bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Кавказ со своей таинственной и загадочной красотой с древнейших времён привлекает исследователей и путешественников. Удивительный, прекрасный, сказочный, со своими необычными традициями, он получил от матушки-природы всё, о чём только можно мечтать. Всё, что было создано здесь природой, является истинным олицетворением прекрасного. Кавказ – это символ красоты и восхищения. Даже малейшего упоминания о Кавказе достаточно, чтобы ощутить и прочувствовать эту красоту, теплоту и нежность. Леса, высокие снежные вершины, неповторимые реки и озёра, бескрайние зелёные равнины, нерушимые скалы, утёсы, непокорённые вершины, труднодоступные аулы – всё это придаёт неповторимый колорит этому удивительному краю. Действительно, природа Кавказа завораживает. Ей присущи особенные краски, оттенки. Величественный мир Кавказа полон романтики и страсти. Неслучайно великие писатели и поэты – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин, Л. Н. Толстой и другие – описывали в своих произведениях не только красоту природы Кавказа, но и проявляли интерес и уважение к традициям и обычаям кавказских народов. Стихи Пушкина, Лермонтова, посвящённые Кавказу, демонстрируют их истинную влюблённость в этот край. И справедливо будет добавить, что Кавказ оставил свой след не только в их творчестве, но и в их судьбах. Частые ссылки на Кавказ, участие в Кавказских войнах, соседство, а иногда и соперничество с местными жителями, знакомство с нравами и обычаями горцев, безусловно, повлияли на их творческое и духовное становление.

Мир Кавказа – это мир свободы. Он гостеприимен, радушен, но в то же время самодостаточен и горд. Он отличается от других миров своим собственным колоритом, собственной атмосферой, собственными правилами, которые в первую очередь направлены на сохранение и развитие внутреннего мира человека – его духовности, идентичности и религии. Кавказ свято хранит и бережёт свою историю и свои традиции, переданные предками. Прочность и уверенность этого уникального мира обусловлены именно культурными и духовными ценностями, унаследованными от предыдущих поколений. На протяжении всей своей богатой истории Кавказ не раз становился центром столкновения с интересами других миров. Эти грозные, чудовищные и вооружённые до зубов миры вторгались сюда с единственной целью – уничтожить, разрушить и подчинить себе мир Кавказа. Зачастую им удавалось нанести немалые физические разрушения, но никто из них не смог разрушить духовность Кавказа, ведь духовные ценности всегда были здесь гораздо важнее, чем материальные. Кавказ боролся, проливал кровь, но не подчинялся другим мирам. Кавказский мир никогда ни на что не претендовал, кроме одного – его прошлого и возможности защитить и сохранить его. Те, кто посягал на мир Кавказа, понимали, что имеют дело совсем с другим миром, загадочным и неизвестным, народы которого вооружены мощнейшим оружием – любовью к своей земле и к своей родине, а поэтому чужие ценности им не нужны. И именно поэтому никому из вторгавшихся так и не удалось сломить дух этих народов. Всю свою жизнь они подчиняли не законам природы, а законам реальности и обстоятельств.

Богатая история с древнейших времён закалила эти народы, поставив во главу угла такие важнейшие понятия, как свобода, смысл жизни и нравственность. Духовно-нравственная жизнь всегда была для них важнее, чем материальные ценности. Материальное обогащение никогда не было целью их жизни: его производили ровно столько, сколько было необходимо для ежедневного потребления, ведь материальное, даже утратив, всегда можно восстановить или создать что-то новое. А утрачивая нравственность и духовность, понимание смысла жизни, любой народ утрачивает и самого себя в прямом смысле этого слова. Материальное благосостояние – это результат взаимодействия между человеком и природой, а вернее – это результат борьбы между человеком и природой. То воздействие, которое человек оказывает на природу, со временем приобретает новую форму борьбы за благо. В этом смысле материальный мир очень отличается от духовного. То, что их объединяет и связывает, – это время. Время, отмеренное материальному миру, может быть совсем коротким, время же духовного мира не закончится никогда. Материальный мир никогда не был спасителем народов – напротив, он являлся основным инструментом в руках тех, кто пытался подчинить себе других… А духовный мир всегда был двигателем народа, своей мощью и энергией охватывающий душу и сознание людей. Если народ обладает духовными ценностями и ценит их выше, чем что-либо другое, то победить его невозможно. Именно поэтому чужие миры и не смогли покорить дух кавказских народов.

