bannerbanner
Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.
Русская эмиграция в Сербии XX–XXI вв.

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Об условиях студенческого жилья может дать представление тот факт, что в общежитии на бульваре Короля Александра проживало 90 человек: половина разместилось в четырех его комнатах, вторая половина – в коридоре[72]. Для справки – в Союзе русских студентов Белградского университета к весне 1922 г. было около 700 человек[73].

Свой быт и досуг можно было значительно улучшить тем, кому посчастливилось вывезти – золото, бриллианты и пр. Такие люди были в эмиграции, для них росла сеть комиссионных магазинов, владельцы которых в большинстве своем тоже были из России. Итак, в Белграде «работали» следующие магазины: комиссионный И. П. Колченкова-Николаева, сербо-русский магазин Сретена Божиновича[74], магазин Андрея И. Богданова, где, получив деньги за драгоценности, можно было купить «по дешевой цене чай, грибы, мыло, крестильные кресты, иконы, лампады и пр.»[75] (Какая странная и ужасная картина по своему несообразию! – В. К.), магазин М. М. Покровского по приему бриллиантов и пр.[76], антикварный магазин Иосифа Линевича[77], магазин товарищества «Посредник»[78], первый комиссионный магазин Русского общества взаимопомощи принимал на комиссию бриллианты, жемчуг, золото, серебро, разные драгоценности, старинные вещи, ковры, изделия русских беженцев, менял «русскую и иностранную валюту на самых выгодных условиях»[79].

Можно было «найти» денег в «своих» кассах взаимопомощи, в различных фондах. В 1923 г. одна из них была организована в Союзе русских инженеров в Королевстве СХС. Известно, что в 1929 г. можно было взять не более 1 500 динаров на три месяца, в виде исключения на шесть, с уплатой одного процента в месяц[80]. Но так как платили взносы своей «кормилице» нерегулярно, выдавали ссуды тем, у кого не имелось права на них, то в результате появились многолетние должники и т. д. Смута и беспорядок отличали это кредитное учреждение. Для того чтобы как-то обеспечить минимальную сумму в кассе в 1936 г. были организованы благотворительные вечера. В 1938 г. проведено два таких вечера с лотереями. Выручка в 2 600 динаров была сразу отдана взаймы наиболее нуждавшимся членам[81]. Фактически, это кредитное учреждение лопнуло, как это случалось и в России с подобными «кассами».

В этом же Союзе в 1925 г. возникла другая идея об учреждении фонда помощи в случае смерти своего члена. Предполагалось уплачивать 2 000 динаров помощи. В фонд записалось 40 человек, которые за несколько лет внесли всего 1 200 динаров. Вся эта сумма в 1928 г. была выплачена семье первого умершего, а сам фонд прекратил свою деятельность[82].

Совсем другая картина представала, когда в сфере помощи участвовал западный капитал. Достаточно назвать действовавший в Королевстве с 1932 г. Русский трудовой христианский союз (РТХД) – православный вариант профсоюза в странах Европы. Его члены могли пользоваться «кассой взаимопомощи, бесплатным лечением в Русской больнице в Панчево, в санатории Вурберг в Словении без ограничения времени лечения, правом проезда по железной дороге в полцены, правом на дома отдыха, на юридическую помощь и др. льготы»[83]. Взносы – 10 динаров в месяц и еще два динара, если хотели пользоваться дополнительными льготами. В Союз могли вступить и члены семьи при ежемесячном взносе в 3 динара. Была предусмотрена и страховка в случае потери кормильца. Взнос в 14 динаров уплачивался каждых три месяца. Страховая сумма составляла 2 000 динаров[84].

Бедняки, старики и старухи, бывало, с высокими титулами, бездомные могли надеяться только на благотворительную помощь.

