bannerbanner
Женские даосские практики. Период подготовки
Женские даосские практики. Период подготовки

Полная версия

Женские даосские практики. Период подготовки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Женские даосские практики

Период подготовки


Шанти Натхини

© Шанти Натхини, 2023


ISBN 978-5-4493-0150-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

«Женские даосские практики» – самая популярная из моих книг, хотя ничто не предвещало такого исхода! Написанный в 2004 году, как осмысление личного опыта, текст получил разрешение на издание от основателя центра ИНБИ, однако увидел свет не скоро – сначала права взял «Питер», но через год вернул с комментарием «слишком заумно», потом права взял «Крылов», и еще через год повторилась та же история! Наконец, текст перекочевал в «Вектор» и вышел в 2006 году с подачи редактора под моим духовным именем Шанти Натхини тиражом 3000 экземпляров.

А дальше началось – это была первая из моих книг, на которую запросили права из-за границы, и литовский перевод вышел в «Satwa’ (Вильнюс, 2007) скромным тиражом 2000 экземпляров. Затем она же стала первой книгой, выложенной в сеть неизвестными любителями литературы, и даже борьба юристов «Вектора» за права не спасла ее от широкого распространения. Наконец, это была вторая книга, переведенная мною на английский для системы печать-на-заказ через «Амазон» (США, 2008), но перевод был слишком несовершенен, поэтмоу мне пришлось его доработать.

В мою бытность на Бали у первой книги появилось продолжение «Иньские даосские практики» («BukuBali’, 2012), отпечатанное тиражом всего 100 штук в качестве методического пособия для моих семинаров в сотрудничестве с центром «Твоя реальность». Конечно, оба текста позже появились в электронном виде на «ЛитРес». Далее, оба текста были тщательно вычитаны врачом А. Е. Вахрушевым с позиций современной медицины в период нашего плодотворного сотрудничества в 2014 году, и в таком виде русская версия уже в виде сборника стала доступна через систему печать-на-заказ.

Я благодарна за предисловия к текстам своим коллегам, которые читали и рекомендовали их еще в первом издании, благодаря чему стало возможным наше сотрудничество – среди них преподаватели даосских практик Андрусь Палаучэня и Евгения Малиновская. У меня скопилось также большое количество отзывов от читателей, многие из которых писали мне письма и даже приезжали на личные встречи из других городов и стран, пересекая границы в том или ином направлении, когда я подолгу жила в странах Востока и Запада, где мне удалось познакомить с женскими практиками также иностранную аудиторию.

Мария Владимировна НиколаеваСанкт-Петербург, 2018

Книга 1

Женские даосские практики. Период подготовки

Автор выражает благодарность ЧОМу —

создателю центра исследования древних культур

ИНБИ и автору многих книг по даосским практикам —

за просмотр рукописи и разрешение на издание в 2004 году;

а также врачу Андрею Евгеньевичу Вахрушеву

за вычитывание текста с позиций западной медицины

при подготовке второго издания в 2014 году.

Предисловие к переизданию

Вы держите в руках книгу, которая может стать открытием. Или закрытием.

Понятие «женские практики» стало очень популярным в последнее время. Однако, что скрывается под этими словами, до сих пор никто внятно объяснить не может. Многие спрашивают: «о чём это?», «это йога?», «они помогут мне выйти замуж?», «это излечивает фибромиому?» и так далее. Для кого-то это «сектантство», для кого-то кружок по интересам. Так или иначе, в современном обществе нет понятия женского образования, а главное, нет понимания того, что оно необходимо для жизни.

