Полная версия
Профессия актера то о чем все молчат
Артём Михайлов
Профессия актера то о чем все молчат
Об авторе:
Я Артём Михайлов – эксперт по актёрскому мастерству, а так же профессиональный актёр с 10ти летним стажем в профессии. (закончил СПБГИК в 2017 Мастерская В.П. Маркова).Что бы стать экспертом, мной был пройден долгий путь. Я был актёром-любителем, монтировщиком сцены, служил в крохотном театре в маленьком городе, и в миллионнике. Получил профессиональное образование , стал самым лучшим учеником на курсе, был рабочим на площадке , ассистентом Артиста, прошел тысячу кастингов, сотни массовок, играл во множестве спектаклей ,преподавал актёрское мастерство для детей ,снимался и общался с известными Актёрами и все же сумел прийти к главным ролям в кино несмотря на огромное количество отказов и непринятия меня как актера. На основе моего пройденного и долгого пути- я открыл свой уникальный курс по актёрскому мастерству для любителей и профессионалов и написал эту книгу – показывая тем самым что актёром может быть каждый кто этого хочет. Прочтите эту книгу и вы узнаете как это можно сделать в современном мире.
Предисловие
Прежде чем мы с вами начнем, хочу сказать это книга не была бы написана без поддержки моей любимой жены Микс Тернов. Она писатель, и она зарядила меня своей энергией, позитивом, и любви к делу, которому она полностью себя отдает, и погружаясь в свои истории всей душой, любовью, и трепетом, она делится этим с миром. Ее вовлеченность в писательстве, отразилось и на мне. Я долго откладывал эту затею, но как говорится время пришло, и мне есть что вам рассказать, и чем с вами поделится.
Помните, что вы для режиссеров и не только для них, (всех кто связан с актерской деятельностью) являетесь той самой марионеткой, о которой они мечтают в своих фантазиях, и будут воплощать их действие уже в реальной жизни. Так как они знают, вам нужна это роль, и вы готовы на все чтобы ее получить.
Ведь актеры и актрисы и все кто связан с этой профессией это сумасшедший народ.
Часть 1 Мой опыт
Найдите в себе искусство там, где это у вас есть.
Всем привет меня зовут Артём Михайлов, на момент написании этой книги мне 29 лет я по образованию актер… Всю свою жизнь я хотел сниматься в кино и быть востребованным – богатым актером. Хотел сниматься в сериалах, в рекламах, и в других молодежных проектах. Театром я не интересовался до 20 лет. В моем родном городе Мурманске, нет кино-производства. Меня не интересовали театральные студии, ни театральные кружки и т.д. Так как я знал, и видел чему там обучают, и какие там педагоги. Это Актеры – Аниматоры – ведущие праздников и так далее. Эти люди к актерской профессии не имеют ни какого отношения. В средней школе №21 города Мурманска где я учился с двойки на тройки, я любил выступать на сцене, но не любил участвовать в том что мне предлагали , так как это получалось самодеятельность. После окончание девятого класса, у меня был выбор на кого мне учиться. И в какой колледж я буду поступать. Я думал пойти на повара, но меня там пугало подсчитывать сколько грамм я должен добавлять в блюда, так как я был не силен в математике. И мне навязали что нужно пойти на строителя, а именно на «Мастера отделочных строительных работ» по-русски маляр-штукатур. И я поступил в Мурманский строительный колледж в 2008г . На третьем курсе учебы я решил написать актеру из театра в своем городе в личные сообщения, о вакансия в театр на актера, но тогда мне сказали что у них сокращение и через год приходите. Может что-то изменится. И я написал ему через год.
Помните: Когда у вас есть мечта, то вы начинаете по настоящему жить. Это является тем самым признаком того, что у вас есть что-то особенное, то что вы должны не утратить, а поделиться этим с миром.