Академик Сербской академии наук, лингвист И. Г. Грицкат-Радулович писала в свох живых воспоминаниях: «Сама я не забуду щемящего душу впечатления, которое произвела на меня жалкая конура княгини Шаховской. Мы с матерью побывали там однажды, потому что мать, прослышав о предельной нищете Шаховских, решила подыскать для княгини несколько уроков рояля. Про княгиню ходил слух, что она некогда была хорошей пианисткой. В этом ни на что не похожем жилище, куда входить нужно было через погреб с дровами, густо заснованный, черной паутиной, каким-то образом помещался рояль; под роялем были сложены старые журналы и ботинки в тазу. В комнате воняло – это был какой-то особенный запах, напоминавший не то гречневую кашу, не то очень засаленные игральные карты, которые иногда именно так и пахнут. Повсюду лежало тряпье, из кресел лезли жесткие усы. Зашел разговор о деле, но княгиня вскоре перевела его на тему о жидах. Проклятые жиды – они поработили нашу родину, они предали скипетр поруганию…»[85].

Им собирали деньги на различных вечерах с лотереями, устраивали кружковый сбор. И здесь по традиции первенствовали женщины, среди которых не было жестокосердных. Из обществ можно назвать Мариинское сестричество, цель которого – помощь нуждающимся. Такая же задача стояла перед Национальным обществом русских женщин, руководимым Анной Николаевной Алексеевой (урожд. Пироцкая), вдовой основателя Добровольческой армии. Оно действовало с 1929 г., собирая по крохам средства, которые шли на помощь в первую очередь одиноким женщинам и детям. На свои считанные-пересчитанные деньги эти женщины отправляли некоторое количество детей в летние детские колонии, устраивали праздники.

Быт – это и привычная еда. И русские торговцы с выгодой для себя старались для москвичей, петербуржцев, жителей провинциальной России. Здесь можно было жить почти как в Петербурге или в Москве: ходить к русским продавцам на базар, покупать селедку у какого-нибудь «Петровича», а гречку у «Петра Поликарпыча». За русской колбаской можно было зайти в колбасную «Валентина», а за парижскими окороками к Рождеству в русский гастрономический магазин «Югославия»[86].

В Белграде был даже свой союз русских торгово-промышленников (председатель совета В. Д. Ильин, председатель правления Г. Г. Миткевич и секретарь С. Я. Кривцов). Действовали на правах товарищества три русских банка: Кредитная Задруга с председателем проф. Я. М. Хлытчиевым, известным ученым и энергичным дельцом, Касса взаимопомощи при Всероссийском земском союзе (руководитель Г. П. Шпилевой) и Задруга чиновников (глава А. Ю. Вегнер)[87].

В торговлю пускались многие, считая ее «легким и прибыльным» делом, позволяющим выйти из нужды: врач торговал фирменными мясными полуфабрикатами, архитектор продавал разные технические приспособления, университетский профессор разводил длинношерстных кроликов[88]. Но и здесь было не все так просто: в определенных ситуациях приходилось применять гибкость, пускаться на некие махинации, даже нарушать закон. В своем большинстве такие действия не носили криминального характера. Но бывали и злоупотребления, такие, как продажа отдельных участков земли, официально объявленных неделимыми, получение прибыли от торговли марками якобы для оказания помощи слепым девушкам. В то же время были и противоположные случаи, когда бухгалтер, от которого хозяин требовал подписать ложный финансовый баланс, пытался покончить жизнь самоубийством[89].

К февралю 1929 г. в столице Королевства насчитывалось 153 мелочные лавки, 70 молочных, 58 деликатесных, буфетов, колбасных, столовых, народных кухонь, магазинов винной торговли; 58 базаров, антикваров, разносчиков, 51 колониальная и бакалейная лавки, 15 комиссионных, 13 транспортных, 7 технических контор, 2 посреднические и рекламные конторы, 14 галантерей, 6 «агентурных» контор, 8 фирм по торговле автомобилями и прокатом, 4 предприятия занимались «спекулятивной» торговлей, столько же – мануфактурной, в 3 магазинах продавались мужское готовое платье и обувь, действовало 5 книжных и издательских предприятий, 2 магазина по продаже нот, музыкальных инструментов и пр., 2 посреднические конторы, занимавшиеся экспортно-импортными операциями, одно пароходное предприятие, одна фирма по торговле машинами, одна торговая цветочная фирма, 3 фирмы по торговле дровами и строительными материалами, одна меняльная лавка, одна фирма по торговле кожами. Всего 483 предприятия[90]. Русские мастерицы «задавали тон» и в сфере моды. Здесь можно назвать модисток Н. Нинчич-Лукасову (Лукашову?), Ксению Сципион де Кампо, Граевскую, Захваеву, Т. Андрееву, Головину и С. Сомову. В косметике главенствовали Лидия Ираклиди, Кукина и Хоровиц[91].