Лезгинский народ является частью великого кавказского мира. Этот народ отличается собственной богатой культурой и особым нравом. Лезгинская культура на протяжении нескольких тысячелетий не только формировалась и развивалась сама, но и оказывала огромное влияние на формирование других этнических групп. Поэтому сегодня представить кавказскую, особенно дагестанскую культуру, без лезгинской культуры практически невозможно. Лезгины, обладая богатейшей историей, свято преданны своим традициям и обычаям, а приверженность заветам предков является нормой их жизни. Исторически сложилось так, что большинство лезгин проживали в горной местности, и именно это стало одной из важнейших причин сохранения их культурных ценностей, формирования особенных национальных черт, менталитета. Расселение народа в горных зонах замедляет процесс ассимиляции, так как там очень редко заключаются смешанные браки. Климатические условия делают их выносливыми, подвижными. Особенности расселения позволяют им в случае опасности легко объединяться друг с другом и помогать друг другу, а почитание и уважение старших передаются из поколения в поколение. Именно эти особенности лезгины стремятся передать будущим поколениям. И это нельзя назвать стремлением получить превосходство над другими народами – это, скорее, стремление получить превосходство в борьбе с такими негативными явлениями, как ложь, лицемерие и зло, и желание быть преданными своим культурным ценностям. Это помогает понять одну простую истину – всё, что мы сегодня имеем, создано нашими предками, и отторгать мир наших предков мы не имеем никакого морального права. Рассчитывать на какие-то успехи и обеспечение порядка и гармонии в нашей жизни возможно только путём сохранения наших духовных ценностей.

Конечно, в современном обществе почитать традиции становится всё сложнее. Современный мир – это мир новых технологий, мир прогресса. Но государство не должно принудительно навязывать его обществу в ущерб традиционным ценностям. Общество должно раз и навсегда уяснить то, что духовное развитие нации полностью зависит от сохранения духовных ценностей, учитывая, однако, при этом, что некоторые обычаи и обряды, которые когда-то были актуальны и воспринимались и своими, и чужими племенами как высшая ценность, сегодня могут выглядеть как дикие и бессмысленные. Поэтому сегодня, говоря о сохранении традиционных ценностей, мы должны чётко понимать, какие именно из них могут стать главными спасителями нации. Самые важные из них мы должны передавать будущим поколениям, а вот какой выбор сделают потомки, будет зависеть от степени сознательности их подхода к этому вопросу. Эффективность этого подхода будет напрямую зависеть как от образования, так и от воспитания. И образование, и воспитание должны реализовываться таким образом, чтобы каждый ощущал свою причастность к национальной самобытности, осознавал свои национальные черты, понимал, что ему ни к чему заимствовать чужой образ жизни, ведь у него есть собственное прочное мировоззрение, и был убеждён, что сохранение базовых ценностей принесёт пользу не только ему самому, но всему народу в целом.

Действия современного мира по отношению к малочисленным и коренным народам сегодня зачастую можно охарактеризовать как враждебные и чудовищные, многие их них в процессе ассимиляции подвергаются постоянным угрозам. И это ещё раз подтверждает мысль о том, что сохранение традиционных ценностей и родного языка должно стать важнейшей целью каждого человека, считающего себя частью какого-то этноса. Это не должно прийти извне – это должно зародиться в сознании и умах людей во имя сохранения себя и своего народа.

Будущее нашего лезгинского народа зависит от того, кем мы являемся сегодня, насколько мы знаем свою историю, способны ли мы понять груз ответственности, которая лежит на наших плечах. Мы, ныне живущие, должны выступить в роли гаранта надёжности и уверенности, справедливости и правды, веры и любви, чтобы в будущем наши потомки были богатыми и сильными духом.

На долю лезгинского народа выпало много испытаний, но он с честью выдержал все эти трудности. Историческое наследие этого народа заключается в самом его существовании, в его значимости и актуальности в развитии национального самосознания. Понять важность сохранения исторического наследия и его роли в современном мире необходимо в первую очередь для того, чтобы быть равноправным членом мирового сообщества. И если это сообщество, несмотря на мировую глобализацию, признаёт уникальность национальных культур и не прикладывает сознательных усилий для уничтожения этих культур, то и мы не должны соперничать с ним, а наоборот, строить отношения на принципах уважения, чтобы и наши культурные ценности не утратили своего значения. Поэтому эти ценности мы должны воспринимать как цель, норму жизни, поскольку именно они направляют наше движение, создают в нашем сознании почву для понимания того, что сохранение национальных ценностей, укрепление национального достояния имеет историческое, политическое и, конечно, моральное значение.

