bannerbanner
Воспитываем детей по методу Марии Монтессори
Воспитываем детей по методу Марии Монтессори

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Частички, которые любили друг друга, соединялись, и образовывались новые формы. (Учитель вносит поднос с водой. В нем плавают кусочки бумаги и прилипают друг к другу.)

Для каждого вещества Бог установил свое правило. Частички твердых веществ присоединяются крепко, их невозможно отделить. Для жидкости другое правило – частички соединены не так крепко. А частички газов могут свободно перемещаться в пространстве. (Дети собираются в группы, сцепляя друг с другом руки с разной силой. Учитель проходит между ними.)

Маленькая капелька в космосе, которая была нашей Землей, вращалась в пространстве, и вокруг нее собирались разные частички. Тяжелые вещества опускались к центру Земли, а легкие поднимались выше.

В конце концов на поверхности Земли образовалось облачко. На Земле возникло множество вулканов, и вода от их жара стала испаряться. Облака окутали Землю и полились дожди. Это длилось долго, и Земля охладилась. Она стала сморщенной, как старое яблоко. Потоки дождевой воды заняли все углубления на Земле. Так образовались моря. А в воде возникли первые формы жизни.

Но это уже другая история.


Учительница маленькой православной школы подмосковного села Рождествено Елена Викторовна Литвяк пишет, что дети не только легко воспринимают и запоминают конкретную информацию о возникновении и жизни планеты, но еще и «проживают» философские и научные понятия, которыми пользуются взрослые для объяснения этого величественного процесса. Кроме того, фрагменты Большой Истории дают обобщенную картину явления, подводят ребенка к пониманию, что все на свете происходит по определенным правилам, имеет свой высокий смысл, наполняет человека благоговейным трепетом перед каждым явлением Космоса.

Приведем несколько упражнений для детей 5–7 лет, в которых ребята смогут «прожить» Большие Истории.

Земные стихии

Для детей с 4 лет


Материал

Четыре разноцветных легких платка: красный – цвет огня, коричневый – цвет земли, голубой – цвет неба и прозрачный – ассоциация с водой. Четыре корзинки и предметы, имеющие отношение к четырем стихиям:

• огонь: свечка, спичка, электрическая лампочка, карманный фонарик, открытка с изображением вулкана или большого костра, карточка с цифрами «01»;

• вода: вода в пузырьке, ракушки, кораллы, игрушечная рыбка, кораблик, кружка, бутылка, фляжка, термос;

• земля: земля в баночке с крышкой, кусок глины, мешочек с семенами, камни, лопатка, маленькая кирка, игрушечный трактор;

• воздух: пустая прозрачная банка с крышкой, птичье перышко, игрушечная птица, семена «вертолетики», бумажная ветряная мельница, свисток, воздушный шарик, мяч.

Для проведения занятия потребуется магнитофон с записями классической музыки, подходящей по настроению каждой земной стихии.


Цели

Прямая: ребенок проживает настроение земных стихий и учится различать их. Косвенная: развитие сенсорики и утончение чувств, координации и грациозности движений, расширение словарного запаса, концентрация внимания, упорядочивание сознания.

Презентация

Дети встают в круг, в центре которого на ковре разложены в беспорядке все заранее приготовленные предметы, относящиеся к разным стихиям. Здесь же лежат четыре разноцветных платка. Наставница говорит: «Мы уже говорили с вами о четырех главных стихиях, без которых невозможна жизнь на Земле. Сегодня мы будем размышлять о них снова. Вот первая из них – ЗЕМЛЯ».

Играет негромкая музыка. Наставница поднимает над головой коричневый платок и предлагает детям вместе с ней двигаться в такт музыке. Через несколько минут они собираются в центре комнаты вокруг ковра. Дети отыскивают предметы, относящиеся к земле, и кладут их в корзинку, стоящую в одном из углов комнаты. Когда музыка замолкает, наставница начинает с детьми разговор о том, почему именно эти предметы они принесли, спрашивает ребят, что они могут сказать о земле.