Я много лет обучаю женщин различным техникам работы с телом и энергией, и могу с уверенностью сказать, что для подавляющего большинства прекрасных дам нет никакой разницы – даосская, ведическая, латиноамериканская или какая-то другая практика преподаётся им на занятиях. И это нормально в наше время. Потому что, в том пространстве и времени, в котором мы сейчас живём, женщине важнее открыть, взрастить, удержать в себе свою истинную природу. А ведь некоторые о ней только догадываются. И приходится создавать условия для понимания себя, своей силы, возобновлять связь с родом, со своей женственностью, обучать правильно стоять, говорить, дышать, общаться с мужчиной, и важнее всего, опираться на себя, на ядро своей женственности. Это нулевой уровень, с него может начинаться рост. Но даже до такого уровня нужно дойти. Большое заблуждение думать, что восстанавливаться и развиваться можно мысленно, минуя тело. Это невозможно даже по той причине, что сознание у женщины накрепко связано с телом. И даже можно сказать, что тело женщины представляет её сознание. Поэтому естественное желание себя украшать, наряжать, получать телесные удовольствия, это как раз отражение работы сознания.

Даосские женские практики – часть древнейшей даосской медицины – знания, собранные и отработанные в течение тысячелетий женщинами-даосами, на сегодняшний день являются самыми полными, детально описанными и выстроенными в Метод. Такого количества техник, доведённых до совершенства, нигде больше не сохранилось. Эти знания универсальны для всех женщин и касаются проявлений всех сфер их жизни.

Данная книга вводит в мир даосских женских практик через взгляд со стороны и одновременно изнутри себя. Шанти Натхини – женщина, не просто пережившая опыт нахождения в разных техниках, а практик, для которого углубление процесса это постоянная величина. Шанти – автор и исследователь самых разных практик, в каждой из которых, она имеет посвящение либо ведущего наставника. Поэтому её взгляд на описываемые здесь техники и понятия, не замутнён эмоциональными всплесками и категоричностью, какая бывает у новых или фанатичных адептов того или иного направления.

Это книга – ключ к пониманию себя через понимание своего тела, своих циклов, своих внутренних усилий. Если хотите, это азбука для женщины, которая решилась на шаг вперёд, к себе, к Женщине. Доступность изложения здесь – возможность больше послушать себя, побыть в тишине и делать, делать, делать. Книга не ставит жёстких границ, она как вода, питает, наполняет, очищает и оживляет того, кто этого в действительности хочет. Я бы рекомендовал книгу Даосские Женские Практики и мужчинам. Ведь знание о женщине придаст им сил и уверенности в создании нового мира, где гармония основана на уважении жизни как таковой.

Желаю всем читательницам не останавливаться. Двигайтесь, что бы не происходило. Кружите этот Мир!

Андрусь Палаучэня – основатель и руководитель Школы Летающих Женщин (Санкт-Петербург, 2014)

Рекомендация инструктора

Мое знакомство с книгой «Женские даосские практики» произошло более 3 лет назад. Прекрасно осознавая, что жизнь в современном мире построена на «мужских» принципах, я искала источники, которые смогли бы приоткрыть для меня путь в женский мир, дать четкую навигацию в мире женских практик и помочь с осознанием и принятием своей природы. Таким источником стала для меня эта книга. Она и по сей день остается для меня настольной книгой, где я нахожу ответы на все новые и новые вопросы. Легкость и простота изложения сложного материала вдохновляет на освоение новых практик. Благодаря доступному языку книга легко воспринимается даже новичками, кто только начинает свой путь раскрытия женственности. Как преподаватель, я всегда советую эту книгу всем женщинам без исключения как «азбуку» и основу женских практик.

Не смотря на то, что даосские практики считаются очень древними, Шанти Натхини удалось отразить их актуальность в современном мире, где женщина каждый день сталкивается с проблемами «мужского мира», теряя естественный ритм своего существования. Очень важно, что в книге описаны, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи – а именно – что для женщины является естественным. И это знание становится открытием для современной женщины, она заново учиться быть естественной и жить согласно своей природе.

Выражаю искреннюю благодарность автору за чудесную книгу и возможность использовать и передавать эти знания на благо всех живых существ.

