Полная версия
Как попасть в рай. Книга о природе человека и гармоничном укладе жизни
Традиция определения природного призвания у детей была некогда у казахов. После разрезания пут, когда ребенок делал свои первые шаги, перед ним раскладывали вещи – атрибуты разных профессий. И, с какой из них ребенок начинал играть, что больше всего интересовало его, то напрямую и указывало на его природное призвание. Эта традиция помогала мудро распределить обязанности между людьми, поддерживая духовное и материальное равновесие в обществе. Такая традиция могла отражать только богатейшее внутреннее знание и высокую духовную культуру у этого народа.
В странах, где верят в реинкарнацию, природному призванию человека уделяют большое значение и не пытаются в культурном развитии человека дать ему сразу все знания всех ремесел, как это делали коммунисты. Верования в реинкарнацию и свой путь перед Всевышним дают обществу терпение и неспешку в развитии и приобретении знаний. Человек понимает необходимость в поэтапности развития ради устойчивого усвоения всех необходимых знаний и полностью посвящает себя своему природному призванию, своему собственному пути развития в этой жизни. Страны, в которых верят в реинкарнацию, отличаются большим терпением у людей и высоким уровнем духовной культуры. Эти верования помогают также жить в гармонии с природой. Благодаря им человек не только сдержан в природопользовании, понимая свои задачи, но он не лишен духовного зрения, чтобы видеть, что может нанести вред, он гуманен. Верования в реинкарнацию помогают наиболее грамотно использовать человеческий потенциал ради максимальной пользы самого человека.
Верования в реинкарнацию некогда бытовали и на Западе. В Древней Греции архаического периода люди веровали в перерождение и, посвящая детей с помощью оракула тем или иным богам, в сущности, определяли путь призвания человека, потому что боги Древней Греции представляли собой разные области знания, искусств или ремесла. Следы верований в реинкарнацию мы видим также в самом факте сословной организации общества стран Запада в древние и средние века, которая соответствует ведической классификации (сословие правителей, сословие ученых и жрецов, сословие торговцев и крестьян, сословие людей физического труда). Однако когда люди не стремятся выполнить свое природное предназначение, поддаваясь потребительству, то верования в реинкарнацию еще сильнее могут затормозить их развитие: откладывая исправление на будущую жизнь, люди могут долго находиться в праздности, они никуда не торопятся. Люди не стремятся выполнить свое природное предназначение в жизни, помогая другим, они изнеживаются в потребительстве и излишествах. Подтверждение тому – Древний Китай, где люди, как писал Лобсанг Рампа, даже брали взаймы в расчете вернуть долг в будущей жизни. Это привело Китай к упадку. Поэтому учение о реинкарнации на Западе было изъято из официальной религии спустя примерно 60 лет после ухода Христа, как сообщает Лобсанг Рампа [28, с.81]. Но сам Христос учил реинкарнации. Это подтверждает Евангелие от Иоанна: проходя мимо слепорожденного, ученики спросили Христа: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Христос отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» [3, Иоан.9:1–3]. Если и ученики, и Учитель свободно говорили о возможности совершения греха до рождения, значит, прежде они обсуждали и предыдущие жизни, в которых можно содеять грех. Если до рождения вообще нельзя согрешить, Христос бы сразу напрямую сказал об этом Своим ученикам, так как был точен. Отсутствие веры в эволюцию Внутреннего Я человека стало одной из причин того, что люди на Западе не проявляли и не проявляют склонности довольствоваться своим земным уделом. Но сегодня такое положение вещей должно быть изменено, так как все это ведет к духовному регрессу и материальной неразберихе, полному отсутствию условий для развития, к которым мы пришли в результате своих неправильных представлений о жизни.
Забвение пути своего природного призвания, в свою очередь, привело людей Запада к забвению Бога и даже отрицанию Его существования. Так как Бог, религия относятся к предмету самопознания, лучшим способом доказать существование Бога сегодня будет возвращение людей на места их природного призвания, на которых людям будет легче услышать свою совесть и самостоятельно осознать свой исток, прийти к выводу о необходимости обращения к религии нужной формы.
