Полная версия
Путь человека в Божественной Вселенной
От этой философии исходил непреодолимый соблазн, давший начало социальным утопиям, коммунистической доктрине с её знаменитой формулой «бытие определяет сознание, отсекающей вопрос «а чем же определяется бытие?» и открывающей шлюзы попыткам сформировать новую человеческую расу.
Кто мог остаться равнодушным к этому великому иллюзиону Ума? Могла ли какая-нибудь другая мировоззренческая концепция с такой же силой и продуктивностью воздействовать на человека в период нарастающей мощи Интеллекта, со всей очевидностью, победоносно и продуктивно внедряющегося во все сферы бытия, создаюшего беспримерное в человеческой истории явление – Европейскую цивилизацию – светскую по сути, грандиозную по концентрации лучших умов и дарований, не верой, не молитвами, а человеческими деяниями заслужившую право на центральное место в цивилизации общеземной?
То было время великих географических открытий, расцвета науки и культуры, колонизации новых территорий, время гордости и торжества Мысли, казалось бы, заставившей наконец умолкнуть спокойный мудрый голос внутренней «субстанции», о которой с тоской будет говорить в двадцатом столетии француз Сент-Экзюпери. Триумфальное шествие Разума в этой части света окончательно пленило человека, утвердив в нём непреклонную веру не только в собственное могущество, но и в собственную уникальность, особую миссию в сотворении нового мира. Ни внутренние распри и даже кровопролитные войны, ни противостояние с сопротивляющимся экспансии Востоком не могли и до сих пор не могут поколебать это ощущение особенности, некого превосходства над остальным миром и стремление насаждать свои правила бытия на всей земле.
Высокомерие антропоцентризма и европоцентризма, представление о превосходстве человека разумного над тёмными неразвитыми соплеменниками, противопоставление просвещённого Запада дикому Востоку зарождались в античности, но эпоха Возрождения привносит в эту философию явно выраженную агрессивность. Другие люди, те, кого не постигла фантастическая удача европейской цивилизованности, воспринимаются как неполноценное и не очень разумное население, которое необходимо трансформировать по своим лекалам, а в случае неповиновения лишать их права на существование.
Возрождение можно сравнить с открытием кажущегося неиссякаемым месторождения великих ценностей. Эпоха Просвещения, как и все последующие времена, – всего лишь техническая разработка этого месторождения с довлеющим стремлением Мысли не дать пробудиться внутреннему существу в человеке, владеющему подлинной Истиной и знающему все тайные уловки и хитрости Ума по удержанию своей неограниченной власти. Во вражеский стан в этой необъявленной, но совершенно реальной и бескомпромиссной, хоть иногда и неосознанной, войне отнесено всё, что хоть как-нибудь способствует непосредственному контакту с Божественным, в чём бы оно ни проявлялось – в личной манифестации противостояния философии рационализма и потребительства, в религиозных доктринах, в политико-экономических концепциях, проникнутых сознанием неприятия «западных ценностей», или в открытом сопротивлении бесцеремонной экспансии Запада.
Особенной удачей Мысли в деле отторжения человека от Бога было, конечно, создание виртуальной реальности, как будто расширяющей рамки человеческого сознания, но на самом деле воспроизводящей лишь формально-поверхностные аспекты Божественного Творения и увеличивающей пропасть между нами и живым Космосом. Неврозы, мании, психические расстройства любителей виртуального бытия – это синдром наглухо замурованной птицы. Окутанный коконом липкой, назойливой, кажущейся необходимой информации, человек утрачивает связь с духовным центром и, оставаясь вне информационного потока, испытывает полную растерянность, не знает, куда себя деть, чем занять, чего он хочет, на что способен и к чему стремится. В какой-то момент наступает что-то вроде клинической духовной смерти, после чего человек становится невозвращенцем, то есть абсолютным пленником ментального Ума.
Но, пожалуй, самым мощным орудием, а затем оружием, подсказанным самим ходом развития цивилизации – расширением коммуникативных связей, обусловленных многообразием человеческой деятельности во всех сферах и необходимостью взаимных обменов плодами этой деятельности – явились деньги. Подобно удушающей лиане, начинающей с нежных объятий и в конце концов лишающей дерево всякой возможности взаимообмена с окружающей средой – источником его жизни, деньги, питая не только и, возможно, даже не столько экономический прогресс, сколько пагубные страсти, постепенно обретают над человеком и, увы, человечеством всё возрастающую власть, всеми доступными средствами отрезая пути доступа к духовной основе бытия и по укоренившейся привычке лгать и камуфлировать свои намерения изо всех сил далеко небезуспешно, несмотря на низость и жестокость используемых методов, изображая стремление облагодетельствовать народы.
