bannerbanner
Послание из глубины веков. Гороховец: монастыри и храмы. Путеводитель
Послание из глубины веков. Гороховец: монастыри и храмы. Путеводитель

Полная версия

Послание из глубины веков. Гороховец: монастыри и храмы. Путеводитель

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Письменных источников о первых постройках храма нет. Есть запись в переписных книгах 1646 года: «Около города двести сорок две сажени да в осыпи, что бывал внутри города храм ружный.9 Николая-Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальной Троицы с приделом Николая Чудотворца».

Итак, «из известных нам документов наиболее достоверным представляется, что монастырь был основан в 1643 году по грамоте царя Михаила Федоровича, по благословлению патриарха Иосифа, иждивением и трудами посадских людей, купцов, ремесленников, мастеровых. Там, где был храм Николая Чудотворца, поставили церковь Живоначальной Троицы с приделом Николая Чудотворца – верх шатров, а по грамоте царя Михаила Федоровича учинен монастырь около погосту,10 забор, по погосту 5 келий, живут два попа черных да три человека братии старцев.»11 Хотя есть суждение, что монастырь существовал задолго до этого, а «в XVII веке Никольский монастырь выгорел до основания и был возобновлен в 1643 году «усердием местных обывателей».12

В 1678 году состояние монастыря укрепилось: «Внутри города монастырь Николая—Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальной Троицы и под ней придел Николая—чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, монастырь огорожен забором, рублен в замок, в нем шесть келий, строитель черный поп Варлаам, 10 человек братии старцев, и двор скотской…» Было в то время у монастыря и вотчинное хозяйство – 76 душ крестьян. Это давало возможность монастырю содержать постройки и прокорм братии.

Все постройки, о которых шла речь, были деревянными. Дерево было дешевым строительным материалом, и небогатые посадские люди и монастыри охотно использовали его.

«Золотой век» Гороховца

Терпеливое упорство и смиренное стояние перед Богом – этот невидимый духовный труд гороховчан, наконец, воплотились в благоденствие и процветание города. В XVII веке город переживает бурный расцвет. Это Золотой век Гороховца.

К концу ХVII века среди населения города стал преобладать торговый и ремесленный люд. Гороховецкое купечество, используя выгодное положение города на реке, впадающей в Оку, а далее в Волгу, на тракте Москва-Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. Меняется облик Гороховца, начинается строительство первых каменных зданий, делаются богатые пожертвования купечества на строительство монастырей и храмов.

На средства гороховецких купцов строятся храмы, улицы города украшаются купеческими палатами… В то же время начинают складываться монастырско-приходские ансамбли.


Фото Марины Ломиной


В 1686 году «гостиной сотни торговый человек» Семен Ершов просит благословления у Патриарха Иоакима на строительство каменного храма Живоначальной Троицы в Гороховецком Николаевском монастыре.

Строительство происходило очень быстро. В 1689 году храм был освящен.

Не отстает от Ершова и другой гороховецкий купец, Григорий Авдеевич Ширяев, который обеспечивает строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство завершено в 1698 году.

Другой Ширяев – Иван – бьет челом государю Петру Алексеевичу по постройке храма Иоанна Лествичника. Он получает разрешение. И в 1716 году храм выстроен.

Интересен сам факт, что Петр I подписал эту челобитную, хотя тогда уже был издан указ о запрещении всякого каменного строительства на Руси, в связи со строительством новой столицы. Вероятно, Ширяеву Петр I не отказал в виде исключения. (Сын Ивана Ширяева, Михаил Иванович, выпускник Троицкой семинарии, поэт и острослов, благодаря своим деловым качествам, был в чести у Петра I. Даже жил при монаршем дворе, помогал разбирать купеческие тяжбы и выполнял ответственные поручения императора).

Гороховецкие купцы приглашали лучших каменных дел мастеров, поскольку при строительстве нужны были скорость и качество. В результате возник изумительный по своей красоте архитектурный ансамбль, центральным сооружением которого является Троице-Никольский собор. Постройки, различные по архитектурному замыслу, удивительным образом соединились в общее целое.


Фото Марины Ломиной


Пройдем на территорию монастыря и посмотрим на удивительные творения гороховецких мастеров-строителей.