Понять смысл этого современному человеку, в силу его высокой образованности, не составит большого труда. Однако понимание и реализация этих идей – это совершенно разные категории. Понимание – это нравственная составляющая, сформированная путём приобретения знаний, основанных на возможностях каждого отдельно взятого интеллекта. Это в свою очередь тоже должно опираться на знания, полученные не только в процессе образования, но и в процессе приобретения жизненного опыта. Реализация же этих идей и принципов в современном мире, мире глобализации, вызывает очень много вопросов. В каком направлении двигаться человеку, чтобы не оказаться отстранённым от своих национальных интересов, традиций и обычаев? Что необходимо предпринять для того, чтобы представители разных этносов не поглощали друг друга, а, наоборот, интегрируясь, двигались в направлении сохранения самобытности? Мы не должны накапливать негативный опыт, который будет причиной разрушения этнической и культурной общности. Напротив, мы должны весь имеющийся культурный, нравственный и языковой потенциал направить на сохранение самобытности. Не нужно считать себя особенными, ставить себя выше других и претендовать на особое место в мировом сообществе. То, что противоречит нашим высшим идеалам, нужно искоренять, чтобы занять достойное место в мировой культуре. И в этом вопросе нельзя полагаться только на образование и воспитание. В мире глобализации, глубоких социальных перемен, в котором, сосредоточившись на получении материальных благ, зачастую забывают о важной роли духовных и нравственных ценностей, необходимо обратиться к прошлому, к его ценнейшему опыту с тем, чтобы возродить эти ценности в настоящем. Этнические культурные ценности формировались нашими предками в процессе эволюции и должны быть обязательным элементом современной культуры, так как они ориентированы на сохранение традиций и обычаев, которые в свою очередь выполняют функцию защиты настоящего. Как уже отмечалось выше, формирование современной культуры встречает на своём пути множество препятствий, связанных с естественным политическим и техническим прогрессом, но влияние человека на этот процесс ради устранения причин, которые могут влиять на изменение культурных ценностей и традиций, минимально именно потому, что эти ценности, заложенные очень глубоко, определяют наш образ жизни, собственное осознание, формируют сплочённость и единство нации. Нация как некая общность людей, объединённых духовно в одно целое, будет существовать до тех пор, пока в сознаниях людей будет живо её прошлое. Если мы перестанем осознавать своё прошлое как важнейший элемент создания настоящего, мы потеряем всё, что было создано нашими предками. Это будет не только утрата прошлого – она повлечёт за собой потерю нашей опоры в настоящем и, как следствие, потерю будущего. Чтобы этого не случилось, мы должны иметь чёткое представление о своём прошлом, о своей истории, о судьбе своего народа. Я являюсь представителем лезгинского народа, и поэтому для меня нет интересов важнее, чем интересы моего народа, его прошлое, настоящее и будущее.

Первобытный строй, или община, существовал до тех пор, пока в сознании человека не произошла революция, показавшая необходимость применения новых способов и подходов к обработке земли, а это в свою очередь привело к переходу на новый этап развития экономики, требующий становление производства. В истории человечества каждый последующий этап базируется на предыдущем, но в то же время приобретает новые формы развития и особенности. Переход на новую ступень цивилизации характеризовался в первую очередь переходом к землевладению, обработке металлов, гончарному производству и т. д. Появление такой новой формы хозяйствования, как производство, в свою очередь привело к изменению образа жизни людей и социальной структуры в целом. Процесс зарождения экономики в новой форме был очень долгим, и переход продолжался около 3 тыс. лет. Это стало толчком для формирования новых социальных отношений, а также источником зарождения будущей защиты, самообороны всего региона. Найденные археологические памятники ещё раз доказывают, что переход к производственной экономике достаточно сильно повлиял на дальнейшую судьбу Кавказа, в том числе и Дагестана, который к тому же обладал очень выигрышным географическим положением.

