Полная версия
Завтрак с Сенекой. Как улучшить качество жизни с помощью учения стоиков
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер. с лат. С.А. Ошерова. М.: Наука, 1977. 104.26. С. 265.
2
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 5.4. С. 10.
3
Pigliucci Massimo. How to Be a Stoic: Using Ancient Philosophy to Live a Modern Life. N. Y.: Basic Books, 2017. P. 230. (Пильюччи М. Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь / Пер. с англ. И.В. Евстигнеевой. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.)
4
См.: Sellars John. The Art of Living: The Stoics on the Nature and Function of Philosophy. L.: Bristol Classical Press, 2009. Ch. 2. The Socratic Origins of the Art of Living.
5
Чтобы получить представление, как выглядела Пестрая стоя, см. илл. на https://www.stoicinsights.com/about-stoicism/
6
Эпикур в переводе и анализе Марты Нуссбаум: Nussbaum М. The Therapy of Desire: Theory and Practice in Hellenistic Ethics. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 13. (Фрагменты Эпикура / Пер. с др.-греч. С.И. Соболевского // Лукреций. О природе вещей: В 2 т. Т. II. Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. М.; Л., 1947. С. 641.)
7
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 8.2. С. 14. Более подробно о сравнении философии древности с медициной и «искусством жизни» см.: Sellars John. The Art of Living. Ch. 2, 3.
8
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 76.16. С. 147.
9
Я благодарен Массимо Пильюччи за указание на это более сложное понимание термина эвдемония, характерное именно для стоиков.
10
Платон и Аристотель заложили основы этого принципа, проанализировав обязанности гражданина и способы улучшения жизни города-государства, а стоики пошли дальше, подчеркивая братство всех людей. Сенека писал, что из всех философских школ именно стоики отличаются наибольшей любовью к человечеству в целом. Марк Аврелий в своем труде «Размышления» также постоянно напоминает себе, что любое его действие должно быть направлено на благо всего общества.
11
Wilson Emily. The Greatest Empire: A Life of Seneca. N. Y.: Oxford University Press, 2014. Еще одна биография Сенеки: Romm James. Dying Every Day: Seneca at the Court of Nero. N. Y.: Knopf, 2014. Задача составления точной биографии Сенеки практически неразрешима, поскольку по современным меркам сведения, приведенные в трудах римских историков, зачастую нельзя считать достоверными. К сожалению, не сохранилось никакой информации из первых уст, то есть от людей, лично знавших Сенеку. Сведения о Сенеке, приведенные Дионом Кассием (ок. 155 – ок. 235) в его «Римской истории», далеко не самом надежном источнике, были написаны через сто с лишним лет после смерти философа. Информация из «Анналов» Тацита (ок. 56 – ок. 120), по всей вероятности, гораздо надежнее.
12
Тацит. Соч.: В 2 т. Т. I. Анналы. Малые произведения / Пер. с лат. А.С. Бобовича. Л.: Наука, 1969. 15.62. С. 307
13
Это высказывание Сократа очень любили римские стоики. Эпиктет цитирует его в конце своего «Краткого руководства к нравственной жизни». (Эпиктет. Энхиридион. С. 83.) Другой римский сенатор, Тразея Пет, тоже стоик и тоже приговоренный к смерти Нероном, якобы сказал: «Убить меня Нерон может, а вреда причинить не может».
14
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 123.6. С. 318.
15
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 122.14. С. 317.
16
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 115.9. С. 294.
17
Как отметил Брэд Инвуд, Сенека был «оригинальным представителем» философии стоицизма, новатором, «вклад которого, по всей видимости, заключается в признании ценности личного опыта в этике и моральной психологии». Inwood B. Reading Seneca: Stoic Philosophy at Rome. Oxford: Clarendon Press, 2005. P. 3.
18
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 48.2, 48.3. С. 80. Сенека также написал трактат «О дружбе», из которого до нас дошли лишь короткие фрагменты. Более подробно, с многочисленными цитатами, представления Сенеки о дружбе анализируются в Motto Anna Lydia and Clark John R. Seneca on Friendship // Atena e Roma. 1993. 38. P. 91–96.
19
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 106.12. С. 269.
