bannerbanner
Записки школьного психолога: для родителей
Записки школьного психолога: для родителей

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Ещё один интересный пример заботы о своих интересах есть в фильме «Сволочи» (Александр Атанесян, 2006). Там по сюжету из малолетних преступников готовили диверсантов. Помимо прочего их учили навыкам скалолазания. Один из ребят предложил другому соревнование:

– Давай замажем: кто доверху быстрее. Ты же вор авторитетный, проигрывать не захочешь.

– Я поэтому и в авторитете, что с дураками в очко не играю. Понял?

После этого инициатор спора отцепил страховочный трос и спешно полез вверх по скале. Через несколько секунд он сорвался и разбился насмерть.

Итого: один мальчик рисковал, второй – заботился о своих интересах. Авторитетом среди детей-уголовников пользовался именно второй. Риск сам по себе не имеет никакого смысла и, следовательно, не заслуживает уважения.

Мы живём во взаимозависимом мире. Любое наше решение выгодно каким-то людям и не выгодно другим людям. Поэтому всегда можно сказать, что мы действуем в чьих-то интересах и, наоборот, действуем против кого-то.

В этих условиях самая разумная стратегия не беспокоиться о том, чтобы выглядеть хорошо, а беспокоиться о достижении своих целей. Не нужно плыть по течению; не нужно плыть против течения; нужно плыть туда, куда нужно плыть.

Опыт

Лекарством от надменности является опыт. Опыт защиты своих интересов в конфликте имеет два следствия: человек становится более уверенным и одновременно более скромным. Победы дают уверенность в своих силах, поражения – скромность и осторожность.

Регулярное участие в конфликтах означает регулярные поражения. Если вы никогда не проигрываете, значит, вы никогда не рискуете. Риск означает неопределенность результата.

Отсутствие опыта защиты своих интересов также приводит к двум результатам: неверию в свою способность что-то изменить, с одной стороны; и надменности, с другой.



Легко выглядеть «крутым», когда ты ничего не сделал


Опыт войны

Опыт или его отсутствие могут быть характерны не только для отдельных людей, но и для целых поколений. Так начало Первой мировой войны было воспринято жителями Российской империи с ликованием: неопытные люди верили в быструю триумфальную победу над Германской империей. А начало Великой Отечественной было воспринято гражданами СССР с огромной тревогой. Это вполне естественно. В 1941 году многие граждане СССР помнили Первую мировую и Гражданскую войны, они знали, что в войне нет ничего забавного, что война совсем не повод для радости, что прошлую войну с Германией они проиграли.

Прошло 75 лет после окончания Великой Отечественной войны. Общество теперь, как и в начале XX века, состоит большей частью из людей, лишенных опыта военной жизни. Среди них огромное число склонно к безумной браваде в стиле «можем повторить». Что вы можете повторить? 27 миллионов погибших советских граждан? Миллионы инвалидов? Разрушенные дома?

Поэтому за одного битого двух небитых дают. Пока неопытные ребята с довольными лицами клеят на машины наклейки «можем повторить», опытные – в это время безо всякой радости на лицах окапываются.

Угроза и действие

Вот история из мирной жизни о влиянии опыта на проявление надменности и осторожности.

В образовательной организации, где я работал, с определённого момента стали нарушаться некоторые права педагогических работников. Коллектив был возмущён и обратился к директору с групповым письмом. Педагоги требовали вернуть права и угрожали судом.

Я был, кажется, единственным из четырёх десятков педагогов, кто отказался подписать коллективное письмо в адрес директора. Я в целом был согласен с содержанием письма и разделял требования коллег. Но я не мог подписаться под угрозой, потому что угрожать это очень грубо, а я человек вежливый, можно даже сказать интеллигентный. Кроме того, я не планировал в тот момент подавать в суд на работодателя. И у меня не было никакой уверенности, что инициаторы этого письма исполнят свою угрозу и подадут в суд на организацию. Обычно люди, которые угрожают судом, не знают, что такое суд, где он находится, что туда нужно подавать, в какой форме, в какие сроки и в каком размере платить госпошлину за обращение в суд. А пустая угроза – это не только грубо, но и глупо.