Когда мы говорим о Дагестанской цивилизации, то имеем в виду переход на совершенно новый этап развития, который охватил социально-культурную, экономическую и религиозную сферу. Начинает формироваться новая культура экономических отношений, давших новый толчок реформированию общества. Масштабы производства стали настолько велики, что производимые продукты уже не только обеспечивали внутренние потребности населения, но и стали доставляться в другие регионы Кавказа. Перемены, происходящие в жизни кавказцев, особенно в Дагестане и Северном Азербайджане, обусловили образование властных структур с целью обеспечения стабильности экономики, а также регулирования племенных и междуобщинных отношений в социальной сфере. Уникальность этих властных структур заключалась в том, что они объединили под своим началом государственные образования, имеющие разное географическое положение, но очень близкие по духовным и политическим взглядам. К их числу относились Колхида, Иберия, Армения, Кавказская Албания и другие. Кавказские народы на разных этапах своей истории не только сохраняли свой уклад жизни, но и обогащали его путём культурных заимствований. В политической сфере их интересы не ограничивались защитой только своей собственной территории – при необходимости они объединялись против общих врагов, и это сближало их ещё сильнее.

На протяжении всей истории Кавказа не прекращались вражеские военные походы, главной целью которых было покорение кавказских земель и порабощение его народов. В борьбе против завоевателей кавказские народы всегда были едины и сплочённы. Такая солидарность была вызвана ещё и тем, что каждый из народов понимал, что завоевание чужеземцами одной территории ставит под удар другие, соседние, территории Кавказа. Поэтому народы Кавказа всегда были едины в борьбе с общим врагом. Так, например, в 451 году н. э. на территории современного Азербайджана, на левобережье Куры, состоялось крупнейшее сражение против Сасанидов, в котором участвовали не только горцы Дагестана, но и армяне, иберы и другие народы. Эти события происходили на территории государства, которое вошло в историю как Кавказская Албания.

До образования Кавказской Албании на этой территории проживали мелкие племена, у которых отсутствовало понятие частной собственности, деление на классы, не было государственности. Главным объединяющим фактором был коллективный труд, а основной сферой деятельности считалось земледелие. Они прекрасно понимали, что их дальнейшее существование напрямую зависело от обработки земли, которая не только обеспечивала их продуктами, но и определяла образ их жизни. Но на определённом этапе они стали понимать, что самостоятельно не могут уже обеспечивать дальнейшее успешное развитие своей деятельности из-за низкой производительности труда, а также зависимости от внешних условий. Постоянные угрозы со стороны захватчиков, совершающих набеги, тоже создавали большую опасность, грозящую грабежами и разрушениями. Чтобы отражать набеги и отстаивать свою независимость, они объединялись в союзы, которые предоставляли большие возможности для развития и противостояния захватчикам. После того как эти союзы превратились в более крупные объединения, обозначился фундамент для образования государственности, и племена начали долгий путь к созданию своего государства.

Государство – это новые законы и порядки, установление торговых отношений с соседними странами, а также стремление к обеспечению стабильности не только внутри страны, но и за её пределами. Государство – это консолидация всех племён, проживающих на одной территории, их единство, сплочённость, единая вера во имя укрепления государства как культурно, так и экономически и политически. Происходящие внешние изменения повлияли и на внутренний уклад жизни этих племён. Это проявлялось в распаде родовых союзов, появлении ремесленников, развитии земледелия и скотоводства, изменении взаимоотношений между племенами. Дальнейшее ведение хозяйственных, экономических и политических дел было невозможно без изменения прежней формы существования. И эта новая форма должна была воплотиться в новое образование под названием «государство». Одним из государств, образованных кавказскими народами, и была Кавказская Албания, оставившая свой глубокий след в истории.

Во II веке н. э. начинается объединение территорий, на которых проживали племена, говорящие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской группы. Эти племена (а их насчитывается 26) вошли в историю под названием «албаны». Главным источником информации об этом государстве являются античные летописи, труды античных авторов, таких как Страбон, Плиний Старший, Геродот и других. Именно благодаря им современные историки и исследователи получили сведения о Кавказской Албании, её обычаях, населении, культуре и т. д. В этих трудах содержатся сведения о том, с какими странами Кавказская Албания поддерживала взаимоотношения, каким образом формировала армию и как защищала свои интересы. Образование Кавказской Албании было длительным процессом, продолжавшимся несколько веков. Любое объединение в истории – и социальное, и экономическое, и политическое, и религиозное – это всегда объединение разных интересов. Приведение их к нужному консенсусу создаёт основу для формирования общих целей. А поскольку процессы взаимопроникновения были достаточно сложны – как внутри племён, так и между ними, – то и объединение интересов в единое целое по всем направлениям шло довольно медленно. Медленно, но уверенно. Территорией расселения этих племён считалось левобережье Куры. Эти племена, среди которых были албаны, леги, гаргары, утии, гелы и другие, называли «албаноязычными», так как ведущая роль принадлежала албанам, именно их считали инициаторами всех этих процессов, проявившими большую активность в процессе объединения, продемонстрировавшими уважение интересов других племён и принявшими участие в защите этих интересов. Объединение и общее становление этих племён произошло ещё и потому, что их связывало языковое родство, компактное проживание, общие корни и интересы, а также общность в культурной сфере. И во всех этих процессах нужно отдать должное албанам как главным зачинателям этого объединения, которое дало толчок развитию территорий, расселению этих племён и эффективной защите от захватчиков.

