bannerbanner
Места силы Русской Равнины. Том 3. Места силы 61—90
Места силы Русской Равнины. Том 3. Места силы 61—90

Полная версия

Места силы Русской Равнины. Том 3. Места силы 61—90

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

 Источника, прямо, за деревом, купальня.

Кадр снят с того места, где набирают целебную воду


Место, конечно, чудесное. Там ангелы Мамрейской дубравы, явившись из полуденного зноя, возвестили Аврааму, что через год у него родится Исаак. И там же, в пещере Махпеле, напротив священной рощи Мамре, лежат Авраам, Исаак, Иаков – патриархальная троица. Формула упокоения патриархов в пещере Махпеле звучит так: такой-то приложился к народу своему. В Библии это сказано даже об Аврааме, который был первым (если не считать Сарры) евреем, похороненным в Махпеле. То, что Авраам приложился к еще фактически не существующему, но уже мертвому народу, означает, что этот народ – не конкретные люди. Это – нечто существующее до и помимо конкретных людей (не масса, а нуминоз, как я уже здесь62 объяснял), мистическая сущность народа, каковой сущностью и является бог Авраама, Исаака и Иакова, витающий над местом силы Мамре.

Вообще-то таких дубрав в Ханаанской земле было много: у каждого Лота и Мелхиседека – своя. Но пророки еврейского бога их порубили, поскольку там кадили богам хоть и очень похожим на бога Авраама, но – не ему. Через века дошла очередь и до священных дубрав в других частях мира. Аврамический дух дубравы Мамре для своей экспансии создал два инструмента – христианство и ислам. Ловкий ход. Теперь полномочный представитель Авраама контролирует меня, когда я иду общаться со своими богами. Это вроде как Билл Гейтс пытается навязать мне свое программное обеспечение и получить с меня деньги. Но я, во-первых, выбираю только то, что мне нужно, а во-вторых, никогда не плачу уважаемому Биллу.


Cнимок Тихонова места силы из космоса: русла рек образуют причудливую конфигурацию, что-то вроде мешка, жерло которого – между Дворцами и Лев-Толстым


Великие преимущества аврамических религий прекрасно известны. Бог в них сконструирован так, что, будучи един, служит объединителем масс, которые, из страха иудейска, должны беспрекословно повиноваться. Очень удобно для руководителей. Потому-то еврейский бог так популярен в этой среде и всячески насаждается сверху. Нам, например, объясняют, что та же Ветхозаветная Троица (икона) выражает собою единство, к которому должна была стремиться раздробленная Русь для того, чтобы сбросить с себя татаро-монгольское иго. Иначе говоря: эта икона выражает стремление московских великих князей к господству над Русской равниной. И тут опять начинается двусмыслица двоеверия. Потому, что Русская равнина является естественной средой обитания русского бога, который, конечно, большой пофигист и с циничным прищуром наблюдает за тем, как в его вотчине суетятся поклонники Ягве, заставляя русских людей молиться локальному духу дубравы Момре, но – он, русский бог, в любой момент кому угодно может устроить Содом и Гоморру. Бывало, устраивал, лил христианскую кровь. Мусульманскую – тоже.

Вот, например, как он показал себя во время Великого Стояния в месте силы на Угре. Он сам показал или локальный дух этого места – неважно. Во всяком случае, действовал здесь русский бог, а не князь Иван III, который всегда поддерживал чуждую веру. Этот князь был, конечно, великий полководец и ловкий политик. Когда в 1480 году хан Большой Орды Ахмат, заключив союз с королем КазимиромIV Ягеллончиком, выдвинулся в сторону Москвы, Иван все предусмотрел. Нейтрализовал Казимира, натравив на него крымского хана Менгли Гирея и организовав беспорядки в Литве. Далее – направил в глубокий рейд по Волге каперский флот, начавший методично разорять беззащитные селения Ахмат-хана, точно маневрируя на Оке, заставил Ахмата сместиться к устью Угры, заранее выстроил по ней линию обороны, которая не позволила татарам форсировать реку, подавил внутреннюю крамолу и так далее.