Я в это время уже имел большой опыт судебных разбирательств: и в гражданских, и в уголовных, и в административных делах. Участвовал в разных процессуальных статусах: истец, ответчик, заявитель, представитель, специалист. Благодаря этому опыту я знал, что в суде нет ничего страшного: это вполне цивилизованный способ выяснения отношений. Но и ничего забавного в суде тоже нет: нельзя направо и налево разбрасываться угрозами обращения в суд. Подать заявление в суд много ума не надо. А вот выиграть суд гораздо сложнее. Или, как говорят юристы, не говори гоп, пока судебный пристав не исполнил решение.

Директор на пафосное письмо коллектива ответил презрительным отказом. В суд, как я и предполагал, никто не обратился, хотя угрожали все.

Я же тем временем решил, что нужно побороться за свои права, и составил исковое заявление в суд. Перед его подачей я предложил коллегам подписать мой иск. Согласился всего один! Остальные отказались, признавшись, что они не готовы к такому серьёзному конфликту с администрацией.

Несколько месяцев судебных тяжб закончились моим полным поражением. Суды и первой, и апелляционной, и кассационной инстанций оставили мои требования без удовлетворения.

После этого трудового спора с работодателем я стал ещё осторожней относиться к судам, я стал лучше понимать ограниченность этого способа борьбы в такого рода делах и особенности нашей судебной системы.

У моих коллег, судя по надменной угрозе директору, не было опыта судебных разбирательств. И после моего конфликта с работодателем в суде у них опыта не прибавилось, потому что они уклонились от участия в этом судебном разбирательстве.

Активность

Конечно, вступать в конфликты трудно. А часто и не нужно. Но жить – значит быть среди людей, а быть среди людей – значит бороться. У Ивана Бунина на эту тему есть замечательное стихотворение:


Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея,

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

Но страшит меня ненастье:

Горько думать, что пройдет

Жизнь без горя и без счастья,

В суете дневных забот,

Что увянут жизни силы

Без борьбы и без труда,

Что сырой туман унылый

Солнце скроет навсегда!


Обычно взрослые не только себя лишают ценного опыта, но и активность детей пресекают. Например, один девятиклассник не сдал два ОГЭ из четырёх и, следовательно, не получил аттестат. Педагоги и родители решили оставить его на второй год и принуждали его ходить в школу на все уроки. Такое решение объяснялось просто: чтобы был под присмотром. При этом он уже был аттестован по всем предметам девятого класса и оценки ему не выставлялись. Также учителя жаловались на его вызывающее поведение и отчитывали его на совете профилактики.

Иван Грозный в 17 лет правил царством и возглавил первый поход на Казань. А этому 16-летнему парню говорили, что он должен сидеть возле учительской юбки с одной целью – сидеть возле учительской юбки.

У взрослых нередко парадоксальная позиция. Мы хотим, чтобы дети были самостоятельными, ответственными, уверенными и активными, когда они вырастут; но, пока дети маленькие, мы хотим, чтобы они были послушными, пассивными и не привлекали наше внимание. Как пассивный ребёнок может превратиться в активного взрослого?

По моей рекомендации этот ребёнок ушёл из школы на семейное образование, чтобы найти работу и в свободное от работы время самостоятельно готовиться к этим двум экзаменам.

Не лишайте ни себя, ни детей опыта борьбы и труда.

Раздел 2. Воспитание

Легко в учении – легко в жизни

Александр Суворов говорил: «тяжело в учении – легко в бою». Смысл афоризма понятен: хорошо подготовленному солдату в бою легче, чем плохо подготовленному.

Однако часто разумная идея Суворова доводится до абсурда: тяжело – значит эффективно; тяжело – значит хорошо; чем тяжелее, тем лучше. Представление о тяжести как о благе выражается во многих распространённых убеждениях:

– меня в детстве били, и я вырос хорошим человеком, поэтому и своих детей я воспитываю максимально сурово, чтобы выросли молодцами;

– страдания и трудности делают человека умней;

– художник должен быть голодным;

– всё, что нас не убивает, делает нас сильней;

– страдания облагораживают человека.

