bannerbanner
Эликсир и камень
Эликсир и камень

Эликсир и камень

Язык: Русский
Год издания: 2007
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

Это необходимо еще и потому, что конечным субъектом и объектом алхимического эксперимента является сам алхимик.

Тем не менее, несмотря на гораздо более широкие психологические и духовные аспекты, алхимия разработала методологию и накопила данные, составившие основу современной химии. Наследие алхимии можно обнаружить и в других областях знания, некоторые из которых достаточно далеки от первоначальных целей этой науки. Так, например, сложные процедуры дистилляции, применявшиеся алхимиками, привели к распространению, а возможно, к открытию дистиллированного алкоголя (название происходит от арабского al-kohl). И действительно, сами названия этого продукта часто отражают его алхимическое происхождение – «живая вода», «спирт». Дистиллированный спирт называли «душой вина». Широко известна история – увы, возможно, вымышленная – об изобретении ликера «Бенедиктин». По этой легенде средневековый монах, нарушив запрет настоятеля, работал в своей келье с примитивными алхимическими приспособлениями. В процессе эксперимента он получил яркую густую жидкость цвета янтаря или топаза. Попробовав ее, монах нашел, что у жидкости приятный вкус, соответствующий теплому свету радости. Неудивительно, что ему захотелось попробовать еще. Вскоре он почувствовал явный подъем настроения, бодрость и возбуждение. Прошло немного времени, и он вместе с другими монахами носился от радости вокруг монастыря, заявляя, что открыл алхимический эликсир. С учетом утреннего похмелья громы и молнии, которые метала церковь по поводу запретных занятий, выглядели вполне обоснованными.

Алхимия и астрология являли собой основные проявления процесса проникновения философии герметизма в Западную Европу. Были, однако, и другие. В арабской любовной лирике часто использовалась символика герметиков, впоследствии проложившая себе дорогу в произведения европейских трубадуров[96]. Целомудрие и рыцарская любовь нередко выражались при помощи алхимических образов. Нельзя забывать и о произведениях, которые сегодня известны как «романы о Граале». Под пером Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха, Робера де Борона и многих других, вплоть до сэра Томаса Мелори, на примитивную «магию» так называемых легенд о «языческом Граале» наложился целый пласт иудаистско-христианского материала, пропитанного герметическими темами и символами. Эти темы и символы особенно заметны в таком произведении, как «Перлесваус». В этой работе – анонимное авторство которой усиливает содержащиеся в тексте свидетельства того, что она была написана тамплиером, – читатель сталкивается с повозкой, в которую впряжены три оленя. В повозке находятся головы 150 рыцарей, некоторые из которых «запечатаны в золото, другие в серебро, а третьи в свинец»[97]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Phtiost T Atus, Life of Apollonius, стр. 149 (VI, 11).

2

Butler, The Myth of the Magus, стр. 75.

3

Epiphanius, Contra Haereses, ii, 4, цитируется по Mead, Simon Magus, стр. 27.

4

Jonas, The Gnostic Religion, стр. 109.

5

Acts of Peter.

6

Jonas, цит. произведение.

7

Информацию основных течений раннего мессианского иудаизма, из которых вышло христианство, см. в книге: Baigent and Leigh, The Dead Sea Scrolls Deception, стр. 180.

8

Bowman, Egypt after the Pharaohs, стр. 27.

9

См.: Fraser, Ptolemaic Alexandria, I, стр. 29; Parsons, The Alexandrian Library, стр. 29; Pfeiffer, History of Classical Scholarship, стр. 96.; Blum, Kallimachos, стр. 95.

10

Свитки папируса, найденные в кумранской пещере №7, все были написаны на греческом языке. Они содержали часть книги Исхода, четыре неидентифицированных фрагмента Библии и восемнадцать фрагментов других текстов. См.: Baillet, M., Milik, J.T., and de Vaux, R., Discoveries in the Judaean Desert, vol. HI Oxford, 1962.

11

Josephus, Thejewish War, стр. 392.

12

mmianusMarcellinus, The Roman History, Book XXII, 16.20 (стр. 315).

13

Ammianus Marcellinus, The Roman History, Book XXII, 16.17 (стр. 315).

14

Там же, 16.19 (стр. 315).

15

Milne, Graeco-Egyptian Religion, Encyclopaedia of Religion and Ethics, 6, стр. 376.

16

Для более полной информации о религиях Александрии см: Fraser, цит. произведение, стр. 189.

17

Dodds, Pagan and Christian in an Age of Anxiety, стр. 106.

18

Joyce, Portraitofthe Artist as aYoungMan, стр. 224 – 5.

19

owden, The Egyptian Hermes, стр. 28.

20

Там же.

21

Hermetica, Copenhaver, стр. XIV.

22

Вета\, Black Athena, стр. 139.

23

Fowden, цит. произведение, стр. 25.

24

Hermetica, цит. произведение, стр. 5-8.

25

См. Stoyanov, The Hidden Tradition in Europe; Runciman, The Medieval Manichee.

26

Пер. Robert Powell, The Hermetic Journal, 15, весна 1981, Historical Note concerning the Emerald Tablet, стр. 33.

27

Holmvard, Alchemy, стр. 97-98, цит. Steele, К., and Singer, D., in Proceedingsoftbe RoyalSociety of Medicine, XXI (1928), стр. 42.

28

Пер. Powell, цит. произведение.

29

Kingsley, Ancient Philosophy, Mystery, and Magic, стр. 301.