Однако, в этой, казалось бы, победоносной войне Мысли никогда не удавалось избавиться от комплекса неполноценности, природа которого – не очень осознаваемая, но явственно ощутимая невозможность умственным усилием постичь Истину и таким образом достичь полноты, естественно присущей внутреннему существу, которое по сути – сама Истина. Неизбывный страх перед реальностью открытия, что «король-то голый!» – завуалированная причина великого противостояния современности, внешне определяемого как противостояние Запад-Восток, но на самом деле обусловленного отчаянными, пусть даже на грани самоуничтожения, попытками поверхностного (ментального по определению Шри Ауробиндо) Ума не допустить её разоблачения и утраты всемогущества в тот самый миг, когда цель кажется достигнутой, когда на всех уровнях, в любых ситуациях, при рассмотрении любых земных проблем Мысль в лице своих полномочных представителей – «сильных мира сего», «властителей планеты», ведёт себя не просто как хозяйка положения, но как если бы Бог не существовал вовсе. Экономика, политика, паутина военных баз, территориальные притязания, активно осуществляемые, ставшие одним из главных видов оружия провокации, торговые, гибридные, информационные, концептуальные войны, симпозиумы, конференции, саммиты, тайные клубы, – всё, что угодно, – это стремление ментального Ума, не умея удержать мир в равновесии, удержать его в повиновении, чего бы это ни стоило.
Для решения своей сверхзадачи Мыслью используются в том числе самые жестокие и низменные средства. И, надо сказать, в этой нечистоплотной игре Запад, накопивший интеллектуальную мощь и не стеснённый нравственными ограничениями, пока явно обыгрывает более простодушный Восток. Но по большому счёту, то есть на уровне подлинной значимости событий, что бы она ни предпринимала, на какие бы ухищрения ни шла, её ждёт абсолютный тупик, что с очевидностью прослеживается в многочисленных попытках покорения силой Русского Мира или нивелирования его влияния. Говорят, вот если бы не суровый климат, если бы не то, если бы не это, Гитлер бы точно осуществил свои безумные планы. Но кто так говорит, не подозревает, что за всеми фигурами военачальников, стратегов, полководцев, за всеми их пусть даже гениальными, в деталях разработанными и материально обеспеченными, планами, точно так же, как за планами нынешних стратегов окончательно сломить сопротивление их планам, стоит Тот, от кого на самом деле зависит ход и исход событий. В мире постправды при помощи послушных средств массовой информации можно смоделировать и убедительно представить любую картинку происходящего, однако, вся штука в том, что существует подлинная Правда, такая же вечная и достоверная, как сама Вселенная, существует даже при полном умалчивании и полном неверии в неё ментального человеческого разума. Разрушить её не в силах ни масоны, ни олигархи, ни самые крутые гениальные учёные, точно так же, как если бы они, собравшись вместе и преисполнившись веры в своё могущество, попытались сдвинуть с места Большую Медведицу или слегка разогреть для собственных нужд звезду Сириус.
Нынешнее превращение нашей планеты в бедлам на пороховой бочке, не просто закономерность, но неизбежность любой техногенной цивилизации, если ею управляет Интеллект, не опирающийся на Божественное начало. Процветание и благополучие всегда будет утопией, пока в человеческом сознании не установлено равновесие. Пока человек фактически изолирован от Источника равновесия и гармонии, пока в нём отчётливо превалирует, можно сказать, царствует ментальный Ум, то есть глубинная связь с Божественным подменена верой в ту или иную идею, он подвержен любым манипуляциям с его сознанием, которое подобно флюгеру – стоит перемениться направлению ветра (информационного давления, убедительных, заманчивых, пусть даже самых нелепых концепций), оно послушно меняет свой настрой и свои предпочтения. Именно на этом построены технологии цветных революций и целенаправленное «инфицирование» целых народов создаваемыми на чисто коммерческой основе. А что такое гражданские войны, когда брат против брата, потому что один белый, другой красный, третий – жовто-блакитний? Что такое одержимость накоплением богатств, если не внушённое Мыслью представление о том, что Счастье в обладании золотом, валютой, недвижимостью, землёй? Владеть землёй!!!
