Полная версия
Быть нельзя казаться
Что же, вывод очень простой. И с тем и с другим, поскольку и то и другое – это «обезьяна», а «обезьяна» – это неосознанность, мы можем бороться, только изучая это, переводя в плоскость осознанности.
Потому что как только мы это изучим, мы получим новую компьютерную программу по управлению собой, в которой есть особая вкладка. И эту вкладку можно открыть и поотключать то, что мешает нам увидеть карту реальности как есть.
От этого может быть поначалу эмоционально дискомфортно, но зато мы придем туда, куда хотим прийти. Потому что у нас будет карта нашей местности в нашей жизни без искажений. А любые когнитивные искажения и психологические защиты нарушают восприятие окружающего мира. И кажется нам, что прекрасная принцесса живет на помойке. Почему? Потому что нам просто очень комфортно так считать, потому что помойка близко, до нее не надо скакать семь верст, а потом забираться на башню и драться с драконом.
Но на помойке принцессы нет. А вот психологические защиты нам говорят: чтобы быть спокойным, поищи принцессу на помойке. Но такого не бывает.
Как отключить психологические защиты?
Каким же образом мы можем перестать неосознанно избегать эмоциональной боли в ущерб нашим результатам и отношениям с близкими? Нам придется отключить эти самые психологические защиты, встретиться со своей болью, со своими неудачами, со своими недостатками, признать их лицом к лицу и перестать лгать себе. Отключить их по одной, получив pro-версию программы управления собой. Но как?
Для этого давайте обратимся еще раз к определению Зигмунда Фрейда и к тому слову, которое я вас попросил подчеркнуть. Не-о-соз-нан-ный. Что это значит? Это значит, что эта самая защита включается неосознанно, автоматически с нашего детства, и мы не можем ничего с ней сделать до тех пор, пока не отобразим ее на мониторе нашего компьютера, пока не увидим ее. Только тогда мы сможем сказать: «О! Вот это надо отключить». На что это похоже?
Обратите, пожалуйста, внимание на картинку. Это известная картинка, которую я уже показывал в одном из роликов плейлиста о когнитивных искажениях, она называется «Дельфины и любовники».
Взрослый человек, внимательно посмотрев на картину, обнаружит, что может увидеть фигуры мужчины и женщины и фигурки дельфинов.
Вопрос в том, что если вы покажете эту картинку ребенку, который еще не осведомлен об отношениях полов, он увидит только дельфинов. Маленький ребенок не увидит двух любовников на картинке по одной простой причине: он ничего не знает об этом, соответственно его мозг не может это идентифицировать.
Мы не можем узнать на изображении тот объект, о котором нам ничего не известно! Для нас это может быть набор пятен и несвязанных между собой разрозненных закорючек и штучек, в то время как для человека сведущего это может оказаться вполне информативной картиной.
Именно такой же принцип действует не только по отношению к картинкам, но и по отношению к любым интеллектуальным объектам. То есть некое явление мы можем отловить сознанием только тогда, когда мы про него знаем, – знаем, как оно проявляется, знаем предпосылки его возникновения, знаем первопричины и тому подобные вещи. Психологические защиты именно такими интеллектуальными объектами и являются, и пока мы ничего про них не знаем, мы не сможем поймать момент их появления в нашей жизни, когда они услужливо рисуют нам мнимую реальность.
То же самое касается тех, увы, частых случаев, когда нам специально причиняют эмоциональную боль разные агрессоры. Пока мы не знакомы с их отвратительными методами, мы испытываем зачастую сильнейшую эмоциональную боль и тревогу. Но как только мы видим, что с нами специально пытаются сделать, их стрелы магическим образом не достигают цели. Поскольку защиты изначально проявляются неосознанно, мы подобны маленьким детям, которые видят только дельфинов, потому что про отношения полов им пока еще не известно.
Вот именно поэтому нам необходимо изучить психологические защиты, их порядка двух десятков штук по разным классификациям, для того чтобы мы смогли их увидеть. Поэтому нам надо изучить методы психического насилия, чтобы эта боль не возникала.
