если не полностью, то в значительной степени. Те эллинистические астрологи, на которых сильно повлиял стоицизм, демонстрируют эту тенденцию в самых крайних проявлениях. Следующий отрывок из Манилия иллюстрирует это:

«Миром правит судьба, законы ее незыблемы, ход событий предопределён на долгие времена, рожденные – смертны, начало решает исход. Судьба – источник богатств и власти и более частой бедности, характеров и способностей людей, их пороков и достоинств, потерь и обретений».

Манилий, «Астрономика», Книга IV

Исламские и христианские астрологи Средневековья в теории расширили возможности свободы воли, но на практике это было не очевидно. Кроме того, все три астрологические традиции утверждали, что существуют «хорошие» и «плохие» планеты, которые позже стали называть благоприятными и неблагоприятными. Благоприятные дарили хорошую судьбу, неблагоприятные – плохую.

Однако даже в древности не все соглашались с тем, что все определено в момент рождения и что планеты делятся на «хорошие» и «плохие». Философ Плотин (204/5–270 гг.) отверг обе идеи в «Эннеадах». Его описание воздействия планет могло бы принадлежать современному астрологу:

«Мы можем думать о звездах как о буквах, которыми кто-то все время пишет по небесам, или о буквах, которые были однажды начертаны раз и навсегда, но при этом продолжают двигаться, потому что им надо выполнить и другие поставленные перед ними задачи; за этими основными задачами следует способность к предсказанию будущего…»

Эннеады 2.3.7

Плотин отвергает идею хороших и плохих планет в следующих двух отрывках:

«Некоторые люди убеждены, что движение звезд определяет не только то, будет ли человек богат или беден, здоров или болен, но даже и то, будет ли он красив или уродлив, и, что самое ужасное, будет ли он добродетелен или грешен, то есть движением звезд предопределены и деяния данного человека, ибо деяния свои он совершает в соответствии со своими добродетелями или пороками. Нам предлагается поверить в то, что звезды могут быть рассержены на людей – и на людские деяния. Но ведь своими деяниями люди, которых звезды сами сделали такими, какие они есть, никак не могут причинить вреда звездам».

Эннеады 2.3.1

«Планеты все время должны быть безмятежно-спокойны, счастливы от того добра, которым они наслаждаются, и того зрелища, которое предстает перед ними. Каждая звезда живет своей собственной свободной жизнью; каждая находит свое добро в своем же деянии; и это деяние к нам отношения не имеет».

Эннеады 2.3.3

Другие платоники стали придерживаться точки зрения Плотина, но это почти никак не повлияло на практическую астрологию. Однако эти отрывки показывают, что даже в древние времена не все соглашались с «традиционным» взглядом на астрологию и приводили для этого философские обоснования.

Несмотря на вышеупомянутые исключения, среди древних и некоторых средневековых философов, которые высказывали аналогичные возражения, идеи о предопределенности и о разделении планет на благоприятные и неблагоприятные доминировали вплоть до XX века. Только в XX веке современная западная астрология отбросила эти представления.

До Лиз Грин некоторые астрологи уже предпринимали значимые шаги в этом направлении. В первую очередь речь идет о Дейне Радьяре (1895–1985) и о некоторых из его последователей. Движение в этом направлении можно увидеть и в работах Алана Лео (1860–1917). Но самоактулизация в работе Лео была скорее непосредственной частью его теософии и лишь иногда – частью астрологии. Для того чтобы использовать астрологию для самоактулизации, нужно принять его теософские убеждения и практики. В своей «Эзотерической астрологии», очень похожей на более позднюю одноименную работу Алисы Бейли, он не расширил древний символизм астрологии, а значительно изменил и даже исказил его, чтобы подогнать под нужный результат.

