Полная версия
Журнал «Юность» №01/2023
Журнал «Юность» № 01/2023
© С. Красаускас. 1962 г.
Поэзия
Высокая избранность
О стихах Майки Лунёвской и Ольги Надточий
На прошедших «Липках», Форуме молодых писателей России, который вот уже двадцать два года проводит Фонд Сергея Александровича Филатова, мы с Иваном Шипниговым вели семинар журнала «Юность». Семинар был совмещенным: прозаики, поэты и даже один литературный критик. Всего двенадцать человек.
Из поэтов на страницах журнала вы прочтете двоих – Майку Лунёвскую и Ольгу Надточий. Это поэты одного поколения, даже одного года, но такой разной судьбы – и жизненной, и творческой.
Надточий – в Петербурге. Лунёвская – в селе Березовка 1-я Тамбовской области, недалеко от знаменитого (благодаря Пастернаку) Мучкапа.
Помните?
Увижу нынче ли опять ее?До поезда ведь час. Конечно!Но этот час объят апатиейМорской, предгромовой, кромешной.На первый взгляд, с Петербургом поэту справиться куда труднее, чем с Мучкапом. Здесь – Пастернак, а там – одна из самых существенных частей российской культуры. Преодолеть поэтическую инерцию, вписаться в исторический контекст – все это очень значительные для поэта задачи, которые в Петербурге кажутся сложнее, чем в провинции.
Впрочем, Майке Лунёвской ничуть не легче. Ей, помимо прочего, нужно справляться с главным: выражать самое земли. Дать слово оврагам и балкам, деревням и лесам, народу (простите за это слово) и его истории, воде и небу. Все это болит и требует осмысления.
Это противоречие «город – деревня», конечно, условно, но сам лирический герой Надточий находится вне ландшафта. Он все-таки больше горожанин, сторонний наблюдатель, что нисколько не умаляет его значение и необходимость. Наоборот, это наш современник, вот он, один из нас.
На речке царство снежной королевы,Заснеженное скопище зеркал.Безмолвствует река, пойдешь налево.Направо повернешь, молчит река.Мою Каменную Степь нельзя назвать деревней. Это крупный научный центр, в советское время – один из важнейших по селекции зерновых в Союзе. Но что такое островок в две с половиной тысячи человек среди степных деревень и маленьких железнодорожных станций? Все одно – провинция. Так вот, мы в детстве легко отличали приезжих: они о двух наших водохранилищах, которое мы называем «морями», старым и новым, говорили «речка».
Для Лунёвской этот вопрос тоже один из ключевых: «Но без воды это ведь все равно // речка, река, как же еще назвать?»
Я прихожу к Ольшанке, сажусь на дно,воды с него не набрать.Но без воды, это ведь все равноречка, река, как же еще назвать?Так я сижу и жду, что волна пойдет,вместо нее растет широко полынь.А река ничего не ждет,ее берега полны.Река Ольшанка – всего 14 километров. И все-таки «ее берега полны. // Не течением, а травой, не рыбой, а муравьями…» На самом деле – памятью. Человеческой. Природной. Дать ей слово – что может быть для поэта важнее?
Противоречие «человек – природа» в этом смысле выглядело бы естественнее, чем «город – деревня». Но и оно вполне условно.
Надточий:
Не люди, нет, но отзвуки людейВолнуют разыгравшуюся память.Шаги и голоса, прикосновения,И шорохи, и скрипы половиц,И даже скрежет спящего – волнуют —И приближение автомобиля,И этот лай, направленный во тьму, —питают память, и она растет.Лунёвская:
когда придет осенняя водаготовь посудувот ласточки сидят на проводахпечаль повсюду…садовый труд как сумма груш и грыжи труд бумажныйа то что ты со мной не говоришьуже не важноВажно направление взгляда, как сказал бы другой замечательный поэт, Аман Рахметов. И тут, и там – о человеке, через человека и для него. Если Майка говорит «переизбыток леса», уже через строку спрашивает сама себя: «Дальше-то что? Дальше опять Россия…»
Давно стало общим местом утверждение, что стихи сейчас почти не читают. Все привыкли к тому, что поэтические книги выходят крохотными тиражами, а вечера собирают от силы десятка три-четыре слушателей. Сегодняшние успехи некоторых литераторов, работающих по заказу (не социальному, а государственному), нисколько не опровергают этого.
