Полная версия
В глуши
– Мне очень жаль. Это случилось пару лет назад?
Дон накрывает первая волна паники.
– Я не хочу об этом говорить, – отвечает она.
– Понимаю, – кивает Эмбер. – Правда понимаю. Но, знаешь, от разговора по душам тебе может стать легче. Нельзя держать такие чувства внутри.
Еще как можно, думает Дон.
– Представляю, как непросто тебе приходится, – продолжает Эмбер. – Судя по твоему досье, срывы у тебя начались как раз после смерти твоего папы.
Словно наждачной бумагой по нервам. Эмбер стирает ее в песок, заставляет корчиться.
– Я не хочу говорить об этом, – повторяет Дон. Она пытается закрыться, притихнуть, замереть, притвориться мертвой.
– Ты неплохая девчонка, Дон, – произносит Эмбер. – В досье твоя мама пишет, что ты необычная, умная и добрая, да я и сама это вижу. Если хочешь, я помогу тебе снова стать тем, кто ты и есть на самом деле.
Дон думает, что Эмбер ничего о ней не знает и уж точно не имеет права судить о том, как ей, Дон, нужно жить. Досье она прочитала!..
А еще ей хочется верить Эмбер. Ей хочется верить, что она найдет выход, выход без скандалов с мамой и секса с наркодилером. Ей хочется верить, что жизнь еще наладится.
Чего ей точно не хочется делать, так это говорить об отце. Не сейчас и не позднее. Ни с Эмбер, ни с кем другим. Она вообще не хочет о нем вспоминать – и точка.
Она просто не может.
– Я не хочу об этом говорить.
Похоже, Эмбер все-таки ее услышала.
– Ничего. – Наставница с широкой улыбкой касается плеча Дон. – Как-нибудь в другой раз.
Это вряд ли.
Дон ускоряет шаг, пытаясь догнать Лукаса и Кайлу.
И оставляет Эмбер ни с чем.
20
Проходит неделя. Бо`льшую часть времени Дон проводит с Лукасом. Она избегает Эмбер, а еще старательнее – Кристиана. Ее больше заботит то, как натягивать брезент. Она ест столько риса и чечевицы, сколько не ела за всю жизнь, но ей все равно мало.
Она ложится спать голодной.
Штаны начинают на ней болтаться.
Проходит неделя.
В конце недели Медвежья Стая опять плетется на базу, где их ждет новичок, уже одетый в ярко-желтую футболку Медвежат. Он стоит прямо у базы рядом с парнем, который забирал Дон из аэропорта, со Стивом. Наблюдает, как группа выползает из леса, и его глаза расширяются от изумления.
– Всем привет! – говорит Стив. – Знакомьтесь, это Алекс.
Алекс из Спокана. Он высокий и подтянутый, и Дон приходит мысль, что в лесу ему сложно не будет. Но он смотрит на Стаю, как на толпу зомби. Или как на заключенных из лагеря военнопленных.
Алекс не выглядит напуганным; он вообще не похож на парня, которого легко напугать.
Но по тому, как он смотрит на Дон и остальных, она понимает, что парень по меньшей мере нервничает.
Алекс рассказывает свою Историю.
– Я из Спокана, как сказал этот чувак, – говорит он Стае, пока они ждут, когда Кристиан сфотографирует их и раздаст провизию. – Это скорее не город, а гетто. – По его словам, его турнули оттуда за кражи. – Воришки, – говорит он, ухмыляясь. – Я да еще один парень, с которым мы типа встречались. Воровали все, что не было приколочено. Никакого насилия, просто нам было скучно. Типа на спор. Украдем какую-нибудь фигню, потом спрячемся и сосемся. – Он встречается взглядом с Дон. – А потом нас поймали, и мой старик сказал, что во всем виноват я. А соцработник по таким делам спросил, не хочу ли я сходить в поход. Я сказал, что мне пофиг. – Он снова улыбнулся. – Неверный ответ.
Алекс не кажется несчастным оттого, что попал сюда. Он ведет себя довольно уверенно. И, похоже, знает, как упаковать выданные ему вещи в брезент.
Вроде бы Хороший Парень.
Уж точно не придурок.
(Дон интересно, надолго ли его хватит.)
21
На этой неделе Брендона повышают до Черного Медведя – возможно, только для того, чтобы Эван прекратил над ним издеваться. Над Уорденом и Кайлой сгущаются тучи. Даже Лукас выглядит подавленным.