Затем снова начинает звучать музыка, и дети продолжают вслед за наставницей произвольные движения по комнате. Постепенно все предметы, лежащие на ковре, обретают место каждый в своей корзинке, а дети учатся ассоциировать их со стихиями.

Вода это жизнь…[2]

Для детей с 5 лет


Материал

Прозрачный кувшин с водой, большая пустая прозрачная миска, голубое полотенце; запись тихой музыки для медитации, концентрирующей внимание детей на предмете действия.


Презентация

Дети вместе с наставницей сидят в кругу. Устанавливается тишина. Звучит музыка. Около наставницы кувшин с водой, миска и полотенце. Она подвигает миску к ребенку, который сидит рядом с ней слева, и выливает несколько капель воды ему на ладошки. Затем медленно ставит кувшин на пол, жестами предлагает ребенку вытереть руки полотенцем и продолжить медитацию. Ребенок подвигает миску своему соседу, берет кувшин с водой и повторяет действие наставницы: выливает несколько капель на ладошки соседа. Действие продолжается до тех пор, пока миска с водой и кувшин не придут назад к наставнице. Тогда музыка затихает и упражнение заканчивается.


Что есть в воде, а чего в ней не бывает

Для детей 3–4 лет


Материал

Его может легко приготовить для своего малыша любая мама. Надо взять прямоугольную миску и положить в нее разные маленькие предметы, часть из которых естественна для воды, а другая – нет. Например, в первом случае это будут ракушка, игрушечные краб, рыбка, морской конек, морская звезда, кораблик, настоящий камешек, кусочек коралла; во втором – пуговица, пузырек, катушка, крючок для вязания и т. д. Кроме того, вам понадобится прозрачный кувшин для воды, две маленькие плошки и полотенце.


Презентация

Мама вместе с ребенком идут к крану с водой, наливают воду в кувшин. Ребенок приносит воду к столику, где стоит миска с предметами, и самостоятельно выливает в нее воду. Мама предлагает малышу рассмотреть предметы, лежащие на дне миски и, вынимая их по одному, разложить в две плошки. В одну складывать предметы, которые могут «жить» в воде, в другую – случайно попавшие в воду.

Шестилетним нравится ставить опыты

Когда дети перешагивают рубеж 5,5–6 лет, с ними случается что-то необыкновенное. Нет, физиологически ничего особенного не происходит, если не считать, качающегося и в конце концов выпадающего нижнего зуба. Многие сенситивные периоды детства подходят к концу, и теперь детей уже нельзя назвать «строителями самих себя»», как говорила М. Монтессори о детях после трех лет. Теперь они гораздо пристальнее рассматривают мир вокруг, становятся буквально фанатами письма и счета, и главное – стремятся все утверждения взрослых проверить на собственном опыте. Они активно пользуются дарами природы, которые расцвели в них в результате кропотливого самостроительства. В этот период они не могут ответить на вопрос, что им больше нравится: читать, писать, считать или делать опыты. Увлечены всем одинаково!

Но в тайне дети все же отдают предпочтение опытам. Тут все еще можно переливать и пересыпать, как раньше, года три назад, но теперь делать это осмысленно, то есть работать как настоящие лаборанты – исследователи.


Дети сказали, что хотят ставить опыты. Те самые, которые стоят на полке рядом с Монтессори-материалами.

– Знаете, сказала я, эти опыты делали дети, которые жили почти сто лет назад. Они тоже хотели узнать, что растворяется в воде, а что нет. Я имела в виду, что эти опыты придумала для своих ребятишек Юлия Ивановна Фаусек в 1913 году.

Дети взяли коробки с принадлежностями для опытов и отправились на кухню за большой стол и поближе к воде.