И как только мы сможем их увидеть, мы сможем отловить себя, поймать за руку на этой лжи к себе и тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, чтобы отключать эту защиту до тех пор, пока это не войдет у вас в привычку. Именно в этом стопроцентное сходство в борьбе с когнитивными искажениями. Метод тот же самый, и он единственный: мы должны научиться видеть их в картине мира и тогда сможем перестать неосознанно строить себе вымышленный мир.
Как пользоваться этой книгой
Прежде чем мы приступим к изучению, я хотел бы описать структуру этой книги. Тематика психологических защит всегда пересекается с таким понятием, как психологическое, или эмоциональное, насилие, очень часто психологические защиты проявляются только в отношениях людей. Поэтому почти к каждой теме я буду прилагать небольшие этюды, наиболее часто встречающиеся в жизни. Взяты они из комментариев при обсуждении сообщества на канале FreshLife28, которое к моменту сдачи рукописи составляет порядка 900 000 человек.
Большая часть материалов по психологическим защитам в интернете и печатных изданиях организована как справочник – дается название защиты, описание сути и пара примеров. Однако я сознательно отхожу от подобной подачи материала в пользу связанного повествования, или нарратива. Наш мозг гораздо лучше усваивает информацию, если она подается в форме рассказа о связанной цепи событий. Это так называемый нарратив.
Поэтому рассказы о психологических защитах будут перемежаться рассказами о психическом насилии и типовых примерах из жизни – этюдами. Я постарался построить повествование так, чтобы из одной главы и из одной части логично следовали бы другие, как в рассказе. Это вовсе не означает, что упомянутые защиты проявляются только в том контексте, в котором я их упоминаю, – ни в коем разе. Каждая психологическая защита может срабатывать почти в любой ситуации, однако я специально подобрал наиболее ярко бросающиеся в глаза случаи.
Но чем больше мы будем узнавать о том, что же неосознанно творится у нас в голове, тем больше захочется спросить: «Так что же делать-то? Как от всего этого избавиться?!» Повзрослев в плане осведомленности о вранье себе, метафорически увидев-таки любовников на картине, хочется все решить быстро. Многие люди хватаются за голову: как же я жил раньше-то, сколько накосячил, сколько ошибок совершил, сколько всего упустил… И, конечно же, хочется решить все быстро.
Однако тут ситуация абсолютно такая же, как с желанием быстро похудеть к лету. Когда вы узнали о своих личностных проблемах и иллюзиях, это то же самое, что вы вдруг не влезли в летние шорты и увидели себя в зеркале. Иногда стыд, досада и почти всегда – желание быстро похудеть. Но быстро похудеть невозможно. Я осознанно провожу такую аналогию, потому что вопросами лишнего веса и всего сопутствующего на моем YouTube-канале занимаюсь уже восемь лет. И многие из тех, кто в штыки воспринимал информацию, что быстро похудеть невозможно и удержать вес, не изменив сознания, тоже невозможно, сейчас усвоили эти аксиомы, поскидывали кто 40 килограммов, а кто больше ста, и это в нашем сообществе уже норма.
То же самое касается изменений в нашей психике и жизни. Прочитав книгу, вы получите инструмент, но им необходимо научиться пользоваться. А это время и практика. Так или иначе, отключив галочку какой-либо психологической защиты в вашем интерфейсе, вам надо сформировать что-то взамен. И вот на это требуется время и практика. Иногда, как в похудении и спорте, нужен хороший тренер. В нашем случае – грамотный психотерапевт.
На вопрос, что же делать, в ответ план такой:
1. Прочитать книгу и узнать про психологические защиты. Теперь вы их можете распознать.
2. Практиковаться в том, чтобы постоянно ловить себя за руку, как только они попробуют снова по привычке включиться.
3. Быть готовым тратить на это время.
4. Если очень трудно и самостоятельно не получается, не гнушаться длительной и кропотливой работой с психотерапевтом.