30

Kingsley, Ancient Philosophy, Mystery, and Magic, стр. 326.

31

Lindsay, The Origins oj'Alchemy in Graeco – Roman Egypt, стр. 25.

32

Дополнительные сведения о Марии иудейке см: Lindsay, цит. произведение, стр. 24; Patai, The Jewish Alchemists, стр. 60, Patai, цит. произведение, стр. 61.

33

Fowden, цит. произведение, стр. 121.

34

Там же, стр. 123.

35

Для дополнительной информации о магических культах Харрана см.: Baigent, Frew the Omens of Babylon, стр. 184.

36

Drijvers, Bardaisan of Edessa and the Hermetica, стр. 209.

37

См: Siorvanes, Proclus. Neo-Platonic Philosophy and Science.

38

Tardieu, Sabiens Coraniques et «Sabiens» de Harran, стр. 13-18, 22-23.

39

Burnett, The Astrologer's Assay of the Alchemist, стр. 103.

40

Эта история приводится в Hermetica, пер. Scott, I, 97 – 101.

41

J.Wood Brown в 1897, цит: Thorndike, History of Magic and Experimental Science, II, стр. 814.

42

Garin, Astrology in the Renaissance, стр. 49.

43

Pingree, Some of the Sources of the Ghayat Al-Hakim, стр. 4.

44

Garin, цит. произведение.

45

Там же.

46

Nasr, Islamic Studies, стр. 76.

47

Там же, стр. 69.

48

Affifi, The Influence of Hermetic Literature on Moslem Thought, стр. 854.

49

Nasr, цит. произведение, стр. 77.

50

Nasr, Islamic Science, стр. 203.

51

Там же, стр. 204.

52

Shah, The Sufis, стр. 15.

53

Plessner, Geber and Jabir ibn Hayyan: An Authentic Sixteenth-century Quotation from Jabir. стр. 115.

54

Tacitus, The Annals of Imperial Rome, стр. 327.

55

Там же.

56

Tolstoy, The Quest for Merlin, стр. 29.

57

Gregory of Tours, The History of the Franks, VI, 35 (стр. 365).

58

Augustine, Letters of St Augustin, no. 47, стр. 293.

59

Bede, A History of the English Church and People, 1, 30 (стр. 86).

60

Подробное обсуждение этого процесса можно найти у Begg, The Cult of the Black Virgin.

61

Frazer, The Golden Bough, стр. 162.

62

Там же.

63

MacRitchie, Scottish Gypsies under the Stuarts, стр. 57-58.

64

Chadwick, Priscillian ofAvila, стр. 2.

65

Kieckhefer, Megic in the Middle Ages, стр. 54.

66

Brown, The Cult of the Saints, стр. 4.

67

Le Мее, Chant, стр. 123-127.

68

Tyack, A Book about Bells, стр. 59

69

Morris, Legends the Bells, стр. 30.

70

Там же.

71

Эта история описана у Zuckerman, A.J., A Jewish Princedom in Feudal France, 768-900. New York, 1972.

72

Makki, M., The Political History of Al-Andalus, стр. 40; Jayyusi, The Legacy of Muslim Spain, vol. I.

73

См.: Hillenbrand, R., The Ornament of the World». Medieval Cordoba as a Cultural Centre, in Jayyusi, цит. произведение, стр. 112-135.

74

Hillenbrand, R, цит. произведение, стр. 115.

75

Ronay, The Tartar Khan's Englishman, стр. 29-30; quoting Matthew Paris.

76

Ronay, цит. произведение, стр. 30.

77

Там же, стр. 31.

78

Там же.

79

См..-Fletcher, The Quest for El Cid, стр. 107.

80

Lomax, The Reconquest of Spain, стр. 108.

81

Chadwick, Priscillian ofAvila, стр. 21; цит. Исидор Севильский.

82

Chadwick, цит. произведение, стр. 233.

83

Affifi, The Mystical PhilosophyofMuhyid Din-IbnulArabi, стр. 20.

84

Burnett, The Translating Activity in Medieval Spain, стр. 1044; в Jayyusi, цит. произведение, том. II, стр. 1036-1358. См. также: Burnett, A Group of Arabic-Latin Translators Working in Northern Spain in the Mid-12th Century; Thorndike, // History of Magic and Experimental Science, том II, стр. 66.

85

Burnett, The Translating Activity in Medieval Spain', стр. 1044; in J ayyusi, Цит. произведение.

86

Socarras, AlfonsoXofCastile, стр. 121, п. 25.

87

Современный взгляд на друзов см.: Abu-Izzeddin, TheDruzes, 1984.

88

Masson, Frederick II ofHobenstaufen, стр. 237.

89

Masson, цит. произведение, стр. 231.

90

Geoffrey of Monmouth, History of the Kings of Britain, стр. 245.

91

Einhard, The Life of Charlemagne, III, 25 (стр. 79).

92

Augustine, City of God, стр. 188.

93

Thorndike, History of Magic and Experimental Science, стр. 673, 689.

94

Smoller, summarizing Aquinas, inHistory, Prophecy, and the Stars, стр. 31

95

Там же, стр. 32.

96

Boase, R.,'Arab Influences on European Love-poetry', стр. 461-462, in Javyusi, The Legacy of Muslim Spain, I, стр.45-7-82.

97

Perlesvaus, стр. 25.

Конец ознакомительного фрагмента
На страницу:
9 из 9