Он ответил, сказал да, приходите через неделю нам нужны новые молодые лица, но подготовьте басню, стихи, и т.д. Я пришел с гитарой, подготовленный, заряженный, каким я думал должен быть настоящий Артист! Прослушивал меня весь театр, но принимал решение директор. И было сказано, денег у театра нет, и у нас артисты играют “за идею” мне сказали: так как у вас профессионального образования нет, то мы можем вам предложить быть артистом второй категории и по совместительству монтировщиком и всего вы будете получать 5 тыс. рублей в месяц. Тут я не стал ничего говорить, и молча согласился, так как хотел для себя понять нужна ли мне эта профессия или нет.
В основном монтировщики это рабочая сила, которая сидит на бутылке, и работают под градусом, и мне приходилось с таким людьми работать.
Помните: если вы хотите понять, то чем вы хотите заниматься начинайте это изучать с самых основ, а главное изнутри, так вы будете видеть реальность а не мечты.
Театром я жил, приходил рано ,уходил поздно, работал шесть дней в неделю, понедельник выходной. Было так: собирал декорации, играл в спектаклях, разбирал, собирал декорации, играл в спектаклях, разбирал и так по кругу. И так продлилось год.
И в моменте когда я сидел в зрительном зале в качестве зрителя, я понял что это моё, и хочу этим заниматься профессионально. Таким образом я начал заново сдавать экзамены по русскому и литературе, и был принят на платную основу в Санкт-Петербургский Институт Культуры на отделении актера театра и кино. Мастерская Владимира Петровича Маркова (Когда я поступал мой институт назывался: Санкт-Петербургский Университет культуры и искусств) а закончил по простому Кулёк (Институт Культуры).
Как поступить в театральный институт
Выбор театрального вуза
Для начала вам нужно решить в каком вузе вы хотите учиться. Если говорить о театральной школе и взять допустим «пятерку вузов Москвы» то раньше они отличались актерской школой. Опять же все зависит от мастера, и его актерского подхода.
Во Мхате это Система Станиславского
В Щуке актерская школа Вахтангова
В Щепке театральная школа представлений
В Гитисе обучают Мастера из разных школ это может быть «школа представления или школа проживания» или все вместе.
Во Вгике здесь тоже Мастера из разных школ и городов и больше упор делается на игре Киноактера, но также ставятся спектакли как и в театральной школе.
В настоящее время эти школы уже мало чем отличаются друг от друга и уже не чтут традиции, как это было в то время, и у всех свои подходы для актерского воплощения, но основа лежит в Системы Станиславского.
Если говорить про другие города такие как Санкт – Петербург здесь тоже есть свои представители театральных школ которые повлияли на театральную культуру и формирования театрального искусства.
В театральной режиссуре большой вклад внесли такие Мастера как Г. А. Товстоногов, А.И. Кацман, З.И. Корогодский и другие их последователи и у каждого свой подход и видение театрального направления. Но основа идет также от Системы Станиславского.
Помните: Если вы будете учиться в Санкт – Петербурге то многие мастера старой школы будут идти в режиссуре от их понимания актерской игры.
Правда про поступление в театральный вуз
Кто то решил что в театральном вузе не место:
Людям с ограниченными возможностями, с яркими окрашиваниями, татуировками, брекетами, пирсингом, ярким стилем одежды, низким или очень высоким ростом, очень худым или очень полным людям,” с дефектами речи и т.д.
Так называемые «мастодонты» обосновывают это тем что якобы для этих людей не найдется ролей (никто не хочет брать ответственность, за обучение этих людей).
Однако если посмотреть на западные фильмы актеры в них бывают совершенно разными. Берут чаще всего очень разные, не стандартные типажи.
Из этого следует вывод:
На западе в кино стараются снимать более жизненные истории.
У нас в русском кино единственную важную роль играет красивая картинка. (в театре тоже самое).
Выбор театрального мастера
Не мало важную часть это попасть к хорошему театральному Мастеру это ваш главный педагог, с которым вы будете идти от начало и до вашего становления «Профессионального артиста» в дверях театрального вуза.