Эмбер отводит Дон в сторону.
– Мы пока не можем тебя повысить, – говорит она Дон. – Хотя неделя прошла для тебя довольно неплохо. Так что мы с Кристианом решили, что ты заслужила награду.
Дон интересно, насколько Кристиан участвовал в принятии решения. Она думает, что ему вообще плевать. А вот Эмбер точно нет. Она даже рада за Дон, будто это невероятно важное событие в ее жизни.
Эмбер кладет руку ей на плечо.
– Идем. Награда ждет тебя внутри.
Она показывает на открытую дверь домишки. Поколебавшись, Дон вздыхает и идет вслед за Эмбер.
Награда довольно предсказуема:
а) походный рюкзак
или
б) палатка.
– И еда теперь у тебя будет лучше, – сообщает Эмбер. – Тебе больше не придется есть только чечевицу. То, что не получится забрать в этот раз, можно будет взять в следующий. Продолжай в том же духе – и ты быстро получишь все необходимое.
Палатка и рюкзак лежат на полу маленького склада, словно призы для какого-то телешоу. Дон переводит взгляд с одного на другое.
(Снова размышляя над тем, как она вообще докатилась до этого места.)
Эмбер слегка подталкивает ее локтем.
– Ну, какую награду выберешь?
Дон смотрит на палатку и рюкзак, и больше всего ей хочется обменять их на билет на самолет до Чикаго. Разумеется, это невозможно.
Она смотрит на улицу, на Стаю, члены которой расселись на траве, пользуясь возможностью хоть немного передохнуть. У каждого есть и рюкзак, и палатка.
Дон замечает взгляд Лукаса, он машет ей и тут же подбегает.
– Что такое?
– Дон пытается решить, какую из наград выбрать, – отвечает ему Эмбер, по праву беря на себя роль ведущей телешоу. – Может, посоветуешь ей что-нибудь?
Лукас (фанат телешоу) относится к вопросу со всей серьезностью.
– Да, таскаться с барахлом в брезенте довольно фигово, – отвечает он, скребя затылок, – но жизнь стала гораздо проще, когда я получил палатку. Теперь мошкара жрет меня в разы меньше.
– Значит, я должна выбрать палатку? – спрашивает Дон. – Ты это пытаешься сказать?
Лукас морщится, затем оборачивается и смотрит на небо, как будто ответ таится где-то в облаках.
– Я пытаюсь сказать, что, возможно, на этой неделе дождей будет не так много, верно? – Он выжидающе смотрит на Эмбер. – Да и мошкара к концу лета не такая жестокая.
Так, значит, мне лучше взять рюкзак? – хочет спросить Дон. Ну же, чувак, помоги мне выбрать.
Однако шанса задать вопрос у нее нет, потому что из офиса на склад выходит Кристиан, жуя на ходу буррито и почесывая себя по груди.
– Готовы выдвигаться? – спрашивает он Эмбер.
– Почти, – отвечает она. – Ждем, когда Дон выберет себе награду.
Кристиан продолжает жевать буррито. Аромат невероятный, и на долю секунды Дон готова убить его даже за половину. Но Кристиан крупнее, и у нее нет никакого оружия.
Кристиан снова чешется.
– Пора выходить, – говорит он Эмбер. – Если награда ей не нужна, пусть не берет, я не против.
Эмбер кидает на Дон взгляд одновременно извиняющийся и раздраженный, хотя Дон не понимает, на кого та злится – на нее или на Кристиана.
– Мы быстро, Кристиан – говорит она. – Собирай остальных, мы сейчас закончим.
Кристиан доедает буррито.
– Не заставляйте нас ждать. Путь неблизкий.
Он лениво выходит на улицу, и взгляды Эмбер и Дон снова встречаются. Сейчас Дон уверена, что та злится определенно на Кристиана.
– Так что скажешь? – повторяет Эмбер менее жизнерадостным голосом. – Рюкзак или палатка?
Дон выбирает рюкзак. Она слишком устала завязывать все свои вещи в чертов кусок брезента, к тому же дождей, возможно, пока не будет, а если и будут, у нее все равно есть колышки Лукаса, которые удержат брезент.
По крайней мере, именно так она себя успокаивает.
Как обещала Эмбер, вместо пачки риса и прочей ерунды Дон получает нормальную еду. Эмбер выдает ей шесть маленьких коробочек, похожих на армейские припасы, – она снова улыбается, точно ведущая телешоу. Эта улыбка наверняка взбесила бы Дон, если бы ее не тошнило от одного вида проклятого риса.