Евгения Малиновская – преподаватель Школы Летающих Женщин, ведущая даосских женских практик, арт-терапевт (Санкт-Петербург, 2014)

Введение. Полет или падение

Бессмертные Сестры появлялись и при дворе императоров, и в простых селениях. При их участии происходили удивительные вещи… Вообще, очень часто Бессмертные Сестры, избегая нежелательных контактов, просто улетали… Для женщины, столь земного существа, проводника и хранительницы энергии Земли, это поистине показатель реальной трансформации, когда она поднимается над землей. (ЧОМ)

Феминизм – это мутированное, измененное сознание, которое под влиянием ритма развития социума меняет качество женщин на количество. Женщин выбрасывают из самолета, не обучив при этом пользоваться парашютом, вот они и пошли в саперы. Летать-то хочется!… Женщина должна научиться уважать в себе женщину, а уж затем думать, как этой женщине в социуме жить. (Бен Челеро)

Вопрос о способности «летать» поставлен здесь далеко не риторически. Конечно, изначально даосские практики для женщин создавались совсем в других условиях, а главное – с совершенно иными целями. В древности при естественной жизни вполне счастливая женщина устремлялась к преображению вплоть до достижения «бессмертия». При нынешнем искусственном развитии женщине зачастую трудно даже понять, как она устроена и зачем нужно перестраиваться.

Эта книга позволит вам заложить простейшую основу для положительного восприятия самой себя, чтобы слиться всем телом с замыслом «полета». В большинстве случаев принципиально «проблемная» современная женщина желает восстановить равновесие. Однако поначалу ей доступно лишь одно – сделать целью саму практику, вовлекающую в непрерывное преображение. Восприняв саму идею подготовки к преображению, вы постепенно сможете прояснять и смысл практики.

Практика – дело непростое, поэтому здесь мы ограничимся лишь этапом подготовки. Простейшие техники позволят вам восстановить женские качества, обрести уверенность, сохранить глубокий внутренний покой. Надо заметить, что такой период выделяется в самой даосской традиции, а потому он вполне приемлем для начала. И коль скоро отращивать «крылья» лучше в спокойной обстановке, стоит научиться пользоваться «парашютом».

Сразу обозначим приоритеты. Возможно, вам известны книги Мантэка и Мэниван Чиа по совершенствованию женской энергии, однако здесь речь пойдет о другом направлении. Мы будем руководствоваться подходом к практике, который изложен в книгах Даосской Академии ИНБИ и преподается на проводимых в центре занятиях. Эти книги написаны довольно сложно для восприятия, а занятия предполагают предельно серьезное отношение к своему развитию.

В итоге, обращение к самим «первоисточникам» для большинства безумно занятых женщин почти нереально. Тем не менее, именно им могли бы помочь в сохранении гармонии базовые техники, позволяющие как бы заново «собрать» тело, энергию и сознание воедино. Состояние целостности позволит впредь не терять себя в любых обстоятельствах. Наметив для себя простейшие формы выражения женственности, после можно решать, как и зачем менять их очертания.

Часть 1.

Проблемы обычной женщины

Жизнь по законам «мужского мира»

«Я радуюсь многому… Природа рождает тьму существ, самое же ценное из них – человек. И мне удалось стать человеком. Такова первая радость. Мужчины и женщины отличаются друг от друга, мужчин уважают, женщин презирают, поэтому мужчина ценится выше. И мне удалось родиться мужчиной. Такова вторая радость…» – «Прекрасно! – сказал Конфуций. – Как умеете вы утешать самого себя!» («Ле-цзы»)

В даосизме принято считать, что женщина представляет собой воплощение инь (покоя) в окружении ян (движения). Собственно, в этом и состоит проблема: мир находится в движении, и женщина вместо пребывания в покое вынуждена двигаться. Более того, ей приходится относиться к такому положению вещей положительно. Хотя любая женщина имеет больше энергии инь, каждая женщина обладает уникальным соотношением энергий инь и ян. Все женщины различаются по степени основательности (инь) и наполненности (ян). Это выражается в соотношении постоянства и силы, или психической устойчивости и творческого потенциала.