Важно понимать к какому мастеру вы хотите пойти учиться, кто – то ставит только комедии, а кто – то только водевили где нужно петь и быть пластичным, ну а кто – то пойдет по острой социальной драме, у всех свой метод и жанр и выбор пьес.
Есть мастера которые предпочитают брать студентов , которые играют на музыкальных инструментах, так как в его спектаклях артисты должны выражать себя не только актерским мастерством, но также и музыкальной составляющей самого произведения.
Вам надо понять чего именно вы хотите, каким артистом вы хотите быть, какого жанра и какого направления? Чтобы потом не жалеть о своем выборе.
Если у вашего мастера есть «свой» театр, то что это за театр? Вам бы хотелось бы после окончания, а возможно, и играть приглашенным артистом в стажерской в труппе еще учась в вузе?
Какие спектакли вам нравиться и какие нет?
Что для вас является театр и актерское мастерство?
Бывает так что у мастера, нет театра, где он руководит труппой, но он может быт актером этого театра что вполне не плохо в дальнейшем, так как если вы себя хорошо зарекомендуете, то он может быть замолвит за вас словечко.
Эти моменты в жизни будущего артиста очень важны перед поступлением в театральный вуз, изучите:
Кто ваш Мастер, и у кого вы хотите учиться?
Есть ли у него свой театр где он ставит спектакли?
Является ли он действующим артистом этого театра или любого другого?
Какие спектакли, фильмы, книги ему нравятся и почему?
Снимается ли он в фильмах, если да то в каком жанре и как часто?
В общем чем больше вы знаете о своем мастере тем лучше, для вас. Так как вы будете понимать какое у него направления, видение и подход к актерскому ремеслу.
День открытых дверей
При поступление в театральный вуз сначала идет день открытых дверей там вы заявляете о себе, и можете познакомиться и задать вопросы лично тому кто набирает курс, и узнать в целом какая нужна программа и так далее. Потом идет прослушивание (консультация) здесь проверяют какую программу вы приготовили, и какие у вас есть возможности. Тот кто проходит этот вступительный шаг, двигается дальше, и он проходит на первый тур. Всего их три, а где то и два, все зависит от мастера.
1 тур
В программу входят : басни, прозы, стихи – все это первый тур. Тоже самое что вы делали на прослушивание, но лучше что-нибудь добавьте новое.
2 тур
А во втором туре всё тоже самое , но так же и еще и вокал, танцы, пластика
3 тур
3й тур – этюды и ' удиви меня ' а так же общение с мастером лично это (коллоквиум). В нем мастер хочет понять насколько вы ему подходите для его будущих спектаклей, и что вы читали, читаете и знаете от театре. Не вздумайте обманывать, мастера это сразу видят, и о вас могут быть тогда не лучшего мнения.
Но самое главное: зачем вы хотите быть актером?
Когда 3й тур пройден , вы ждёте месяц что бы узнать кто поступил.
Помните: во многих театральных вузах если вы не подготовленные к дисциплине, то вас будут ломать.
Как было у меня:
Поговорим теперь обо мне. У меня на первом туре была проза, стихи, все по стандарту, но когда я сказал что есть еще монологи мне сказали это нам не интересно, пожалуйста прозу. И я начал демонстрировать свой потенциал.
На втором туре помимо танцев и песен, я сел на шпагат. И удивил так сказать своей акробатикой.
В третьем туре на 'удиви меня' у меня был этюд на пфд (память физических действий). Но только потом понял что я это делал бессознательно, не понимая как работать с данным предметом. Но педагоги смеялись и в этом и был мой успех. И я поступил, но только на платную основу, так как были слабые оценки по русскому и литературе.