Я думаю, что поэзия возвращается к самой себе, снова становясь уделом избранных.
Напомню: «Камень» Мандельштама вышел в 1913 году тиражом триста экземпляров. На средства автора! Такой же тираж был и у «Вечера» Ахматовой. Пастернаковский «Близнец в тучах» – и вовсе двести. Да что там говорить: прижизненные тиражи Пушкина не превышали тысячи двухсот экземпляров, а журнал «Современник» выходил тиражом в шестьсот.
Мы не так далеко ушли.
Да, тогда было несоизмеримо меньше грамотных, но и сейчас людей, способных понимать настоящие стихи, никак не больше.
Но главное не в этом: поэт снова свободен!
И непопулярность поэзии – не плата за свободу. Это естественный, нормальный ход вещей. Поэзия – самое элитарное из искусств, но избранным может стать каждый.
Стихи Майки Лунёвской и Ольги Надточий – необходимые компоненты этой высокой избранности. Уверен, в самом ближайшем будущем без этих двух имен будет трудно представить современную картину молодой русскоязычной поэзии.
Василий НацентовМайка Лунёвская
Поэтесса. Участвовала в «Липках» и в семинарах Союза писателей Москвы. Стипендиатка Фонда СЭИП (от журналов «Знамя» и «Юность»). Победительница премии «Северная земля». Состоит в ЮРСП. Стихи публиковались в журналах «Знамя», «Москва», «Кольцо “А”», в «Литературной газете», на порталах «Лиterrатура», «Полутона», «Формаслов» и др. Живет в селе Березовка 1-я Тамбовской области.
А я запомню…
* * * Ночью окно открыто, и в палисадникеслышно, как падают яблоки в барабан,частое «ц» хай-хэта или цикады,большая тарелка луны в глубине эстрады,в качестве духовых выступает комбайн(всю ночь убирают пшеницу).В спальне окно открыто, и мне не спится,яблоня гнется, лето уже в конце.Никто не пришел на концерт,но не расстроились музыканты(делай свое цэ-цэ, как говорят цикады,делай свое цэ-цэ, кто-нибудь да услышит).Время стоит в моей комнате и не дышит. * * * Медленно,часть от целого,падают листья,как будто за пикселем пиксельосыпается мир, начиная с леса,как будто распад победилс внушительным перевесом. Чем объяснить такую печаль вначале?Разве мы смерть до этого не встречали?Или приняли за свою?Как ни тянусь до света – не достаю. Как ни расти, а стеблям лежать в зиме,в коме, в комке из снега, лицом к семье,в корни, а то и значит, держись корней,помни свою печаль, говори о ней. Но если копнуть поглубже, то это, на самом деле,никакой не ужас, а память по земледелию. Лéса будущие дровав небе по рукава.Как долго летит листва. * * * Прямо за кладбищем поле, Ольшанка, ивы —видела много раз, до сих пор красиво. Там же стоит подсолнух и кукуруза,между ними трава ничья.Птицы, когда им грустно,летают, но не кричат. Влево – асфальт, направо – грунтовка к току.Сколько я здесь на веле каталась, столькопо сторонам смотрела, понять пыталась,небо еще ни разу не повторялось. Дальше еще дорога, она к оврагу.Иногда там чабан с собакой пасет отару,иногда прилетают лебеди или гуси.Собака кидается к велу, но не укусити не продолжит дальше за мной погоню.Кто это все запомнит? А я запомню. * * * когда придет осенняя водаготовь посудувот ласточки сидят на проводахпечаль повсюду вот облако над областью мучкапне глушь а тишечто музыку садового сверчкаи в доме слышу еще синап до позднего виситне то что злакиа сколько было ночью персеидлежат в овраге садовый труд как сумма груш и грыжи труд бумажныйа то что ты со мной не говоришьуже не важно * * * Я прихожу к Ольшанке, сажусь на дно,воды с него не набрать.Но без воды это ведь все равноречка, река, как же еще назвать?Так я сижу и жду, что волна пойдет,вместо нее растет широко полынь.А река ничего не ждет,ее берега полны.Не течением, а травой,не рыбой, а муравьями.Никогда не была пустой(пустота не в реке, а в ямеили в том, кто сидит на дне).Волна говорит волне:«Не волнуйся.Река во мне». * * * Переизбыток леса, немыслима асфиксия.Никто не окликнет и не предъявит лика.Дальше-то что? Дальше опять Россия —красный солдатик, синяя ежевика.Воздух стоит – мы ноги ему связали.В деревянных одеждах смиренны братья.Темные круги под голубыми глазаминеба. По справедливости не поделишь.И земля, как на вырост платье —ждет, когда ты его наденешь.Ольга Надточий
Поэт, прозаик, чтец. Родилась в 1988 году в г. Канске Красноярского края. Сейчас живет в Санкт-Петербурге. Автор двух поэтических книг – «Проверка связи» и «Веский повод». В 2019 году в результате успешного краудфандинга издала сказку в стихах «Волшебный Кракатук». Состоит в Санкт-Петербургском союзе профессиональных литераторов. Участница Форумов молодых писателей «Таврида» и «Липки». Выпускница писательской мастерской Анны Никольской. Стихи публиковались в «Невском альманахе», журналах «После 12» (Кемерово) и «Что есть истина» (Лондон). В 2022 году прошла в лонг-лист Международного литературного конкурса рассказа имени В. Г. Короленко.
