bannerbanner
Хтонь-гора. Как устроена Уральская вселенная
Хтонь-гора. Как устроена Уральская вселенная

Полная версия

Хтонь-гора. Как устроена Уральская вселенная

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Большой идол высокий и тонкий. Его нижняя часть стесана на конус. Поначалу думали, что он стоял вкопанным. Но это вряд ли: для этого он слишком длинный и стройный, даже хрупкий. К тому же на его нижней части нет следов гниения, значит, он не просто не был вкопан, он даже не стоял на земле. Тогда на чем? На камне, на досках, на шкурах? Может, его выставляли только по праздникам, а остальное время он лежал, заботливо укутанный?

Круглая голова идола старательно вытесана. Лицо детально проработано и оттого очень выразительное: круглый удивленный рот, прямые выдающиеся надбровные дуги, широко раскрытые и глубоко посаженные глаза, приплюснутый нос. По щекам цепочки насечек-татуировок, тонкая шея. Вверху спереди у него 26 горизонтальных ребер, сзади – плечи и лопатки, подчеркнутые треугольным зигзагом, потом тоже елочка ребер. Ниже с обеих сторон ниспадающие зигзаги с мягкими углами.

А еще ниже с обеих сторон на теле идола выточено несколько плоских персонажей – у каждого прорезано свое тело, личина, иногда руки и ноги. Таких плоских изображений Толмачев опознал пять, сейчас их насчитали семь. Но их могло быть и больше: на сохранившемся теле идола есть слепые пятна. Все персонажи переданы узнаваемо: прямые ребра, зигзагом – руки и ноги, иногда есть столб-позвоночник. Лица у них лишь намечены, а не проработаны с тщанием, как на венчающей скульптуру голове. Но все они со своим собственным характером. И все соединены угластым проникающим орнаментом.

Кто они? Если это символы Уральской вселенной, то сколько же слоев мира различали прапредки? Возможно, это символы стихий? А может, знаки мужского и женского начал или карта домашнего и лесного миров. Мы до сих пор не можем прочитать этот сложный древней уральский текст.

Но есть на теле идола одна фигура, которая говорит, что с нами он одного рода. Хотя теперь приходится сказать, что фигура была: та часть тулова, на которой она была вырезана, пропала в Гражданскую войну, и мы знаем о ней лишь по рисунку. И все же позвоночный столб, отставленная в сторону рука-зигзаг, подчеркнутые тремя горизонтальными линиями бедра, согнутые в коленях ноги. А между ног – ниспадающие точки-черточки. Рождающая мать. Та самая, что на красном панно в дальнем зале Игнатьевской пещеры. Эти изображения сделаны с промежутком в несколько тысяч лет. Между Шигирским торфяником и пещерой сотни километров. Но не узнать в них единую уральскую прародительницу невозможно.

Дом и лес

Без леса никак. Там охотничий промысел, пушнина: красный и черный зверь приносят успех и достаток. В ловле пушного зверя охотник учится: дорос до охоты на белку – еще совсем мальчик, потом на лисицу пойдет, а как начнет куницу да соболя промышлять – считай, совсем взрослый стал. В лесу – река, в реке – рыба. Промышляют белую – сига, красную – осетра, и даже черных, самых нижних – щуку и налима. Но всегда с оглядкой: в лесу лишнего не присваивай. Многого не давая, многого не брать, немного взял – и не будет с тебя большого спроса.

Дом и лес разные, как день и ночь, как солнце и темень, как человек и Когтистый Дед. Уральский дом начинается с угла, и, даже если дом круглый, как чум или юрта, он все равно состоит из углов. Угол – клин, опора, за него все держится.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В соответствии с договором авторского заказа я обязан указать буквально следующее: данное произведение (то есть книга «Хтонь-гора») создано в рамках фестиваля современного искусства «БАЖОВ-Фест» по заказу Уральского филиала Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Екатеринбург, 2018 г.).

2

Здесь и далее я исхожу из того, что угры (уральцы) в праистории были кочевым коневодческим народом. Это распространенная этноисторическая версия. Подробнее об этом и об образе коня и всадника у протоугров см., напр.: Викторова В. Д. Древние угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси). Екатеринбург: издательство «Квадрат». 2008.