Давайте проанализируем представления о неприятностях как о благе. Так ли уж прекрасны трудности, как нам о них рассказывают?

Насилие не облагораживает

Одна из самых пагубных идей заключается в том, что жёстким и грубым обхождением можно вырастить хорошего человека. Родители высказывают эту идею очень убеждённо, потому что она соответствует их опыту: «меня в детстве били, и я вырос хорошим человеком, поэтому и своих детей я воспитываю максимально сурово, чтобы выросли достойными людьми».

Когда явления существуют вместе, мы склонны считать одно из них причиной, а другое следствием. Например, раньше люди полагали, что живые существа самозарождаются: мыши появляются из грязного белья, а мухи из гнилого мяса. Есть гнилое мясо – есть мухи. Нет гнилого мяса – нет мух. Связь между мухами и гнилым мясом была настолько сильной и очевидной, что гнилое мясо считали причиной, а мух следствием. Истинную причину мух – яйца самок мух – сложнее заметить, поэтому настоящая причинно-следственная связь оставалась не понятой.

Так и суровые родители, вспоминая своё тяжёлое детство, склонны всё худшее в этом детстве воспринимать причиной всего лучшего в их личности. Однако вероятнее всего, что все их лучшие черты проявились не благодаря, а вопреки грубости их родителей. Если бы их родители были любящими и добрыми, то и они были бы гораздо более достойными людьми, чем стали.

Есть замечательный фильм «127 Часов / 127 Hours» (Дэнни Бойл / Danny Boyle, 2010). Он основан на реальных событиях. Молодой мужчина Арон Ралстон в 2003 году был в горах Юты. Его правая рука оказалась придавленной валуном. Когда еда и вода закончились, он ампутировал себе руку, чтобы выбраться из этого капкана. Через год он написал книгу «127 часов: Между молотом и наковальней».

Арон провёл в ловушке более 5 суток. Справиться со страхом, болью и одиночеством ему помогали его детские воспоминания. У него были счастливое детство и юность.

Некоторые родители считают, что детей нужно воспитывать сурово, чтобы привыкали к тяготам жизни и закалялись в них с детства. В этом есть своя логика. Но как показывает история Арона Ралстона, противоположная логика на практике доказывает свою эффективность. Когда нам трудно, мы задаём себе вопрос, зачем нам переносить страдания? Если у нас в прошлом была белая полоса, то мы можем верить, что и в будущем будет белая полоса. Эта вера в будущее счастье даёт силы преодолевать трудности. Вера в будущее счастье рождается из прошлого счастья. Поэтому Симон Соловейчик был прав, когда говорил, что "самое-самое в воспитании – это детская радость".

Если же у нас в прошлом была чёрная полоса, а теперь ещё более чёрная полоса, то в будущем, вероятно, будет ещё хуже, ещё чернее. Прошлые, настоящие и будущие страдания не мотивируют преодолевать трудности.

Трудности и ум

Есть идея, что проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся, делают нас умней. И это правда: так бывает. Но бывает и наоборот: нередко люди наступают на одни и те же грабли. То есть опыт кого-то делает умней, а кого-то не делает.

Главное здесь – человек, а не трудности. Есть люди, которые склонны к развитию. Есть люди, которые не склонны к развитию.

Люди, которые склонны к развитию, развиваются в любых обстоятельствах. Идут к звёздам и через тернии, и по ровным дорогам: главное – идти к звёздам.

Справедливо и обратное. Люди, которые предпочитают топтаться на месте или деградировать, топчутся и на тернистом месте, и на комфортном.

Поэтому утверждение, что человек, столкнувшись с проблемой, ощутив на своей шкуре неприятности, научится чему-то полезному из этого опыта обычно неверно. Огромное количество людей не учится на страданиях – просто страдает, безо всякой пользы.

