bannerbannerbanner
Сказка об Анике, которая искала свой огонь
Сказка об Анике, которая искала свой огонь

Полная версия

Сказка об Анике, которая искала свой огонь

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Миранда Браташевец

Сказка об Анике, которая искала свой огонь

© Автор Миранда Браташевец, 2015

© ООО ТД «Белый город», 2015

Девичий танец зрелости

В сказке об Анике, которая отправилась на поиски огня, не сразу можно разглядеть, что это история о девушке, которая реализует себя и освобождается от подчиненного положения. Встреча с alter ego («другой я») является преобразованием девочки в здравомыслящую зрелую женщину. Но это всего лишь краткое и недостаточное изложение смысла сказочной повести. На самом деле в этой мифологической истории мы встречаемся с широким спектром эмпирических и мифических элементов, переплетающихся между собой, которые формируют иллюзорное пространственное восприятие событий. Они должны быть перечислены. Мать девочки умерла слишком рано. Аника, попрощавшись с ней, следует своему внутреннему голосу, не подавляя в себе внутреннего огня, который стимулирует и делает счастливой.

Далее она вступает в брак с богатым человеком, который обращается с ней скорее как со служанкой, чем с женой. Урок матери забыт.

В один прекрасный день наступает весна. Вместе с пробудившейся природой в Анике оживают забытые слова матери.

Однажды Анику пригласили с собой женщины из деревни, которые каждый год в день весеннего равноденствия собирались возле костра на лесной поляне и проводили специальный обряд. Здесь Аника в праздничном народном костюме с заплетенными и украшенными цветами волосами делает все, чтобы приобщиться к ритуалу деревенских ведуний: выпивает стакан молока, съедает кусок хлеба, пробует медовуху – божественный напиток. Затем под звуки ударов в бубен танцует вокруг костра. Ритуальная магия, кульминацией которой является чувственный танец, полностью поглощает ее и уносит в неизведанное. Это, безусловно, ключевой, то есть формирующий, элемент всей истории.

Если бы я попытался описать здесь все волшебные элементы, которые участвуют в этой истории, то не продвинулся бы дальше их перечисления. Главное, как мне кажется, обратить внимание на некоторые особенности повествования и моменты, которые основаны на мифологической традиции.

Во-первых, это темный лес, дикие звери, страх, безвыходность и т. д. Затем встреча с волчицей, которая проводит Анику до скальных гротов; там дверь открывается ржавым волшебным ключом, который можно найти на земле. Анику приветствует белая сова, дарящая ей свой глаз, с помощью которого легко можно видеть в темноте. Как мы знаем, сова с древних времен в представлении любой философии является символом и образом предвидения и мудрости. Совиный глаз ведет Анику по лабиринту пещеры, где она встречается со змеей, которая кусает себя за хвост, что характерно для уробороса, символически чередующего жизнь и смерть. Это является образом бесконечности, то есть вечного.

После нескольких испытаний, которые Аника успешно преодолевает, ей наконец будет передана в руки бутылка волшебного зелья против всех болезней и недугов, которые могут встретиться в дальнейшем путешествии. Препятствий, ожидающих Анику, довольно много, но наиболее серьезным является столкновение с дикой черной кошкой и возникшее чувство ужаса. Но одновременно это чувство пробуждает в Анике зверя самозащиты – предвестника искупительной жизнеспособности, которая необходима, чтобы занять свое место под солнцем. После процессов самосовершенствования и очищения ей открывается выход из тревожного состояния навстречу свету и свободе.

Это тот пробуждающий переломный момент, когда девочка перерождается – становится зрелой и внутренне сильной женщиной (в чувственном и общественном смысле). Женщины из деревни, их судьбы наполняют Анику радостью и помогают ее превращению в волшебном ритуальном танце, в котором душа Аники находит свою истинную силу и красоту.

Когда после обряда она возвращается домой к мужу, то полностью меняется ее супружеская жизнь, так как муж чувствует и одобряет ее преобразование; здесь важный момент – когда Аника сообщает, что ждет ребенка. Руководствуясь полученным опытом, Аника начинает делать куклы, которые вскоре привлекают внимание односельчан. Аника со временем полностью посвящает себя этому занятию.

В повседневности жизненной энергией («дикая кошка»)

Аники управляет «глоток волшебного зелья», который символизирует эмоции и чувственность, с одной стороны, и мудрость и интеллект («совиный глаз») – с другой.

Смысл этой сказки в том, что в ней можно увидеть очертания юнгианских понятий души и сознания, что особенно заметно в показе обрядового танца и процессе инициации.

В сказке многое изображено с помощью символов, в основном из народной мифологии славян. Однако это не единственный компонент, участвующий в плетении сказочной линии. Также в сказке возникает множество элементов духовного и экзистенциального опыта. Все это писатель связал воедино в выразительной повести о первозданной женщине. Душа и тело этой женщины могут достичь совершенства только тогда, когда дух и эмоции освободят женщину, ибо она, как сказал Бальзак, является «королевой мира и рабой желания».

Из сказки Миранды Браташевец следует истина, что в современном обществе, несмотря на прогрессирующий феминизм, всегда ценится настоящая женщина.