20
По словам стоика Аристона, которого цитирует Сенека (Нравственные письма к Луцилию. 94.16), если человек не страдает психическим заболеванием, то все «неистовства», или душевные страдания, проистекают из ложных мнений. Сенека согласен с ним. В трактате «О безмятежности духа» к Сенеке обращается его друг Серен – как к врачу. Пациент Серен рассказывает о своих душевных страданиях, и Сенека отвечает ему как философ-целитель, стремящийся излечить его недуг. Из писем к Луцилию на сеанс психотерапии больше всего похоже письмо под номером 24. Луцилий переживает из-за того, что стал объектом судебной тяжбы; Сенека стремится помочь ему преодолеть тревогу, используя пошаговый психотерапевтический подход.
21
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 40.1. С. 68.
22
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 9.12. С. 17. По свидетельству Цицерона, стоики были убеждены, что к дружбе следует стремиться ради ее внутренней ценности, а не утилитарной пользы. (Цицерон. О пределах добра и зла. 3.70.)
23
См.: John M. Cooper. Aristotle on the Forms of Friendship // The Review of Metaphysics. 1977. 30. № 4. P. 648.
24
См.: Sherman Nancy. Aristotle on Friendship and the Shared Life // Philosophical and Phenomenological Research. 1987. 47. № 4. P. 610.
25
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 6.1. С. 11.
26
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 6.1. С. 11.
27
Платон. Избранные диалоги / Пер. с др.-греч. С.К. Апта и др. М.: Эксмо, 2013. 203E –204A.
28
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 6.54. С. 230.
29
См.: Sellars John. The Art of Living: The Stoics on the Nature and Function of Philosophy. L.: Bristol Classical Press, 2009. P. 59–64.
30
Более подробно о противопоставлении мудреца и обычных людей см.: Sellars John. The Art of Living, 59–64; Sellars. Stoicism. L.: Routledge, 2014. P. 36–41, и Brennan Tad. The Stoic Life: Emotion, Duties, and Fate. Oxford: Oxford University Press, 2005. Ch. 4. Современный философ Лоуренс К. Беккер отвергает как «непригодную» идею ранних стоиков о применимости принципа «все или ничего» к добродетели, а также строгое разграничение между мудрецами и остальными людьми. См.: Becker. A Modern Stoicism. 2nd ed. Princeton: Princeton University Press, 2017. P. 132, 133 и далее.
31
Introduction to Seneca. Letters on Ethics to Lucilius / trans. by Margaret Graver and A.A. Long. Chicago: University of Chicago Press, 2015. xx.
32
Судя по всему, основатель стоицизма Зенон также признавал Сократа мудрецом. См.: Brouwer René. The Stoic Sage: The Early Stoics on Wisdom, Sagehood and Socrates. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. P. 109, 164.
33
Wilson Emily. The Greatest Empire. P. 146.
34
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 57.3. С. 96.
35
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 71.36. С. 133.
36
Здесь и далее диалоги «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни» и трактат «О гневе» цит. в переводе Т.Ю. Бородай по изд.: Сенека Луций Анней. Философские трактаты. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. В скобках приводятся ссылки на страницы указ. рус. изд.
37
О том, какую цель ставил перед собой Марк Аврелий, сочиняя «Размышления», см.: Sellars John. Marcus Aurelius. L.: Routledge, 2021. P. 20–36. Как указывали Уильям О. Стивенс и другие, более подходящим названием книги Марка Аврелия было бы «Заметки», поскольку она состоит из адресованных самому себе заметок о принципах стоицизма, которые необходимо помнить ежедневно. Stephens. Marcus Aurelius. N. Y.: Continuum, 2012. P. 2.
38
Сенека Луций Анней. О гневе / Пер. с лат. Т.Ю. Бородай // Философские трактаты. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. Кн. III. 36. С. 174.
39
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 1.1. С. 5.
40
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 1.2.
41
Сенека Луций Анней. О природе / Пер. с лат. Т.Ю. Бородай // Философские трактаты. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. Кн. III. Предисловие. 2. С. 251.
42
Сенека Луций Анней. О скоротечности жизни / Пер. с лат. Т.Ю. Бородай // Философские трактаты. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. II.1 и I.3. С. 41.