В ходе осознания того, как на нас влияют психологические защиты, нам нужно будет разобраться с тем, что такое эмоциональный дискомфорт, что в психологии подразумевается под такими понятиями, как «тревога», «стыд», «пониженная самооценка» и другими. Потому что понимание на бытовом уровне не всегда соответствует тому, что мы подразумеваем под этим в научном смысле.
Так, например, «конфликт» и «скандал» в семье часто воспринимают как синонимы, так же как и «агрессия» и «насилие», но это совсем не так. Для того чтобы материал был понятнее, эти термины будут поясняться по мере повествования на конкретных примерах. Я постарался, чтобы почти каждая глава о психологической защите или о распространенном психологическом понятии начиналась с узнаваемых примеров. А именно:
1. Каждая психологическая защита имеет две стороны медали – как защита и как вариант психического насилия (оружие).
2. Для каждой из этих сторон мы будем рассматривать примеры:
1) по отношению к себе;
2) в отношениях между детьми и родителями;
3) в отношениях в паре;
4) в отношениях на работе или с друзьями.
Ниже небольшие вводные данные, что-то вроде часто задаваемых вопросов: FAQ, или ЧаВо?
FAQ, или ЧаВо (часто задаваемые вопросы)• Существуют ли какие-то списки и классификации этих психологических защит?
• Да, их достаточно много, и они часто пересекаются. Единой классификации не существует. Я буду пользоваться классификацией Мак-Вильямс, потому что она наиболее распространена и вам будет гораздо проще найти по поисковикам ее упоминания.
• Что такое первичные и вторичные защиты?
• Защитные механизмы (психологические защиты) принято подразделять на большие группы – от двух до четырех. Я, согласно классификации Мак-Вильямс, рассматриваю две группы – первичные и вторичные. Они различаются по этапу, на котором формируются, соответственно, более ранние – первичные (primary defensive process), связаны с довербальным развитием – это примитивные защиты. А вторичные – более зрелые, (secondary defensive process). Более подробно о них вы узнаете на страницах книги с примерами.
• А могут ли быть психологические защиты полезны?
• Конечно, могут. Начиная с того что в детском возрасте они по сути являются способом познания мира и единственным средством с этим миром примириться. Потому что ребенок пока еще в силу неразвитости мозга не может осознать мир, а жить в нем ему приходится. Защиты могут помочь в случае крайне травматичных, трагических событий. Однако тот факт, что мы продолжаем их неосознанно использовать в любой ситуации, когда пора бы нам повзрослеть, и является причиной того, что мы себе врем, живем в детской вымышленной реальности и либо ходим по кругу, либо прыгаем на граблях.
• Ложь себе связана только с психологическими защитами?
• Ни в коем разе. Поводов соврать себе у человека множество. Но психологические защиты лучше, чем что-либо, подходят для начала изучения себя и для искоренения этого недостатка. Во-первых, они есть абсолютно у всех. Меняются лишь наборы защит, их выраженность – но сами они присущи каждому человеку. А значит, поле для практики изучения – не проблема. А во-вторых, более сложные механизмы ухода от реальности часто базируются на функционировании психологических защит. И если вы увлечетесь процессом самопознания и изменения, начать удобнее всего именно с них.
• Я читал про архетипы, про тень и персону (нужное вписать, что вы еще, вполне возможно, слышали или про что читали), но в книге нет упоминаний об этом. Как не запутаться?
• Психика – это не материальное понятие. То есть мы не можем вскрыть скальпелем тело, найти там психику и изучить, чтобы потом вылечить. Это не желудок, не аппендицит и не почка. Поэтому мы вынуждены пользоваться моделями человеческой психики. У разных школ психотерапии существуют разные модели. Они разные по сложности и, как и любая модель, имеют ограничения и погрешности. И для каждого случая какая-то модель работает лучше или хуже. Так, для объяснения защит и внутриличностного конфликта очень хорошо подходит модель Фрейда, а для разбора отношений между двумя и более людьми подходит модель поля Крута Левина и этология. Понятия архетипов, тени, персоны относятся к более сложной модели Карла Густава Юнга, и в рамках этой книги они не потребовались.
