bannerbanner
Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9
Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9

Полная версия

Древняя Русь. Избранные главы «Истории России с древнейших времен», тома 1–9

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

8

От рода Русского, от рода Варяжска.

9

Имя раба смешивалось с именем младшего члена семьи; что раб значило малый, юный, доказательством служит производное робенок или ребенок, также производный глагол от роб или раб – робею, умаляюсь духом; отрок означает мальчика и раба. В древнем родовом обществе сирота был самое несчастное существо, сирота был первый нищий, первый раб. Отсюда сирота значит раб в наших древних памятниках, а в некоторых областных наречиях и теперь сирота означает нищего.

10

На основании восточных свидетельств думают, будто славяне верили, что женщина вступала в рай только посредством мужчины: если умирал холостой славянин, то его женили после смерти, и жены его спешили обречь себя на сожжение, чтобы души их могли войти в рай. – Мы должны, кажется, принимать это известие обратно, т. е. что мужчина нуждался в женской душе для входа в рай: иначе для чего было женить мертвеца? Девушка могла выйти за другого и войти в рай вместе с последним.

11

Очень естественно имя Лада и Лады давалось также любовникам и супругам, которых небесная чета – Ладо и Лада (солнце и луна) были первообразом; употребляется же ласкательное: мой свет!

12

Естественно ожидать, что у народа, потерявшего уже смысл совершаемых им обрядов, должно происходить с течением времени смешение последних; так, чучело Мары смешивается уже с чучелом Купалы, хотя песня обличает различие:

Ходыли дивочки около Мореночки,

Коло мое водыла Купала;

Гратыми сонечко на Ивана и проч.

13

Мы упоминали уже о том, что Масленица была также праздником в честь умерших; доказательством этому кроме употребления блинов служит еще связь Семика с Масленицей, связь, сохранившаяся у народа: Семик считается приятелем Масленицы; на лубочных картинах он принимает ее и величает. Очень вероятно, что до христианства Радуница соединялась с Масленицей. В Семик погребали и поминали убогих; из Стоглава (вопрос 23) видно, что в Троицкую субботу (на Русальной неделе) по селам и погостам сходились мужи и жены на жальниках и плакались по гробам с великим кричаньем, «и егда учнут скоморохи, и гудцы, и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в ладони бити». Битье в ладони есть обычай русалок.

14

Песня говорит:

Русалочки, земляночкиНа дуб лезли, кору грызли,Свалилися, забилися.

Здесь важно выражение земляночки, указывающее на русалок как на жительниц земных недр.

15

«И тако покладывают им требы и коровам им ломят моленое то брашно дают и едят, ставят кумиром трапезы котейные и законьнаго обеда иже нарицаеться беззаконьная трапеза, менимая роду и рожаницам». – У западных славян также находим известия о подобных законных обедах; думаем, что здесь должно искать начала братчин или братовщин.

16

Можно думать, что средневековый обычай сжигать еретиков есть также остаток языческих понятий. Мы не согласны приписывать обычай человеческих жертв у славян чуждому влиянию, ибо думаем, что этот обычай общ всем языческим народам при известных обстоятельствах; разумеется, человеческие жертвы должны быть в большем употреблении у народов воинственных, чем у мирных, потому что, как уже сказано, в жертву приносились взятые в плен неприятели; так, мы видим, человеческие жертвы у воинственных северо-западных племен славянских, особенно когда разгорелась религиозная борьба с христианами; так и в Киеве мы видим человеческую жертву при Владимире во время борьбы двух религий.

17

Дым означает обитаемое жилище, где топят, следовательно, живут; дом просто еще ничего не значил; нужно, чтобы он был обитаем, важен был признак обитаемости – дым. Был обычай для наказания или вынуждения чего-нибудь разламывать печь и таким образом делать дом неудобным к обитанию; отсюда важность печи, очага в доме.

18

Я предпочитаю чтение затворишася чтению заратишася, которое есть, очевидно, позднейшее, на что прямо указывает предлог от, идущий к затворишася и не идущий к заратишася; притом же затворишася гораздо вернее изображает тогдашние отношения племен к князю.

19

За год только Игорь возвратился из греческого похода, взявши с греков золото и паволоки и на вся воя, а между тем дружинники его жалуются, что они наги. Или распределение событий по годам у летописца неверно, или описание похода и его следствий неверно, а может быть, и то и другое.

20

Коростень, ныне Искорость, местечко на реке Уше; Ушь впадает в Днепр у Чернобыля.

21

См. ниже описание жилищ в главе о народном быте.

22

Так, по смыслу известия, перевожу я слово знамения.

23

Место этого княжества, бесспорно, должно искать на берегах Черного и Азовского морей, там, где восточные писатели указывают древнее обиталище руси.

24

Это объясняется последующим известием, что Святослав, возвратясь, прогнал печенегов в степь; значит, они находились не в степи, а где-нибудь подле Киева.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9