Так что Дон перекладывает все свои вещи в новый рюкзак и присоединяется к развалившейся на траве у базы Стае, готовой фотографироваться. А потом ей приходится встать и идти за Кристианом по маршруту новой недели.
– Маршрут вам точно понравится, – говорит он группе с мерзкой улыбочкой на лице. – Обещаю: неделя будет незабываемой.
22
Выбранный Кристианом маршрут ведет в дождевой лес по крутой узкой тропинке, напоминающей американские горки. С новым рюкзаком Дон проще, но когда она карабкается вверх, лямки больно впиваются в кожу через желтую футболку. Она устала, она хочет есть, она думает только о съеденном Кристианом буррито и решает, что даже за один его кусочек отдала бы и новый рюкзак, и чистую желтую футболку.
Но в ближайшем будущем Дон не предвидится ни одного буррито. Только лесная тропа.
Новенький, Алекс, справляется довольно неплохо – иного Дон и не ожидала. Его желтая футболка мелькает рядом с Кристианом и Уорденом во главе Стаи, хотя у него вместо рюкзака набитый вещами чертов кусок брезента.
Дон уже его ненавидит.
На ночь Стая разбивает лагерь на берегу небольшого озера, которое от уходящего вверх по склону леса отделяет каменная насыпь с разбросанными тут и там валунами размером с целый грузовик, отчего пейзаж напоминает скорее Мордор. Через сотню футов вверх по склону лес заканчивается, а за ним прямо в небо упирается отвесная скала, поросшая мхом. Рядом из-за деревьев выныривает скалистый хребет, который с последними лучами солнца все плотнее окутывают тучи. Место выглядит абсолютно пустынным, бесплодным и скучным; Дон ежится, надеясь, что им не придется лезть наверх.
– Гора Пук. – Голос Лукаса до ужаса пугает ее, выводя из задумчивости. Дон еле сдерживает вскрик и поворачивается, чтобы хорошенько толкнуть его.
– Больше так не делай! – говорит она рассерженно, но вся ярость тут же улетучивается, как только она видит широкую белоснежную улыбку Лукаса. – Что? – переспрашивает она. – Ты сказал – гора Пук?
Лукас торжественно кивает.
– Да, мэм. Пишется так же, как и произносится.
– Ты про вон те скалы? – Дон указывает на каменистый склон.
– Нет, гору Пук пока что не видно. Ее все еще закрывают деревья. Но если завтра в горах будет не особо облачно, ты ее увидишь. – Лукас снова улыбается. – Она тебя до усрачки напугает.
Вообще-то после таких слов Дон начинает нервничать, однако притворяется, будто ничего особенного не услышала.
– Что за гора такая – Пук? И почему я должна ее бояться? – спрашивает она. – У нее ведь на самом деле другое название, да?
– Может быть, откуда мне знать? Никто ни разу не говорил ее настоящего названия, так почему бы не назвать ее горой Пук?
– Ты говоришь, как Эван с Брендоном. Пук да пук! Тебе что, двенадцать?
Улыбка испаряется с лица Лукаса.
– Я просто хочу сказать, что гора жуткая. И я назвал ее горой Пук, чтобы типа сбавить напряжение, сечешь? Потому что вблизи она выглядит пугающе, сама увидишь.
Дон снова вглядывается в деревья, хотя темнота становится все гуще и у нее точно нет шансов увидеть гору, как бы та ни называлась.
– С чего ты взял, что мы пойдем именно туда?
– Эта тропа ведет только в одном направлении. Спроси Кайлу или Уордена: они уже тут ходили. Да любого спроси: думаешь, почему Кристиан такой довольный? Он знает, что это будет настоящая пытка. Три дня, чтобы добраться до вершины, три дня, чтобы опять спуститься к лесам. Это самый сложный маршрут; можно сказать, мы еще никуда и не ходили.
Лукас больше не похож на большого счастливого пса. Наоборот, он кажется довольно напуганным.
– А ты тут уже ходил? – спрашивает его Дон. – Ты уже взбирался на эту гору?
(Она не называет ее горой Пук.)
Лукас качает головой:
– Нет.
– Так откуда ты знаешь, что это сложно? Может, просто заливают.
– Спроси Кайлу. Она была тут в первый же свой месяц. Говорит, вершина так высоко, что там все лето лежит снег. Половина Стаи чуть не замерзла до смерти.
Дон молчит.