Все эти племена говорили на языках лезгинской ветви, они отличались выносливостью, сильным характером и стремлением к свободе как к высшей ценности в жизни. Свобода для них – больше, чем свобода. Это не цель и не мечта – это смысл их жизни, это сама их жизнь. Они не представляли свою жизнь без свободы, потому что понимали, что, только оставаясь свободным, можно сохранить самого себя, свою уникальность.

Геополитически и исторически сложилось так, что Кавказская Албания всегда была местом столкновения интересов таких государств, как Рим и Персия. Эти могущественные империи сыграли в истории человечества огромную роль. Они обладали обширными территориями, большими армиями. Их армии отличались жёсткой дисциплиной и в совершенстве владели военным искусством, что обеспечивало им победу над врагами, были снабжены лучшим для своего времени оружием – иными словами, они были лучшими и по подготовке, и по снабжению. А целью этих мощнейших армий было завоевание и подчинение себе новых территорий. Всё было направлено на достижение этой цели. Это была страсть – страсть к завоеваниям ради удовлетворения типичных имперских амбиций. Большую часть армии Персии составляли наёмники. Среди них, кроме персов, были сирийцы, албаны и представители других народов. Они имели меньшие силы, но побеждали, меняя тактику в зависимости от конкретных условий. Обе империи добились военного превосходства, благодаря сильной экономике, формирование которой было возможно только при крепкой централизованной власти.

Возникновение государственности Кавказской Албании совпало как раз с эпохой расцвета Рима и Персии. Судьба таких стран, как Кавказская Албания, в те времена зависела не только от собственных усилий, но и от отношений Рима и Персии между собой. Военные столкновения между этими мощными империями, длившиеся сотни лет, оставляли разрушительный след в экономической, политической и культурной сфере и таких стран, как Кавказская Албания, потому что они совершали военные походы на Закавказье и Северный Кавказ с целью покорить эти регионы и получить экономическую выгоду. Например, чтобы увеличить объём торговли с азиатскими странами, такими как Индия и Китай, Римская империя решила контролировать торговые пути, которые проходили как раз через Закавказье.

Величие Рима заключалось не только в том, что он был величайшим завоевателем всех времён и народов, но ещё и в том, что он стремился к развитию своей экономики, понимая, что внешние победы за пределами страны возможны только при сильном экономическом тыле. Это главная гарантия успеха внешней политики. Поэтому расширение внешней торговли римляне считали одним из основных направлений развития экономики, основываясь на том, что это, во-первых, даёт возможность увеличивать боеспособность армии, а во-вторых, способствует росту благополучия населения, тем более что и благоприятное географическое положение Рима способствовало развитию внешней торговли с такими регионами, как Африка, Сирия, Греция и др. А чтобы развивать торговые отношения с Индией и Китаем, нужны были новые торговые пути. Как я уже упоминал выше, Кавказ всегда привлекал захватчиков именно потому, что через него проходили важнейшие торговые пути. Восток и Запад – это разные цивилизации с разными ресурсами, в которых была взаимная заинтересованность обеих сторон для развития собственных экономик. А самое главное – доставка этих ресурсов должна производиться с наименьшими расходами и наибольшими географическими удобствами. И лучшим решением в данном случае был Кавказ, который был своего рода мостом между этих двух цивилизаций. Чем больше становился спрос на ресурсы, тем сильнее было желание спровоцировать Кавказ на борьбу с завоевателем. Так и началась экспансия Рима на Кавказе под предводительством консула Лукулла. Главной её целью был захват Закавказья, а потом уже при помощи больших сил нанесение удара по персам,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2