Было решено, что каждый делает свой опыт. Насте досталось растворять в воде глину с песком и сахар, а Мартину – масло и уксус.

– А как же эти опыты делать?

– Да там все на карточках написано! Что сначала, а что потом.

Настя принялась складывать буквы в слова – она читает пока очень медленно, а Мартин прочитал сразу и побежал наливать воду в кувшин.

Опыты ставились исключительно серьезно. Видно было, что детям, действительно, интересно узнать, что растворяется в воде, а что нет. Детский навык аккуратного переливания воды из одного сосуда в другой теперь им очень пригодился. Они переливали воду из кувшина в стакан, масло и уксус капали из бутылочки в ложку, лишнее вытирали тряпочкой.

Особенно им понравилось разглядывать результат. Но я сказала, что результаты опыта надо зарисовать и записать на бумаге. Никто из детей не воспротивился этой работе, а, наоборот, срочно принесли бумагу и карандаши и стали делать рисунки и записи. Настя показала, как в детском саду ее научили рисовать стакан, и Мартин последовал ее примеру, так как ему никогда еще не приходилось рисовать объемные предметы с натуры. Так что стаканы у них получились одинаковые, с овальчиками сверху и снизу, а содержимое – разное. Дети стали записывать буквами результаты опытов. Настя – печатными (она до сих пор письменными буквами пишет очень медленно, а ей хотелось записать все быстрее). А Мартин записал результат письменными буквами, так как, кажется, уже забыл, как «в детстве» писал печатными, письменный шрифт при письме для него уже норма.

Казалось, все готово, и работу с опытами можно было бы закончить. Мартин даже начал убирать материал. Но тут Настя вдруг засуетилась и стала говорить, что срочно хочет еще раз растворить масло. Положить его в стакан с водой не столько, сколько было у Мартина, а гораздо больше. Она засомневалась: а вдруг какая-то часть масла все-таки растворится в воде. И она повторила опыт. Бухнула в стакан с водой полбутылки масла. Масло, конечно, не растворилось, но на поверхности воды стал плавать его толстый золотистый слой.

– Ух, ты! Как красиво! – закричала Настя и стала показывать результат своего опыта нам с Мартином. Мы даже рты раскрыли от удивления.

– Масло точно не растворяется! – твердо сказала Настя! – Оно золотое! Оно, как солнце! Поэтому и называется под-солнечным!

Виноградины в газировке и фонтан

Мальчишкам интересно что? Например, подводная лодка. Как это она опускается на дно, а потом поднимается? В одной замечательной книжке мы прочитали, с помощью чего это можно увидеть. И сразу решили сделать опыт. Достали из холодильника бутылку с газировкой и горсть винограда. Газировку налили в миску и обнаружили, что сотни маленьких пузырьков воздуха тут же прилипли к стенкам миски. Вместо подводных лодок в воду опустили несколько виноградин. Когда они оказались на дне, пузырьки воздуха тут же притянулись и к ним.

– Ух-ты! – удивился Мартин, – наши подводные лодки всплывают!

– Их поднимают эти капельки, как воздушные шары! Правда?

Бруно, был прав. Пузырьков воздуха оказалось так много, что они подняли виноградины на поверхность воды. Но как только наверху пузырьки стали лопаться, и газ из них улетать, виноградины тяжелели и наши подводные лодки снова опускались на дно. Этот процесс продолжался несколько раз, и ребята легко могли понять принцип, по которому работает настоящая подводная лодка.

Отличный опыт, но расходиться не хочется. Так и быть, разрешу детям сделать еще один из той самой замечательной книжки.

Как работает фонтан?

Кое-что для этого опыта надо приготовить. Нашу бутылку от газировки мы разрезали пополам и в крышечке прорезали дырку. В эту дырку вставили соломинку и аккуратно загнули ее кончик, чтобы он смотрел вверх. Это и есть конструкция нашего фонтана. Теперь подставим под нее миску – бассейн, и принесем стакан с водой. Бруно держал конструкцию над миской, а Мартин лил воду из стакана. Ура! Фонтан работает! Струя воды и в самом деле не стекает вниз, а бьет из трубочки вверх!

