Совершенно противоположная метаморфоза произошла с другим представителем русской интеллигенции, решившем в преклонном возрасте стать вегетарианцем. В отличие от маленького Вани, который болел в детстве, маленький Левушка был на редкость здоровым мальчиком, да и в зрелые годы, воюя под Севастополем, Лев Николаевич не жаловался на здоровье. Выйдя в отставку и, по определению В. И. Ульянова-Ленина став "матерым человечищем", Толстой поражал окружающих физическим здоровьем, таская воду, катаясь на велосипеде и коньках чуть ли не в 80 лет. Правда, всемирно известный писатель перестал есть мясо только к старости после увиденной им сцены на тульской бойне, когда с упавшего быка начали сдирать шкуру, а в огромном теле животного еще билась жизнь и из залитых кровью глаз катились крупные слезы. Вернувшись в Ясную Поляну, Лев Николаевич по соображениям исключительно нравственного порядка полностью отказался от мяса и буквально сразу начинает меняться его внешность. Вот что пишет за 7 лет до смерти писателя его жена Софья Андреевна: "Так мучительно мне видеть его страдающим, слабым, гаснущим и угнетенным духом и телом. Возьмешь его голову в обе руки или его исхудавшие руки целуешь с нежной бережной лаской, а он посмотрит безучастно. Что-то в нем происходит, что он думает?" Перемена, произошедшая со Л. Н. Толстым после перехода с обычной для него смешанной пищи на растительную, совершенно понятна и вполне объяснима.
Дефицит пищевого белка отрицательно сказался на жизнедеятельности его организма. Прежде всего нарушился азотный баланс, и распад белка стал превалировать над его синтезом. Испытывая недостаток белка, организм начал "питаться" собственными тканями. Не удивительно, что семью годами позже окончательное помутнение рассудка привело Толстого к гибели.
Дефицит белка в питании уменьшает устойчивость организма к инфекциям, так как снижается уровень образования антител. Нарушается синтез и других защитных факторов – лизоцима и интерферона, из-за чего обостряется течение воспалительных процессов. Сокращение поступления белка с пищей, либо увеличение его расхода в организме (при тяжелой физической работе или в результате болезни) вызывает белковую недостаточность. Тяжелая форма белковой недостаточности называется квашиоркор. Это заболевание чаще бывает у детей. В России квашиоркор не наблюдается, но заболевание нередко встречается в развивающихся странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.
Нескомпенсированность белка в организме неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Недостаток белка ухудшает аппетит, что в свою очередь уменьшает приток белка с пищей – возникает порочный круг.
Для того чтобы этого не произошло, требуется постоянно вводить в организм физиологически необходимое количество белка с пищей.
Почему истинные вегетарианцы не могут быть мясоедами
По глубокому убеждению приверженцев вегетарианства, мясо подвергается в кишечнике человека разложению с выделением трупного яда, который отравляет не только наш организм, но и нашу психику. Поедая трупы убитых животных и рыб, мы связываем себя с теми комплексами ужаса, страха и предсмертной тоски, что охватывали несчастных животных перед смертью. Поэтому неизбежным следствием такого отравления становится резко заниженный уровень сознания и нравственности мясоедов. К тому же в процессе переваривания мяса происходит его загнивание и отравление организма гнилостными продуктами.
Наконец-то, анализируя вегетарианство, мы подошли к наиглавнейшей, а именно физиологически обоснованной причине вегетарианства. Причине, по которой истинный веган, будь он даже не сведущ в идеологии, этике и всей философии вегетарианства, предпочел бы мясу растительную пищу. Так что нравственность здесь ни при чем.
Потому что, если быть последовательным до конца, то можно утверждать – – вегетарианцы, подобно мясоедам, питаются трупами убитых сущностей с той лишь разницей, что это не трупы насильственно умерщвленных животных, а трупы насильственно умерщвленных растений. Ведь и растения, и плоды растений, которые мы употребляем в пищу, как и все, что есть на нашей земле – это живая материя. Просто мало кто из нас способен слышать и понимать язык трав, деревьев и плодов.
В каком-то смысле травоядные воспринимаются самой природой даже более кровожадными, чем плотоядные. Давайте попробуем представить, что думает трава о корове? Наверное, то же самое, что корова о льве. А что думает трава о льве? Полагаю, что трава думает о нем, как о своем спасителе от "кровожадных коров". Если поставить себя на ее место, то и мы бы так рассуждали. В природе так организованы экологические ниши, что нижний уровень продуцентов является продуцирующим для консументов – обитателей следующего уровня. Вот такая нравственность получается! В этом смысле показателен следующий пример из жизни знаменитого путешественника Тура Хейердала, о котором он рассказал в одном из своих интервью. Изучая поведение каннибалов, он как-то спросил у вождя племени людоедов, что они делают с убитыми на поле боя врагами.