Древесная мистика. Слева ныне разрушенная часовня над Тихоновым дубом. Справа шаманское (оно же – мировое) древо, соединяющее три мира – подземный, земной и небесный. В данном случае это знаменитый ясень Иггдразиль


Это – что касается военного искусства, а вот шутка русского бога: Угра в тот год замерзла уже 26 октября. Татарская конница могла атаковать прямо по льду. И, конечно, смяла бы русских, не готовых к такому повороту. Ивану пришлось срочно отводить войска от реки, чтобы перегруппировать их для полевого сражения. Когда татары увидели, что русские уходят, они почему-то решили, что князь задумал очередную ужасную каверзу, и побежали. Это было отлично видно с высоты Тихонова дуба. Никто никого не преследовал. Но Ахмат был вскоре убит. Победу записали на счет Владимирской Богородицы63. Так смехом русских богов закончилось трехсотлетнее иго.


Тихонова пустынь, Успенский собор


Эти боги живут среди нас, но редко показывают свое настоящее лицо. Русская классическая литература является сводом мифов64 об этих богах, пробившихся сквозь кору христианства. Хрестоматийный пример из Толстого: князь Андрей Болконский попадает в зачарованный лес. Здесь лошади сразу зафыркали, и даже лакей ощутил, что попал в место силы: «Лёгко, ваше сиятельство». Только убитый европейским образованием князь еще ничего не понимает (думает, что дело только в весне), но все-таки ищет глазами именно дуб: «Да, вот он, дуб». Далее он концентрирует внимание на дубе: несколько раз оглянулся на этот дуб, как будто чего-то ждал от него. Отождествляется с ним путем медитации: мы (с дубом) знаем… «Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с дубом возник в душе князя Андрея». Этот буддизм – начало прорастания дуба в душе князя. Вскоре он увидит нимфу (с характерной фамилией Ростова) и погонится за ней: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел». Это мир. А к началу войны дуб превратится в дубину народного гнева.

Шестьдесят девятое – Дунилово-Горицы

Я отключился65 всего, может, на пару минут и увидел себя в Лев-Толстом, где сдвинутая богомолка показывала мне феерический дуб преподобного Тихона. А очнулся от холода, когда во сне погрузился в источник. И вот передо мною долина реки Тезы (в Ивановской области). Я лежу на возвышенности, где когда-то стояла усадьба последних потомков Суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых. Это место сейчас не застроено и называется Поляной. Слева село Горицы – домики, кладбище и две церкви на нем: Рождества Богородицы и Вознесения. На другой стороны Тезы – многочисленные церкви села Дунилова.

Вообще-то первоначально село называлось не Дунилово, а Дубнилово. По берегам здесь рос дубовый лес. Краевед Борисов, живший в Дунилово в средине 19-го века, говорит, что еще в его время в реке находили старые дубовые кряжи, а когда-то на месте села стоял языческий идол Дубнило. Насчет имени – не знаю, но нисколько не сомневаюсь в том, что на берегу Тезы между Горицами и Дуниловым должен был стоять какой-нибудь идол. Потому что место это прекрасное, сильное, и десять церквей, столпившиеся на малом пространстве по берегам реки, появились здесь совсем неспроста.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. Том Второй, главу «Пятьдесят седьмое – Оптина пустынь».

2

См. Том Первый, главу «Десятое – Остров Коневец».

3

См. Том Первый, главу «Двадцатое – Никандрова пустынь».

4

См. главу «Восемьдесят первое – Богородицкий парк».

5

См. Том Второй, главу «Пятьдесят шестое – Тиуновское святилище».

6

См. главу «Восьмидесятое – Дивеево».

7

См. Том Четвертый, главу «Девяносто восьмое – Старица».

8

См. Том Второй, главу «Тридцать седьмое – Сельцо Карельское».

9

См. Том Четвертый, главу «Девяносто второе – Старая Рязань».

10

См. Том Второй, главу «Шестьдесят третье – Бабья гора».

11

См. Том Второй, главу «Пятьдесят пятое – Княжая Пустынь».