– Ну да, может, она и врет, – продолжает Лукас после паузы. – В любом случае скоро мы все сами узнаем.
Он отходит, а Дон наблюдает, как ночь окрашивает верхушки деревьев в темные цвета, и ощущает неожиданную прохладу в воздухе.
Именно в этот момент она слышит медведя.
23
На небольшой поляне недалеко от лагеря Дон собирает ветки для костра и сначала думает, что звуки издает где-то за деревьями один из членов Стаи. Может, кто-то из мальчишек или даже сам Кристиан. Но кто-то определенно очень большой.
Она смотрит, как раскачиваются верхушки деревьев, и слушает, как шумят листья. А потом срабатывает какой-то инстинкт: живот скручивает, и она начинает понимать, что ни один подросток – и даже взрослый – не сможет ломать столько ветвей сразу и с такой легкостью.
– Кто там? – кричит Дон в сторону кустов.
Ответа нет, и ей вдруг кажется, что вся остальная группа куда-то исчезла, оставив ее наедине с тем, что неумолимо и тяжело движется ей навстречу.
И вот деревья заканчиваются, и на маленькую поляну к Дон выходит медведь.
Это черный медведь. Эмбер заверяла, что на маршрутах «Второго шанса» гризли нет, и это хорошо, потому что Кристиан клянется, что медведи гризли с радостью убивают и жрут людей.
(А черные медведи, по словам Эмбер, просто не любят, когда их тревожат.)
Черный медведь еще не заметил Дон. Он обнюхивает кусты, фыркая и сопя, и хотя кажется просто огромным и способен убить Дон одним взмахом лапы, все равно не выглядит злым. Ему будто и дела нет, что она рядом. Дон начинает верить, что он, возможно, пройдет мимо, даже не заметив ее. Даже не попытавшись ее сожрать.
Затем она переносит вес с одной ноги на другую, и под ее ботинком трещит ветка. Медведь замирает и смотрит через поляну прямо на нее.
Дон слышит низкий рык где-то глубоко в его пасти.
24
Одна из книг, с которой Дон таскается по лесам, называется «Как не стать чьей-то пищей». И это единственная из книг, которую она удосужилась прочитать – в основном потому, что она самая тонкая. Впрочем, Дон и правда не хочет стать чьей-то пищей – медведей, пум, волков или других тварей, что скрываются в лесной чаще.
К тому же Эмбер постоянно талдычит о том, как вести себя с медведями, так что Дон немного знает, что делать с незваным гостем.
Например, она знает, что нужно оставаться спокойной. Знает, что нужно говорить с медведем, дать ему понять, что она не еда.
– Здравствуйте, мистер Медведь, – говорит Дон, надеясь, что медведь не замечает дрожи в ее голосе. – Я просто безобидная девочка, я не твой ужин.
Судя по книге, это должно убедить медведя, что ему лучше убраться подальше. Но если медведь не сдвинется с места, то, насколько Дон помнит, надо занять как можно больше места и медленно двигаться назад.
После приветствия Дон медведь и не думает куда-то идти.
– Прошу не есть меня, мистер Медведь! – Дон машет руками над головой и делает шаг назад, стараясь, чтобы ее голос звучал спокойно, а движения оставались медленными.
Медведь снова рычит, уже громче, встает на задние лапы, внимательно смотрит на нее со своего конца поляны и широко зевает, демонстрируя капающую из пасти слюну и острые желтые зубы.
– Не ешь меня, мистер Медведь, – просит Дон. – Пожалуйста.
Медведь ее даже не слушает. Он опускается на все четыре лапы и движется в ее сторону. Хищник уже футах в тридцати и быстро приближается, быстрее, чем Дон пятится.
(«Не беги, – сказано в книге. – Не кричи и не делай резких движений».)
Дон сомневается, что в состоянии себя контролировать – она слишком напугана. Она боится еще и того, что может сейчас описаться.
Она. Из. Пригорода. Сакраменто.
Медведь продолжает надвигаться; она чувствует ужасную вонь из его пасти и смотрит прямо ему в глаза. Теперь он кажется ей злым и агрессивным, вряд ли способным испугаться ее дружеской беседы.
Дон продолжает отходить назад, пытаясь вспомнить, что ей делать дальше, когда натыкается на бревно и теряет равновесие.
Падая, она замечает, что слева из-за дерева выходит еще один медведь, поменьше.
Медвежонок.
Вот тогда она понимает, что ей крышка.