Кроме «лавочников» были и дельцы, профессионалы в области торговли, обслуживания, строительства, в других сферах хозяйствования, пионеры в новых отраслях.

Пароходное дело. 16 сентября 1924 г. в Саву близ Чукарицы спущен на воду первый пароход, построенный в Сербии. Строитель – известный волжский промышленник и судовладелец Дмитрий Васильевич Сироткин, деятель старообрядчества (1864–1953). За год до этого он выстроил первое в Сербии моторное грузовое судно «Коста». Длина нового парохода – 40 м, ширина – 5 м, 50 кают, 300 пассажиров. Теплоход назван «Воля». Планировался на рейс Белград – Вена. Использовался на внутренних рейсах[92]. Личность настолько примечательная, что необходимо уделить ей больше строк. Его пароходство «Волга» включало 15 пароходов, 49 барж. В его руках было и его детище – судостроительный завод «Нижегородский теплоход», который работает и по сей день. Говоря кратко, он «держал в кулаке» Волжское судоходство и почти всю приволжскую финансовую систему. Он, как и все старообрядцы, много занимался благотворительностью. Максим Горький был его помощником в Комитете по народным столовым и чайным. Сама фигура Сироткина была им отражена в своем творчестве. Известные архитекторы – братья Веснины – проектировали для него ряд общественных зданий, храмов, богаделен. В 1913 г. был избран на четырехлетний срок городским головой Нижнего Новгорода. С радостью встретил известие о Февральской революции. Занимался политикой. Октябрьский переворот не принял. Спасаясь от предстоящего ареста и расстрела бежал из родного города. Закончил «свой бег» в Белграде. Во время занятия Белграда частями Красной армии помогал им при переправе через Дунай. В 2011 г. в честь столетнего юбилея его судостроительного завода Сироткину был открыт памятник. Одно из судов, построенных в том же году, получило его имя.[93]

Безошибочна была ставка на производство русской водки, любимого напитка соотечественников, не привыкших к ракии, отдающей «парфюмерией». В 1923 г. Товарищество по производству водочных изделий «Орел» в Белграде выпустило в продажу: красную головку (цвет металлического колпачка), перцовую травник, лимонную, апельсиновую, белую головку двойной очистки, сухарную, хинную и английскую горькую[94].

Экспорт-импорт. Пожалуй, одним из воротил в этой сфере стал выпускник Московского университета, защитивший докторскую диссертацию по химии Виктор Васильевич Шипатовский (1878–1944). Примерный семьянин – жена Софья и дети Виктор и Наталия. С 1922 г. он был владельцем торгового агентства «Новву». Его коммерческая деятельность заключалась в продвижении на рынок препарата для очистки металлических изделий, а также химпрепарата «Тепалина» для очистки накипи в паровых котлах, нагара в авиационных и автомобильных моторах. Параллельно Шипатовский представлял интересы нескольких английских текстильных фирм, в частности, Альфреда Мидвуда из Манчестера, а также производств по изготовлению корсетов. Понемногу приторговывал сукном, которое покупал в своих командировках в Великобританию. Его услугами представительского характера пользовались: немецкая из Лейпцига «Kluge &Porisch» (растительное масло, эссенция и химикаты), английская из Глазго «Hopkins &C.» (виски «Jim»), лондонская «Sir Robert Burnet», французская «St. James» (рейнское шампанское и ром), парижская «A. F. Pears» (мыло и парфюмерия). Шампанское поставлял к королевскому двору, в отель «Палас», ресторан «Русский царь». Имел представительство по поставкам из Бордо консервов, фруктов, овощей, рыбы в основном для снабжения королевского двора. Вел дела по всей Югославии[95]. Это о нем в журнале «Бух!!!» (1932, № 11) писалось:

Без шляпы жил Роман Верховский,Но в шляпе ходит Шипотовский.Он без труда и без заботСумел устроить Оборот.Он оборотистый был малый,Таких немного есть, пожалуй.Он был в Париже баронетом,И был Мюнгаузеном при этом.Пока еще была Россия,Он был приятель папы Пия,Был в Австро-Венгрии кронпринцем,И жил у Габсбургов под Линцем,И был на ты он с Карлом Мором,С Рабиндранатом и Тагором;А с королевой ВильгельминойОн говорил с шутливой миной.Ему сам Блок писал сонеты,Он крестный папа Гарбо ГретыИ он в угоду этой дамеДва дня сидел в воздушной яме!Он десять раз весь свет объездил,Он на медведе белом ездилНа дирижабле и верблюде,Он был в Клондайке, Холивуде,Стокгольме, Чили, Тель-Авиве,Он поклонился Браме, Шиве.И возле города МанилыЕго раз съели крокодилы,А после дружеской беседыИм закусили людоеды.Волками сожранный в КанадеВоскрес на кладбище в Белграде,А из пустыни жаркой ГобиОн для продажи вывез ХоббиИ занесен в словарь Брокгауза…Он – доктор и гонорис кауза.

Среди торговцев из Москвы выделяется имя Пантелеймона Васильевича Заболотского (1887–1947). По прибытии в 1920 г. из России, где он был чиновником министерства торговли, сумел устроиться в кампанию «Russo-Serbe», которая осуществляла экспортно-импортные операции, развивала торгово-промышленные отношения со славянскими странами[96]. В ноябре 1924 г. фирма прекратила свое существование, но по другим данным кампания была на белградском рынке до 1927 г. В качестве пайщиков упоминаются университетский профессор и удачливый делец Яков Хлытчиев, Валентин Гайдуков, Роберт Смит (англичанин), Михаил Белоусов из Парижа и Николай Залин из Берлина. В то же время Заболотский известен как один из основателей и председатель правления фирмы «Holz& Metalhandels Industry A. G.». Вместе с Михаилом Фоминым был владельцем фирмы «GlobusHaus G. m. b. H». С 1935 г. вел финансовые дела в основном с американской фирмой «Братья Селигман». Через эту фирму был подключен к делам фирмы «Батиньоль», занимавшейся подрядами на большие строительные работы (Земунский мост, дорога Печ – Приштина и др). Имел дела с организацией «Trepca Mains Ltd», т. е. с рудниками в Боснии[97]. Его сын Борис (1909–?), по профессии инженер-электротехник, вел строительные дела и стоял с 1934 г. во главе строительной кампании «Стан» (Квартира), деятельность которой была короткой из-за недостатка средств[98].

Можно назвать еще одно имя – Анатолий Иванович Прицкер, инициатор издательства «Народна просвета» («Народное просвещение»)[99], выросшего в одно из крупнейших предприятий в Югославии.

Основная масса русских, заинтересованных в торговле, устремлялась, прежде всего, в сферу обслуживания.

Открывались русские закусочные, молочные, кондитерские, служившие одновременно и чайными, ночные кафе, которых Белград раньше не имел: «Казбек», «Сейм», «Русская лира» и др. В Белграде появилось диковинное блюдо – блины, поедание которых принимало массовый характер на масляной неделе: встреча – понедельник, заигрыши – вторник, лакомка – среда, широкая – четверг, тещины вечерки – пятница, золовкины посиделки – суббота, прощание, целовник, прощеный день – воскресенье. Масленица – один из любимых русским народом праздников: она и «масленица объедуха, деньгам приберуха, тридцати братьям сестра, сорока бабушкам внучка, трехматерина дочка».

И конечно, важное место отводилось традиционной рекламе. Я позволю себе привести здесь ее достойный образец, помещенный в «Новом времени».