12

См. Том Первый, главу «Двадцать девятое – Колоцкое».

13

См. Том Первый, главу «Восемнадцатое – Перынский холм».

14

См. Том Второй, главу «Шестидесятое – Шамордино».

15

См. Том Первый, главу «Двадцать восьмое – Филипповское».

16

См. главу «Шестьдесят четвертое – Солотча».

17

См. Том Второй, главу «Пятьдесят девятое – Бабье озеро».

18

См. Том Второй, главу «Пятьдесят девятое – Бабье озеро».

19

См. Том Первый, главу «Семнадцатое – Волосово».

20

См. Том Первый, главу «Восемнадцатое – Перынский холм».

21

См. главу «Шестьдесят первое – Монахов ров».

22

См. главу «Шестьдесят второе – Муром».

23

См. Том Четвертый, главу «Девяносто шестое – Любим».

24

См. Том Второй, главу «Пятьдесят второе – Ижеславль».

25

См. Том Второй, главу «Пятьдесят девятое – Бабье озеро».

26

См. Том Второй, главу «Сорок девятое – Исток Непрядвы».

27

См. Том Первый, главу «Двенадцатое – Верюга».

28

См. Том Второй, главу «Тридцать второе – Низовья Нары».

29

См. Том Первый, главу «Двадцать четвертое – Пощупово».

30

См. Том Второй, главу «Сорок пятое – Епифань».

31

См. Том Первый, главу «Двенадцать ключей».

32

См. Том Второй, главу «Сорок второе – Горки Ленинские».

33

См. Том Второй, главу «Пятьдесят седьмое – Оптина пустынь».

34

См. главу «Шестьдесят второе – Муром».

35

См. Том Первый, главу «Двадцать пятое – Желтоводье».

36

См. Том Первый, главу «Восьмое – Худынское».

37

См. главу «Шестьдесят седьмое – Клоп».

38

См. Том Первый, главу «Седьмое – Чистое болото».

39

См. Том Первый, главу «Тринадцатое – Умиление».

40

См. главу «Шестьдесят третье – Бабья гора».

41

См. Том Четвертый, главу «Девяносто шестое – Любим».

42

См. главу «Семьдесят третье – Макарьев».

43

См. Том Первый, главу «Тринадцатое – Умиление».

44

См. главу «Семьдесят девятое – Пайгарма».

45

См. Том Второй, главу «Пятьдесят девятое – Бабье озеро».

46

См. Том Второй, главу «Пятьдесят шестое – Тиуновское святилище».

47

См. Том Четвертый, главу «Сто третье – Глушица».

48

См. Том Второй, главу «Тридцать второе – Низовья Нары».

49

См. Том Первый, главу «Двадцать девятое – Колоцкое».

50

См. Том Второй, главу «Сорок первое – Колюпаново».

51

См. Том Второй, главу «Тридцать четвертое – Крыпецы».

52

См. Том Первый, главу «Восемнадцатое – Перынский холм».

53

См. Том Второй, главу «Сорок седьмое – Елезарово».

54

См. Том Второй, главу «Пятидесятое – Сия».

55

См. Том Второй, главу «Пятьдесят шестое – Тиуновское святилище».

56

См. Том Первый, главу «Девятое – Дьяконова поляна».

57

См. Том Первый, главу «Пятнадцатое – Недума-река».

58

См. Том Первый, главу «Семнадцатое – Волосово».

59

См. Том Первый, главу «Девятнадцатое – Нурма».

60

См. главу «Шестьдесят шестое – Святые горы».

61

См. главу «Шестьдесят девятое – Дунилово-Горицы».

62

См. Том Второй, главу «Шестидесятое – Шамордино».

63

См. Том Четвертый, главу «Сто первое – Задонск».

64

Олег Давыдов. «Война и мiръ». Текст написан для французского журнала «Синтаксис», где и был опубликован в 1990 году. Онлайн-версию см. https://www.peremeny.ru/colums/view/366/

65

См. главу «Шестьдесят восьмое – Лев-Толстое».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6