– Еще воды! – кричал Бруно. А Мартин то и дело бегал со стаканом к крану.

– Лучше, если вместо меня будет работать водопровод, – сообщил Мартин, – Я уже устал. Все! Давайте заканчивать опыты…

Мы, конечно, сразу закончили работу, и я подумала, что зря разрешила мальчишкам делать за один раз два опыта. Лучше, когда они с нетерпением ждут следующих волшебных превращений, а не устало убирают свои «игрушки»…

Что притягивается магнитом, а что – нет

Для детей с 4 лет

Рассказывая детям о Земле, мы с удивлением отмечаем, что есть особенная сила, которая заставляет людей, деревья, дома и все сущее, что есть на нашей планете, не летать по воздуху, а удерживаться на ней в вертикальном или горизонтальном положении. Эта сила – земное притяжение. Земля похожа на огромный магнит. А есть магнит маленький, и можно посмотреть, как он действует.


Материал

Коробка с пшеном, в котором закопаны мелкие металлические предметы: скрепки, гвоздики, английские булавки, кнопки и пр., а также несколько бусин, пуговиц, стеклянных шариков и камешков; большой магнит, маленькое сито, две плошки.


Презентация

Мама ставит на столик ребенка большую коробку с пшеном, в которую закопаны мелкие предметы, а рядом две плошки. Затем берет в руки магнит, опускает его в пшено. К магниту разом притягиваются все железные предметы, которые были в коробке. Мама поднимает магнит, подносит его к одной из плошек и аккуратно по одному снимает и складывает в нее предметы. Затем предлагает ребенку выловить из коробки с помощью сита все остальные предметы, которые магнит не притянул. Ребенок делает это и складывает все оставшиеся предметы в другую плошку. Теперь малыш может все упражнение повторить самостоятельно. Он на собственном опыте убедился, что есть предметы, которые притягиваются магнитом (железные), и есть другие (деревянные, пластмассовые, стеклянные), которые магнит не притягивает.

Кто кого притягивает

Волшебный опыт для группы детей 7–10 лет


Материал

Вам понадобятся:

• большая миска с водой;

• маленькая плавающая свечка;

• полоски бумаги разного цвета по числу детей.


Презентация

Дети сидят вокруг миски с водой. Каждый из них получает полоску бумаги. Устанавливается тишина. Вода в миске не колышется. Дети аккуратно кладут свои полоски на край миски так, чтобы их концы почти касались воды. Наставница зажигает свечку и дает ее кому-нибудь из детей. Тот аккуратно опускает свечку на воду. Все, еле дыша, наблюдают, как свечка медленно движется по кругу и вдруг пристает к одной из полосок. Это означает, что некая волшебная сила притягивает друг к другу ребенка, который отправлял в путь горящую свечку, и того, к чьей полоске она приплыла…

Время лучше чувствовать в тишине

Для детей с 4 лет


Материал

Вам понадобятся: маленькие песочные часы.


Презентация

Наставница предлагает детям сесть в круг на стульчиках. Она держит в руках песочные часы и говорит: «Наши ноги стоят на полу. Наши руки лежат на коленях. Наши рты закрыты. Кто хочет, может закрыть глаза. А теперь давайте помолчим ровно одну минуту, пока пересыпается песок в песочных часах». Все сидят молча и неподвижно, не производя никакого шума. Когда песок в часах пересыпался, наставница говорит: «Прошла ровно одна минута. Теперь можно открыть глаза и сказать, кто из вас что слышал в тишине». Дети называют шорох крана, шум машины за окном, чей-то голос за дверью.