И слово, как огонь на языке…
* * * Пока еще весна владеет сном,как ремеслом ремесленник владеет,пока еще та девушка с весломстоит и не моргает, не стареет,и ночь, рассыпав бисер звезд, молчито том, что мы вмещаем целый космос,пока еще мы бодрствуем в ночи,желая превозмочь тупую косность, —есть шанс распутать каверзный клубоксудьбы, проникнуть в суть хитросплетений,открыться и почувствовать, что Бог —садовник, и себя – его растением. * * * Небо легко сочиняет птицЧерных, безумных, вечных.Птицы полетом рисуют стих,Пренебрегая речью. Листья срываются с языкаВетра, как мемуары.Пишет историю дней река,Плавно владеет даром. Летопись – это для гор-старух,Хокку – ромашкам в поле.Я притаилась, я – взгляд и слух,Капля всеобщей воли. Вот человек, чья походка – ключК письменности дорожной.Длинным письмом протянулся лучСолнечный, осторожный. Всех соберу, словно вольных птах,В общий сюжет – стаю.Пишется мир интересно так,Что я взахлеб читаю. * * * На речке царство снежной королевы,Заснеженное скопище зеркал.Безмолвствует река, пойдешь налево.Направо повернешь, молчит река. Куда ни глянешь, льдины, словно блюда,Пластами неуклюжими торчат.На этой кухне я играть не буду,Но задержу дыхание и взгляд, Прекрасную картину созерцая,Запечатлев величия момент,Пусть он потом из памяти мерцаетМне маяком на много-много лет. Я верю, подо льдом река не дремлет,Обманчива поверхность у реки,На глубине у рыб обычай древний,Когда зима, слагать о ней стихи, Они тихи, смиренны, хладнокровны,Им безразличны льдины на реке.Им не в пример, я не умею ровноДышать, когда увижу вдалеке Или вблизи какое-нибудь чудо!Придет весна, тепло прогонит лед.И королева снежную посудуНа новое жилище заберет. * * * Не люди, нет, но отзвуки людейВолнуют разыгравшуюся память.Шаги и голоса, прикосновения,И шорохи, и скрипы половиц,И даже скрежет спящего – волнуют —И приближение автомобиля,И этот лай, направленный во тьму, —питают память, и она растет. Когда-нибудь большая тишиназаговорит. Едва пропустишь это.Пока же мир трансляцию ведет,и отзвуки, как музыка, звучат.Чем глубже, тем отчетливее слышишьСебя и мир, который – вне себя. И память выступает словно мостМежду тобой тогдашним и тобой,которому случиться предстоит. Сейчас же ты гуляешь по мостуИ камешки бросаешь в реку жизни,Не понимая толком – для чего,Поскольку у реки корявый почерк. * * * Когда от лета станут воскресатьСлова, которым время – воскресать,И облака замедлят бег ли, почерк,От синевы растают облака, Увидишь мир, посмотришь и увидишь,И удивишься воздуху и свету,И мальчика заметишь, налегкеИдущего-бредущего по свету, За ним летят седые мотыльки,И днем и ночью эти мотылькиЛетят за ним с улыбками святыми,Ни для чего они за ним летят,Он их не звал, они за ним летят,Он их придумал? Нет, они летятВо сне и наяву, и здесь, и дальше. Все просто, и светло, и выносимо,Когда ты с мотыльками налегке.И слово, как огонь на языке,И жизнь, и сад, и ветка – это слива.Радость удивления
Сегодня можно часто слышать: человечество ждет новых смыслов. От кого? Конечно же, в ситуации века XXI – от политиков, ученых, деятелей культуры…
Но не будем забывать о том, что старые вечные смыслы не исчезают бесследно, а работают «на вырост» – в будущее.