Очень тяжеловесная и взрывная добавка к этому явлению – неизбежно присущий техногенной цивилизации синдром насилия. Кровную всестороннюю универсальную связь со всей безбрежностью Божественного Мира невозможно ничем имитировать, заменить. Не умея понять и объяснить несмолкающий голос внутренней тревоги, неутолимую жажду полноты бытия, человек пытается заглушить их никотином, алкоголем, наркотиками, сексуальными излишествами, чрезмерной тягой к наслаждениям и даже возведением удовольствий в ранг смысла бытия, но всё это не приносит настоящего облегчения – доза развлечений всегда остаётся недостаточной, а количество проблем многократно возрастает.
Избыток негативной внутренней энергии, не присущий человеку органически, а обусловленный расщеплением, двойственностью сознания и возобладанием левостороннего мышления, приводит к явлению, которое мы называем немотивированной агрессивностью.
Эта неучтенная сила, совершенно реальная, объективно обусловленная энергия до поры – до времени дремлет глубоко внутри человека, и большинство даже не подозревает о её существовании. Человек может годами и десятилетиями аккуратно платить налоги, посещать по воскресным дням церковь, переходить улицу в положенном месте и вообще быть примером законопослушания, но это послушание Джина в бутылке. Всюду, где Джину удаётся просочиться через горлышко, агрессивность проявляется в самых разных формах. Это домашнее насилие, насилие в учебных заведениях, в армии, садистские формы сексуальных извращений, насилие в воображении, в компьютерных играх, жестоких видах спортивных и неспортивных состязаний. О том, что агрессивность не уменьшается, а только возрастает, свидетельствует с бесспорной убедительностью тенденция насыщения насилием искусства, особенно в развитых странах, где, например, в кино, насилие давно уже стало стержнем, пафосом, нервом, фундаментом и даже особым направлением.
Можно совершенно определённо констатировать, что существует прямо пропорциональная зависимость степени внутренней немотивированной агрессивности человека и степени его отчуждения от Божественного Мира, от Бога. Чем больше человек верует лишь в собственный разум и собственную силу, чем меньше он согласует своё бытие с Божественным законом, тем более неравновесными, взрывоопасными становятся его взаимоотношения с другими, тем более сильным становится эгоцентрический, агрессивный принцип самоутверждения, что наглядно демонстрирует постхристианский Запад. Почитаемая Западом за высшую ценность Демократия не избавляет человека от агрессивности, а переводит её в скрытые формы.
Положительная роль Демократии в том, что, не препятствуя развитию этой тенденции, она обостряет проблему, извлекая из её глубины и давая ей проявиться на поверхности. Формально Демократия отвергает насилие, но что она может предложить взамен, если у неё самой нет других способов борьбы с насилием, кроме насилия, которое она использует широко и нередко в качестве упреждающего удара. Как говорил Гулливер, «мы защищаем себя, нападая на других, прежде чем они нападут на нас». Такое использование насилия облекается в камуфляж борьбы за установление справедливости, за воцарение мира и утверждение Демократии. Абсолютно необходимо насилие и для поддержания порядка внутри системы. Яркий пример единовременного всплеска присущей цивилизованному человеку агрессивности, помноженной на поклонение «Большой идее»», являет собой гитлеровская Германия. Достаточно было пламенных призывов закомплексованного неврастеника, и словно по команде «фас!» сила и таланты целого народа были направлены на чудовищное, беспримерное преступление. Ныне фашизм возрождается и культивируется Западом, и пока человек ищет опору в Интеллекте (идеях, научных открытиях, техническом Прогрессе), пока живуч синдром поиска врага, пока эпидемия отчуждения распространяется, не зная границ, пока в человеке нарастает внутренняя агрессивная энергия, которая, вырываясь, сметает любые рамки, а на военных складах множится количество «совершенного» оружия от ядерного до психотропного, климатического бактериологического и всякого другого, можно и следует ожидать, предполагать, предвидеть возникновение такой войны, такого кошмара, в сравнении с которым мясорубка второй Мировой покажется детской забавой.
Но буквально ставшая мировой религией вера во всемогущество Интеллекта, одержимого сверхзадачей перестроить Мир на рациональной основе, то есть на его представлениях о том, как Мир должен быть устроен, кажется нерушимой. Его напор, торжественное шествие по планете созданного им технологического детища, взращённого на дрожжах самой привлекательной и самой губительной в истории человечества либеральной идеологии, обладают такой мощью, которая подавляет здравомыслие и все попытки противостоять этой махине. Даже полная очевидность не надвигающейся, а уже происходящей катастрофы не меняет пагубных тенденций, не снижает безумия общей ситуации, ибо законы и правила, по которым сегодня действует и как бы совершенствуется механизм неуклюжей тяжеловесной машины по имени Наша Цивилизация, сработаны преимущественно умственными манипуляциями, бессильными не только гармонизировать, но даже уравновесить ситуацию, придавая происходящим событиям характер хаотического броуновского движения.