Каждый из нас призван познать Бога сам и обладает для этого, как видите, всем необходимым познавательным аппаратом. Ни наука, ни религия не обладают никакой прерогативой в методах познания Бога, познать Бога может каждый, и сделать это может каждый только сам и лично. Познание Бога не подобно чтению книги или умозрительному изучению какой-либо науки. Это познание самой Истины на себе самом, притом Истина может войти только в чистую душу. Каждый может найти покой, но особенность этого заключается в том, что каждый должен открыть эту дверь сам, своими собственными усилиями, исполняя свое задание. Никто за него это сделать не способен. Но у каждого – своя дверь, и своя связка ключей, из которых только сам человек может и должен подобрать правильный ключ.
Найти Бога можно только своими собственными усилиями. И только внутри себя самого. «Царствие Божие внутрь вас есть» – учил Иисус Христос [3, Лук.17:20–21]. Любя, мы и достигаем этого блаженства. Но поэтому же нужно научиться любить полно и всеобъемлюще по всем заповедям. Поэтому нужно познать самому, почему невыгодна злоба и ненависть, почему выгодна любовь, чтобы в душе совсем не осталось места для боли. Примечательно, что слово «боль» и «зло» во французском языке – синонимы.
Так как каждый человек имеет совершенный механизм познания и способен познать Истину, это значит, что наша задача – лишь помогать в этом друг другу. Навязывать что-то другому или пытаться кем-то манипулировать с помощью какой-то уникальной Истины – бессмысленно. Управлять другими можно только через свой личный пример, раз каждому все известно. Но это значит, что наука, скептично пытающаяся все подтвердить и проверить экспериментально, занимается ничем. Даже если она что-нибудь подтвердит, что ей это даст? Ведь в любом случае средством управления другими может быть только личный успешный пример в самой жизни, а не чье-то тоталитарное желание подчинить все какой-то доктрине.
Если мы требуем сверхобычных доказательств существования Бога и подтверждений, значит, мы подспудно даем понять людям, что не каждый может Его познать, что не каждый обладает нужными методами. Но это не так, и каждый имеет для этого необходимый познавательный аппарат и механизм. По сути, доказать существование Бога должен каждый сам для себя самого. Но примечательно, что лишь следуя пути своего природного призвания в жизни и будучи поэтому ближе к своему естеству, человек способен на самопознание и поэтому скорее придет к этому доказательству и познанию Бога. Поэтому лучшим средством управления будет забота о том, чтобы каждый следовал своему призванию. Это, в сущности, забота о том, чтобы каждый радовался жизни!
Смысл жизни человека на Земле – богопознание и богоуподобление, достижение совершенства любви через исполнение предопределенных человеку задач в каждом воплощении. Поэтому жизнь человека сакральна и не терпит никакого искусственного противоестественного вмешательства. Законы государства должны соответствовать законам мирозданья и блюсти благо человека. Не исполняя своего призвания в жизни, человек не разовьется и не познает Бога.
«Внимайте себе, братие, всех молю.» – эти слова православного святого Сергия Радонежского имеют важный смысл. Сергий Радонежский изучал исихазм. Ему очень хорошо было известно, что только Истина приносит покой. Все возбуждающее и мятежное связано с порочным пристрастием и искажением истины. И он советовал своим ученикам внимательно изучать себя и, встретив в себе что-то возбуждающее и мятежное, понимать, что это и есть ложь, отнимающая покой, которую должно распознать и прогнать из себя, познав Истину, чтобы достичь покоя. Так же будет полезно, внимая себе, определить, что все святое и истинное приносит радость, покой и счастье и хранить гармонию, отбирая только истинное. И именно само-внимание может помочь блюсти душу, отбирать все истинное и отвергать все ложное, чтобы пребывать в гармонии и покое.
