bannerbanner
Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай
Колесница, доставляющая в царство Четырех Кай

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

37

Четыре состояния (gnas skabs bzhi): состояние бодрствования (gnyis sad pa'i gnas skabs), состояние сна (со сновидениями, rmi lam gyi gnas skabs), состояние глубокого сна (без сновидений, gnyid 'thug gi gnas skabs), четвертое состояние (оргазм, bzhi pa'i gnas skabs). В связи с этим Таранатха цитирует комментарий на тантру Калачакры «Вималапрабха»: «Таким образом природа циклического существования определяется четырьмя аспектами бодрствования и т. д.» (de ltar 'khor ba'i sems kyi rang bzhin gyi sad pa las sogs pa'i dbye ba rnam pa bzhir nges pa'o). В чистом состоянии эти четыре называются четырьмя ваджрами: тела, речи, ума и осознавания. Слово «ваджра» используется как указывающее на нечто нерушимое, на то, что невозможно рассечь, разделить, разрушить и т. д. Эти качества применяются к природе абсолютного состояния ума, когда свободны от всех загрязнений.

38

Четыре тела (чатухкая, sku bzhi): тело истины (дхармакая, chos kyi sku), тело наслаждения (самбхогакая, longs spyod rdzogs pa'i sku), тело эманации (нирманакая, sprul pa'i sku), тело сущности (свабхавикакая, ngo bo nyid kyi sku). Санскритское слово «кая» буквально означает «тело», но также может означать измерение, поле или основание. Тибетское слово «sku» является почтительным термином для обозначения тела просветленного существа, тогда как «lus» означает тело обычного существа. Больше об этой терминологии и переводе санскритского слова «кая» см. Tomlin, 2017, с. Больше о четырех каях (а также связанных с ними чакрах и элементах) с точки зрения традиции Калачакры см. Wallace, 2001, с. 158–159.

39

Завеса знания (shes sgrib) – второй вид завес, не позволяющих достичь состояния будды. Всего есть два вида завес (sgrib pa gnyis) – омрачений (клеши) и познаваемого (джнея).

Завесы омрачений определяются в соответствии с их сущностью, причиной и функцией. В целом они противоположны шести парамитам, как это описывается в «Уттаратантра-шастре» (theg pa chen po rgyud bla ma'i bstan bcos): «Такие чувства, как жадность и т. д., являются завесами омрачений. Их причина – привязанность к самости, или самости индивидуума». Их функция – препятствование освобождению из сансары.

Завесы познаваемого также определяются в соответствии с их сущностью, причиной и функцией. В целом они являются мыслями (восприятием) трех концептуальных сфер – субъекта, объекта и действия. В «Уттаратантра-шастре» сказано: «Мысли, охватывающие три сферы, – это завесы познаваемого. Их причина – привязанность к явлениям как к истинно существующим, то есть к самости явлений». Их функция – препятствование достижению Просветления.

40

Среди основных посвящений Калачакры есть два вида. Первый связан со стадией зарождения (утпаттикрама, bskyed rim), второй – со стадией завершения (сампаннакрама, rdzogs rim) в медитации Калачакры. Посвящение, которое позволяет ученику медитировать на стадии зарождения, называется «Семь посвящений вхождения подобно ребенку» (byis pa 'jug pa'i dbang bdun). Медитация стадии зарождения – этапы в формировании мандалы и зарождении всех божеств внутри нее – очищает наше обычное восприятие и отношение ко всей жизни, начиная от момента зачатия ребенка и вплоть до достижения им половой зрелости. Эти семь посвящений таковы: посвящение воды, короны, шелкового шарфа, ваджры и колокольчика, поведения, имени и разрешения. Первые два из этих семи посвящений очищают тело и позволяют реализовать ваджрное тело. Вторая пара очищает речь и позволяет реализовать ваджрную речь. Третья пара очищает ум и позволяет реализовать ваджрный ум. Последнее посвящение очищает завесы изначального осознавания (джняна), позволяя реализовать ваджрное изначальное осознавание. Более подробно об этих семи посвящениях см.: Dhargyey, 2015, с. 5–6; Hopkins, 1999, с. 257–327 и Wallace, 2001, с. 185–186.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3