Нико Графенауэр

Сказка об Анике, которая искала свой огонь

Эту сказку посвящаю дочери Ванессе, с пожеланием, чтобы она была ей поддержкой и помощью в поиске своего внутреннего огня.

Жила-была девочка по имени Аника. Ее мама умерла, когда она была еще маленькой, но Аника помнила слова, которые мама произнесла на смертном одре: «Аника, научись слушать свой внутренний голос, он всегда укажет правильный путь и научит тем вещам, которые тебе в жизни больше всего пригодятся. Однако смотри не потеряй этот внутренний огонь: он сделает тебя счастливой и жизнерадостной». Конечно, с годами Аника забыла мамины слова. Она жила скромно вместе со своим отцом, который работал с утра до ночи, чтобы они не умерли с голоду. Но отец не знал, что такое нежность, и, к сожалению, не умел показывать Анике свою любовь.

Аника выросла и стала красивой молодой девушкой, на которую заглядывались многие молодцы. Поскольку они были бедны, отец выбрал богатого жениха, который ее не уважал и часто плохо к ней относился, унижал и обижал ее. В его доме она была служанкой, а не женой. Хотя Аника терпеливо сносила все это, глубоко внутри себя она очень страдала. Она чувствовала себя одинокой, никому не нужной и несчастной. Она была еще очень молода, но радость и счастье в ней медленно угасали. Тогда она вспомнила слова матери о том, что нельзя допускать, чтобы огонь жизни угас, чтобы стремление к жизни и творчеству в ней иссякло.



Люди в деревне любили ее, потому что она была со всеми вежлива и никому не желала ничего плохого.

Было начало весны, природа начала просыпаться, зацвели первые цветы, и первые нежные листики появились на голых кустиках и деревьях. Приближался праздник – день весеннего равноденствия. В это время земля просыпалась и оживала заново, природа наполнялась новыми силами, а тьма уходила побежденной. Свет с каждым днем сиял все ярче и ярче, и этот свет наполнял все живые существа новой, творческой энергией.

Каждый год в полнолуние, ближе к равноденствию, женщины всей деревни собирались и уходили на лесную поляну над деревней, где разводили костер и проводили особый обряд. Аника слышала много историй про этот праздник, но никогда не принимала в нем участия. Однако в этом году старейшина деревни пригласила ее присоединиться к ним. Аника не чувствовала себя спокойно, она почти боялась того, что должно было произойти. Все было так таинственно, что пробуждало в ней ощущение ожидания чего-то удивительного. Они договорились, что встретятся на лесной поляне незадолго до полуночи.

Муж не запретил ей присутствовать на празднике, поскольку знал, что в это женское дело он не может вмешиваться.

Аника надела праздничную белую блузку, расшитую красными гвоздиками на большом воротнике, длинную черную юбку и опоясалась красным фартуком с двумя большими карманами по бокам. После этого она расчесала свои длинные русые волосы и заплела их в густую косу, обула деревянные башмаки, накинула на плечи шерстяную шаль и отправилась по узкой, крутой тропинке, которая вела к городу, в сторону места, где они договорились встретиться.


Несмотря на то что дни были уже довольно теплыми, ночами было все еще холодно. У Аники по коже бегали мурашки не только от холода, но и оттого, что с ней что-то происходило, что-то, что она сама не могла объяснить. Все ее тело дрожало, особенно бедра, в голове шумело, в животе она чувствовала слабость, а в сердце тревогу.

И хотя она хорошо знала дорогу, потому что по ней ходила собирать на край леса ягоды, в темноте идти было нелегко. Еще хорошо, что на небе взошла луна, освещавшая дорогу, иначе было бы тяжело идти по острым камням и раздвигать низко висящие ветки.

Неожиданно она споткнулась о большой камень, лежащий прямо посреди дороги, и почти упала, но ей удалось руками зацепиться за скалу.

На земле Аника заметила металлический предмет. Она посмотрела более внимательно и увидела очень большой и немного заржавевший ключ. Она взяла его в руки, чтобы рассмотреть получше. Такого большого ключа Аника никогда не видела в своей жизни и с трудом могла представить себе, какого размера должна быть дверь, которую такой ключ мог бы открыть. В их деревне и в ее окрестностях такой двери наверняка не было. Особенно интересной ей показалась головка ключа, выполненная в виде кольца с цветочным узором. Она решила взять ключ с собой и положила его в карман фартука.



Продолжая идти далее, она издали заметила тусклый красный огонь, который медленно разгорался и становился все более ярким; уже можно было слышать его трескучие звуки. Когда она приблизилась, она увидела знакомые лица деревенских женщин возле костра. Они тепло ее приветствовали и пригласили присоединиться к ним заплетать венки вместе. Венки были сделаны из разноцветных лент, которые свободно свисали с одной стороны и были украшены весенними цветами. Аника уже давно не чувствовала себя окруженной такой теплотой и мягкостью, которую дарила ей слишком рано умершая мать. Она совсем успокоилась и наслаждалась приятным теплом костра. Ей казалось, что он согревает как тело, так и душу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1