Радьяр, который был учеником Бейли, сделал следующий шаг и, используя подлинный древний символизм астрологии, описал ее как инструмент самоактуализации. В своих работах, таких как «Астрология личности», он объединил идеи Бейли с идеями Фрейда и Юнга, и доказал, что астрология может отойти от своего средневекового наследия и вместо предсказания событий и внешних обстоятельств жизни сосредоточиться на раскрытии внутренних процессов души. Радьяр исследовал, как эти процессы влияют на жизнь человека и, что еще важнее, как их понимание может дать человеку свободу и помочь с самоопределением. Он также резко возражал против деления планет на благоприятные и неблагоприятные.

Я никоим образом не хочу принизить ценность Радьяра как автора и важность его работ, но они довольно абстрактные и теоретические. В своих трудах он давал надежду на то, что можно справиться с любым астрологическим положением, но не предлагал никаких методов для этого. Следующее поколение астрологов должно было приступить к выполнению этой задачи, и книга «Сатурн» Лиз Грин стала важным вкладом в это дело.

Формат данной книги довольно традиционен. На первый взгляд, это обычное руководство по астрологии. Оно показывает влияние Сатурна в знаках и домах, а также в аспекте с другими планетами. Но именно такой способ подачи материала позволил заполнить пробел между мощными, но абстрактными описаниями Радьяра и потребностью искателя понять, как ему работать со своей натальной картой.

Единственное мое замечание касается практики отождествления символики планет в домах с символикой планет в соответствующих знаках. Например, согласно такому подходу, Сатурн в Овне действует как Сатурн в первом доме, Сатурн в Тельце действует как Сатурн во втором доме и так далее. Традиционная астрология, возможно, и ограничена в философском и духовном плане, но ее символический словарь обширен и богат. Такой знак равенства между положением знака и домом раньше не ставили, разве что в мелотезии[1], где знаки и дома связывают с частями тела (Овен и первый дом относится к голове, Телец и второй дом – к горлу и т. д.). Знаки и дома – совершенно разные виды символов, выполняющие разные функции. На мой взгляд, соединять их таким образом – значит смешивать две разные символические системы.

Но все же я не считаю это большим недостатком книги, поскольку Лиз Грин делает явный акцент на положение Сатурна в домах, а не в знаках, и с учетом этого описания выполнены мастерски. Отсылки на положение в знаках, даже если знаки и дома можно было бы приравнять, были бы менее ценными по той простой причине, что Сатурн проводит два с половиной года в знаке и около двух часов в день в доме. Положение планеты в доме в большей степени характеризует отдельного человека, в то время как положение в знаке описывает всех людей, рожденных в течение длительного периода времени.

От традиционных руководств по астрологии эту книгу отличает характер описаний сочетания Сатурна со знаками, домами и другими планетами. Я не хочу сказать, что они «более точны» (едва ли кто-то способен точно спрогнозировать проявление планеты в различных условиях). Но они увеличивают способность человека управлять своей жизнью. Вместо перечисления грядущих событий читателю предлагается ряд утверждений, основанных на сочетаниях символов. А затем Грин показывает, как сдвиги в сознании и самосознании могут полностью изменить проявления жизни: как из потенциально опасных превратить их в творческие и приносящие удовлетворение. Ее описания – это не просто «оптимистичное» перечисление возможностей, при котором игнорируется обратная сторона. Это указание на ту работу, которую человек должен выполнить, если он хочет изменить свою жизнь. Грин также описывает, что именно ему надо осознать и какие задачи необходимо решить. Все это требует преображения сознания и повышения самосознания. Вот пример из ее описания Сатурна в шестом доме:

«Когда человек пребывает в относительно неосознанном состоянии, он ощущает только то, что движется в колее и находится в плену обстоятельств, и в этом случае Сатурн становится символом недовольства и негодования… Тем не менее от человека ускользает смысл распорядка, потому что он не понимает истинного значения служения… В эзотерическом учении говорится, что служение – это не „добрые дела“, а врожденное качество человека… Подобное служение – это результат внутренней интеграции: как только тело, чувства и разум человека приходят в равновесие, он начинает интуитивно осознавать цель и природу своей психики… Когда Сатурн находится в шестом доме, человек может прийти к внутреннему равновесию, а через него – к служению».