Еще в XVIII веке великий немецкий поэт Гельдерлин говорил: «Поэзия есть словесное учреждение бытия». Именно в ней, в поэтическом слове, следует искать и находить самые существенные, основополагающие смыслы, необходимые, как воздух, и отдельному человеку, и человечеству в целом, смыслы художественные, нравственные, исторические…
Говоря языком современного писателя (Александра Мелихова), подлинная задача литературы – дать экзистенциальную защиту читателю от одиночества, тоски, неуверенности в себе, унижений и обид, страха смерти, скепсиса бытия…
Как ни один жанр литературы, подлинная поэзия может это сделать, и делает не только вчера, но и сегодня. В этом убеждают стихи Владимира Крюкова из Томска – глубокие, искренние, самобытные. Он из той породы «русских второстепенных поэтов», в которой Некрасов, как мы знаем из истории отечественной литературы, разглядел далеко не «второстепенного» Тютчева, предсказав в нем поэта первой величины в будущем. А нам преподав урок (хорошо ли его мы усвоили сегодня?): подлинная поэзия не делится на провинциальную и столичную, традиционную (значит – устаревшую) и новаторскую (значит – новомодную).
Русская классическая традиция с ее регулярным стихом, точными рифмою и строфикой, богатством содержательных смыслов свидетельствует и сегодня о том, что далеко не исчерпала своих возможностей: она продолжает развиваться, трансформироваться, обновляться. Выполняя свою главную трудную работу – говорить читателю на своем языке: «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».
Такая поэзия продолжает нас удивлять: она живет, дышит, учит. И стихи Владимира Крюкова, старые и новые, автора замечательных книг «Белый свет» и «Присутствие», даруют нам эту радость удивления, открывая с новой стороны мир природы, мир чувства и мысли, память – о живых и ушедших, бесконечные закрома культуры (человеческое, слишком человеческое). Оберегая и защищая читателя от искусной фальши мнимых величин, ложных иллюзий, натиска «рекламных шагов» и завитков вокруг пустоты…
И это становится возможным потому, что происходит в подлинно художественном языке. Философ называет это «доверительной беседой мышления с поэзией», и эта беседа «происходит для того, чтобы выявить существо языка с тем, чтобы смертные вновь научились проживать в языке» (Мартин Хайдеггер).
Не этому ли «проживанию» – от стиха к стиху, от книги к книге терпеливо и мудро учит нас современный сибирский поэт – по призванию и способу существования?
Инна РостовцеваВладимир Крюков
Родился в 1949 году в селе Пудино Томской области. Окончил историко-филологический факультет Томского государственного университета. Работал учителем в сельских школах, в школе колонии строгого режима, сторожем, механиком телевизионного ретранслятора в райцентре, в газете Западно-Сибирского речного пароходства.
Первый сборник стихов – «С открытым окном» (1989). Автор нескольких сборников стихотворений и книг прозы, книги воспоминаний «Заметки о нашем времени». Печатался в столичных и региональных журналах, в русскоязычных альманахах Германии «Пилигрим» и «Эдита», в польском альманахе Aspekty. Стихи вошли в антологию «Пламень. Современная русская поэзия» (2009). Член Союза российских писателей.