М. Монтессори и ее последователи придумали немало подобных упражнений в тишине, в которых можно почувствовать время. Например, Юлия Ивановна Фаусек, первая русская последовательница идей Монтессори, писала на доске слово «ТИШИНА», которое служило сигналом начала тихой работы. А через несколько минут, когда шум в классе возобновлялся, стирала его и тут же объявляла, сколько минут дети просидели в тишине. Дети гордились, что сегодня они смогли тихо работать на 5 минут дольше, а затем на 10. Чувство времени появлялось незаметно само собой и, казалось, оно подвластно их воле.

Приведем еще несколько упражнений для развития чувства времени.

Упражнение для запоминания дней недели

Для детей с 4 лет


Материал

Деревянные полоски со «шторками». Полоски можно сделать из семи обыкновенных 15-сантиметровых деревянных линеек. Слева на каждой из них написан день недели: ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА… А справа – элемент картинки. Все дощечки, сложенные вместе, составляют картинку, например цветок или башенку – по принципу паззлов. «Шторка» – это тонкие полоски ткани, прикрепленные к каждой дощечке и закрывающие картинки.

Презентация

Ребенок берет полоски с полки. Сначала малыш складывает паззлы, приподнимая «шторки» – это для него легко. Затем он пытается запомнить последовательность записанных на дощечках дней недели. Картинка разбирается, дощечки смешиваются и ребенок подбирает полоски по дням недели («шторки» закрыты). Получившаяся картинка подскажет ребенку, где он ошибся.

Картонные часы

Для детей с 4 лет

Это упражнение помогает детям научиться узнавать время.


Материал

Большие картонные или фанерные часы, на внешнем круге которых обозначены минуты (5, 10, 15 и т. д.), маленькие карточки с изображением часов, показывающих разное время; билетики с написанным временем («3 часа», «10 часов»).


Презентация

Ребенок выбирает любой билетик (например, «три часа») и на больших часах ставит время, написанное на нем (проверка осуществляется учителем с помощью контрольных карт – специальных карт, которые помогают ребенку проконтролировать правильность выполнения работы). Когда материал хорошо освоен, ребенок переходит на следующую стадию работы: выбирает билетик и подбирает к нему соответствующую карточку с изображением часов. Проверка осуществляется учителем.

Полученные навыки ребенок применяет для определения времени на настоящих часах. Сначала должны даваться билетики с простыми заданиями («3 часа», «12 часов»), а затем более сложными («10 час. 5 мин.»).

С утра до вечера

Для детей с 4 лет

Детям нравится находить отражение в книжках или той или иной работе того, что происходит с ними в реальной жизни. Они как бы еще раз в течение нескольких минут проживают большой отрезок времени и осмысливают его.


Материал

Большой картонный круг, разделенный на четыре равные части. Внутри круга четыре одинаковые картинки: домик и небо над ним в разное время суток (утром – розовато-голубое, днем – голубое, вечером – фиолетовое, ночью – черное со звездами). На внешней стороне круга напротив каждой части написано: утро, день, вечер, ночь. Также потребуется коробка с картинками, изображающими занятия людей в разное время суток (едят, играют, спят, смотрят телевизор, учатся и т. д.).


Презентация

Работе предшествует разговор с ребенком о том, что такое утро, день, вечер, ночь. Ребенок раскладывает картинки к соответствующему времени суток (в первый раз он делает это вместе с наставницей).

Монтессори-материалы

Познакомившись с работами французских ученых – врача Национального Института для глухонемых Ж.Б.Г. Итара и психиатра и педагога Э. Сегена, – Мария Монтессори увлеклась созданием специальных дидактических материалов для развития детей. Рассказывают, что она не только перевела с французского их важнейшие работы, но и собственноручно переписала эти тексты, чтобы лучше проникнуть в существо сделанных учеными открытий.