Как я уже говорил, даже средневековая астрологии признавала, что свобода воли способна изменить астрологическое предсказание. Но это убеждение было в значительной степени религиозным. Не будь у человека свободы воли, не было бы и возможности выбрать спасение. Это сделало бы Бога, а не человека, ответственным за успех или неудачу. Хотя средневековые астрологи на словах поддерживали эту идею, они так и не показали, как сознательно преобразовывать астрологические влияния. Возможно, они сами до конца не верили, что это возможно.

«Сатурн» немало поспособствовал триумфу современной астрологии, показав, что принятие, понимание и способность видеть альтернативный путь могут изменить восприятие человеком своей натальной карты и жизни. И вот что важно: эта книга показывает, что степень нашей осознанности не определяется раз и навсегда картой рождения. Потенциальный уровень самосознания не предопределен судьбой! Да, изменить сознание трудно, поскольку обстоятельства – семья, друзья, культурное происхождение – иногда работают против нас. Но это всегда возможно.

Выбор Сатурна в качестве главного героя книги очень удачен. Впоследствии Лиз Грин написала еще несколько работ о других планетах, но Сатурн идеально подходит для начала подробного разговора, поскольку эта планета, по мнению астрологов, наиболее ограничивает свободу человека и жестко определяет его судьбу. Многие рассматривали Сатурн как планету «кармы» – в ложном, но распространенном сейчас на Западе ее понимании. При этом неверном представлении Сатурн указывал на неизбежную судьбу, выдаваемую в качестве наказания или награды за поступки в прошлых жизнях. Но, согласно Лиз Грин, мудрость и понимание способны изменить энергию даже такой планеты и для этого необязательно впадать в крайности, отрекаться от своей жизни и брать в руки чашу для подаяний. На бесчисленных примерах Грин показывает, что при правильном подходе к жизни освобождение доступно каждому из нас. В традиционной астрологии Сатурн называли «большим несчастьем» (Марс был «малым»). Если у нас получится преобразовать влияние Сатурна, худшей из двух традиционных «неблагоприятных планет», значит, мы сможем сделать это со всеми символами карты.

Таким образом, книга Лиз Грин «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола» стала одной из ключевых работ в астрологии XX века и способствовала развитию идеи о том, что астрология – это не карта фиксированной судьбы, но карта потенциального раскрытия подлинного, высшего «я».


Роберт Ханд, астролог, историк

Часть I. Сатурн в знаках и домах

Сатурн и внутренний мир человека

В сказке «Красавица и чудовище» нам кажется совершенно естественным, что чудовище, несмотря на все его уродство и способность внушать страх, должно в конце концов превратиться в прекрасного принца и жениться на героине. Сказки вызывают у нас ощущение правильности происходящего, потому что они, как и мифы, символически отражают ценности нашего коллективного бессознательного. За поверхностными культурными отличиями кроется один и тот же простой сюжет и характеры, поскольку они отображают внутренние психические процессы человека, основу его субъективной жизни. Всегда присутствуют одни и те же вводные: герой, прекрасная принцесса, глупый великан, спрятанное глубоко под землей сокровище. Чудовище – это всегда темная сторона прекрасного принца.