Ничем или почти ничем не сдерживаемая, мощно несёт свои воды река Интеллектуально-Технического Прогресса, и, кажется, нет такой силы, которая могла бы её остановить, кажется, всего ничего до катастрофы, до бездны.
Но знает ли лёгкий туман над океанической гладью, рвущийся ввысь, в синюю бездну, чтобы там превратиться в облака и затем, то играя и резвясь, то обращаясь грозовыми тучами, плыть в дальнюю даль, устремляясь к материковым горным вершинам, где лишь скалы да ледники, подозревает ли он, что великая неизбежность эволюционных циклов вернёт его туда, где это путешествие начиналось?
Подтаивают ледники, медленно сплывая вниз по склонам, струящиеся из них родники превращаются в бурные потоки, сметающие всё на своём пути и дающие начало великим водным артериям планеты. Полноводные, накопившие огромную силу. они движутся медленно, но бесповоротно к началу.
Божественный закон таков, что если ты отправляешься в путь, то лишь затем, чтобы, наполнившись впечатлениями, насытившись красками, совершив открытия, изведав вкус и цену поражений и побед, вернуться Домой.
Тернистый, извилистый путь ментального Ума, полный вначале светлых, затем отнюдь не благородных страстей, совсем неблаговидных устремлений и отчаянной решимости любыми средствами перехитрить, переиграть Бога оказывается как будто спланированным заранее путём в Его объятия.
Пока Мысль мечется, пребывая, с одной стороны, в упоении собственным могуществом, с другой – в истерической растерянности от ощущения уходящей из-под ног почвы, и предлагая миру нелепые концепции, – заложенное в её Божественной природе стремление к Познанию, к Истине, приводит её авангард к некому пределу, который повергает его в изумление. Пройдя долгий непростой путь от различения твёрдого и мягкого, холодного и горячего, важного и не очень, через исполненные восторга открытия, что дважды два равняется четырём, а затем, что все явления природы связаны на глубинном уровне красивыми и стройными математическими законами, постигнув наконец утверждающую Всеединство Мира квантовую нелокальность, она, словно разгорячённый всадник, достигший берегового обрыва, видит перед собой Океан, имя которому – Беспредельность.
Она видит Мир, бескрайний, нерушимый в своей устойчивости и ровном циклическом дыхании, монотонный и бесконечно разнообразный, наполненный звёздами и сопутствующими им планетами, которые с непостижимой безошибочностью и согласованностью кружатся по своим орбитам, вместе с бесчисленными существами, с такой же потрясающей безошибочностью и мудростью исполняющими законы своего бытия. Она видит себя на краешке этого Мира, видит свой пройденный от рождения до зрелости путь и вдруг изумляется не только своей немыслимой дерзости в попытках установить свои правила земного бытия, но и своей близорукости.
Новое ви́дение взаимоотношений Мысли и Вселенной, понимание непреодолимости ограниченного, фрагментарного восприятия Мыслью Реальности, запечатлено в высказываниях великих представителей науки, сумевших заглянуть в глубинную суть материи и увидеть за нею не только Высший Разум, но Божественное Начало.
Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога.
Ханс Кристиан ЭрстедКогда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире.
Карл Фридрих ГауссТолько Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может.
Блёз ПаскальПрирода есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию.
Михаил ЛомоносовС верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии.
Джозеф Джон ТомсонЯ не могу слышать без отвращения ни малейшего намёка об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума.
Николай ПироговГармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием.
Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога.
Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества.
В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума.
Альберт ЭйнштейнПервый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог.
Карл Вернер Гейзенберг * * *Вслед за выдающимися учёными последних столетий наши современники, достигшие уровня интегрирующего мышления (Грэг Брейден, Эрвин Ласло, Дэвид Уилкок, Геннадий Шипов и другие) доказывая на основании не догадок, впечатлений или общих соображений, а скрупулёзных глубоких исследований, экспериментально выявляющих закономерности тонкого мира, что существует некая изначальная разумная субстанция, нечто, отвечающее за сценарий развития Вселенной (информационное поле, эфир, Ничто, вакуум, Божественная матрица), вполне определённо обозначают тенденцию неизбежности возвращения человечества к Богу.