В словаре «Мудрость древних» Лобсанг Рампа рассказал о традиции обозначения Бога словом «Ишвара». Настоящий смысл этого слова, как пишет Лобсанг Рампа, – «Божественный волеизъявитель» или «Высший Дающий». Ишвара, согласно этому словарю, – это Совершенное Существо, которое испытывает сострадание к страдающему человечеству, потому что само прошло через все круги существования и знает, какими бывают человеческие воплощения. Оно страдало так много, что преисполнилось сочувствия и понимания. (Лобсанг Рампа. Мудрость древних. М.:София, 2007. с.58) Я думаю, Бога можно познать только по мере уподобления Ему, на своей личной «шкуре», для чего и необходима реинкарнация. Но если процесс познания бесконечен, как учит Лобсанг Рампа, где конечная точка совершенствования?
Итак, человек божественен. Предназначение людей – творить Добро один другому, это является залогом и духовной, и материальной гармонии как всего общества, так и каждого отдельного человека. Даже в бедности и нужде человек может быть счастлив, если он любит, потому что счастье в любви. Он счастлив, когда отдает свою жизнь за Родину. И если человек не терпит, значит, он сам не любит. Но именно нелюбовь и есть та проблема в таком случае, которую следует решать, чтобы обрести счастье.
Только святые цели дают человеку силу пройти дорогу до конца, не отступить и не сломаться. Они наделяют человека всеми необходимыми добродетелями, которые помогают достичь цели. Жадность, эгоизм, забота о своем комфорте не делают чести человеку. Они оскверняют его, потому что уводят от его истинных обязанностей. Потому что истинное предназначение человека высоко – сгорать для других, высвобождая огромный потенциал божественности, творя великие чудеса, ничем несравнимые с мелкими удовольствиями эгоизма. И именно такая жизнь приносит человеку наслаждение и открывает двери рая. Можно сказать, что целью человеческой жизни является наслаждение – но истинное наслаждение, его ни с чем не спутаешь. Это наслаждение само по себе расскажет, как мелко желать чего-то только ради себя и заниматься только собою.
Исполнение своего природного предназначения человеком – это путь реализации божественности человека. Это очень важный момент в нашей жизни, который определяет многие этические требования человека к себе и к другим. Вот почему Святые Писания всех религий подчеркивают важность реализации человеком своих талантов, исполнения своих обязанностей, как кому предписано судьбой.
Божественность нашей природы не следует понимать, что наши поступки изначально божественны. Это означает лишь тот внутренний потенциал, который может реализовать человек, исправляя себя самого и достигая Просветления. Божественность не является самоцелью. Реализация божественности – в оказании помощи другим, это и есть божественность, для этого необходимо и самосовершенствование. Божественность есть свойство нашей души любить любовь, не отходить от этого. И когда мы ее проявляем сами, мы счастливы.
Учение Церкви о поврежденности нашей природы касается только поврежденности именно нашего внутреннего зрения из-за привычки переступать Истину. Но сама наша природа не повреждена, иначе нам бы становилось хорошо от плохих поступков, а любовь не придавала бы нам силы. Но этого не случается. Грешный человек становится все несчастнее и неувереннее, все слабее и слабовольнее, а праведный человек все время радуется, он силен и здоров, у него много мудрости. Это указывает на то, что наша божественная природа не приемлет грех, но благословляет Добро, и показывает на нас самих, к чему ведет то или иное наше поведение. Заменяя плохие привычки хорошими, человек укрепляется в добродетели и понимании Истины, достигает Просветления.
Механизм духовного развития человека, также не означает, конечно, что развитие происходит само по себе, автоматически, стоит только родиться на свет с каким-то призванием. Только прилагая личные усилия, человек может развиваться. Но примечательно то, что только на пути природного предназначения, то есть именно выбранного душой задания, эти усилия не пропадают даром и ведут человека к благу.