Наполнение активной янской энергией стало совершенно необходимым, и современной женщине полный покой кажется уже невозможным и даже нежеланным. В любом случае она оказывается в потоке внешних воздействий, которые просто заставляют ее действовать. Но, вступая в противоречие со своей подлинной природой, чаще всего она действует беспорядочно. Конечно, иная женщина наделена янской энергией в достаточной мере, чтобы пытаться действовать самостоятельно. Однако тогда в силу вступает второе отличие – иррациональное мышление, лишающее ее поступки всякой логики.

Многое зависит от позиции самой женщины, а вернее, от способности воплотить ее в жизнь. Для нормальной жизни женщине нужно не столько взращивать ян, сколько упорядочивать и укреплять инь. Названные два отличия женщины от мужчины (по типу энергии и форме мышления) задают все остальные различия между ними. Мы рассмотрим их по отдельности, не забывая о том, что это разделение искусственно.

Шаг за шагом мы постараемся объяснить проблемы тела, энергии и сознания. Однако даже подготовка к практике требует внимания сразу ко всем трем составляющим. Вот почему такой послойный разбор будет «подготовкой к подготовке». Сначала мы лишь постепенно наблюдаем за происходящим, не пытаясь в него вмешиваться. Ведь прежде чем исправлять какую-то часть, нужно понять, каким должно быть целое.


Тело: уставшие ноги, больная голова…

«Многие женщины пытаются вылечиться любовью… Первое, с чего надо начать – это вылечить свое больное тело, расслабить дыхание. Дыхание должно наполнить все тело от стоп до макушки. Сердцу надо вспомнить тело. Должно быть не знание, что это вы, а ощущение того, что это вы. Пока наше тело больное, наша любовь также больна…» (ЧОМ)

К проблемам тела относятся три состояния, вызывающие у нас чувство неудовлетворенности: болезнь, усталость, неуправляемость тела. Если первые два понятны сразу, то третье нуждается в пояснении. Речь идет о плохом владении своим телом, которое буквально «живет своей жизнью». Порой оно начинает выступать едва ли не самостоятельной личностью, с которой нам приходится бесконечно пытаться о чем-то договориться.

Дело не столько в недостаточной гибкости или силе, которые оставляют желать лучшего, ведь в городских условиях жизни это малозаметно. Дело в том, что «ноги не идут», «голова не соображает», «сердцу не прикажешь», а желудок вечно «кушать просит». Все это далеко не всегда шедевры интуиции, а чаще всего просто неумение управлять своим телом. Сразу отметим, что мы не будем касаться здесь чрезмерной обеспокоенности своей внешностью. Но мы еще вернемся к ней, когда речь зайдет о красоте.

Избавление от неумения управлять собственным телом происходит в период подготовки к практике. Всякой «социально активной» и «смертельно уставшей» женщине нужно восстанавливать свои силы. На физическом уровне это вопросы правильного питания и достаточного количества сна, которые решаются индивидуально. К поддержанию комфортного состояния также относятся гигиенические процедуры, начиная с обычного душа. Как известно, вода не только смывает грязь, но и устраняет временные энергетические нарушения, а в качестве массажа налаживает кровоток.

Общие рекомендации относительно питания и сна действительно носят самый общий характер.

· Питание зависит от личных характеристик и образа жизни. В целом, чем сложнее распорядок жизни и больше повседневной работы, тем «чище» должно быть питание (без хлеба, картошки и мяса). Любые системы питания вообще не рекомендуются. Нужно учиться чувствовать энергию пищи и ее приемлемость в данный момент. Восприимчивость развивается по мере практики, причем меняется сама потребность в качестве и количестве пищи. Так, при регулярных занятиях количество пищи сокращается вдвое по сравнению с обычным. Важно прекращать прием пищи за два часа до практики, чтобы не создавалось нежелательное напряжение.

