Полная версия
Ветры веков. Исторические очерки
Ветры веков
Исторические очерки
Анатолий Николаевич Самоваров
© Анатолий Николаевич Самоваров, 2022
ISBN 978-5-0059-4021-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
По старым дорогам, по тропам забытым
В 1675 году, спустя 4 года после разгрома под Симбирском отрядов мятежного атамана Степана Разина, царское правительство в качестве поощрения защитникам города выделяло участки земли под поселение и ведение хозяйства.
Таким образом, в мае 1675 года солдатам выборного/отборного\
московского полка генерала Агея Алексеевича Шепелева В. Ф.
Бухову, А. Д. Темникову, Макару и его сыну Фёдору Вандышевым была пожалована земля «на диком поле» в 40 верстах к югу от Симбирска.
Однако не все солдаты решились осваивать пожалованные им земли, поэтому продали свои участки. Один участок на берегу речки
Ташла купил у Вандышевых казанец Григорий Никифорович
Подкуров, положивший начало селению, которое по сей день именуется Подкуровкой, хотя за время своего существования не раз переходило из рук в руки.
Сохранило своё название селение Солдатская Ташла. Ни солдаты, которым была пожалована земля на берегу речки Ташла,
ни новый хозяин, которому они продали участок, с названием не заморачивались.
«В 1680 году синбирянину Семёну Александрову Скугареевскому была пожалована «порозжая”земля в Синбирском уезде, за валами, по обе стороны речки Ташла, в двух верстах от Подкуровки.»
Вот так и появилось селение Скугареевка, последним владельцем усадьбы здесь был Леонид Иванович Афанасьев, глава Симбирска.
В 5 верстах от Подкуровки, выше по течению речки Ташла, в том же 1675 году Павел Фёдорович Костяев основал деревню Костяевку, которая сегодня является улицей Труда в Ясашной Ташле.
Кроме стрельцов, пушкарей, казаков, царскую службу несли рейтары-солдаты западного строя, к которым относились некрещёные чуваши, мордва, татары: им также была пожалована земля. Вот так к старому названию Ташла, что в переводе с тюркского означает каменная, добавилось слово Ясашная. Иными словами, первыми поселенцами в Ясашной Ташле были инородцы, к которым относились все некрещёные.
Инородцев царское правительство обязало платить ясак, т.е. дань. Людей же, плативших ясак, называли ясачными. А вот термин ясашный включал в себя, кроме ясака, т.е дань, ещё и понятие- пришлый.
И хотя с принятием православия повинность в виде ясака ушла в прошлое, название Ясашная Ташла сохранилось до сих пор.
В пользу того, что первыми основателями Ясашной Ташлы были некрещёные, пришлые, которые селились в верховьях речки Ташла, говорят и старые названия некоторых мест в селе. Например,
Булак в переводе с татарского означает протока, небольшая речушка. Бутырки-дом на отшибе. Заселение Ясашной Ташлы проходило по нескольким направлениям-государственному и вольному. Вот так появились улицы Козлинки, Шиповка, Шаталовка.
Заключ означало окончание села, дальше- чистое поле.
Слободка говорит само за себя: здесь селились представители какого-то промысла, мастеровые люди.
В своей книге”История Российская с древнейших времён”историк и государственный деятель Василий Никитич
Татищев,/1686—1750\
который в августе 1741 года выкупил Подкуровку за 900 рублей, упоминает о старинной летописи 441 года, где говорится о каменном городе Ташла, располагавшемся на высоких холмах, густо поросших лесом. В своих записях Татищев свидетельствует о развалинах древнего города близ Ясашной Ташлы.
«Все эти места, -говорится в официальных документах того времени, —
надобно принять к сведению и тщательнейшим образом исследовать.«Однако нет никаких свидетельств о проводимых здесь исследовательских работах. Лишь в 1971 году группа исследователей во главе с Р. Г. Фахрутдиновым проводила опрос жителей двух селений-Ясашной и Солдатской Ташлы. Однако никто из сельчан не мог определённо сказать что-либо о развалинах древнего города.
Да и немудрено. Если предположить, что город представлял из себя укреплённый пункт из камней, который в результате какого-то катаклизма превратился в развалины, то невооружённым глазом трудно разглядеть что-то похожее на город.
