Полная версия
Лисичкин хвост
– Да как же было не поверить, коль Никодим как волхв, такое предсказание сделал. А может тут и колдовство.
– Колдовство? – царь слегка умерил гнев. – Хм. А что, недаром ведь соловецкие монахи и иноки в ересь впали, не ровен час со Злым гостем снюхались. Пусть Собор в этом разберется. Летописца бы этого сюда, да на дыбе попытать. Но как его возьмешь, пока стены монастыря его спасают. Не хочу лишний раз кровь русскую проливать. И тебя, мордофилю, к обители с ультиматумом посылал только для острастки чернецов. Приказа в очередной раз штурмовать я бы тебе не отдал. Вон, шведы уже нас подначивают, смеются в рукав. А ты мою хитрость похерил. Но ежели монахи все же с дьяволом спутались…
Государь задумался, подошел к окну, растворил его. За западе, над куполами дворцовых церквей, в безоблачном небе был отчетливо виден пушистый белый хвост, шедший от яркой звезды.
– Эй, Никитка! – Царь позвал воеводу Одоевского, который тут же вырос в палате. – Подслушивал, что ль? Как черт мигом явился. Ты вот что.…Езжай в Немецкую слободу и привези сюда этого, голландца… ну как его… что в трубу на Луну и прочее небо смотрит. Он еще и лекарь.
– Ян Койпер, – услужливо подсказал Волков.
– Что, знаешь его?
– Кровь супружнице и детям пускал, думал, уж помрут, когда…
– Койпера в колдовстве подозревают, – перебил стряпчего Одоевский. – Лучше придворного астролога Симеона позвать.
Государь поморщился:
– Не до гадальщика теперь. Умные люди нужны. Кто, за что Койпера в колдовстве обвиняет? Впрочем, один черт.…О, прости господи. – Алексей Михайлович мелко перекрестился. – Тащите сюда этого звездочета!
Наука о звездах
Ян Койпер обедал на веранде своего белого, аккуратного домика, увитого плющом и диким виноградом. За столом вместе с его супругой Мартой и её братом Маркусом Хофером, сидели двое аккуратно причесанных мальчиков-близнецов лет пяти. Оба были в кожаных баварских штанишках и синих рубашках с отложными воротничками. Койпер кушал пироги с визигой, запивал их белым Рейнским вином. Он собирался приняться за пирожок с гусиной печенкой, как на веранду ворвались стрельцы. Один из них схватил за воротник Маркуса:
– Вставай, пошли!
Маркус, как и его сестра были австрийцами.
– Wo, warum? Куда, почему?
– Это не тот, – поморщился воевода Волков, которого царь, как знающего где искать «звездочета», послал на Кукуй. Стряпчий указал на Яна.
Теперь за воротник ухватили Койпера, чуть не подавившегося от неожиданности и страха пирогом.
Стряпчий стянул Яна с веранды, указал на хвостатую звезду в безоблачном небе.
– Знаешь что про неё?
– Конечно, – кивнул Койпер. – Это…
– Не мне, великому государю Алексею Михайловичу расскажешь. Но ежели чего соврешь…
Волков сунул под нос «звездочету» большой, желтый кулак.
– Я не есть хороший астровизер, Маркус больше знает про звезды.
Пока ехали на немецкой кибитке в сопровождении конных стрельцов, Хофер беспрестанно повторял:
– Ich habe nichts getan, nichts… Ничего не делал.…Люблю царь Русь, wie main Vater…
Алексей Михайлович встретил иноземцев любезно: предложил меду, греческого вина с малиновыми пряниками, усадил на мягкие стулья. Маркус сильно нервничал и со страху позабыл все русские слова, коих в его памяти было немного. За него говорил Ян Койпер, когда к Маркусу обращался государь.
– Ты что ли самый ушлый знаток небесной сферы? – обратился царь к Хоферу.
– Он, великий государь, – ответил, поднявшись Койпер. Потянул за рукав австрийца, чтобы тот тоже встал. – Я его ученик, Schüler.
Маркус закивал головой:
– Ja, ja Schüler.
– Ну, шулеры нам не нужны, – пошутил царь и громко рассмеялся своей остроте. – Своих хватает. А скажи мне, немец, что сие за звезда на небе объявилась? Знамение божье, али знак дьявола?
Ян снисходительно улыбнулся, но быстро согнал с лица усмешку – как бы ни разгневать царя своей вольностью.