Возьмём, например, эпидемию коронавируса. Многие называют её «чёрным лебедем», то есть непредсказуемым событием, со значительными последствиями. Хотя сам автор этого термина Нассим Талеб характеризует эпидемию коронавируса как «белый лебедь», то есть полагает, что эпидемия была предсказуема.

Книга «Чёрный лебедь. Влияние крайне невероятного / The Black Swan: the impact of the highly improbable» вышла в 2007 году. В этой книге Талеб написал следующее: «По мере того, как мы больше путешествуем по этой планете, эпидемии будут более острыми – у нас будет популяция микроорганизмов, преобладающая в несколько раз, и успешный убийца будет распространяться гораздо эффективнее. … Я не говорю, что мы должны остановить глобализацию и не допускать путешествия. Нам просто нужно осознавать побочные эффекты, компромиссы – и меньшинство это осознают. Я вижу риск распространения неизвестного сильного вируса по всей планете» (перевод мой – К. К.).

Талеб не инфекционист и вообще не врач. Он просто образованный человек, который знает, что существуют микроорганизмы. Некоторые из них болезнетворны для человека. Микроорганизмы очень быстро размножаются и, соответственно, быстро эволюционируют, появляются их новые штаммы. Также нам известно о глобализации: мир всё больше превращается в одну большую деревню. Если в одном конце этой деревни появится опасная инфекция, то она очень быстро распространится на весь мир.

Если посмотреть на историю человечества с медицинской точки зрения, то мы увидим бесконечную череду эпидемий: чума, холера, грипп, туберкулёз, ВИЧ, оспа и многие другие эпидемии терзали и продолжают нас терзать. А ровно сто лет назад (1918–1920 гг.) люди находились в ситуации очень похожей эпидемии – испанского гриппа. Эпидемия также была вызвана вирусом, который передавался воздушно-капельным путём. Смертность от испанки сопоставима с со смертностью от коронавируса. Европа была занята войной, а в США, где военных действий не было, предпринимались очень знакомые нам меры: вводились карантины и обязательное ношение масок. А люди были также недовольны карантинами, потому что они теряли доходы.

Василий Ключевский говорил: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Эпидемия коронавируса и связанные с ней испытания не делают людей умней. Скорее наоборот. Некоторые люди зачем-то запасаются туалетной бумагой в огромных количествах. А миллионы граждан вообще не верят в существование COVID-19 и полагают, что это всё заговор некоторых заинтересованных лиц.

Неприятности не делают людей умней, потому что в стрессе люди хуже соображают. Эмоции мешают думать, делать правильные выводы и принимать верные решения. У людей во время кризиса естественным образом повышается беспокойство. Беспокойство делает человека глупей, а не умней.

Шутка:

ВОЗ предупреждает, что к нормальной жизни после карантина смогут вернуться только те, кто и до карантина были нормальными. Идиоты останутся идиотами.

Мыть руки

В начале эпидемии коронавируса все вспомнили про важность мытья рук, стали выкладывать видеозаписи тщательного и правильного мытья рук и подчёркивать первостепенную важность мытья рук в профилактике коронавируса.

Это показывает, нежелание людей учиться на неприятностях. Ведь мы все, итак, знаем, что COVID-19 – это не самое страшное, чем можно заразиться через грязные руки. Гигиена рук является самым простым, недорогим и эффективным методом предотвращения распространения инфекций. А что мы видим в туалетах большинства российских школ? Мы там видим отсутствие мыла и полотенец.

Лично меня отсутствие возможности качественно помыть и вытереть руки в школьных туалетах всегда беспокоило и даже возмущало. Но руководство большинства школ это не волнует. И коллектив школ это не беспокоит. И родители не требуют обеспечить мыло и полотенца. И ученики молчат. Когда я пытаюсь говорить об этом с педагогами и директорами, я встречаю непонимание.