Дон кричит.
25
«Медведицы крайне опасны, – сказано в книге. – Особенно если они воспринимают вас как угрозу своим детенышам».
Дон хочет объяснить приближающейся медведице, что она ни в коем случае не является угрозой. Что она буквально и сама Медвежонок. И мечтает спуститься с этой горы и сесть на самолет до Сакраменто.
Но она сидит на заднице, а медведица подходит все ближе. Время разговоров окончено.
«Если черный медведь нападает, – сказано в книге, – нападайте в ответ. Боритесь за свою жизнь».
Дон начинает шарить рукой в поисках оружия. Палки, камня, чего угодно. Медведица наступает, сопя и рыча, Дон кричит и слышит позади себя, где-то в чаще, голоса, но они звучат вдалеке, а медведица уже совсем близко.
Дон перебирается через бревно, о которое споткнулась. Находит отломленную ветку дерева и отчаянно машет ею перед животным, но ветка уже гнилая – она тут же ломается. Теперь Дон плачет и кричит до боли в горле.
– На помощь! Черт, помогите же мне!
Медведица нависает над ней. Огромная – кроме нее, Дон ничего не видит. Кроме ее тяжелого хрипа, Дон ничего не слышит. И неожиданно она понимает, как глупо ей придется умереть: в пасти медведя – черного медведя, – в дикой глуши и, может, даже обмочившись.
Раздается выстрел.
Очень громкий.
Медведица замирает. Она забыла про Дон и смотрит куда-то ей за спину, когда раздается второй выстрел. Когда на поляну выскакивает Эмбер и ставит Дон на ноги. Когда Кристиан, и Лукас, и, возможно, еще кто-то выбегают у нее из-за спины, громко крича и размахивая руками.
Грохает третий выстрел, и Дон моментально глохнет.
Медведица осматривается, затем поворачивается к медвежонку, который в ужасе бежит подальше от поляны. Она разевает пасть, и из нее раздается какой-то звук, однако Дон его не слышит, потому что все еще оглушена грохотом выстрелов.
Медведица разворачивается и убегает вслед за своим детенышем.
Один раз она останавливается, оглядывается, и ее взгляд снова обращается к Дон. Она долго на нее смотрит, будто заглядывая в саму душу.
А потом опять разворачивается и исчезает среди деревьев.
26
– Я не понимаю, – говорит Дон, когда Эмбер и Лукас помогают ей добраться обратно к костру после неудачных попыток убедить наставников прекратить поход и увести группу из медвежьего края к цивилизации. – Если Кристиан стрелял в медведицу, почему она не была ранена?
Кристиан смеется, он ничуть не встревожен.
– Я не стрелял в медведицу.
Дон смотрит на него в изумлении:
– Да какого хрена? Я слышала выстрелы!
Кристиан сует руку в карман и достает оттуда нечто, размером и формой напоминающее ручку.
– Шумовой баллончик, – поясняет Эмбер. – По звуку похож на выстрел из ружья. Обычно этого хватает, чтобы отпугнуть медведя.
– Обычно, – повторяет с ухмылкой Кристиан.
– А если он не помогает, есть еще спреи, – поспешно добавляет Лукас. – Ведь так? У вас же есть с собой хотя бы спреи, да?
– Конечно, – отвечает Кристиан, и Дон кажется, что он смотрит ей в глаза точно так же, как смотрела медведица. – Обычно они тоже отлично помогают.
Дон дрожит, вглядываясь в огонь костра. Она твердо знает, что больше никогда не заснет.
27
Дон по-прежнему бесит спать под брезентом, и мысль о новом рюкзаке уже не спасает, тем более что, когда солнце заходит, становится уже ощутимо холодно. Бо`льшую часть ночи она проводит, свернувшись в спальном мешке, – дрожа от холода, прислушиваясь к шелесту деревьев на ветру, хрусту веток и переживая, что медведица вернется.
А когда она устает переживать из-за медведей, она начинает переживать из-за горы Пук.
Конечно, Дон ничего не знает о горе Пук, кроме этого глупейшего названия, поэтому очень быстро переходит к своим главным переживаниям – увидит ли она когда-нибудь свою ба и дразнят ли Брайса в школе. Она чувствует себя бесполезной и беспомощной, одинокой, голодной и грустной.
(И замерзшей. Очень замерзшей.)