К БЛИНАМВсегда на масляной неделеБлины на родине мы елиОбычай наш уже такойИ, надо думать, недурной,Но без закусок и винаНе съешь, пожалуй, и блина!Но где же русскую взять водку,Достать шотландскую селедку.Купить омаров и сардин,Как не на Косовской, 1?!Чего там, право, только нету,Не перечислить и поэту!Икра нежнейшая донская,К тому ж совсем не дорогая,Копчушки, кильки… а балык;Проглотишь собственный язык!Грибы, консервы и соленья,А шпроты всем на удивленье!Но нет! Всего не перечесть,Что в магазине этом есть!Пускай любитель гастрономСам убедится лично в том!А я скажу вам только то,Что говорил уже давно:Кто знает Дроботова, – теДолжны поверить свято мне,Что самый лучший магазинЕй-ей на Косовской, 1[100].

В старой Скадарлии (район увеселительных и питейных заведений) орала русская песня. В белградском журнале «Русский голос» в 1931 г. писали, «Вакханалии увеселений и танцев превзошли всякую меру пристойности»[101]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Архив внешней политики России. Ф. Российская миссия в Белграде. Оп. 508/3. Д. 95. Л. 11–22.

2

Солонский А. А. Демография русской эмиграции в Белграде. Записки РНИ. № 10, 1935. С. 43.

3

Из воспоминаний агронома-селекционера Института агрономических исследований в г. Нови Саде С.А. Кисловского // Москва – Сербия; Белград Россия. Сборник документов и материалов. Том 4. Русско-сербские отношения. 1917–1945 гг. Авт. – сост.: Тимофееев А., Милорадович Г., Силкин А. М.; Белград, 2017. 136–137.

4

Гиппиус З. Публицистка, критика, статьи Письмо о Югославии [Эл. ресурс]. URL: https://gippius.com/doc/articles/pismo-o-jugoslavii.html

5

Рощин Н. Русские в Югославии. По чужим краям // Иллюстрированная Россия. (Париж). 1932. 9 апр. С. 12.

6

Рыбинский Н. Белград // Иллюстрированная Россия. С. 14.

7

Зайцев Б. Собр. соч. в 11 т. Т. 1. Письма. Статьи. Воспоминания современников М., 2001. С. 313–314.

8

См.: Миленковић Т. Руски инжењери у Jугославиjи 1919–1941. Београд, 1997. С. 118.

9

См.: Новое время. 1929. 20 янв. С. 3.

10

См.: Новое время. 127 янв. С. 3.

11

См.: Новое время. 1924. 19. 6 июля. С. 3.

12

См.: Рыбинский Н. Белград. С. 14.

13

См.: Рыбинский Н. Белград. С. 14.

14

См.: Царский вестник. (Белград), 1928. 4 нояб. С. 3.

15

См.: Новое время. 1922. 5 окт. С. 3.

16

См.: Новое время. 1923. 20 февр. С. 4.

17

См.: Новое время. 1923. 10 нояб. С. 4; Новое время. 1923. 27 окт. С. 3.

18

См.: Новое время. 22 июля. С. 3.

19

См.: Новое время. 1927. 15 июня. С. 4.

20

См.: Русское дело. (Белград), 1943. 12 дек. С. 4.

21

См.: Чурич Б. Из жизни русского Белграда. Белград, 2015. С. 175.

22

См.: Новое время. 1922. 8 авг. С. 3.

23

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 117.

24

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 91.

25

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 93.

26

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 93.

27

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 94.

28

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 97.

29

См.: Новое время. 1928. 9 дек. С. 1–2.

30

См.: Новое время. 1922. 31 март. С. 4.

31

Иллюстрированная Россия. 1932. 9 апр. С. 15.

32

См.: Новое время. 1929. 7 марта. С. 2.

33

См.: Новое время. 1 марта. С. 3.

34

См.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье». Научный архив. Васильев А. В. Воспоминания. «Добровольчество». С. 89.

35

См.: Новое время. 1930. 4 марта. С. 2.

36

См.: Ренников А. Первые годы в эмиграции // Возрождение. (Paris), 1957, № 64, С. 86.

37

См.: Пио-Ульский Г. Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939. С. 39–40.

38

См.: Ренников А. Первые годы в эмиграции. С. 85–86.