Приведенные здесь данные подтверждают правдивость того, чему учил Лобсанг Рампа в своих книгах. В понимании важности исполнения человеком своего предназначения мне также помогла «Бхагавад-Гита» в переводе и с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады, наставления Саи Бабы в книгах «Служение», «Религия любви», книга Шри Чинмоя «Эверест устремления», лекции Сергея Анатольевича Базарова, показывающие, как неуютно душа чувствует себя в нашем, противоестественном для нее, укладе жизни, на этих же лекциях я узнала о синергетическом законе самонаведения. В этом мне также помогли наставления Сант Балджит Сингха, Хадисы Пророка о правилах поведения, Коран и школа самопознания, пройденная в православной церкви. Книги Лобсанга Рампы помогли мне сохранять разум открытым и непредвзято изучать Писания всех религий. Его же книги помогли мне неболезненно соединить все в единое целое, объяснив все возникающие в религиозных учениях противоречия. Они были для меня научной основой для поиска, а затем для приведения своей души в гармонию, потому что примененный к себе закон самонаведения вызвал у меня нечто вроде эффекта сороконожки. Это состояние наблюдения себя самой со стороны было тяжело, оно мешало жить самопроизвольно и спонтанно, как раньше. Сравнить это можно с тем, как если бы прибор, не знающий своих «заводских настроек», вдруг узнал о них и дал сбой, не понимая, что делать с этой информацией, которая наложилась на его обычные алгоритмы. Но со временем я изучила саму себя и научилась уходить от этого состояния. И помогло мне именно обращение к пути своего призвания, которое освободило меня от саможаления, увело от самокопания и, переключив внимание на служение другим, помогло мне не претыкаться и не бояться сделать шаг.
То, что я могу словесно обозначить неизъяснимые глубинные ощущения, могу сополагать их и анализировать, поднимаясь над своим собственным сознанием и наблюдая его работу, доказывает мой сверхсознательный взгляд на нас самих, мое виденье со стороны, как, что и почему с нами происходит. В западной науке еще никто логически не обосновал свойство природы человека и не изъяснил закон совести. Загляните в любой толковый словарь, и вы не обнаружите нигде столь детального описания работы совести, как удалось это увидеть с помощью познания законов познания. Это значит, что со мной действительно произошло нечто необычное. Но на Востоке, по всей видимости, такие вещи были известны людям уже очень давно. И в тибетской метафизике вы можете найти еще больше деталей о нашем внутреннем мире, целые отличительные понятия о мысленных волнах, родах состояний человека и пр. Это, в сущности, основы йоги, но достижение духовных успехов не зависит от этих основ. Они зависят только от служения и понимания своей природы, которое и без того уже дано. Осознание этих основ, в принципе, доступно каждому, если в этом есть необходимость. Но если знания уже донесены, нет надобности проходить эту дорогу снова. Я предупреждаю об этом, потому что состояние сознания над сознанием очень тяжело. Из-за него теряется сон на много дней, могут появиться мнительность и страхи, с которыми трудно справиться в таком состоянии, пока хорошенько не изучишь метафизику и не научишься управлять собой. Я никому не советую изучать себя подобным образом. В моем случае это было необходимо ради совершения подвига самопреодоления и самопожертвования, чтобы исправить свою карму, это было согласовано с Высшими силами, о чем я расскажу позже в другой работе. Я обладала подходящими качествами для такой задачи и была подготовлена. Я могу поведать еще некоторые удивительные вещи, которые знаю, могу рассказать кое-что о глазах человека и знаю еще одну девушку-казашку, которая подтвердит, что такое «знание себя изнутри» возможно! А вам я советую пока что мудро использовать то, что удалось увидеть с помощью познания познания, ибо если вы будете внимательны, все эти логические аксиомы сами по себе изменят к лучшему вашу жизнь! И именно они имеют необходимую для того силу и способность.