Успевает она позлиться и на Кристиана с Эмбер вместе со всей их группой дебилов. На медведицу – за то, что пыталась ее сожрать, на Лукаса – за то, что напугал ее горой Пук. На Венди – за то, что вышла за Кэма, на Кэма и Венди вместе – за то, что похитили ее и отправили в это ужасное и невыносимо холодное место. А когда она перестает злиться на каждого, о ком думает, то обращает весь свой гнев на того, кто заслуживает этого больше всего.
(И это сама Дон.)
Если бы не Дон, папа был бы жив.
И весь тот кошмар, что выпал Дон после его смерти…
Поделом ей, заслужила.
28
Во «Втором шансе» нет кофе.
По-моему, об этом еще не было сказано ни слова.
Конечно, Кристиан пьет кофе по утрам, но кроме него – никто. Даже Эмбер, хотя Дон уверена, что по собственному выбору.
Есть что-то вроде травяного чая – слабого, как моча, и совершенно не подходящего для пережитого потрясения. Так что сейчас, да и почти каждое утро, Дон нужен двойной эспрессо, а желательно – еще и глоток «Джека Дэниелса».
Виски во «Втором шансе» тоже нет.
(Еще бы.)
Так что на следующее утро Дон выползает из-под брезента с тяжелой головой, зато каким-то чудом не съеденная медведями, и вместе со Стаей приступает к утренним ритуалам,
(одеться, почистить зубы, пописать где-нибудь в кустиках, набрать в свою бутылку воды, развести костер, приготовить завтрак и т. д. и т. п.),
а затем складывает свой брезент в новый рюкзак (который уже покрыт мелкими каплями грязи, как и новая желтая футболка).
Ребята заливают костер, выстраиваются за Кристианом, и он ведет их снова в леса, через медвежий край, по узкой звериной тропе, что вьется по берегу маленького озера вверх по хребту.
К восьми утра Стая уже поднимается на верх хребта, и Дон надеется, что по крайней мере настоящие медведи остались позади.
Утро выдается хмурым, так что Дон не видит впереди горы Пук.
Она видит только длинный изогнутый хребет, где нет ничего, кроме голого камня. По обеим сторонам горный хребет упирается в редкий лес и широкие пустые долины. Никаких признаков жизни человека нет.
(Ты не должна быть здесь.)
Стая делает короткую передышку, чтобы набрать воды. Дон тщетно пытается рассмотреть сквозь туман хоть какие-то очертания горы Пук. Потом Кристиан говорит им, что пора двигаться дальше, и они идут по хребту от одной пирамидки к другой – длинная вереница никому не нужных подростков, зевающих и спотыкающихся на пути непонятно куда.
Дон очень устала. Она изо всех сил старается переставлять ноги, не упасть в ущелье и не подвернуть лодыжку на камнях. Она идет следом за Эваном, и это подрывает ее последние душевные силы. Так что она почти не замечает, что происходит вокруг.
(Позже она очень об этом пожалеет.)
Например, она не замечает, как гряда, по которой они идут, через пару часов переходит в другую гряду. Она не замечает, что есть только одна нормальная дорога, ведущая через это самое ущелье, с которого она старается не сорваться, и что их маршрут не так уж очевиден. Она не замечает, как Лукас прибавляет шаг и говорит о чем-то с Алексом, оставив ее позади, и она уж точно не замечает, как Уорден отстает и плетется в самом хвосте Стаи, хотя обычно вышагивает впереди всех.
Сейчас Дон сосредоточена только на том, чтобы просто идти.
И оказывается на волосок от смерти.
29
Так получилось, потому что она устала. Почва скользкая, ноги ноют, новый рюкзак держится на спине неправильно, а Дон пытается хоть как-то упростить спуск по прорезающему хребет на две части каменистому ущелью.
Честно говоря, было бы дико страшно, даже если бы ты не валился с ног от усталости и даже если бы у тебя на ступнях не было мозолей. Дон стоит на краю вершины и смотрит вниз на кое-как протоптанную тропку, ширины которой едва хватает, чтобы на нее можно было ступить в ее ботинках шестого размера[1], гораздо меньшего, чем у большинства членов Стаи. С одной стороны твердый камень, с другой – отвесный спуск, усеянный острыми камнями и низкими кряжистыми деревцами, которые, пожалуй, могут проткнуть человека насквозь. Даже Кристиан и Эмбер идут медленно: Эмбер то и дело озабоченно смотрит назад, на Дон, и кричит что-то типа «Старайтесь придерживаться рукой!» или «Не торопитесь!» и «Все будет хорошо!».