39

См.: Из воспоминаний агронома-селекционера Института агрономических исследований в г. Нови Саде С. А. Кисловского – о Белграде и годах учебы в Белградском университете // Москва – Сербия Белград – Россия Сборник документов и материалов 1917–1845 гг. Авт. сост. Тимофеев А., Милорадовић Г., Силкин А. Москва – Белград/Москва – Београд. 2017. С. 137.

40

Агнивцев Н. Я. Хождение по мукам // Антология поэзии русского Белграда / Сост. О. Джурич. Белград, 2002. С. 1–3.

41

См.: Латинчич О., Ракочевич Б. Эмигранты-москвичи в Белграде // Московский архив. Вторая половина XIX – начало XX в. М., 2000. С. 632.

42

Вестник правления общества галлиполийцев. (Белград), 1924. 27 апр. С. 16.

43

См.: Гимназия в лицах / Авт. – сост. Арсеньев А. Б., Ордовский-Танаевский М. Л. В 2 кн. Кн. 2. Белград, 2018. С. 490.

44

Чему свидетели мы были… Переписка бывших царских дипломатов 1934–1940. Сб. документов. В 2 кн. М., 1998. Кн. 1. 1934–1937. С. 410.

45

См.: Новое время. 1926. 19 дек С. 2–3.

46

Маевский Вл. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. В 2 т. Нью-Йорк. 1966. Т 2. С. 70–72.

47

Скрынченко Д.В. Обрывки из моего дневника. М., 2012. С. 15.

48

См.: Россия и славянство. 1933. 29 янв. С. 2.

49

См.: Живановић М. И крст и петокрака Руски гробни комплекси у Jугославиjи у 20 веку. Београд, 2020. С. 256.

50

См.: Живановић М. И крст и петокрака. С. 258.

51

См.: Живановић М. И крст и петокрака. С. 202.

52

См.: Новое время. 1923. 1 февр. С. 3.

53

См.: Новое время. 1923. 14 апр. С. 3.

54

Балашев А. В. На чужбине // Антология поэзии русского Белграда. С. 17.

55

См.: Новое время. 1925. 18 июля. С. 4.

56

См.: Качаки J. Руске избеглице у Краљевини СХС/Jугославии: библиографиjа радова 1920–1944. Београд, 2003. С. 224.

57

Бух!!! Bouh – revue satirique russe. (Белград), 1932. № 11. С. 2–4: № 12. С. 6–7.

58

Скрынченко Д. В. Указ соч. С. 41.

59

См.: Новое время. 1929. 16 марта. С. 3.

60

См.: Стоjнић М. Руска емиграциjа међу нама // Руси без Русиjе Српски Руси. (Албум) Изд. Д. Янићиjевића и З. Шлавика. Београд, 1994. С. 15–16.

61

Стоjнић М. Указ. соч. С. 17–19.

62

См.: Стоjнић М. Указ. соч. С. 20.

63

См.: Beloemigracijа u Jugoslaviji. // Arhiv Republike Slovenije. AS 1931. Republiški sekretariat za notranje zadele. A.Š. 1053. AS 1931. S.69.

64

Чурич Б. Из жизни русского Белграда. С. 161.

65

Бух!!! Bouh – revue satirique russe. (Белград), 1933. № 15. С. 11.

66

См.: Beloemigracijа u Jugoslaviji. S. 71

67

См.: Новое время. 1923. 24 авг. С. 4.

68

См.: Новое время. 1924. 28 нояб. С. 4.

69

См.: Новое время. 1923. 19 дек. С. 3.

70

См.: Новое время. 9 нояб. С. 4.

71

См.: Качаки J. Указ. соч. С. 223

72

См.: Новое время. 1922. 11 авг. С. 3.

73

См.: Новое время. 11 мая. С.3.

74

См.: Новое время. 1921. 14 мая. С. 1.

75

См.: Новое время. 1922. 16 дек. С. 3.

76

См.: Новое время. 1923. 10 нояб. С. 4.

77

См.: Новое время. 29 марта. С. 3.

78

См.: Новое время. 1921. 23 апр. С. 1.

79

См.: Новое время. 29 апр. С. 4.

80

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 135.

81

См.: Миленковић Т. Указ. соч. С. 139.

На страницу:
3 из 4