Жизнь есть бесконечная восходящая лестница духовной Эволюции. Ее конец – блаженство и покой. В книге Лобсанга Рампы «За пределами 1/10» (34, с. 177) написано, что после этого покоя, когда душа начинает понимать, что существует еще более высокий уровень знаний, который следовало бы постичь, она снова воплощается, но не на земном плане, а на каком-то суперплане, и весь цикл начинается снова. И опять, когда приобретен достаточный опыт, или знания, душа достигает еще большего блаженства. Основной принцип развития на новых уровнях бытия должен оставаться тем же. Здесь я пытаюсь своими словами передать то, что доступно моему виденью, что я проверила на практике. Но я все же ограничена своим эмпирическим опытом, дальше заглянуть мне не под силу. Я излагаю то, что понимаю, в упрощенном порядке, чтобы показать механизм нашего развития, как я его вижу изнутри. Для более точного и детального изучения понятий душа, Высшее Я, Бог, перерождение вам необходимо обратиться к книгам Лобсанга Рампы.
Еще раз хочу повторить, что особенность моего метода, а также и изучаемого предмета относит все эти данные к области самопознания. И так как каждый человек предназначен сам познать Бога, так как само это понятие – предмет самопознания, и так как культивирование свободы совести в обществе – разумная необходимость, все это каждый должен проверять в первую очередь на самом себе и сам.
Лобсанг Рампа писал, что совестью наделены все живые существа в этом мире и за его пределами [34, с. 84]. Это значит, что все живое проникнуто божественностью. Это и есть та «благодать» творения, которую видят в мире православные. Это и есть природа красоты этого мира, воспетой художниками, «почерк» его Создателя.
1.2. Человек и природа
В этой подглаве под словом «природа» подразумеваются уже не начала бытия или доброе начало человека, здесь подразумевается живая и неживая природа, которая окружает человека, которая связана с его жизнью. Ее систему также необходимо рассмотреть, чтобы понять основы естества.
Все в природе проникнуто божественностью, это значит, что все живые существа наделены совестью. Все имеет свое назначение и функцию, нацелено на духовную эволюцию. Все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Одно служит другому, удовлетворяя насущные нужды, что составляет единую систему жизни. Цель природы – формирование и увеличение единства через разнообразие и исполнение каждым своей функции по нужде другого. Природа стремится к сохранению общего равновесия.
Система жизни человека и общества связана с системой жизни природы. Человек, по сути, – часть природы. И мера его счастья и благополучия зависит от меры его единства с природой, гармонии с ее изначальной системой. Человек неминуемо связан со всем живым. И также, как он не может быть счастлив, пока остальные люди страдают, человек не может быть счастлив, если во всеобщей системе природы неправильно работает хоть одно звено, если страдают другие живые существа, составляющие общую систему жизни.
Естественная система жизнеобеспечения – это система, опирающаяся на следование всеми живыми существами своей функции и назначению, на использовании человеком природы по нужде и назначению. Естественная система жизнеобеспечения – это союз всего живого, в котором главным принципом и руководством является принцип служения, ненаврежения и увеличения единства. Такой естественный уклад жизни отвечает за духовное развитие и сохранение жизни. Именно такой принцип правильно направляет развитие человеческого общества при этом, его научно-технический прогресс, отвечает за демократическое равновесие, человечность. Такой жизненный уклад человеческого общества может быть основан только на точном знании природы.
Эгоизм и корысть человека могут нарушить эту естественную систему жизнеобеспечения. Тогда он заставляет животных и растений служить не на насущную нужду и не по своему назначению. Он пытается увеличить свои прибыли за счет форсирования роста животных и растений, генных экспериментов и пр. Он нарушает естественные условия жизни животных и растений, заставляет их служить себе в промышленном масштабе, не давая свободно жить и развиваться.
Нарушая естественные условия развития всего живого, человек вредит в развитии самому себе. Вместо формирования культуры единства, он рискует стать все более глухим и бесчувственным. С другой стороны, он нарушает собственное материальное равновесие, так как его жизнь основана на гармоничном существовании мира природы.