Да и само слово город означало в те времена-огороженное место. Время, а это несколько веков, сделали своё дело. К этому стоит добавить, что с середины 50 и до конца 70 годов 20 века на этих холмах работали карьеры по заготовке камней для строительных нужд. Не одну тысячу кубометров булыжника вывезли с этих холмов за двадцать с лишним лет. О каких уж тут развалинах города можно говорить. Сегодня на этих холмах можно лишь встретить валуны со следами ручной обработки.
На вершине одного из холмов сохранился колодец. Правда, за
последние десятилетия глубина этого колодца уменьшилась и едва превышает 5 метров. Хотя старожилы рассказывали, что когда-то невозможно было увидеть дно этого колодца-настолько он был глубок. Ради интереса бросали камешек и слушали, как он стучал о каменистые стены, падая вниз. Кто, с какой целью выполнил эту трудоёмкую, даже по нынешним временам, работу?
Вполне возможно, что колодец служил источником воды. Или это был проход в какое-то подземелье?
Город Ташла, о развалинах которого упоминает в своих трудах Татищев, мог относиться к мощной в те времена империи Волжская Булгария, которая за время своего существования неоднократно подвергалась нашествию врагов. Как государство Волжская Булгария возникла не сразу. Ещё в 635 году на территории Поволжья образовался союз племён во главе с ханом Курбатом. Однако мощными ударами, нанесёнными с востока Хазарским каганатом, силы Волжской Булгарии были подорваны. Несмотря на это, к 9 веку булгары установили в Поволжье политическую гегемонию над многими племенами, хотя и сами ещё находились в зависимости от Хазар. Только после разгрома Хазар в 965 году киевским князем Святославом Волжская Булгария стала развиваться как самостоятельное государство, достигнув к 13 веку наивысшего расцвета. Богатства Волжской Булгарии стали привлекать внимание Золотой Орды.
Первая попытка завоевания Волжской Булгарии была предпринята монголо-татарами 1223 году.
Эта дата относится к битве в приазовских степях, когда на реке Калке монголо-татары наголову разбили обьединённые русско-половецкие войска, после чего продвинулись на запад, к Киеву. Разгромив южную часть Переяславского княжества, ордынцы повернули на восток. Пересекли половецкую степь и вышли в пределы Среднего Поволжья.
По лесостепным просторам нынешних Николаевского, Тереньгульского и Кузоватовского районов монголо-татары пересекли южную часть Волжской Булгарии. Войско полководцев Субедея и Джебе насчитывало не более 14 тысяч сабель. Ордынцев привлекал город Булгар, и в этот раз они проводили разведку с целью выяснить, какое сопротивление им могут оказать.
Осенью 1223 года ордынцы попали в засаду под Булгаром на территории нынешнего Чердаклинского района и были разбиты войском князя Пургаса из мордовского племени в союзе с булгарами.
Остатки ордынцев, а это меньше 4 тысяч, вернулись в
империю Чингисхана. Таким образом, разведка боем показала, что для завоевания Волжской Булгарии нужны большие силы.
В 1232 году сын Чингисхана Джучи также потерпел поражение под Булгаром. Лишь в 1236 году внуку Чингисхана Батыю удалось завладеть Волжской Булгарией. Но и после этого империя простояла ещё более ста лет.
.
И только в 1361 году в результате нашествия хана Булат-Тимура Булгария пала. Многие населённые пункты после этого уже не возрождались, а столица была перенесена в другое место, названная впоследствии Казанью.
Скорее всего, в результате нашествия в 1361 году прекратил своё существование и город Ташла.
Со второй половины 14 века из-за непрекращающейся освободительной борьбы покорённых народов и внутренних междуусобиц в Золотой орде начался период упадка и распада.
К концу14 века в азиатских степях появился новый завоеватель-Тамерлан. Покорив Среднюю Азию и Персию, он вторгся в Закавказье, где на реке Терек разбил ордынцев. Преследуя их остатки, Тамерлан вышел к низовьям Волги и разгромил столицу ордынцев Сарай-Бату.
С целью присоединения Поволжья к Руси в 14—15 веках были возобновлены, прерванные нашествиями монголо-татар, походы на Волжскую Булгарию.