• Почему в книге нет ничего о разнице между социопатами, психопатами, людьми с нарциссическим расстройством личности разных видов и прочими абьюзерами? Они чем-то отличаются?
• Отличаются патогенезом, клинической картиной и, как следствие, диагнозом. Но не отличаются методами, которыми воздействуют на нас. Поскольку в этой книге я затрагиваю только тематику психологических защит и то, что их вызывает, нам эти различия не нужны. Потому что защиты возникают на эмоциональную боль от психического насилия, методы которого для всех «токсиков» одинаковые. Кроме этого, я не хочу провоцировать читателя ставить диагнозы, пользуясь описанием из книги. Диагноз имеет право ставить только психиатр, а то и консилиум врачей.
2 Этот известный пример со схожестью написания взят из книги Д. Канемана «Думай медленно, решай быстро».
Часть II. Кто ты, воин?
Что защищают психологические защиты?
Раз уж мы заговорили о том, что задача психологических защит – избавить нас от страданий эмоционального толка, нам в любом случае придется разобраться, что это такое.
Неосознанно (да, в тысячный раз, то есть без участия сознания и волевого фактора) эти защиты реализуют две группы задач:
1. Избежать или справиться с мощными чувствами, такими как тревога, глубокое горе, стыд и подобные (именно эти чувства стараются вызвать в нас агрессоры).
2. Поддержать самооценку.
Как я сказал выше, детально рассматривать вроде бы понятные чувства и эмоции (а даже это не одно и то же) мы будем на примерах постепенно. Но вот второй пункт – самооценку – необходимо рассмотреть отдельно.
Все дело в том, что самооценка сама по себе является объектом, посягательство на который может привести ко всему спектру отрицательных переживаний. Эдакое яйцо Кощея: стоит его обронить, и может вспыхнуть не один стыд или тревога, а вообще все чуть ли не сразу, полный армагеддец.
Почему так? Что такое самооценка? Почему нам так она важна, если мы не отшельники?
Самооценка. Краткий экскурс
Итак, самооценка – это представление человека о своей личности и деятельности в некоем социуме. С одной стороны, нам хочется всегда думать о том, что самооценка, поскольку корень слова «само-», это целиком и полностью зависящий от нас с вами параметр. То есть он не должен зависеть ни от кого.
Но на практике, к сожалению, это не так. Есть такие люди, которых называют обычно самодостаточными. Они свободны от влияния общества и, как правило, отшельники. По своему определению самооценка – это оценка человеком своей личности и деятельности в социуме. Эта оценка относительная, не абсолютная.
Такие личности – самодостаточные, они, в принципе, достаточно известны, если что-то собой представляют. Типичный представитель – математик Григорий Перельман. Ему абсолютно все равно, в какой квартире он живет, он не стрижет ногти, ему все равно, чем от него пахнет, и ездит он на метро. Но зато теорему Пуанкаре, на которой завис Гамильтон, он взял и доказал, отказавшись от премии мира, решив, что, ну, господи, подумаешь, деньги.
Вот вам типичный пример такого отшельника. Большинство из нас с вами не такие.
Итак, для начала давайте дадим некое определение самооценке. На мой взгляд, профессор Уильям Джеймс[3] дал самое точное понимание, что это такое.
Самооценка – успех, выраженный в фактах значимой части вашей личности, поделенный на ваши амбиции.
Итак, что здесь важно? Первое: успех, выраженный в фактах. То есть деятельность в социуме, ваши достижения, которые подтверждены фактами.
И второе: значимая часть вашей личности. Что это значит? У нас у всех есть важные аспекты нашей личности, важные аспекты нашей деятельности и не очень важные. Так, например, какова самооценка врача, который будет, скажем, не самым лучшим прыгуном с трамплина?