Архитектурный ансамбль монастыря

Главное и первое каменное сооружение монастыря – Троице-Никольский собор. Основной кубический объем, высокий и массивный, поставлен на подклет, в котором находилась теплая церковь во имя святого Николы. В верхней части размещался холодный храм во имя «Пресвятые Живоначальные Троицы». Церковные окна украшены каменным кружевом наличников, резной фронтон и закомары13 оживляют вытянутую плоскость стены.


Фото Александра Леничева


С западной стороны к Троицко-Никольской церкви примыкает двухэтажная пристройка, соединявшаяся переходом с колокольней. На второй этаж в холодную церковь вело сохранившееся и ныне приземистое, но по-царски богатое крыльцо. Его грузные столбы, изукрашенные ширинками, широкие арки хорошо сочетаются с монументальной массой храма.

Колокольня, построенная в те же годы, что и собор,14 и составляющая с ним одно целое, была первой в Гороховце каменной колокольней. Она имеет характерную для Гороховца форму. На невысоком квадратном основании возвышается восьмиугольный объем звонницы, завершающийся каменным шатром со «слухами». Такую форму колокольни люди Древней Руси метко назвали «восьмерик на четверике».

На колокольне «имелось 9 больших и малых колоколов, из них самый большой весит 157 пудов 27 фунтов, слит в Москве иждивением гостиного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 г. В Нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже устроена в 1884 году ризница».


Фото Александра Леничева


Обратим внимание на некоторое несоответствие куполов собора тяжелой массе самого храма. Тонкие шеи барабанов, утонченные серебряные купола-свечи кажутся чрезмерно легкими для всего сооружения. Но именно эта утонченность и рождает удивительное впечатление полета. Купола будто возносятся в Небо и парят над суетной землей.

«Гармония наблюдалась не только во внешнем, но и во внутреннем убранстве храмов, в росписях стен и потолков, в иконостасах и иконах, в литургических принадлежностях и священнических облачениях». Нет возможности перечислить все, что указано в описи древних предметов Николаевской обители. Иконы, современные построению храма, раззолоченные прозрачные царские врата, предалтарные иконостасы, богато украшенные Евангелия, серебряные позлащенные кресты и потиры, печатные книги, рукописи… Постройка монастыря и его богатство «воспринимались как удивительная милость Божия, как чудо Господнего произволения».

Святые врата духовной обители были увенчаны одноглавой Покровской церковью и выходили на дорогу, спускавшуюся в город. Церковь эта, к сожалению, не сохранилась.

По левую руку от святых врат – братские корпуса, являющиеся одновременно и ограждением монастыря со стороны города.

На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника, возведенная из камня 1701—1716 гг. Фасад здания украшают по верхнему краю стен зубчатый карниз и небольшие окна, обрамленные каменными наличниками.


Фото Александра Леничева


Рядом с храмом пристроен настоятельский корпус. Между собой они соединены переходом. На второй этаж ведет богатое каменное крыльцо с кувшиновидными столбами.

В ХVIII веке была возведена каменная ограда с башенками, искусно украшенными цветными изразцами. Построены конюшенный двор, сарай. Рядом за оградой в восточной части находились яблоневый сад и огород, колодец и баня…

Таким был монастырь в период его расцвета.

Петровские реформы обошли стороной Николаевский монастырь, а вот во времена Екатерины II над ним нависла угроза закрытия. Но монастырь все—таки был оставлен, как заштатный, на иждивении верующих горожан. Таким образом, большое монастырское хозяйство – более 10 каменных строений – осталось на попечении пяти-семи человек.

После смерти Екатерины II началось медленное улучшение состояния монастырей. Особенно заметно оно стало в царствование Александра II (1856—1881 гг). Укреплялось материальное состояние монастырей и в царствование Александра III и Николая II…

Монастырь в советское время

Наступление на монастыри началось в 1918 году, когда рушился весь уклад жизни прежней России, но закрытие Николаевского монастыря приходится на 1922 год. В начале 1923 года монастырь покинули последние насельники. Местным жителям не удалось отстоять монастырь. Он был закрыт и передан сначала в ведение Губмузея, а затем превращен в детский дом.


Но даже в этом был промысел Божий. Спасающий путников и моряков, святитель Николай стал Ангелом, спасающим детей.15


Для чего только не использовали в советские годы строения монастыря! Казалось, восстановление его невозможно, но в 70-е годы существенно изменилась политическая обстановка в стране, что положительно сказалось на возрождении храмов Русской Православной Церкви. В декабре 1993 года в Гороховец прибыл новый настоятель монастыря иеромонах Петр (Радзин) вместе с четырьмя насельниками Муромского Благовещенского монастыря. Их неимоверными усилиями обитель начала возвращаться к жизни.