Данный парадокс кажется очевидным проявлением жизни, и мы принимаем его, встречая в мифе, сказке или в других символических системах, например в религиозных сюжетах. Однако современная астрология, похоже, игнорирует его. Мы по-прежнему делим планеты на неизменно плохие и неизменно хорошие. И даже если мы позволяем себе небольшую двусмысленность – немного серого среди абсолютно черного и белого – этого все равно крайне мало. Многие традиционные интерпретации гороскопа по дате рождения получаются довольно плоскими, словно двумерными. Кроме того, астрологи нередко интерпретируют карту рождения в соответствии с моральными принципами нашего общества, и тогда речь идет о «честных» и «нечестных» картах, моральных и аморальных аспектах, а также о позитивном и негативном поведении. Астрологии все еще присущ подход «или-или». Карл Юнг писал, что до христианства зло не было таким уж беспросветно злым, и можно сказать, что в результате христианизации астрология утратила множество тонких парадоксов, характерных для этой богатой символической системы. Самый опороченный из всех астрологических символов – это Сатурн, чье лицо чудовища общеизвестно, но чье второе лицо – прекрасного принца – видят редко. Но чтобы символ полностью передавал свое значение, нужно видеть и то и другое, в противном случае интерпретация получится плоской и неполной.

Сатурн – не просто символ боли, ограничений и дисциплины; он также символизирует психический процесс, естественный для всех людей, когда человек использует переживание боли, ограничений и дисциплины как средство достижения бо́льшего осознания и самоактулизации. Психология говорит, что нашей психике присуще стремление к целостности, к полноте. Архетип целостности – это то, что Юнг называл самостью. Этот символ не означает некоего совершенства, включающего в себя лишь «хорошие» аспекты человеческой природы. Здесь подразумевается полнота, при которой каждое качество характера имеет право на существование и гармонично включено в целое. Этот архетип стоит за большей частью символов различных мировых религий, а также присутствует в фольклоре и сказках каждой цивилизации и каждой исторической эпохи. Его суть всегда одинакова, хотя внешние проявления меняются по мере эволюции человека. Психический процесс, который символизирует Сатурн, связан с реализацией внутреннего опыта психической целостности. Сатурн отвечает за обучение посредством боли, а также за различение между внешними ценностями, заимствованными у других, и внутренними, которые мы открыли в себе. Роль чудовища – необходимый аспект значения Сатурна, поскольку (как говорит нам сказка) лишь тогда, когда чудовище полюбят таким, какое оно есть, оно освободится от чар и станет прекрасным принцем.

В традиционной астрологии Сатурн считается неблагоприятной планетой. Его добродетели довольно скучны – самоконтроль, такт, бережливость, осторожность; а пороки особенно неприятны, потому что в их основе лежит страх. У него ни мистического очарования, присущего внешним планетам, ни человечности личных планет. В общепринятом понимании он лишен чувства юмора. Его обычно считают источником ограничений, разочарований, тяжелого труда и самоотречения. Даже его яркая сторона обычно ассоциируется с мудростью и самодисциплиной человека, который работает не покладая рук и не позволяет себе смеяться над жизнью. Своим положением в знаке и доме Сатурн обозначает те области жизни, в которых человек, вероятно, будет испытывать проблемы с самовыражением, где он, скорее всего, столкнется с разочарованием или трудностями. Часто Сатурн соответствует печальным обстоятельствам, которые не обусловлены слабостью или недостатками самого человека, но просто «случаются». Именно так Сатурн получил титул «владыка кармы». Этот довольно мрачный образ по-прежнему ассоциируется с Сатурном, хотя древнее учение говорит нам, что он – страж границ, хранитель ключей от врат и что только с его помощью обретается свобода путем самопознания.

Болезненные переживания, связанные с Сатурном, необходимы, поскольку они способствуют нашему развитию. Независимо от того, используем мы психологическую или эзотерическую терминологию, основной факт остается неизменным: к свободе воли можно прийти только через самопознание, а люди пытаются познать себя лишь тогда, когда боль становится невыносимой. И хотя мало кто из астрологов счел бы Сатурн веселым компаньоном, необходимость его уроков признают все, пусть и весьма неохотно. Трудно принять, что в подобном опыте может быть заключена радость. Любой, кто наслаждается своей болью, считается мазохистом; однако урок Сатурна не в том, чтобы научиться наслаждаться болью, а в том, чтобы развить внутреннюю свободу. Мало кто понимает это, потому что мало кому довелось это испытать.