– Съедаем, – гордо ответил вождь.
"Какое первобытное варварство", – подумал Хейердал.
– А что вы делаете с убитыми врагами? – спросил его в свою очередь вождь-людоед.
– Закапываем в землю, – потупясь, ответил Хейердал.
"Какая дикость, – подумал вождь, – если они их закапывают – тогда зачем убивают?"
Убить человека, чтобы затем съесть – это безнравственно, но в этом убийстве для каннибала есть конкретный зоологический смысл. Но убить человека только лишь для того, чтобы потом его закопать – это безнравственно вдвойне, потому что в природе сие действо вообще лишено какого-либо смысла. Никакой хищный зверь на воле не станет убивать, если он не голоден. Убийство ради самого убийства в природе встречается крайне редко и является исключительной особенностью homo sapiens.
Давно уже не секрет, опытами доказано, что растение реагирует ужасом на приближение человека, когда-то причинившего ему боль. Иными словами, растение, как и мы, способно чувствовать и понимать. Таким образом, поедая злаки, мы убиваем не только те зерна, что поедаем, но и миллиарды несостоявшихся новых жизней, которые могли бы дать эти зерна, как впрочем и все другие плоды. Так что несомненно, что и негативная информация, связанная с их насильственной кончиной, должна была бы перейти в нас и при вегетарианском питании.
Хочу высказать свое мнение относительно приводимого в оздоровительной литературе примера ужасных последствий мясоедения, когда приговоренного к смерти узника кормили исключительно вареным мясом. При этом обязательно подчеркивается, что несчастный абориген умирал на четвертую неделю в страшных муках от общего отравления организма токсинами мясной пищи.
На мой взгляд, бедолага умер бы еще быстрее, если бы его заставили есть толченый кирпич или верблюжью колючку.
Мясо – совершенно не свойственная пища для бедняка стран Древнего Востока, а именно он скорее всего и попадал в тюрьму. И что же получается – пищеварительная и выделительные системы человека были всю жизнь ориентированы на растительную пищу, а тут исключительно мясо, да еще в условиях зиндана – тесной подземной тюрьмы, где из-за ограниченности движения узнику не избежать нарастающего ацидоза, и как следствия – мучительной смерти. А вот чукча, однако, не умер бы. И нганасан тоже не умер бы точно. Потому что мясо они не едят только тогда, когда едят рыбу. Вот маленькая заметка по этому поводу из газеты "Северные зори":
"В Красноярском крае проживают потомки древнего населения Крайнего Севера – нганасаны. Питаются они в основном мясом оленя и рыбой, но на здоровье не жалуются.
Ученые не нашли у нганасанов сколько-нибудь значительных отклонений артериального давления от обычного уровня, содержание холестерина в крови также оказалось нормальным".
Полагаю, стоит потратить немного сил и времени, чтобы все-таки разобраться, почему одних мясо убивает, а для других оно источник жизни и здоровья.
Если мы обратимся к физиологии процесса пищеварения, то сможем выделить целый ряд особенностей расщепления, переваривания и усвоения мясной пищи.
В соответствии с функционированием нашего желудочно-кишечного тракта, первичное химическое расщепление животных белков, имеющих выраженную щелочную реакцию, требует значительного расхода соляной кислоты. А соляная кислота, как известно, играет важнейшую роль в процессе пищеварения:
– она стимулирует секреторную активность желез желудка, способствует превращению неспособного воздействовать на белки профермента пепсиногена в фермент пепсин;
– создает оптимальный кислотно-щелочной баланс
Для действия ферментов желудочного сока;
– вызывает денатурацию, предварительное разрушение и набухание белков пищи, обеспечивает их расщепление ферментами;
– поддерживает антибактериальное действие желудочного сока, т. е. уничтожение болезнетворных и гнилостных микробов.
Соляная кислота способствует также переходу пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку и в дальнейшем участвует в регуляции секреции желез двенадцатиперстной кишки, стимулируя их моторную активность.
При нормальной кислотности желудочного сока рН 2,5-3,5 пепсин оказывает на белки высокоэффективное расщепляющее действие, разрывая в белковой молекуле пептидные связи, образованные группами различных аминокислот.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.