· Сон нужен для перераспределения энергии в теле и ее подготовки к нормальной циркуляции, вот почему нехватку сна можно возместить только сном. Условные нормы находятся в рамках между 5 и 10 часами, а для женщины в среднем бывает достаточно 7 часов сна.

Но самое наболевшее – это поражающие нас недуги. Рассматривая отличия мужского и женского тела, нужно сразу отметить, что они касаются далеко не только половых органов и так называемых «вторичных половых признаков». Тело отражает строение энергетической структуры. Даже такие, казалось бы, «общие» для мужчин и женщин части тела, как сердце и прочие внутренние органы, сухожилия и кости, находятся в женском теле в иных соотношениях друг с другом.

Чрезвычайно важно, что одни и те же органы в мужском и женском теле имеют разные качества и по-разному работают. Например, сердце для женщин – обитель духа (шэнь), тогда как у мужчин дух пребывает в «дворце мозга» (ниван-гун). А значит, заболевания сердца у мужчин и женщин вызваны разными проблемами бытия. То же самое касается и любой другой болезни. Давайте остановимся на важнейших органах и связях между ними подробнее.

Прежде всего посмотрим на тело в целом и на наше отношение к нему. Тело человека – форма, наполненная энергиями инь и ян, которые управляют нами изнутри. В идеале они должны находиться в полном равновесии. При избытке ян возникают болезни «жара» (воспаления), а при избытке инь – болезни «холода» (уплотнения). В китайской медицине принято говорить о синдромах «пустоты» и «полноты», то есть недостатке и избытке каждого из видов энергий.

Пребывая в равновесии, можно сознательно направлять потоки энергии. В полностью расслабленном теле ничто не оказывает сопротивления, но для этого сначала нужно научиться чувствовать тело «насквозь». Первая задача – «слушать тело», определять: что, где и в каком состоянии находится, улавливая ход процессов в отдельных органах и связи между ними. Подобные связи западным людям кажутся странными, но это вопрос опыта.

Очевидно, что тело женщины нередко страдает от присущего ему «перекоса» в сторону инь. Поскольку энергетические потоки, заключенные внутри тела, подвержены сжатию, то и само тело оказывается более собранным внутри. Однако из-за сжатости энергии оно теряет целостность и делится на отдельные части, плохо связанные друг с другом. Иными словами, тело имеет лишь некую видимость единства, когда мы стоим перед зеркалом, но теряется, стоит нам закрыть глаза.

Именно такое состояние лишает женщину возможности воспринимать себя целостно изнутри. Это и вызывает интерес ко всяческим «магическим» манипуляциям со своей внешностью. Украшение же тела не снаружи, а изнутри поначалу потребует от обычной женщины некоторого психологического усилия. Прежде всего, нужно понять внутреннее устройство собственного тела.

· Голова – энергетически зажатая часть женского тела, откуда и происходят вечные головные боли. Хотя это в большей мере проблема энергии, на физическом уровне можно отметить необходимость расслабления.

· Пять инь-органов (сердце, печень, легкие, селезенка, почки) создают опору для всей человеческой жизни. В женском теле энергия сама собой стягивается к инь-органам, а далее – к железам и крови. Если они в порядке, то жизнь протекает мирно и счастливо. Если же они в разладе, то избыток энергии вызывает излишние эмоции. Тогда наши действия становятся хаотичными, и энергия теряется через органы чувств. Сознательное поддержание инь-органов в должном состоянии позволяет создать условия для зарождения духа (шэнь). Развить контроль над инь-энергией вам позволят начальные движения комплекса Дао-инь (см. ниже).

· Сердце – обитель духа (шэнь) для женщин. Кроме того, оно управляет кровью и сосудами, задает ритм движения энергии по всему телу. Состояние сердца выдает степень развития женщины и, в свою очередь, зависит от состояния других инь-органов. С возрастом ритм сердца в большей мере становится подвержен внешним влияниям, что не дает сердцу усваивать энергию и воздействует на функции тимуса и молочных желез. Всегда лучше избегать спонтанных реакций на любые раздражители, сбивающие сердце с естественного ритма. Особенно важно не подвергать себя излишнему возбуждению в период менструации.