Если ему скажут, что «как прыгун с трамплина ты вообще никто и звать тебя никак», он не особо расстроится. Потому что, вполне возможно, трамплин для него какое-то неважное хобби, он пару раз прыгнул по приколу, и все. Потому что это не та значимая часть его личности, в которую он вкладывал годами свои усилия.
Но если ему будут все постоянно говорить о том, что «как хирург ты никто, ничтожество, и твое дело свиней потрошить в ветеринарке», то это будет для него ударом. Потому что это важная часть его личности, он туда вкладывается, и это для него значимо. Теперь вы понимаете?
Поэтому люди, которые бы хотели быть лучше всех абсолютно во всех областях: чемпионы, мастера спорта по всем видам спорта – есть такая категория людей, их очень мало. Полагаю, что это не очень психически адекватные люди, раз они не понимают, что лучше всех во всех областях быть нельзя. И они очень часто реагируют резко отрицательно на любую критику в любой области в свой адрес. Но мы как раз говорим о нормальных людях, о тех, для которых есть фактически доказанный успех именно в той области, которой они считают важным.
Теперь разберем, что такое «поделить на амбиции».
Амбиции – они же притязания – это то, на что вы рассчитываете. И отсюда, из этой формулы, очень хорошо видно, что вот эта самая самооценка тем выше, чем больше фактического подтверждения вашим успехам, и чем ниже при этом у вас притязания.
То есть случаи дисбаланса вы, я думаю, прекрасно себе представили. Предположим, человек весьма неплохой хирург, но амбиции у него не ниже чем на Нобелевскую премию. Он постоянно будет ощущать низкую самооценку, он будет собой недоволен, потому что он хороший хирург, но ему надо больше.
Еще пример: у человека средние амбиции, ничего особого он не хочет, но зато фактических результатов у него нет вообще никаких. И он об этом знает и понимает, что не может дотянуть даже до среднего уровня, – у него тоже будет достаточно низкая самооценка.
Итак, детально мы разберем то, когда закладывается самооценка, что на нее влияет и как ее повышать, в отдельной главе.
Сейчас нам важно понять, почему для нас это так важно? Именно осознание этого поможет понять механизмы и причины того, почему мы неосознанно включаем механизмы психологических защит или нападений – чтобы удержать или повысить эту самую самооценку.
А значит, даст нам ключ к осознанному отключению вранья себе. Для этого сейчас я сюда помещу главу об этологии, которая полностью перекочевала из моей второй книги.
Этология
Ради всего святого, не пропускайте эту главу! Я хочу вас познакомить с наукой, которую, будь моя воля, я бы ввел в обязательную школьную программу. Мы изучаем кучу предметов, которые нам никогда не пригодятся, и при этом совершенно не разбираемся в вопросах, касающихся отношений между людьми. Сами посудите, кого вы можете спросить, например: «Что же она в нем нашла?», «Почему на нем девушки виснут, хотя он тупой и нищий?», «Почему этот гад гуляет направо и налево, я же все для него делаю?», «Что стало с моим мужем, ведь он раньше не был бабником?» Или из другой сферы: «Это же элементарно, почему оппонент продолжает так агрессивно упорствовать в своих заблуждениях?» Примеров можно привести бесконечно много.
Ответ на многие вопросы дает наука этология. Я считаю, что ценность любой науки и теории определяется ее практической применимостью, и этология показывает очень высокий процент сбывшихся прогнозов, которые строились на ее основании.
Этология – это, говоря научным языком, наука о биологически обусловленном поведении. Давайте забудем этот заумный термин и переведем его на человеческий язык. Как вы знаете, «обезьяну» (будь то Система 1, когда мы говорим о мышлении и когнитивистике, будь то самое неосознанное, когда мы говорим о психологии – для простоты моделирования я называю это «обезьяной») внутри отключить невозможно. Она постоянно подсовывает нам решения, но чего она хочет? Откуда у нас берутся желания продолжить род? Быть успешным? Кто нас на это мотивирует? Ответ: те самые поведенческие программы, которые мы получили много тысячелетий назад и которые реализуются сегодня бессознательно, то есть нашей «обезьяной», или Системой 1. И это далеко не только тривиальные инстинкты, потому что «обезьяна» привыкла всю жизнь жить в социуме и училась выживать в стае. Этология – это наука о поведении человека как биологического вида, как животного, которое живет в стае.