Советы поступающим в театральный вуз
Мои советы вам : не будьте зажатыми, не будьте в зажимах, имейте визуальный контакт с педагогами, умейте их слышать и слушать, действовать надо моментально, от этого зависит пластичны вы или нет. И поступите ли вы на курс к этому мастеру. А также заинтересуйте мастеров, не будьте деревянными и как будто бы не эмоциональными манекенами, будьте проще и открытие , улыбайтесь, покажите свои лучшие стороны. И говорите громко. Но пожалуйста, не кричите, это уже переигрывание. Не говорите мастерам если вы учились где-то ещё на актёра. Они это ненавидят… Им нужен пластилин или марионетка, тут кто как сам выбирает тем он и будет.
А также ваши мастера те к кому вы будете поступать, будут убеждать вас еще при поступлении что актерка является главным делом вашей жизни. Если вы поступаете позднее чем в восемнадцать, то у вас будут выспрашивать что вы делали до этого, и почему не поступали сразу. Но им будет все равно что вы им скажете.
Помните: Мастер всегда ищет типаж, какой талантливый бы вы не были, если вы не попадете под видение мастера, и в типаж который ему нужен на будущий спектакль, то вы скорее всего не будете зачислены на его курс.
Мое обучение актерскому мастерству в СПБГИК 2013-2017
Мастерская В.П. Маркова
Когда я был за числен на первый курс, то мне на почту пришло сразу сообщение:
Здравствуйте!
Вы зачислены на первый курс СПБГУКИ, специальность "Актерское искусство", мастер курса Владимир Петрович Марков.
Первый учебный день 2 сентября (собрание курса в 19:00). В этот день необходимо принести выполненное задание (в печатном виде).
Требования, предъявляемые ко ВСЕМ этюдам и номерам:
– Действие
– Сценическое внимание
– Цель
– Препятствия
– Приспособления
1 задание. Сочинить 4 этюда.
1.Сценическое действие. Вы придумываете любые предлагаемые обстоятельства. Выбираете любой характер (например, неряха, разгильдяй, авантюрист, лопушок и т.д.). Этот человек имеет определенную цель. Вдруг возникает определенное препятствие (из-за самого характера). Тогда человек использует приспособление, свойственное своему характеру, чтоб преодолеть это препятствие. Возникает еще одно препятствие – и новое приспособление.
2.Два предмета (платок и газета).Требования те же, но в приспособлениях необходимо использовать предметы (носовой платок и газету) не по назначению, т.е. платком не вытирать и газету не читать.
3.Психологический жест. Те же требования, что и в первом этюде, но в момент принятия решения человек совершает определенный психологический жест. Этот псих.жест говорит о характере человека.
4.Телефонный разговор. Правила игры те же. Но действие не физическое. Это словесное воздействие на партнера на том конце провода. Этюд начинается с того, что человек собирается звонить или ему кто-то звонит. Реплики человека на том конце провода зрители, естественно, не слышат. Препятствия создает собеседник.
2 задание. Придумать цирковой номер.
Необходимо придумать (или додумать увиденный ранее) одиночный цирковой номер (жонгляж, эквилибристика, клоунада и т.п.). Требования остаются те же (характер, препятствия и приспособления), но необходимо обратить внимание на выразительные средства- пластику, походку, грим, костюм и т.д. Животных играть нельзя.
Успехов!
И тут я понял что радоваться нечему, из выше перечисленного я ничего не понял, какие этюды, цели, жесты и тому прочее. О чем вы, ведь я поступил чтобы всему этому научиться. Чтобы вы научили меня, а не я вас. Даже когда я работал в театре вообще все было по другому, мне сказали здесь скажи такую фразу, тут повернись вот так чтоб не перекрывать своего партнера по сцене, и все.
И было все органично, я все своих друзей, и знакомых всегда приводил за бесплатно на спектакли, и все оставались довольны моей игрой и в целом всего спектакля. Что вам еще надо? Когда я режиссера театра спросил что мне нужно почитать он сказал почитай книги Станиславского работа актера на собой и так далее. Я тогда читал и не понимал, о чем читаю, написано сложно, а оказывается я просто был не готов принимать ту информацию, так как не знал последовательность действий, какие входят инструменты у актера над созданием своего персонажа, и что вообще такое это Система Станиславского.