Игумен Петр (Радзин) – в схиме Алексий. Фото Александра Леничева


Считается, что у каждого храма и монастыря есть свой Ангел-Хранитель. Отец Петр говорил, что у обители есть святые заступники – Небесные Покровители, никогда не оставляющие нуждающихся в помощи: великий Чудотворец Николай, один из самых любимых и почитаемых святых на Руси, и прп. Серафим Саровский,16 который был приписан к Никольскому монастырю. Ангел-Хранитель, по Божьему произволению, долго поддерживал стены и кровли монастыря, но вот на свой земной подвиг вышли люди.

Верилось ли в то, что восстанет полуразрушенная, искалеченная обитель? Но 19 декабря 1993 года, в день памяти святителя Николая-чудотворца, в монастырь прибыл владыка Евлогий, чтобы отслужить праздничный молебен, а настоятель Казанского храма г. Гороховца митрофорный протоиерей Георгий Софронов пожертвовал монастырю 9 икон и часть иконостаса… К концу декабря удалось подготовить к службе храм Иоанна Лествичника.

В 1994 году монастырю был передан Знаменский скит, а в 1996 – Георгиевский. Тот, самый, который в 1365 году устроил преподобный Сергий Радонежский и который в народе зовут «Егорием». Началось восстановление и этих обителей трудами игумена Петра (Радзина) с братией.


Фото Александра Леничева


Монастырь стал обретать вторую жизнь, и уже 19 октября 2006 года, в день свт. Николая, Высокопреосвященнейший архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий провел первую литургию в теплом храме св. Николая Чудотворца, а 31 декабря 2006 года храм был освящен и стал основным повседневно служебным храмом монастыря.

Сейчас в монастыре идет не только восстановительная работа, хозяйственная деятельность, но и работа по духовному просвещению и образованию прихожан. По монастырю проводятся экскурсии для приезжающих паломников. И мы настоятельно рекомендуем вам присоединиться к такой экскурсии с православном гидом,17 чтоб более полно узнать историю Свято-Троице-Никольского монастыря, посетить храм, прикоснуться к святыням.


* * *

Побывав здесь, на Никольской горе, вы увидите, что это одно из красивейших мест Гороховца. Выразительный контур зданий монастыря непринужденно и органично сочетается с природным ландшафтом. Величественный и строгий Троице-Никольский собор, вытянутая горизонталь Церкви Иоанна Лествичника, стреловидная вертикаль колокольни, уходящая в бесконечное небо, и неоглядные просторы заречных лугов оставляют неизгладимое впечатление.

Это место высоких дум и проникновенных молитв, место созерцания и душевного покоя. А под вечер, в любое время года, такие изумительные цвета и краски в небе и в воде, что кажется, никогда ничего подобного мы не видели и не подозревали, что в Божьем мире такая красота существует…

Наталия Семякова, прихожанка Троице-Никольского храма, оставила нам в память удивительной красоты поэтические строки….

* * *


Фото Александра Леничева


В белых валенках ходит зима по Никольской горе,

По Никольской горе, по лиловой вечерней заре.

И ложится на гору великая снежная тишь,

Словно белый сугроб, вышиной от порога до крыш.

Вышиной до крестов на закатной Никольской горе,

До протяжного звона в намоленном монастыре,

Опустилась на гору небесная тишь – благодать,

И грядущего нет, и былого вдали не видать.

Только нынешний день угасает и застит глаза,

И не падает снег, а восходит гора в небеса,

Удивленная птица сорока кружит над горой,

Улетай, белобока, и двери в зимовье закрой.

Я еще похожу, коли день даровал тишину,

Подниму воротник, полушубок плотней запахну,

Погляжу, как заносит дома и пустые дворы,

Как парит колокольня на Гребне Никольской горы.

Хорошо затвориться от всякой мирской кутерьмы,

Хорошо помолиться в глубоком затворе зимы.

И сугробы надуло, дороженьки перемело,

А в затворе тепло, слава Богу, в затворе тепло.