3

Легенда вымышленная. Отдельно сюжет с обрастанием оголившегося в лесу человека шерстью и превращением его в зверя есть в мифе «Богатырь-медведь» (миф №22) в сборнике Н. В. Лукиной (Мифы, предания, сказки хантов и манси. Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной, под общей редакцией Е. С. Новик. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 79—80).

Сборник Н. В. Лукиной – крупнейшее современное научное собрание угорского фольклора. В этой книге я обильно использую его материалы. Далее ссылки на сборник даю простым указанием фамилии составителя и номера страниц.

4

Это мой пересказ суждения-размышления ненецкого поэта Ю. К. Айваседа (Юрий Вэлла). В оригинале так: «Когда хант выезжает на нарте из леса в открытую тундру, он ежится от ветра, ненец распрямляется и поет песню. Когда хант, переехав низину, вновь въезжает в лес, он чувствует себя привольно, ненец – скованно. В пути ненец следит за собой как бы с неба, представляя себя перемещающейся на карте точкой. Хант примечает дерево и держит путь на него, затем примечает мыс и движется к нему, он помнит каждую кочку своих угодий». Цитирую по: Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. С. 262.

«Говорящие культуры» А. В. Головнева – большой, исключительно богатый академический труд по этнографии, при этом написанный удивительно живым и доходчивым языком. При работе над этой книгой я во многом опирался на «Говорящие культуры». Ссылки на них даю простым указанием фамилии автора и номера страниц.

5

Глубокий анализ этих и других символов дан при сопоставлении алтайских, тюркских и угорских мифоритуальных традиций в книге: Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1991.

Далее я неоднократно использую материалы этой монографии, ссылки на нее даю простым указанием фамилии автора и номера страниц.

6

Ковалева В. Т. Скрытые символы древнего знания // Уральский исторический вестник. 1997. Вып. 4. С. 67.

7

«Все не то, чем кажется» – название выставки современного искусства, проходившей в августе-сентябре 2018 года в Екатеринбурге (куратор экспозиции – Владимир Селезнев), она была центральным проектом второго фестиваля «Бажов-фест». Выставка эксплуатировала образ щедрой, но обманчивой пещеры.

8

Мое переложение материала из: Сагалаев А. М. С. 62—63.

9

Мое переложение материала из: Ковалева В. Т. Скрытые символы древнего знания // Уральский исторический вестник. 1997. Вып. 4. С. 67—68.

10

Работ, посвященных уральским палеолитическим пещерам, множество. Сошлюсь на две недавние, по которым даю датировку:

Широков В. Н. Пещерное палеолитическое искусство Урала и Западной Европы // Уральский исторический вестник. 2013. Вып. 4. С. 88—99.

Широков В. Н. Плейстоценовые прототипы голоценовых изображений Урала // Уральский исторический вестник. 2018. Вып. 1. С 39—46.

11

Название не вымышленное, но и не официальное; заимствую из цикла открытых лекций «Мифологическая картина мира на древнем Урале» С. Н. Паниной, начальника отдела древней истории Музея истории и археологии Урала (подразделение Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера), прочитанных 12—13 сентября 2018 года в рамках публичной образовательной программы второго «Бажов-феста».

12

Лукина Н. В. С. 182 (в моем пересказе).

13

Распространенная уральская легенда, существует множество ее версий. Конкретная формулировка – моя.

14

Трактовки символов в этой главке даю по книге Сагалаева.

15

Материалов посвященных Большому Шигирскому идолу много, сейчас их число быстро растет. Здесь опираюсь на:

Чаиркина Н. М. Большой Шигирский идол // Уральский исторический вестник. 2013. Вып. 4. С. 100—110.

Савченко С. Н., Жилин М. Г., Тербергер Т., Хойсснер К.-У. Большой Шигирский идол в контексте раннего мезолита Зауралья // Уральский исторический вестник. 2018. Вып. 1. С. 8—20.

Бобров В. В. Шигирский идол: истоки монументальной скульптуры // Уральский исторический вестник. 2018. Вып. 1. С. 45—54.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2