43
Сенека Луций Анней. О скоротечности жизни / Пер. с лат. Т.Ю. Бородай // Философские трактаты. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. II.1, II.2.
44
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 3.5. С. 7.
45
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 106.1 и 22.8. С. 267, 241.
46
Сенека Луций Анней. О безмятежности духа. 12.2, 12.3. Здесь и далее цит. в переводе Н.Г. Ткаченко по изд.: Труды кафедры древних языков. Вып. I. (К 50-летию кафедры.) Труды Исторического ф-та МГУ: Вып. 15. Серия III. Instrumenta studiorum: 6. СПб.: Алетейя, 2000. С. 175–200. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1448800900
47
Сенека. О скоротечности жизни. 3.5. С. 43.
48
Нравственные письма к Луцилию. 1: 1 [5].
49
Зенон, цит. в Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 7.121, 7.122. С. 282.
50
Метафоры стоиков о рабстве и свободе см. во введении Э.А. Лонга к Epictetus. How to Be Free: An Ancient Guide to the Stoic Life. Eds Princeton: Princeton University Press, 2018. Использование этих метафор Сенекой см.: Edwards Catharine. Free Yourself! Slavery, Freedom, and the Self in Seneca’s Letters // Seneca and the Self / ed. by S. Bartsch and D. Wray. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 139–159.
51
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 22.11. С. 42.
52
Эпиктет. Беседы / Пер. с др.-греч. Г.А. Тароняна. М.: НИЦ «Ладомир», 1997. 2.1.22. С. 95.
53
Эпиктет. Беседы / Пер. с др.-греч. Г.А. Тароняна. М.: НИЦ «Ладомир», 1997. 4.1.113. С. 226.
54
Сенека. О скоротечности жизни. 9.1. С. 50.
55
Сенека. О скоротечности жизни. 14.1. С. 58.
56
Сенека. О скоротечности жизни. 14.1, 14.2. Более подробно об идеях Сенеки о неподвластном времени сообществе мудрецов см. в заключении к Edwards Catharine. Absent Presence in Seneca’s Epistles: Philosophy and Friendship // The Cambridge Companion to Seneca / Eds. Shadi Bartsch and Allesandro Schiessaro. N. Y.: Cambridge University Press, 2015. P. 41–53.
57
Сенека. О скоротечности жизни. 15.2. С. 59.
58
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 62.2. С. 106.
59
Сенека. О скоротечности жизни. 15.5–16.1. С. 59, 60.
60
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 5.8. С. 10.
61
Марк Аврелий. Размышления / Пер. с греч. А.К. Гаврилова. Л.: Наука, 1985. 4.7. С. 18.
62
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 101.8. С. 254.
63
Марк Аврелий. Указ. соч. 12.26. C. 71. Более подробно о прочтении Сенеки Марком Аврелием см.: Sellars. Marcus Aurelius. P. 12.
64
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 89.1. С. 197.
65
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 13.13. С. 24.
66
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 78.13. С. 155.
67
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 44.7. С. 74.
68
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 13.4. С. 23.
69
Марк Аврелий. Указ. соч. 7.8. С. 36.
70
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 13.8, 13.9. С. 24.
71
Эпиктет. Энхиридион. 5. С. 58.
72
Цит. в Robertson Donald. The Stoic Influence on Modern Psychotherapy // The Routledge Handbook of the Stoic Tradition / ed. John Sellars. L.: Routledge, 2017. P. 375. Робертсон, специалист в области когнитивно-поведенческой терапии, также изучал философию стоицизма. Его первая работа (2010), The Philosophy of Cognitive-Behavioural Therapy (CBT): Stoic Philosophy as Rational and Cognitive Psychotherapy. 2nd ed. L.: Routledge, 2020, посвящена связи стоицизма и КПТ. В недавно вышедшей книге How to Think Like a Roman Emperor: The Stoic Philosophy of Marcus Aurelius. N. Y.: St. Martin’s Press, 2019, помимо всего прочего, проводятся параллели между философией Марка Аврелия и когнитивно-поведенческой терапией.
73
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 5.7. С. 10.
74
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 5.8.
75
Эпиктет. Энхиридион. 5. С. 58.
76
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 92.18. С. 215.
77
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 27.3. С. 51.