Помолчим и мы, вспомнив молитвой и добрым словом прекрасного человека и большого поэта – рабу Божию Наталию. Пусть она по-прежнему улыбается людям и несет удивительную душевную радость всем, кто помнит ее саму и любит ее творчество – незаносчивое, тихое, ласковое.


Фото Александра Леничева


* * *

Полюбуемся от северных ворот монастыря красотой неоглядных далей, синей глубиной неба над головой, посмотрим на город, расположенный у подножия Никольской горы, Знаменский монастырь за Клязьмой…. и сверим наш дальнейший маршрут.

Так и видится, что рядом с нами автор этих фото, Александр Леничев. Это его взгляд помогает нам понять – в новых красках и смыслах – любимый город, почувствовать невыразимое и увидеть несказанное…

Итак, теперь наш путь лежит на «соборную» площадь. Это исторический центр города, где сошлись вместе величественный Благовещенский собор с золотыми куполами, Воскресенский храм, стоящий некогда на въезде в город, и изумительные по красоте храмы Сретенского монастыря.

Но пройти предлагаю не по главной дороге, что спускается в центр по Гребенской горе, а по лесенке от Никольского монастыря. В этом есть свой смысл.


Фото Александра Леничева

Глава 3. Источник в честь Святой Троицы Живоначальной

Мы уже говорили, что у гороховчан особое отношение к горам. Особое почитание.

С горы по-новому видны родные просторы. Отсюда небо кажется особенно бездонным, а воздух чистым. Здесь затихает шум будней. Здесь хочется думать о чем-то значительном, вечном. Гора как бы напоминает об иных высотах.

Не меньшей любовью и уважением окружены наши родники и источники. А их в Гороховце много. Они пробиваются на поверхность из-под высокого берега Клязьмы, сквозь корни вековых сосен. Вода в них так чиста и вкусна, что гороховчане настаивают на правдивости легенды о том, что воду из наших родников в дубовых бочках возили к царскому столу Ивана IV (Грозного).


Фото Александра Леничева


Родники давно используются гороховчанами как источники чистой питьевой воды. В XIX веке в городе на их основе была создана уникальная система самотечного водопровода. По деревянным (из стволов лиственницы) трубам вода текла к двадцати городским фонтанам. Этот уникальный родниковый водопровод был построен на деньги купца Михаила Федоровича Сапожникова и без изменений продолжал действовать до 1959 года.

А уж если родник бьет из-под святой горы, его почитают как Святой Источник. Такие источники берегут как святыню: в них нельзя стирать, мыть посуду, бросать в них мусор или брать из них воду для бытовых нужд. Рядом с такими Источниками ставят крест или часовню, отмечая тем самым их особую почитаемость в народе и святость.

Из-под Николиной горы, намоленной веками, тоже бьют родники. Один из них выходит на поверхность прямо у дороги в Свято-Никольский монастырь. На старинных картах города этот источник именуется Большим. Утомленные путники после нелегкого подъема в гору всегда останавливаются возле родника, чтобы испить холодной ключевой воды, набрать ее себе на дорогу. Здесь берут воду для питья и многие гороховчане, уверяя, что вода здесь целебна и очень вкусна.

А другой источник, будто спрятался от постороннего взгляда и городского шума по другую сторону горы. Чтобы попасть сюда, нужно от стен Никольского монастыря спуститься по лестнице на ул. Большие Гребни (ныне Пролетарская) и свернуть по дорожке налево. Так мы и поступим.

К этому источнику по заветной тропинке среди деревьев раньше приходили только те, кто понимал его духовную ценность и верил в его святость. Приходили издалека, омывали лицо, обливались его чистой водой, брали воду с собой как святую. Люди молились о том, чтобы не умалялись и не иссякали светлые струи живого источника.

В 2007 году Источник был облагорожен. Над ним поставили деревянную часовню и купальни – мужскую и женскую.

Родник обустраивался по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при активном участии настоятеля храма Всех Святых протоиерея Александра Степанова (ныне благочинный Гороховецкого приходского округа).18

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил источник именовать в честь Троицы Животворящей как новоначальный из всех гороховецких источников.


Фото Вероники Дебюк


Сейчас двери часовни и купален всегда открыты для православных верующих: прихожан наших храмов и паломников. В морозные дни Крещения Господня, когда вода всех источников становится Иорданью и обладает святой целительной силой, сюда приходят многие жители Гороховца, приезжают верующие из других городов.