Так, в 1431 году войска московского князя Василия 2 нанесли
мощный удар по Волжской Булгарии. В 1437 году в результате ослабевшей Золотой орды, одним из её князей Улы-Мухаммедом
было образовано Казанское ханство, которое продержалось более ста лет.
Но в 1552 году, после сорокатрёхсуточной осады, Казань была взята войском Ивана Грозного.
Покорение Казанского и Астраханского
ханств предрешило дальнейшую судьбу Поволжья. С 1557 года
царское правительство приступило к наделению в Среднем Поволжье вотчинами и поместьями бояр и дворян. Вольное заселение проходило крестьянами, бежавшими от своих крепостников из разных уголков России. Среди вольных поселенцев были и посадские люди из городов, стрельцы, казаки.
Вполне возможно, что история Ясашной Ташлы
берёт своё начало со второй половины 16 века и первыми жителями были вольные поселенцы. Об этом говорят и фамилии: Ермаковы, Логачёвы, Казаковы… И хотя первые упоминания о
Ясашной Ташле относятся к 18 веку, это ещё не факт, что до этого пери
ода земля здесь пустовала. Дело в том, что вся документация в те времена хранилась в церкви. Но при пожаре деревянной церкви огонь уничтожил все документы.
Но вернёмся в Ясашную Ташлу. Топограф и краевед Масляницкий
в 1802 году свидетельствует, что в Ясашной Ташле население составляет 703 человека, на которых приходится 9854 десятины и 1246 саженей земли.
Если учесть, что в ревизские списки тогда вносились
только податные, т.е, облагаемые податью/налогом\мужчины, то жителей в Ясашной Ташле было гораздо больше.
Согласно документам, в 1861 году в Ясашной Ташле в 389 дворах проживало 975 податных крестьян, которые владели 4446 десятинами земли.
Владел земельным участком в Ясашной Ташле и род
симбирян Карамзиных. В 1875 году ротмистр Александр Александрович Карамзин продал, доставшуюся ему по наследству от своего отца, Александра Михайловича в 1850 году, который унаследовал её от своего отца, Михаила Егоровича, землю местному жителю Кузьме Алексеевичу Топоркову.
Стоит отметить, что Карамзины относились к роду среднепо
местных симбирских дворян и в Ясашной Ташле владели лишь участком земли. Нет сведений, что Карамзины вели здесь какую-то хозяйственную деятельность.
Историк Николай Михайлович Карамзин большую часть своей жизни провёл в столичных городах.
Его брат, Андрей Михайлович, был военным и жизнь его проходила в походах. Уже в звании полковника в 1854 году Андрей Михайлович погиб в бою с турками в Валахии.
Кроме хлебопашества, говорится в документах, жители Ясашной Ташлы занимаются выделкой точил и мельничных жерновов из камней, кои привозят с холмов, на которых, сказывают они, стоял в древности город.
В одной версте выше по течению речки Ташла есть
часовня на роднике, где, по преданию, явилась икона Владимирской Божией Матери. В день празднования иконы 23 июня/6 июля\ в селе проходит однодневная ярмарка, на которую сьезжаются люди из соседних селений.
Обилие лесов, богатых не токмо древесиной, но и живностью,
грибами, ягодами, орехами. Большое количество родников, живописный ландшафт производят хорошее впечатление, делают село более привлекательным.
В 1910 году в Ясашной Ташле на 3246 ревизских душ приходилось:
78 сборщиков грибов,65 батраков,30 нищих, более 200 человек скитались в поисках заработка.
На 578 хозяйств приходилось 358 лошадей, на 611 семей 260 коров. В селе было 12 лесопромышленников, у которых рабо
тало 23 каменотёса,192 пильщика леса,155 возчиков древесины,68 плотников.
Совершенно не имели земли 33 хозяйства. Безземельные варили дёготь, курили смолу.
Но вернёмся не надолго в 19 век.1891 год выдался неурожайным. Многие хозяйства в селе разорились. Зато на глазах богатели зажиточные. Среди них были Аникины, Чекалины, Свиненковы. Братья Трехжёновы, Андрей и Павел, за бесценок скупили землю у разорившегося Кузьмы Алексеевича Топоркова, того самого, который в 1875 году купил участок у Карамзиных. Вот здесь уместно обратиться к церковно-приходской летописи, в которой отражены наиболее значимые события села Молвино Тереньгульского района, а в прошлом Сенгилеевского уезда. Если учесть, что события, описанные в летописи, типичны для многих, если не всех селений края, то по Молвино можно судить о жизни других сёл и деревень.