Невозможно сохранять человечность, нарушая естественную систему жизни. Невозможно также сохранение материального равновесия, если человек неправильно пользуется природой и не вписывается в ее естественный механизм. Судя по составу воздуха, в котором преобладает азот, эта земля вообще создана для растений. Человек – лишь вторичный ее продукт. И уже поэтому он должен знать свое место, жить во взаимовыгодном союзе со всем живым.
Географическая среда, в которой родился и сформировался человек, наиболее лучшим образом соответствует его потребностям в питании, в климате, в гео и гелео условиях. Этой географической среде соответствует состав его тела, например, составу почвы и пр. Поэтому в географической среде человека есть все необходимое для его жизни. По законам природы оно намного лучше подходит человеку, чем все завезенные ради быстрой наживы товары. Поэтому, например, в Евангелие от ессеев говорится: «Не принимайте пищу нечистую, привезенную из дальних стран, но ешьте всегда то, что дают вам ваши деревья. Ибо Бог ваш хорошо знает, что вам необходимо, где и когда. И он дает обитателям всех царств ту пищу, которая самая лучшая для них.» [12] Это значит, что естественная система природы является опорой жизни человека вплоть до определенной среды обитания, которую нужно беречь и учитывать.
1.3. Выводы о гармоничном для человека укладе жизни
Давайте продолжим наше рассуждение. И для того, чтобы установить, как попасть в рай на Земле, как правильно организовать общество, теперь тщательно рассмотрим основы гармоничного для человека уклада жизни, которым ему в связи с его природой и естественной системой жизни наиболее полезно жить. Нас интересует такой уклад жизни, при котором человек может исполнять заповедь «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» и достигать богопознания и блаженства. Нас интересует такой уклад, в котором человек может развиваться культурно, познавать самого себя и адекватно обеспечивать свою жизнь.
Если наибольшее благо для человека состоит в исполнении его призвания, ему требуется блюсти это свое благо. Для этого ему следует знать свое призвание и следовать ему. Также ему следует быть избирательным в том, чем он пользуется, какому образу жизни следует. Ему следует отбирать то, что ему полезно и необходимо для развития, и отвергать все то, что отвлекает его от пути или лишает силы.
Чтобы исполнять свой долг, ему необходимо беречь способность творить Добро. Для этого человеку полезно заниматься самосовершенствованием и самопознанием. Для этого также он должен пользоваться только необходимым, его вещи и уклад должны соответствовать потребностям его призвания, без культа вещей, они должны служить развитию духа, а требования их содержания должны оставлять время и возможность на самопознание. Алкоголь и наркотики разрушают способность творить Добро, поэтому они составляют препятствия для исполнения человеком своего предназначения и достижения блаженства, их следует избегать.
Любой вред другим существам убивает способность творить Добро. Сознательное служение и стремление к единству, напротив, помогают ее увеличить. Поэтому человеку желательно не только не нарушать гармонию природы, но искать более эргономичные способы существования в союзе со всем живым. Человеку следует брать от природы только по насущной нужде и обходиться своим потенциалом, если это возможно, чтобы не быть обузой для мира природы. Ведь если для выполнения задачи имеется собственный потенциал, напрасно беспокоить других существ также есть брать не по насущной нужде. Разумно и гуманно использовать живое также по своему изначальному назначению.
Человеку следует беречь свое здоровье и принимать в пищу только то, что сама природа назначила ему в пищу. В его географической среде есть все необходимое для его жизни. По законам природы оно намного лучше подходит человеку, чем все завезенные ради быстрой наживы товары. Пользуясь товарами не из своей среды, человек отказывается от помощи тех существ, которые лучше понимают его нужды и предназначены служить ему. Этим он отнимает у них возможность доброделания и развития, и меняет их потенциальные плоды на то, что ему заведомо не подходит, что не соответствует его индивидуальной нужде. Конечно, человек может нуждаться в чем-то еще, но не в том, что уже есть в его окружении.