В часовне можно и набрать воды, которая истекает из креста. Вода эта равноценна той святой воде, которую получают верующие в церкви после богослужения. Здесь можно помолиться, прочесть Акафист, поставить свечу.

«Посещение этого места, соприкосновение со святой водой благотворно отражается на душе любого человека, – убежден о. Александр. – Дай Бог благоденствия каждому хорошему человеку, сил для труда и духовного совершенствования!»

А пока мы омываем лицо в светлых водах источника, делаем глоток свежей воды и просим у Животворящей Троицы благословения на дальнейший наш путь, я прочту вам одно из красивейших стихотворений Натальи Николаевны о гороховецких родниках… Послушаем?


* * *

Как будто с неба вечного стекая,

Крутые размывая берега,

Омытая ручьями Гребенская

Плывет, как мелководная река.

Когда еще, не разбирая брода,

Пройдешь по говорливой быстрине!

Все родники рванулись на свободу,

Упрятанные в горной глубине.

Весна разбила старые дороги.

Колеблются древесные стволы,

Природные дремучие отроги

И насыпные древние валы.

Но есть для них могучая опора,

Которой нет надежней и верней,

Веками пронизающие гору

Узлы сосновых каменных корней.

Они не слышат музыки певучей,

Но держат, в тишине и глубине

Нахохленные домики на кручах

И монастырь на самой крутизне.

И весело, как будто бы впервые,

Пока гора досматривает сны,

Идти на службу к ранней литургии

По блеску и сверканию весны.

Ступать под сень таинственного мрака,

Где путников деревья стерегут,

Со дна непостижимого оврага

Увидеть неба узкую реку.


….Не оставляет ощущение того, что стихи написаны для каждого, кто подошел к святому источнику …. Наверное, потому, что это опять мысли о вечном и непреходящем. Так всегда было, так всегда будет…. Пока стоит город, пока бьют из-под горы родники, пока мы смотрим в Небо…

В размышлениях об этом мы продолжаем наш неспешный путь по тропинке по склону горы, чтобы оказаться у Поклонного креста.

Глава 4. Поклонный крест

В истории Отечества некоторым горам выпала особая роль – памятника ратным подвигам наших предков: Мамаев курган над Волгой, Поклонная гора в Москве… Вот и Никольская гора стала памятником всем защитникам Гороховца.

С самого основания «городового места на горе» не проходило и столетия, чтобы город не воевал.

Напомним о сказанном в первых главах:

Основанный как пограничная застава, охраняющая важный водный путь по Клязьме на дальних подступах к столице княжества Владимиру, Гороховец вставал на пути волжских булгар и монголо-татар. В XV—XVI веках, после возникновения на Волге Казанского ханства, Гороховец входил в первую линию обороны Московского государства от набегов казанских татар. Не обошли стороной Гороховец и польско-литовские интервенты…

Защитники пограничного города жили, не выпуская из рук оружия, вплоть до ХVII века, когда пали Казань и Астрахань и граница передвинулась далеко на юг. «После 1619 года Гороховец навсегда перестали рассматривать как русскую пограничную крепость».19

Отважно бились защитники города, но силы были несопоставимы. Что и говорить о защитниках маленького городка, если даже большие города, целые княжества и государства не могли выстоять под натиском врага!

Множество защитников города пали под стенами крепости. Хоронили их здесь же – у подножия горы. Сколько их, безвестных героев, защитников города, обрели здесь покой за многие столетия русской истории!

При застройке города в районе Никольской горы и вскрытии грунта жители часто наталкивались на эти захоронения. Останков было так много, что еще в XIX веке на склоне была устроена костница в виде деревянного сруба, над которой возвышался Поклонный Крест с надписью «Защитникам Гороховца». Была и часовня, где совершались молебны в память православных воинов.20

В советские годы крест и сруб постепенно разрушились. Останки воинов оказались рассеяны по всему склону горы. Невозможно найти слов оправдания за случившееся ни перед памятью защитников города, ни перед Богом.

И только в 2015, после большой подготовительной работы Православной Церкви, краеведов, общественности города и жителей близлежащих улиц, костница и Поклонный Крест были восстановлены. «Святое место не должно быть забыто. Поклонный крест станет духовным щитом Гороховца», – справедливо отмечали участники этого события.

На страницу:
2 из 3