· Матка – главный орган, от которого зависит протекание процессов в теле женщины: менструация, овуляция, беременность, менопауза. В идеале матка должна представлять собой «единый центр», управляющий работой всех пяти основных органов. Нормальное состояние матки характеризует работу яичников и печени. Именно благодаря матке мочеполовая сфера действует как единый орган, жизненность которого влияет на весь организм. Вот почему вопрос об аборте не имеет однозначного решения: он может привести к нарушению развития энергии или же, напротив, к очищению от неконтролируемой энергии.

· Яичники – женские органы, где может возникать киста. Это образование чаще всего наполнено патологической жидкостью. Врожденная киста удаляется только хирургически, а приобретенная вызвана нарушением энергетических процессов, поэтому ее можно вывести с помощью практики. Однако здесь все зависит от вашего личного уровня, и на начальном этапе лучше не рисковать. Фиброма яичников (доброкачественное новообразование, которое выражается в разрастании соединительнотканных элементов) развивается от неумения распределять сексуальную энергию, она гормонально неактивна и устраняется практикой.

· Молочные железы – основной источник и поставщик энергии, особенно в период менструации, поэтому от их состояния зависит здоровье организма в целом. Опухоли в груди возникают из-за неправильного распределения энергии, особенно при множественных беспорядочных сексуальных контактах. Практика приносит заметное облегчение даже независимо от степени мастерства женщины, но поначалу лучше заниматься в группе, где создается сильное энергетическое поле.

· Тимус – одна из самых важных для даосской женщины желез (хотя ей уделяется мало внимания в западной медицине), которая до 21 года способствует процессу роста. Затем она начинает «угнетаться» и нуждается в поддержке. Для восстановления нормальной работы тимуса следует заниматься практиками в положении лежа не менее 20 минут в день. Это позволит вам приостановить раннее старение.

· Кровь – основная субстанция, связывающая работу всех органов и поддерживающая особое физиологическое состояние во время менструации. Положительное влияние на состояние компонентов крови оказывают практики, связанные с маткой и печенью, а также со стопами, в которых проходит меридиан печени. Кроме того, немаловажно состояние сердца, обеспечивающего ткани организма кровью, насыщенной кислородом.

· Сухожилия – место для скопления в женском теле грубой жесткой энергии, что отчасти обусловлено угнетенным состоянием тимуса. В результате сухожилия начинают «засыхать» и «забиваться», и нужно использовать практики по их «оживлению». В даосской практике для мужчины важно развитие самих сухожилий, а для женщины важнее их функция соединения мышц и костей. В обычной жизни это заметно в разделении труда на «мужской» и «женский» по преимуществу, где нужна сила или гибкость. Однако «оживляя» сухожилия раньше, чем будет уравновешено все ее тело, женщина рискует растрачивать энергию на «усиленное питание» сухожилий.

· Кости – «нити звука» внутри женского тела. Когда кости начинают сохнуть, тело омертвляется изнутри, о чем свидетельствует хруст костей, которые становятся крайне ломкими. Тогда нарушается баланс между восприятием и реагированием, что довольно верно подметил в своей юмореске Даниил Хармс: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась…» Восстановление костного мозга – одна из самых сложных частей даосской практики.

· Стопы – опора тела, отвечающая за использование всех энергий, находящихся внизу тела. Если в теле женщины не создается поток энергии, направляющийся вверх (сублимационные каналы), то она просто рассеивается в низовых энергетических потоках. Стопы выступают как некий «сосуд», для наполнения которого применяются практики во время ходьбы.

Возникает закономерный вопрос: что нам несложно сделать для своего тела, чтобы остановить непрерывное ухудшение физического здоровья и обратить этот процесс вспять – к омоложению? Для начала используйте простые приемы: расслабление и массаж, которые будут описаны ниже.

На страницу:
1 из 3