Венгерский врач Игнац Филипп Земмельвейс в 1847 году стал первым практиковать и пропагандировать мытьё рук. Эти его разговоры про важность мытья рук так всех раздражали, что он был фактически замучен до смерти своими коллегами-врачами в сумасшедшем доме, куда он был принудительно помещён. Я чрезвычайно рад, что живу в просвещённом XXI веке, и за разговоры об антисанитарии всего лишь теряю доброжелательное отношение со стороны коллег и начальства. Но базово реакция и в XIX, и в XXI веке одна – непринятие. Ответственным должностным лицам хлопоты по обеспечению мыла и полотенец кажутся вполне существенными и обременительными, а польза – эфемерной.

Я уверен на 99 %, что эпидемия коронавируса ничему не научит российские школы и в них по-прежнему массово не будет возможности качественно помыть и высушить руки. Гораздо более страшные болезни не научили нас мыть руки, значит и COVID-19 не научит.

Художник должен быть сытым

Ещё одна странная идея из серии «чем хуже, тем лучше»: художник должен быть голодным.

Чарли Чаплин в автобиографии писал:

«Я не нахожу в бедности ничего привлекательного или поучительного. Она меня ничему не научила, и лишь извратила моё представление о ценностях жизни, внушив мне неоправданное уважение к добродетелям и талантам богатых и так называемых высших классов общества.

И, наоборот, именно богатство и слава научили меня видеть мир в истинном свете, помогли мне узнать, что вблизи знаменитые люди, каждый в своём роде, столь же не совершенны, как и все мы. Богатство и слава научили меня презирать такие знаки отличия, как военный мундир, дорогая трость или хлыст для верховой езды, потому что те, кто потрясают ими, обыкновенные снобы; богатство и слава помогли мне понять, что достоинство и ум человека определяются вовсе не оксфордским произношением, – а ведь этот миф в какой-то степени парализовал умы средних классов Англии: и что интеллект человека не обязательно является плодом образования или знакомства с классиками».

Художник должен быть сытым. Свои лучшие фильмы Чаплин создал после того, когда стал очень богатым человеком.

Если художник голодный, то он заботиться о куске хлеба. Если художник сытый, то он заботится о создании шедевра.

Всё, что нас не убивает

Всё, что нас не убивает, делает нас сильней. Некоторые люди эту фразу делают своим девизом жизни. Насколько она объективна? Не насколько.

Всё, что нас не убивает, делает нас либо сильней, либо слабей, либо никакого влияния не оказывает.

Мышцы растут только, когда гири непривычно тяжелы. Но эти гири должны быть нам посильны. Если гири слишком тяжёлые, то человек получает травму, и от этой травмы становится слабей.

В страдании нет величия

Милисент М. Айшервуд в книге «Полноценная жизнь инвалида» («Coping with disability») приводит мнение женщины-инвалида:

«Вы должны быть дисциплинированны, и про себя я могу сказать, что я такова. Я должна быть такой. Я думаю, что справляюсь со своей инвалидностью очень хорошо. У меня хорошая работа, хороший дом, хороший отдых. Но если быть абсолютно честной, мне бы отчаянно хотелось, чтобы несчастья со мной не случилось. Я не вижу величия в страдании. Я убеждена, что если мы честны, то все скажем то же самое».

Удивительно, но мы относимся к серьёзным болезням и страданиям с пиететом. Общепринято, что человек, живущий с инвалидностью заслуживает уважения только за то, что живёт с инвалидностью. В страдании мы видим величие.

Я думаю, что эта женщина-инвалид абсолютно права: в страдании нет величия. Страдание – это страдание. Болезнь – это болезнь. Мы должны хорошо справляться с недугами, но не должны искать и декларировать что-то хорошее и даже благородное в физическом страдании.

Легко в учении – легко в жизни

Давайте вернёмся к афоризму Александра Суворова «тяжело в учении – легко в бою». Афоризм, безусловно, верный. Но верный он лишь для солдат и представителей других экстремальных профессий. Им для выживания в бою и других чрезвычайных ситуациях нужно проходить жёсткую физическую и психологическую подготовку. К представителям гражданских профессий этот афоризм не применим.