1831 г. Засуха. Село охвачено страшным голодом. 1834 г. Скотская эпидемия, приведшая к гибели почти всего крестьянского скота. 1848 г. Эпидемия холеры. Гибель большого количества людей. 1873 г. Эпидемия, которая погубила почти весь крестьянский скот. 1880 г. Засуха. Неурожай, голод, унесший жизни многих крестьян. 1883 г. Гибель озимых. Летом засуха. Голод сопровождался эпидемией кори. Гибель многих крестьян. 1884 г. Пожары, сгорело много подворий. 1886 г. Эпидемия скарлатины. Погибло 17 детей. Ливневые дожди принесли страшные опустошения на полях и огородах. Голод. 1888 г. Эпидемия оспы. Умерло 7 человек. Комментарии излишни.
Знали бы ясашноташлинцы, какие их ждут перемены.
1905 год убил в народе веру в доброго царя.9января 1905 года вошло в историю как кровавое воскресенье.
Это когда крестный ход, организованный провокатором Гопоном, вылился в беспорядки и большая масса народа хлынула к Зимнему дворцу. Вот только царя Николая 2 на тот момент во дворце не было и приказ стрелять отдавал не он.
Волнения, охватившие тогда Россию, докатились и до Ясашной Ташлы. Однако дальше самовольной вырубки леса дело тогда не дошло.
Приближался 1907 год.
Однажды больной старик Никита Сергеевич Белоусов сидел на завалинке своего дома. Мимо проезжал земский начальник Халпионов.
Старик не мог встать и поклониться. Халпионову это не понравилось, и он, разгорячённый спиртным, избил старика, отчего тот вскоре умер. Это вызвало бурю возмущения не только в Ясашной Ташле, но и в близлежащих сёлах. Гнев в народе усиливался.
Первыми дали о себе знать жители села Суровка. Они потребоали от подкуровского волостного старшины и от ясашноташлинского лесопромышленника Ермакова созвать сход.
Ермаков отказался созывать сход. Тогда сельские старосты
Ясашной Ташлы и Суровки потребовали от земского начальника созвать волостной сход. На сходе приняли «Приговор».
1\Дать на широких началах сельское и волостное управление.
2\Институт земских начальников упразднить.
3\Увеличить площадь крестьянского землепользования путём отчуждения земель: государственных, удельных, церковных, помещичьих, частновладельческих.
4\Церковному притчу отменить взимание платы за требы, платить жалованье из казны.
5\Освободить из-под ареста и ссылки всех борцов за свободу народа.
6\Уничтожить деление населения на сословия.
7\Ввести всеобщее обязательное обучение за счёт казны.
«Приговор» вызвал переполох у губернского начальства. Дознание о незаконном «Приговоре» было поручено приставу третьего стана Симбирского уезда К. Лаврентьеву.
И Ермаков, и волостной писарь Пётр Христофорович Петров,
и его помошник Владимир Николаевич Корягов
сослались на то, что написать незаконный «Приговор» их силой заставили крестьяне.
На этом всё и закончилось. Время было неспокойное и
власть не захотела раздувать пламя беспорядков.
Вскоре после этого в селе вспыхнули пожары. За год в Ясашной Ташле сгорело 140 дворов. Резко повысились цены на срубы. Если до пожара сруб на дом стоил 100 рублей, то после цена выросла до 150.
Как это не парадоксально, но в России это уже традиция, когда на горе одних наживаются другие. В земской школе в те времена обучалось не более 50—60 учеников, как правило, многоимущих родителей.
В 1872 году 12 марта земскую школу посетил инспектор народных училищ, отец будущего вождя пролетариата Илья Николаевич Ульянов, который поделился впечатлениями от своей инспекции: болезни уносили сельчан десятками. Корь, оспа, тиф и даже холера были не редкими гостями в крестьянских избах. Лечились в основном у знахарей и колдунов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.