И только благодаря трем педагогам, я понял что от меня хотят видеть на сценической площадке, но об этом не много позже.
Помните: профессиональный театр и театральный институт отличается подходом к актерскому проявлению.
Что такое этюд, из чего он состоит и как в нем существовать я узнал учась в кульке.
1 курс
Этюды
У каждого вуза и мастера свой подход к обучение и передачи знаний своим ученикам. На первом курсе мы не проходили животных, как делали это наши ребята у других мастеров. Их мастер ходил с ними в зоопарк и работал над наблюдением у животных, и они пытались понять характер определенного животного, которого они будут показывать на экзамене. У нашего курса программа отличалась, мы делали сразу этюды на разные предлагаемые обстоятельства. Когда мы спрашивали почему мы не делаем животных как все? Нам было сказано что это все игра, а я вас жить учу на сценической площадке. Тогда я этого не понимал, и мне было сложно понимать и работать в этих этюдах. Но понял чуть позже, почему именно такой был подход у нашего мастера.
Этюды помогают актеру раскрыться через его внешние проявления образа, увидеть его внутреннюю жизнь, его наполненность. При этом актер может быть внутренне спокоен, но внешне сосредоточен на действии.
Цирк
Потом был цирк это упражнение сделано, для выразительности вашего тело. Вы должны не только телом владеть, но также и голосом. Мне досталось роль «Клоуна акробата» А кто то был фокусником, жонглером и т. д. На других курсах в это время делали пародии на известных артистов. То было бы мне интереснее делать, но программу не выбирают, и приходилось играть в том что хочет мастер курса.
Вспомни себя
Здесь мы играли детей, но при этом ничего не изображая, мы просто должны были вспомнить себя детьми или по наблюдать со стороны как ведут себя дети. И присвоить себе их психофизику, во взрослого человека. Тут мы уже играли детские рассказы, и мне было довольно интересен этот опыт. Другие курсы делали в это время этюды.
2 курс
Спектакль
Второй курс был самый интересный в актерском мастерстве мы делали полноценную пьесу Максима Горького «Васса Железнова» где я играю роль Павла режиссура А.М.Бадареу он многому меня обучил в понимании режиссуры. Этот спектакль после показа на втором курсе, был доработан, и сыгран еще в конце третьего курса с обновленным составом где был приглашен ученик А.М.Бадареу Артист БДТ им.Товстоногова. Как говорили зрители и ребята старших курсов, спектакль был сыгран профессионально. И у нас был первый успех. Никто не знал что на третьем курсе, ребята могут так сыграть. Этот спектакль был сыгран несколько раз и запечатлен на видео. На моем ютуб канале «Артём Актёр» есть этот телеспектакль который называется Васса Железнова «Мать» и он был сыгран в конце третьего курса, но показ спектакля не входил в программу третьего курса, это уже было наши инициатива, спектакль репетировали когда все отдыхали, то есть мы работали за бесплатно без выходных. Другие курсы делали похожую программу, то есть, они пробовали себя в спектаклях. А дальше тот кто связан с актерством, программа у всех будет одинаковая только преподноситься в разных жанрах.
3 курс
Роли не по типажу
Здесь мы играли Водевили и Комедии у меня там роли были не большие, и мне было не интересно в них играть, так как мы не совпадали с режиссурой с педагогами. Но в конце этого курса был модернизирован спектакль Васса Железнова, но об этом вы уже знаете.
4 курс
Было закрепление изученного, и мастер настоял чтоб мы играли детские спектакли. Мы думали что у нас будет дипломный Васса Железнова, но у нашего мастера было другое мнение на этот счет. Он считал что детей сложнее играть, при этом мы ничего не должны были играть, а поверить в себя и быть этими детьми. И у нас получился «Калейдоскоп чудес» рассказы соединенные и взаимодействующие с другими персонажами с разными характерами в один полноценный спектакль.