Сейчас XXI век, и в каждом из нас живет обезьяна и человек разумный. Чем выше уровень нашего интеллекта и уровень цивилизации, тем больше влияние человека разумного и меньше – обезьяны.
Каковы же эти желания у нашего примата – Системы 1? Хорошая новость: они у всех людей одинаковы и хорошо изучены. Представим себе, что мы переместились во времени на сто тысяч лет назад. Люди были еще темные, но человек разумный уже был в каждом из них, хотя и не такой развитый, как сейчас. Теперь заглянем еще на пару тысяч лет назад, потом еще и, наконец, дойдем до времени, когда мы жили в стае и всем заправляла «обезьяна» – Система 1, а человек разумный только зарождался. Но ведь как-то стая без него существовала! Особи находили в ней свое место и взаимодействовали друг с другом, учитывали интересы свои и сородичей и отражали нападения извне хищников и чужаков. Вот это и есть базовый набор программ обезьяны, система принятия ею решения в обществе, которая в XXI веке не изменилась, а лишь модифицируется при помощи человека разумного.
Эта наука даст объяснение нашему нерациональному поведению, так что поехали разбираться с этими простыми программами.
1. Ценности первобытного обществаЯ перечислю только те ценности, которые важны для изучения когнитивных искажений в рамках данной книги. Конечно же, в реальности их намного больше, но нам вполне хватит и этого.
Что могла возжелать обезьяна – Система 1 – в стае сородичей? Как ни странно – качественной жизни. Ничего нового, правда? Поскольку об автомобилях «Порше» или картинах Пикассо речи в те годы не шло, качественная жизнь подразумевала:
1. Быть сытым и не просто сытым, а получать лучшие куски пищи и в первую очередь.
2. Иметь лучшие места для отдыха.
3. Иметь возможность продолжить род. Для самки было важно зачать потомство от самого жизнеспособного самца (ей ведь еще вынашивать и растить детей, а на это уйдут годы; ей совсем ни к чему тратить силы на слабого самца, потомство которого нежизнеспособно), а для самца – оплодотворить как можно больше самок (ему как раз выгодно распространить свой генофонд как можно более широко: дети часто умирали, и чем больше их останется, тем лучше, а процесс репродукции у самца в отличие от самки не занимает годы – максимум несколько часов, и он готов перейти к следующей самке).
2. Структура обществаСтруктура любого сообщества – стаи млекопитающих и человека в том числе – имеет форму пирамиды, равно как и структура ценностей этого общества. Наверху пирамиды находятся так называемые альфа-особи, доминанты. Именно им достаются самые лакомые куски и лучшие места для отдыха. 12 % альфа-самцов обеспечивают оплодотворение 80 % всех самок стаи. Это верхушка пирамиды, ее 5-й уровень.
Тем, кто ниже, на 4-м уровне, достается только то, что осталось от особей с 5-го уровня; тем, кто на 3-м – то, что осталось от тех, кто на 4-м, и так далее. В самом низу находятся так называемые омега-особи, самые слабые и затюканные. Омега-самцы, как правило, погибают, не оставив потомства: самки не дают омега-самцам возможности его оставить, поскольку всех самок в такой иерархии интересует верхние 12 % пирамиды. Вот так природа заботится о генофонде.
Надо сказать, что такая структура и такие ценности свойственны почти всем животным (а вот насекомые, например муравьи и пчелы, не имеют такой системы ценностей, они живут вне пирамиды). Прошли сотни тысяч лет, но суть и сегодня не изменилась: человеческие базовые потребности остались прежними. И именно они через «обезьяну» мотивируют нас занимать свое место под солнцем.