* * * Настаивалась и густела зеленьнебесная. И гасли облака,и роза тихо лепесток роняласо своего колючего ствола. Шел кот – он возвращался из похода,и северные серые глазасмотрели на меня светло и мудро —он был природной тайне приобщен. И, глядя на него, я как-то понялтого, кто много-много лет назадсказал: «Входите тесными вратами»,они проводят в подлинную жизнь. Да, это было просто совпаденье.И уподобить моего котаапостолу я вовсе не хотел бы,не та повадка, право же, не та. АВГУСТ. НОЧЬ Это кров,под которым – мы.Это теплая кровьтьмы. * * * Врасплох застигнуты, стогахорошего не ждут,на них с утра идут снега,безудержно идут. Белы дороги и дома,И свет сегодня бел.Так силу пробует зима,Уверена в себе. Я прочитал ее следы,я знал еще вчерамурашки зябнущей водыи обреченность трав. И снег летит с больших небесна прошлый образ дня,на строгий и спокойный лес,забывший про меня. Как будто снегу на сто летв запасе там у них.В моей тетради на столечернеет белый стих. * * *
И когда Он снял седьмую печать,
сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса…
Откровение Святого Иоанна Богослова Мне снилось: на голом поле —ни адом назвать, ни раем,стоим как статисты, что ли:не спорим, не выбираем. Тут всё и без нас решили.И вот навсегда, навеки,прощаясь, уходят реки,бесследно уходят рекималые и большие. * * * Небесная свежестьЗовется озоном.Я вижу: и счастьебывает сезонным,внезапным и кратким,как всякое счастье,рожденное небом,разбитым на части.И взгляду просторно,и не оттого литак радует сердцедыхание воли.И ветром упругимк земле припадая,трепещет душанавсегда молодая. * * * И сердце застилает смутной теньюне просто беспредметная тоска,а тщетные попытки обретеньякакого-то другого языка. Вот так однажды двинешь со двора,оставив переплеск веселых пятен,и вдруг поймешь, что твой язык добране всеми принят и не всем понятен. Так оторопь переживет вода,негаданно наутро обнаруживнакрывшую ее коросту льдаи отменившую весь мир снаружи. Но терпеливо в ледяной неволебезмолвная покоится рекадо лета, до тепла, до лучшей доли,как я – до обретенья языка.Проза
Варвара Заборцева
Родилась в 1999 году в п. Пинега Архангельской области. Студентка Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Публиковалась в журналах «Звезда», «Юность», «Урал», «Сибирские огни», «Наш современник», «Формаслов». Участник XX, XXI и XXII Форумов молодых писателей России, участник форума молодых писателей России, Казахстана и Киргизии (2021). Участник литературной школы журнала «Юность». Шорт-лист международного конкурса фантастического рассказа «Прыжок над бездной» (2022). Живет в Санкт-Петербурге.
Береги косу, Варварушка
Под нашим угором течет река.
Длинная такая, почти как моя коса.
Только теперь у меня нет косы, а река на месте, все бежит и бежит, не устанет. Я, глупа голова, все оглядываюсь да ищу косу по привычке. Раньше спущусь с угора и дожидаюсь, когда же моя копуша скатится.
Ой, как же косу наш Домовенок любил. Я совсем маленькая была, и коса мала – с меня ростом.
Помню, проснусь, а на подушке бантик меня дожидается. То беленький, то розовенький, даже в мелкий горошек. Каждый праздник я с новым бантиком. Вот какой у нас добрый Домовенок. Мне всегда хотелось тоже его порадовать и хоть разочек увидеть бы. Интересно же, как улыбаются Домовенки.
Дедушка сказал, они больно стеснительные, но я всегда могу зажмурить глаза и представить, как улыбается Домовенок. Главное, говорит, чтобы волосы прибраны были, а то спутает меня с вредными Чердачихами, которые на пыльных чердаках живут, – у них вечно волосы растрепанные.
А в один день дедушка уплыл вниз по нашей реке. И Домовенок куда-то пропал. И бантиков больше не было.
Я этот день хорошо помню.
Мы с дедушкой на реке блинчики пускали. Он у меня мастер – до соседнего берега блинчики выстроятся, будто зверек какой реку перешел. Смотрю, дедушка лодку тащит, а я рада-радехонька, уж больно люблю на лодочке с дедушкой кататься. Берет меня на руки, думаю, на лодку посадит, а он как закинет меня на угор – прямо к нашему дому. Стою высоко на угоре. Ветер свищет, коса во все стороны лягается. Внизу стоит маленький дедушка. В лодку садится и говорит:
– Береги косу, Варварушка. Она ото всех бед тебя сбережет. А если коса не справится, дедушка всегда рядом. Беги в дом.
Мы с косой ох как выросли за это время. Бывает, заскучаю по рыбалке с дедушкой, как брошу косу в реку прямо с угора и жду-дожидаюсь. А чем моя коса – не удочка. Все как дедушка делает: брошу и, деловая такая, сижу-дожидаюсь рыбу. Только она что-то не клюет, видно, не глупая. Чует, что не дедушкина удочка.
И вот сижу я, рыбачу потихоньку. Дедушку вспоминаю, Домовенка.