– То комета, – сказал Койпер и на всякий случай поклонился.
– Комета? – поднял брови царь. – Что она такое?
– Небесная странница, камень.
– Давай, рассказывайте подробнее.
Койпер перевел Маркусу. Тот захлопал глазами и вдруг его прорвало. Он начал излагать царю все астрономические знания, накопленные европейцами со времен Клавдия Птолемея. Ян только успевал переводить.
– Птолемей первым создал модель Вселенной, – говорил, выпучив глаза Хофер, – по его учению Земля находилась в центре мироздания. Но эту теорию опроверг поляк Коперник…
Царь поморщился:
– Разве можно верить ляхам?
Снова поклонившись, Ян ткнул локтем в бок учителя – мол, не стой столбом, продолжай.
– Все планеты вращаются вокруг Солнца… – заговорил опять Хофер, но государь его перебил:
– К дьяволу вашего ляха и планеты. Отчего у кометы хвост?
– Так… кометы и есть осколки звезд и планет, – ответил Койпер сам. – А хвост… это пыль с нее летит…
– Ага. – Царь почесал нос, помял бороду. – Вот ведь иноземцы, – это он обратился к стряпчему Волкову, – всё знают, науки изучают, а вы дурни дурнями.…Скажи, немец, а можно ли предсказать заранее появление кометы. Ну, хотя бы той, что сейчас на небе?
Этот вопрос был коньком Маркуса, он с удовольствием стал рассказывать:
– Хвостатую комету наблюдали и описывали китайские астрономы еще династии Хань, например, Сым Цань. Ее видели греки, римляне, вавилоняне, византийцы. Она описана в разных древних книгах, в частности в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя, Иосифа Клавдия «Иудейская война»…
Снова не утерпев, царь постучал посохом:
– Ну а что в книгах пишут-то о хвостатой страннице, принесла ли она кому беду?
– Сым Цань писал, что после появлении кометы, умерли военачальники и жена императора Ся-тайхоу. В византийском «Хронографе» сказано: «В царствие Юстиниана I появилась на западе большая, внушающая ужас звезда, от которой шел вверх белый луч и рождались молнии. Она светила 20 дней и была засуха в городах – убийства граждан и прочие напасти…»
– Значит, выходит, комета посланница дьявола. А как же Вифлеемская звезда, возвестившая о рождении Спасителя?
На это Маркус пожал плечами, он уже почти пришел в себя:
– То могла быть другая звезда. Мы, смертные, погрязшие в грехах, не можем знать, где нам послание доброе, божье, а где злое, люциферово. Впрочем, и Создатель по грехам нашим порой дает наказание. Главное, правильно делать выводы.
Ухмыльнувшись, царь подошел к окну, взглянул на звезду, переместившуюся под вечер к горизонту.
– Начал, ты немец, как ученый муж, а закончил аки поп. Ха-ха. Ладно. А скажи, предсказать появление этого… лисьего хвоста можно? Что говорит твоя наука?
– В европейских летописях, великий государь, эта хвостатая звезда зовется более ласково: fuchsschwanz. Лисичкин хвост. Она появляется на небе с определенной периодичностью, которую в принципе можно просчитать. Что и сделал достопочтенный Георг Пурбах. Австриец. Его расчеты подтвердили астрономы Петер Алиан и Иоган Кеплер. Лисичкин хвост появляется на небе в среднем раз в 75—76 лет.
– А точнее можно сказать? Назвать день и час?
– О-о, это очень сложно, пока нет таких ученых мужей, чтобы дать ответ на этот вопрос.
– Да нет, кажется, есть один такой муж. – Царь гневно посмотрел на Волкова. Стряпчий сжался в комок. – И вы с ним скоро познакомитесь.
Государь встал с трона, подошел к Волкову, ухватил его за бороду, притянул к своему лицу:
– Тебе, Агатка, псу поганому, даю единственный шанс не попасть на плаху: как хочешь действуй: на саблю возьми, выкради, подкупи кого из чернецов, но доставь сюда живым соловецкого предсказателя, что тебя вокруг пальца обвел. Как его…
– Монах Никодим, великий государь, он же Савелька Петров, – роняя от страха и напряжения слюну, вновь подсказал стряпчий. – Всё сделаю, великий государь, будет ползать Савелька у твоих ног, змий ядовитый.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.