Казалось бы, эти откровения науки должны привести Мысль к облегчению, избавлению от тяжкого груза нелепой затеи выпить или высушить океан, чтобы затем воссоздать его искусственным путём, от борьбы с Тем, Кем была она рождена и Кто даровал ей удивительную судьбу вести человека сквозь дебри неведения. Она должна была бы отринуть решительно и безвозвратно широко используемые ею зависть, лукавство, хитрость, заведомую ложь высокомерие, благословить и расширить внезапно открывающийся просвет в Будущее, к осознанной гармонии с миром.
Но человек, удивительное существо, в котором как в бездонном ларце сокрыта Вселенная, оказывается настолько пленённым Мыслью, что не желает покидать готовую вот-вот взорваться Матрицу. Будто интуитивно прозревает, что это ложный выход, что подлинное спасение не в признании Мысли главной преградой, мешающей открыть ларец неисчерпаемых энергий и возможностей, а в достижении золотого правила равновесия с миром.
Бог
В каждом человеке есть Бог, и проявить Его – это цель жизни.
Шри АуробиндоОсновная мысль человека есть мысль о Боге…
Ф. М. ДостоевскийДа не погаснет в нас Всевышний Свет!
Игорь МорозовЧеловек – бездна, и заполнить её может только БОГ.
Вера СинельниковаНа новом драматическом витке эволюции нам предстоит ответить на вопрос, кто же такой на самом деле Бог, как трансформируется с течением времени это понятие в нашем сознании и как оно соотносится с религиями.
Нет человека на Земле, который так или иначе – закреплённым в традициях, религиях, в языковых особенностях непременным упоминанием или уже сложившимся тысячелетиями привычным для восприятия образом, собственным размышлением, сомнением, сердечной смутой или душевной радостью, или даже полным, абсолютным отрицанием не соприкасался бы с фундаментальным для нашего бытия и сознания понятием Бог.
Религиозная вера возникла как следствие отпадения человека от Вселенной. Пока он был с миром слит воедино, пока не был отделен от него ни сознанием, ни существом своим, он не нуждался ни в подтверждении, ни в отрицании существования Бога. Также само понятие «вера в Бога» утратит смысл, когда будет достигнуто состояние осознанной гармонии, то есть когда блудный сын вернется в Отчий Дом. Но долгий путь от почти полностью детерминированного существования к осознанному бытию в Боге извилист и тернист. Удержаться на нём от бесповоротного падения в безбожие нам помогает никогда и ничем не истребимое чувство, с одной стороны, уходящее корнями в неисповедимые глубины нашего эволюционного прошлого, с другой – прорастающее ввысь, в наше эволюционное будущее. Это чувство, которое мы называем религиозным и которое на самом деле отражает непреодолимую тягу к материнскому субстрату – некогда отторгнутой необъятной грозной прекрасной Вселенной, лежит в основе всех методик культовых служб от молитв и медитаций до оздоровительных постов и бегства в уединение и является охранной грамотой самого́ понятия Бог в его всемудрости и всемогуществе.
Наиболее совпадающими с природным религиозным чувством и наиболее правильными и перспективными можно было бы назвать представления язычников, непосредственно, всем своим существом, через живую связь с Природой воспринимающих язык Бога, если бы не зыбкость и фрагментарность их верований и если бы не эволюционная обреченность их сознания на интеллектуальное постижение Мира, в конце концов, неизбежно ведущее к монотеизму.
Монотеист, возвысившийся над «примитивным» чувственным восприятием Мира, сосредоточивается на личностных взаимоотношениях с Богом, на заветах и предписаниях, которые касаются преимущественно поведения человека по отношению к Богу и к людям. Дистанцируясь от Природы, от Космоса, он делает всеединство недосягаемым для сознания, а множество религий – неизбежным.
Дифференциация изначально родственных представлений на отдельные церковно-светские структуры, в разной степени конформистские по отношению к внешним обстоятельствам, измельчает, переиначивает саму суть религиозной веры. На сегодняшний день в мире насчитывается около 28000 сообществ, сект, школ, объединений, духовных центров, противостоящих друг другу, основанных на узких толкованиях Бога и нередко скрывающих за пышной религиозной риторикой пустоту, искусственную начинку или чисто корыстные интересы. Корневых, долгоживущих религий остаётся не более десятка, но и они в значительной степени держатся на традициях и дисциплине, кроме, пожалуй, гонимого и теснимого со всех сторон Православия, которое хоть и не избежало многих болезненных явлений стареющих религий, ухитряется оставаться посредником между духовным сердцем человека и Христом, как символом Божественной сути Мира.