Полная версия
Хроники Христорождественской церкви
Хроники Христорождественской церкви
Яна Семеновна Аввакумова
© Яна Семеновна Аввакумова, 2022
ISBN 978-5-0053-8814-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Автор выражает благодарность всем, кто помогал работе над книгой:
– настоятелю храма Пророка Божия Илии г. Нурлат иерею Владимиру Боркову
– жителям деревни Вишневая Поляна Зое Исаевой и Марии Ермуллиной, а также всем, кто сохранил реликвии церкви и предоставил фотографии
– работникам Национального Архива Республики Татарстан, город Казань
– художнику-иллюстратору Кристине Синельниковой, город Уфа
– Ольге Аввакумовой за фото- и видеосъемку
– и конечно, автору идеи и вдохновителю – Наталии Аввакумовой – без которой этой книги просто бы не было
Часто, видя перед собой привычную картину – знакомый с детства пейзаж, дома, постройки – нам кажется, что так было всегда. Вот здесь стояла эта школа из алого кирпича, а рядом всегда была спортивная площадка с вкопанными в землю колесами и турниками. Кажется, лишь только сама земля, хранительница древних тайн и дочь её, старая берёза – молчаливые свидетели минувших исторических событий – помнят, что когда-то это самое место было совершенно иным, преисполненным «небесной мелодии любви» и сердечной духовной молитвы.
Но память об истории сильна и в людях. Через письменное свидетельство, что сохранилось доныне в архивных документах. А также, изустно от родителей, через их рассказы о прошлом, когда легкая дымка воспоминаний коснется вдруг встревоженного сердца, которое не молчит, но благоговейным шепотом рассказывает о том величии, к которому они прикоснулись и об утерянной ими и современниками церковной красоте. Менее столетия назад в центре села стоял храм, который был посвящен Рождеству Богомладенца.
Впервые церковь в Вишнёвой Поляне появляется в далёком 1790-м году – «деревянного здания церковь во имя Рождества Христова» (поэтому в дореволюционных источниках село Вишневая Поляна известно также под названием Рождественское). Это была самая первая церковь, построенная в Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии.
В 1817 году деревянная церковь сгорела, и к 1823 году стараниями и трудами прихожан построено новое каменное здание церкви с каменной колокольней и деревянной оградой. В церкви было два престола1: первый – в основном холодном помещении, в честь события Рождества Христова (по нему и называлась церковь), и второй – в тёплом приделе2 в честь святителя Николая Мир Ликийского.
С течением времени, во внешнем облике церкви, а также и во внутреннем ее убранстве и жизнеустройстве происходили необходимые и исторически обусловленные перемены. Зданием церковь была крепка, тем не менее, требовала соответствующего ухода. Так, в 1870 году на средства открытого в 1868 году попечительства села внутри и снаружи храма были исправлены и побелены стены, была также обновлена и покрашена кровля. В 1872 году вместо «ветхого иконостаса холодной церкви» строится новый, «резьба производится, иконы пишутся». В 1892 году заменили деревянную ограду, «пол одноярусный, как иконостас, так и стены теплого храма окрашены краской».
Причт3 церкви на начальном этапе состоял из двух священников, диакона, двух дьячков, двух пономарей и просфорни4, поскольку приход церкви был большой, включал прихожан не только села Рождественское, но и близлежащих деревень. В 1872 году при церкви временно закрывается вакансия второго священника, по скудности содержания причта. А к 1912 году притч прихода и вовсе сократился до одного священника, диакона, псаломщика и просфорни. В первые годы существования прихода, храму принадлежало 33 десятины5 пашенной и сенокосной земли. Но этой землей священнослужители практически не пользовались, а вместо этого получали от прихожан ругу6 в виде ржи, овса и ярового хлеба. Поэтому материальный достаток и содержание причта, напрямую зависел от собранных урожаев. В неурожайные годы прихожане не могли должным образом обеспечить причт ругой и зачастую священно-церковнослужители прихода вынуждены были обращаться и просить Духовное начальство о предоставлении им взамен руги, необходимое количество пашенной земли. В 1880-х годах приходу отвели 1,5 десятины усадебной земли, кроме того, причт изначально владел лугами, площадь которых в 1893 году была 14 десятин. К 1912 году земли при церкви уже не осталось.
Доход причту приносили и церковные лавки, которых к 1830 году было десять, а также пожертвования прихожан за крестные ходы, а также за совершение Таинств и треб. В 1840 году в селе открывается церковноприходская школа. Законоучителем в ней, в 1840-60-е годы, был священник Александр Васильевич Алексеевский. С 1887 года в селе появляется земская школа. При церкви имелась и библиотека, состоявшая к 1893 году из «343 томов и 32 названий». Пополнялась она выписываемыми на средства прихожан и притча церкви журналами и книгами, как, например, журнал «Церковные ведомости», «Православный собеседник» и т. д. В 1912 году при церкви был построен деревянный дом для священника, крытый железом. До этого священники и церковнослужители, как правило, жили в собственных домах на обывательской земле, либо на съемных квартирах. Сохранился план села Вишневая Поляна, съемки 1878 года, на котором как раз отмечены дома священно-церковнослужителей (с 37 по 40).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Престол – главная принадлежность православного храма, четырёхугольный стол с мощами, закрытый покрывалом, стоящий посередине алтаря. В одном храме может быть несколько престолов в отдельных приделах, освящённых в честь разных святых, но весь храм обычно называется по главному, центральному престолу
2
Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе всё, что составляет принадлежность всякого алтаря, т.е. престол и жертвенник с принадлежностями и прочее.
3
Причт – состав лиц, служащих при какой-то одной церкви, как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и др.)
4
Диакон – священнослужитель, имеющий первую, низшую, степень священства; дьячок – церковнослужитель низшего разряда в православной церкви, не имеющий степени священства, псаломщик; пономарь – служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении; просфорня (просвирня) – женщина, пекущая просвиры.
5
Десятина – единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы
6
Руга – годичное жалованье священнику и причту от прихода (деньгами, хлебом и т. п.)