Сценическая речь
Я учился по системе З.В.Савковой
1 курс
Проза научиться говорить от лица автора
2 курс
Рассказы от лица автора с действиями персонажа
3 курс
Монологи
Научиться говорить от лица персонажа
4 курс
Повторение изученного, с добавлением нового, но потому же принципу.
А также все курсы мы повторяли речевые тренинги по системе З.В. Савковой, и учил нас этому мой педагог по сценической речи Д.В. Замиралов.
Все предметы моего обучения в СПБГИК 2013-2017
История, философия, иностранный язык (английский), психология и педагогика, русский язык культура речи, социология, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт, организация театрального (концертного, циркового)дела, история литературы, история театра, история кинематографа, история музыки, актерское мастерство, сценическая речь, пластическое воспитание, музыкальное воспитание, грим, история и культура Санкт- Петербурга, мастерство артиста драматического театра и кино, сценическая речь в драматическом театре и кино, история искусства драматического театра, история драматургии, пантомима, ансамблевое пение, мировые школы актерских тренингов, основные техники классического и современного танца, физическая культура и спорт: хореографические тренинги (элективная дисциплина), основы сценического костюма, сценический бой и фехтование.
Большинство предметов после окончание вуза мне не пригодились.
Практики
Активно принимал участие во всех мероприятиях кафедры и института. Выезжал со спектаклями в детские дома города Санкт Петербурга и области. Принимал участие в международном студенческом конкурсе чтецов и ораторов памяти З.В. Савковой – диплом финалиста конкурса чтецов 2016г. «Таланты без границ» – диплом лауреата первой степени номинация «Художественное слово» литературно-музыкальный спектакль 2016г. Фестиваль студенческого творчества вузов Санкт-Петербурга «Арт – Студио» – (номинация художественное слово) Диплом финалиста конкурса чтецов памяти З.В. Савковой 2017г.
Учебная исполнительская (научно-исследовательская и художественно – творческая работа)
Производственная исполнительская
Производственная преддипломная
Государственная итоговая аттестация
Выпускная квалификационная работа: исполнение роли Ученика в спектакле « Я самый, самый!». Калейдоскоп событий во дворе школы № 2017
Объем образовательной программы в том числе объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем.
Режиссура
Вот по какому художественно – режиссерскому, и актерскому методу меня учил в институте В.П. Марков
Режиссерский замысел и художественное решение моего мастера в спектаклях В.П. Маркова
Сверхзадача спектакля
Проблема спектакля
Атмосфера спектакля
Жанр спектакля
Актерский ансамбль спектакля
Архитектоника спектакля
Художественное пространственное решение спектакля
Музыкально шумовые решения спектакля
Художественный образ спектакля
Я благодарен своим педагогам по актерскому мастерству В.П. Маркову, А.М. Бадареу, и по сценической речи Д.В. Замиралову которые вложили в меня фундамент в профессии и дали мне направление, по которому я иду и по сей день.
По каким критериям (качеством) меня оценивал на курсе, по актерскому мастерству А.М. Бадареу
Творческая активность
1) Работа над ролью вне репетиционного времени
2) Собственные “ приносы” (приспособления, краски, оправдания)
Творческая дисциплина
Закрепление действенного рисунка
Психологическая готовность к репетиции (концентрация)
Техническая готовность к репетиции (реквизит, костюм, грим, сложные мизансцены, внешняя характерность и пр)
Отношение к коллективу
Посещаемость (опоздания, пропуски занятий)
Общественная нагрузка
Инициатива
Исполнительность
Работа над профессиональными качествами
Эмоциональность, темперамент, воображение
Вера в предлагаемые обстоятельства
Психологическая гибкость (смена приспособлений, ритма, красок)
Общение на сценической площадке
Выразительность
Убедительность (наивность)
Раскованность (скованность, самоконтроль)
Обаяние
Выразительность голоса