Мы все сталкивались с трудностями, разочарованием и страхами. Обычно они совпадают с сильным влиянием Сатурна. Однако отвечая на вопрос о том, что означают эти переживания и как их можно использовать, астрологи обычно советуют сохранять терпение и самоконтроль. Столь же бесполезной оказывается следующая идея: поскольку эти переживания вызваны кармой человека и, по сути, завершают действие или цикл, начатые в некоем прошлом воплощении, то остается только сжать зубы, сохранять стойкость, ничего не предпринимать и не терять веры. Таким образом якобы можно расплатиться со своими долгами и найти путь к свету. Когда речь заходит о Сатурне, то даже те астрологические консультанты, которые допускают некоторую свободу воли человека, рекомендуют одно: сохранять терпение, спокойствие и позитивный настрой. Но, вероятно, Сатурн и наша психика побуждают нас продолжать задавать вопросы, а любое препятствие, задержку, разочарование или страх можно использовать как средство для углубленного понимания таинственных механизмов психики. Благодаря этому опыту мы постепенно придем к пониманию смысла собственной жизни.

СТРАДАНИЕ ПРИХОДИТ ТОГДА, КОГДА ОСОЗНАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О «ПРАВИЛЬНОМ И УМЕСТНОМ» ЯВНО ПРОТИВОРЕЧАТ ПУТИ, ПО КОТОРОМУ ОН НЕОСОЗНАННО ДВИЖЕТСЯ.

Человек не подозревает о многих процессах, происходящих внутри него, и это относится не только к подавленным эмоциям. Периферия сознания, которую исследовал Фрейд, – лишь начало бессознательного. Человек постоянно создает свой мир в соответствии с собственными шаблонами мышления, а его реальность – лишь внешнее проявление этих шаблонов. Наша психика каким-то таинственным образом притягивает в нашу жизнь определенные переживания, и, хотя мы не полностью понимаем синхроничность, с которой внутреннее и внешнее отражают друг друга, мы знаем, что так происходит в жизни каждого. Достаточно понаблюдать за человеком, идущим по пути саморазвития, чтобы увидеть: внешние обстоятельства его жизни всегда следуют за внутренними психическими изменениями. Он не создает эти обстоятельства сознательно; динамической энергией служит его более масштабное «я», которое представляет собой совокупность всех психических процессов и выходит за рамки индивидуальности. Если человек не прилагает усилий для расширения своего сознания и не пытается понять природу происходящих процессов, ему всегда будет казаться, что он – лишь пешка в руках судьбы. Заработать свободу можно только путем познания себя и того значения, которое имеет конкретный опыт для развития личности. Ничто не побуждает человека к такому исследованию быстрее, чем разочарование – дар Сатурна.

Большинство людей еще не достигли такого уровня, позволяющего управлять плотной материей посредством мысли. Те немногие, кто уже достиг этой точки эволюционного развития, категорически отрицают свои способности и отказываются от публичности. В противном случае их считают не учителями, олицетворяющими потенциал каждого из нас, а какой-то ошибкой природы. Мировые религии ставят их в сомнительное положение, заставляя отвечать за наши грехи перед Богом. Большинство людей воспринимают отклик на свои деяния как нечто исходящее извне. Для них это выглядит как чья-то чужая вина или как удачное стечение обстоятельств. Если это болезнь или несчастный случай, то мы виним невезение, бактерии или неправильную диету. И тогда приходит сатурнианский опыт вместе с его любимым оружием – одиночеством. Обычно эти переживания намного труднее, чем могли бы быть. Мы очень мало узнаём об их значении и ценности и в результате учимся лишь осторожности или бытовой мудрости. Мы ненавидим принимать ответственность за свои действия и судьбу, хотя нам отчаянно хочется верить, что мы свободны. Когда мы все же берем на себя ответственность, то она, как правило, окрашена в черный цвет и называется грехом. Такой подход тоже бесполезен.

На страницу:
1 из 4