У Симона Соловейчика есть книга для школьников «Учение с увлечением». Девиз этой книги: «Сегодня учение с увлечением, завтра увлекательная жизнь». Увлекательные занятия – это лёгкие занятия. Увлечённые люди учатся и работают наиболее продуктивно. Для гражданских профессий справедливо другое утверждение: легко в учении – легко в жизни.5

55 правил Рона Кларка

Данные правила разработал американский педагог Рон Кларк. Они описаны им в книге The Essential 55, которая стала бестселлером в США.

Про Рона Кларка есть хороший художественный фильм «Триумф: История Рона Кларка / The Ron Clark Story» (Рэнда Хайнс, 2006). В нём показан период работы Рона Кларка в Гарлеме (Нью-Йорк) с неблагополучными и отстающими детьми. Он столкнулся там с колоссальными трудностями и добился невероятного успеха. Именно в это время он сформулировал 55 правил и благодаря им добился триумфа.

Воспитание важнее обучения. Поэтому большинство правил не относятся к школе. Рон Кларк ставит целью обеспечить успех детей в жизни в целом, а не только в обучении.

Дальше приведены аннотации 55 правил, а в следующей статье я дам несколько рекомендаций по установлению своей системы правил.

Для помощи родителям в привитии детям «55 правил» Рон Кларк опубликовал рабочую тетрадь. В ней содержатся разного рода активности: тесты, ролевые игры, вопросы для обсуждения.

Аннотации правил

Правила приводятся по изданию 2019 года. Перевод мой.

Правило 1

Будьте скромны.

Правило 2

Создавайте контакт глазами. Когда кто-то говорит, смотрите на него всё время. Когда кто-то комментирует, повернитесь и посмотрите в лицо этому человеку.

Правило 3

Стремитесь возвышать других. Если кто-то из класса побеждает в игре или делает что-то хорошо, мы поздравляем его. Мы будем аплодировать ему по меньшей мере 3 секунды, использую всю поверхность ладоней, которые при соприкосновении дают подходящей громкости хлопок. (Я знаю, что эти слова производят впечатление, что я чокнутый, но проговорить это важно).

Правило 4

Во время дискуссии уважать комментарии других учеников, их точку зрения и идеи. Когда это возможно, говорить: "Я согласен с Джоном, и я так же чувствую, что…", или "Я не согласен с Сарой. Она выразила хорошее замечание, но я чувствую, что…", или "Я думаю, что Виктор сделал замечательное наблюдение, которое заставило меня понять…"

Правило 5

Если вы победили или сделали что-то хорошо – не хвастайтесь. Если вы проиграли – не показывайте гнев. Вместо этого скажите что-то вроде: "Мне понравился конкурс, я с нетерпением жду возможности сыграть ещё раз", или "Хорошая игра", или просто ничего не говорите. Когда вы демонстрируете гнев или сарказм словами "Я играл не в полную силу. Ты не так хорош на самом деле", вы показываете свою слабость.

Правило 6

Если в разговоре вам задают вопрос, вы должны тоже задать подобный вопрос в ответ:

– Хорошо провёл выходные?

– Да, я отлично провёл время. Семьёй ездили по магазинам. Как насчёт тебя? Ты хорошо провёл выходные?

Это вежливый способ показать собеседнику, что он интересен вам не меньше, чем вы ему.

Правило 7

Когда вы кашляете, или чихаете, или у вас отрыжка, нужно повернуть голову от остальных и кашлянуть в сгиб своей руки. Также вы можете использовать свою ладонь, если она покрыта салфеткой. Использовать кулак неприемлемо. После этого вы должны сказать: "Извините".

Правило 8

Не причмокивайте губами, не цокайте, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами.

Правило 9

Всегда благодарите, когда вам дают что-либо. Если вы не поблагодарите в течение 3 секунд после того, как получили предмет, я возьму его обратно. Не показать свою признательность непростительно.

Правило 10

Когда вам дают что-либо, никогда не оскорбляйте дарителя негативными комментариями о подарке или намёками, что это не было ценно.

На страницу:
3 из 4