Нельзя сказать, что в современной педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих разностороннему развитию детей. Напротив – их создано великое множество. Возьмите любые сборники развивающих игр, и вы найдете массу предложений на этот счет: разноцветные кубики, паззлы, мягкие игрушки, набитые зерном и пр., шарики разной величины. Есть и огромное число игр и занятий для детей постарше: занимательный счет, первое чтение, игры на развитие логического мышления, конструкторы и головоломки. Однако дело в том, что Монтессори-материалы строго соответствуют не замыслу или придуманной взрослым человеком технологии, а в первую очередь сенситивному периоду, в котором находится их пользователь. Кому-то может даже показаться, что они слишком примитивны, легки для детей. Но это не так.

Большинство настоящих Монтессори-материалов носят тестовый характер, являются так называемым психологическим орудием, с помощью которого ученые психологи могут проверить степень развитости ребенка.

Создать настоящий Монтессори-материал не просто. Есть несколько свойств, по которым Монтессори-материал можно отличить от обычной развивающей игры или подделки. (Не секрет, что, поддавшись моде, производители развивающих игрушек часто называют свои изделия в целях рекламы, например, «рамками Монтессори» или «кубиками Монтессори». Но это лишь пустая реклама.)

Вот принципы, которыми руководствуются эксперты, когда определяют, соответствует ли та или иная развивающая игрушка или дидактический материал принципам педагогики Марии Монтессори.

Дидактическое пособие или материал должны быть автодидактическими, то есть приспособленными к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды (когда ребенок впервые берет с полки материал) задает эталон действий с тем или иным предметом в него входящим.

В связи с этим необходимым условием работы ребенка с Монтессори-материалом является обязательный собственный внутренний контроль, который заменяет контрольную функцию учителя.

Материал соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка.

Обладает изоморфностью, то есть структура и место материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка.

«Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно единственное. Эту сложность можно преодолеть лишь посредством серии и ее градации: должны быть подготовлены такие предметы, которые абсолютно схожи друг с другом за исключением изменяющегося свойства»[3]. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка, хаос в его душе.

Монтессори-материал должен быть в высшей степени эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета, а только спокойные, светлые. Большинство предметов, составляющих один материал, сделаны из дерева, картона, стекла; реже – из пластмассы и пластика. Монтессори-материалы обычно собраны в отдельные коробочки, корзинки или лежат на подносах.

Предметы, входящие в дидактический материал, – не игрушки, а реальные, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные предметы (например, геометрические фигуры).

Материал подвергается санитарно-гигиенической обработке. Он безопасен, не имеет повреждений, чист, укомплектован и готов к использованию. Удобен и легок в использовании, привлекателен для ребенка.

У каждого настоящего Монтессори-материала должна быть заведомо понятная, пошагово выстроенная, точная и осмысленная взрослым презентация. Ребенку должно быть в высшей степени легко работать с материалом после такой презентации самостоятельно.

Монтессори-материал – это не головоломка!

Итак, большинство классических материалов, то есть тех, что придумала сама Мария Монтессори или ее ближайшие соратники, – носят тестовый характер. Психологи могли бы назвать их «психологическими орудиями». Одна из бесспорных заслуг Марии Монтессори, что она дидактизировала эти тесты, то есть дала возможность детям работать с ними в любое удобное для них время и самостоятельно убеждаться в своих реальных достижениях.

Коврик времени «происхождение жизни на земле»

Для детей с 5–7 лет

Коврик времени, какой бы теме он ни был посвящен, тоже своеобразный тестовый материал, который подводит итог его учебной работе. В то же время занятие с ним может послужить стимулом развития интереса к той или иной теме.


Материал

Две длинные ленты – одна с изображением животных в порядке их появления на Земле (заканчивается появлением человека) и короткими текстами о животных, вторая – без картинок и текстов; изображения животных на отдельных карточках.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Презентация – первое предъявление ребенку предмета и действия с ним, которое содержит алгоритм дальнейшей работы с этим материалом.

На страницу:
2 из 3