Вдруг я все-все поняла. Глупа голова, чего же раньше не догадалась.
Дедушка за Семгой уплыл. Той самой – большашей-пребольшашшей Семгой. О ней все на Севере знают. Говорят, живет она там, где наша река с Белым морем встречаются. Конечно, дедушка туда поплыл. Разве меня бабушка отпустит до самого Белого моря, вот он один и отправился.
И с пропажей Домовенка все сразу ясно. Они давнишние друзья, а если друга давно нет дома, разве усидишь на месте.
Вот и я второй день места себе не нахожу. Все думаю, как мне дедушку с Домовенком выручать. Думала, думала – ничего не придумала. Поняла только, что бабушке строго-настрого говорить нельзя. Если замешкаемся на обратном пути – все-таки против течения грести нелегко, – она всяко поймет, что к чему. Догадается, куда и зачем мы отправились.
Только где лодку взять.
Думала, думала и придумала – сама смастерила. У сарая дровяного много досок ненужных. Еще крепкие, хороший плот выйдет. Только перевязать нечем, но и тут я быстро догадалась. Отрезала от косы малюсенький кусочек. Ничего, дедушка даже не заметит, зато обрадуется, когда плот мой увидит. Он и правда ничего такой вышел, палку понадежней взяла – и в путь.
По течению чего не плыть – сиди да чуток направляй.
Наша река и правда длинюшша. А по берегам домики деревянные – лепота какая. Плыву да любуюсь, глупа голова, нет бы дедушку высматривать.
Вдруг вижу впереди – черняшша-пречерняшша туча.
Ливень зарядит, вся вымокну, заболею, а дедушку с Домовенком спасать кто будет. Нет, мокнуть никак нельзя. Думала, думала и придумала – косу расплету. Волосы у меня густяшши – дедушкины. Целый дом получился, никакой дождь в него не попал.
Потом я весь день волосы сушила, а еще день косу заплетала. Три дня плыву – дедушку так и не нашла.
Вдалеке вижу – что-то синее-синее, огромное – моими глазенками никак не охватить. Но если бы я была большашшей-пребольшашшей Семгой, поселилась бы именно там.
Откуда ни возьмись – ветер поднялся. Да так разошелся, спасу нет.
Кидает река мой плот туда-сюда. Моргнуть не успела – палку утащила.
Вот тогда я крепко испугалась. Никогда не видела нашу реку в таком плохом настроении. Я тоже, бывает, дравничаю, но не до такой же степени.
Еще плакать придумала – снова дождь зарядил.
Изо всех сил пытаюсь казаться невозмутимой. Тут главное – виду не показывать, а быстрее отвлечь. А то повадится дравничать да плакать – куда мы потом с такой капризной рекой.
Смотрю – нет, вроде не мерещится – что-то плывет ко мне.
Анделы, это дедушка на Семге сидит. А с ним еще один дедушка, поменьше только. Тянут ко мне руки, тянут – никак не дотянутся. Ветер как дунет – мой плот, бедолага, еле-еле держится.
Думала, думала и придумала – отрезала косу. Из одной доски торчал большашший гвоздь, остряшший конец у него – им и отрезала.
Закинула косу к дедушке – и все.
Уснула, видно, от страха. Может, не дедушка был это, и не Семга, а лесорубы на катере возвращались да меня на катер подхватили.
Может, и так.
Но косы моей не было. Ничего, отрастет, это беда разве.
Проснулась я дома. Смотрю – под подушкой бантик синенький.
А ночью дедушка снился. Плывет по Белому морю на большашшей-пребольшашшей Семге, а рядом Домовенок. Тут-то я его и разглядела.
Плывут себе, плывут. И оба улыбаются.
Радоница на острове Кего
Название чудно́е, но, говорят, исконно северное.
Кего…
Слышалось в крике чаек.
Кего…
Перешептывались на причале.
И вот я уже в толпе. Жду буксир, который идет на Кего.
На Двине вовсю ледоход.
Смотри-ка, льдины тоже с характером. Упрямые барахтаются, трутся друг о друга, изредка потрескивают. Растерянные упираются в берег, сдавшихся медленно растворяет вода, утягивая на дно. Уцелевшие рано или поздно поддаются течению настырной реки. Но это все так, редкие осколки. Бо́льшая часть сразу заняла самое горизонтальное положение и устремилась, куда велела большая вода. Величественное шествие в никуда из ниоткуда.