Полная версия
Бани и печи. Традиционная баня и ее печи
В 1940-х годах в Финляндии вышло много короткометражек, имеющих одинаковые названия «Sauna». Лично мне известно как минимум пять – две 1947 года и три времен Второй мировой. В первых двух кинокартинах воспевается дух финской сауны и любовь к ней жителей страны озер, в зарисовках времен войны показан быт солдата. И в каждом из этих фильмов чухонцы ловко орудуют в клубах пара березовыми вениками – нет даже намека на сухой жар.
Финляндия долгое время была территорией Российской империи. И снова в источниках того времени нет ни одного сообщения о том, что существовали какие-либо различия между русской баней и финской сауной.
На территории Карелии есть деревни, заселенные несколькими народностями: вепсами, чудью, русскими и другими. И, право, даже специалисту-этнографу бывает сложно разобраться, представителю какой группы принадлежит то или иное подворье. Если что, то различают их вовсе не по конструкции бани. А по наличию балки под потолком для хлеба (у некоторых финских народностей хлеб принято печь сразу на длительное время и хранить нанизанным на жердь под потолком, как ржаные бублики), по расположению выхода для дыма в курной избе (в стене или в потолке) и по некоторым другим признакам. Саун в этом списке нет точно – бани у всех одинаковые.
Компоновка бани
Больше всего вопросов в бане вызывает компоновка – где, как и что разместить. Планируя баню, лучше все продумать заранее – где будет стоять печь, как она должна топиться, в каком месте пройдет ее труба и не помешает ли при этом потолочная балка. На фотографии слева (за скамьей) – бак с запасом холодной воды, справа, – печь-каменка с баком для нагрева воды в ее правой части. Видна крышка водогрейного бака и его разборный кран.
Любопытный момент. Читаем «Дневники» Фридриха-Вильгельма Берхгольца – иностранца, служившего при дворе Петра Алексеевича. Вполне заслуженное, классическое свидетельство о русских банях. «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере раз, если не два в неделю. Я хоть и в первый раз побывал в бане после трех или четырех лет (прежде, когда я был в Швеции и здесь, я нередко пользовался ею, но потом совсем оставил), однако же нашел, что она мне очень полезна, и положил себе впредь почаще прибегать к ней». Обратите внимание: Берхгольц совсем не отличает бани в Московии и Швеции (Финляндия в то время была окраинной землей шведских владений) – они для него совершенно одинаковые.
Или вот более раннее свидетельство Адама Олеария: «Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару». Обратите внимание: у рассказчика опять знак равенства между всеми видами бань.
«Русские люди могут выносить чрезмерный жар и в бане, ложась на полки, велят нещадно себя хлестать и тереть тело свое запаренными березовыми вениками, этого я ну никак не мог переносить, затем, когда от жару такого они сделаются все красные-красные и изнемогут до той поры, что уже не могут быть в бане, то бегут из нее голышом, и мужчины, и женщины – обливаются ледяной водою, а зимой, выбежав из бани на улицу, падают в снег, натирают им все тело, будто б мылом, и потом, поостывши таким образом, снова идут в жаркую баню».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.