Полная версия
Рай: Путь к блаженству. О чем я никогда не слышала в проповедях
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Там же, с.540
Кто сам за себя мстит, тот как бы обвиняет Бога в недостатке правосудия.
Прп. Марк Подвижник
Там же, с.541
Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тот час же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд, тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя, а смотри: в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил – и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение.
Священномученик Арсений (Жадановский)
Там же, с.543
Умел ты ближнего своего оскорбить – умей же с ним и примириться. Но не медли в таком важном деле и не откладывай до утра, ибо не знаешь, дождешься ли завтрашнего дня. Бог обещал нам, кающимся, милость Свою, но завтрашнего дня не обещал. Переломи же себя, сокруши живущего в твоем сердце идола гордости и поклонись со смирением ближнему твоему, которого ты оскорбил.
Святитель Тихон Задонский
Там же, с.549
Если ты прощаешь, это значит, что тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то, значит, и твой грех остается с тобою.
Прп. Силуан Афонский
Там же, с.542
Настоящее терпение заключается в том, чтобы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать.
Старец Паисий Святогорец
Там же, с532
Гонения
А уж если попустит Господь сильные страдания или настоящие гонения придут, то, как владыка говорил, нужно представить, что ты идешь на Крест. Перед смертью он как-то сказал: «А вам, может быть, придется еще пострадать. Но если придет такое время, то не устрашитесь, идите как на Крест, смело, с открытой грудью, не сомневаясь, ни о чем не жалея, с радостью принимая его. Тогда сила Божия осенит и укрепит, и вы устоите. А если мысленно попятишься от Креста, если в мыслях раздвоишься, поколеблешься, испугаешься за себя или за родных, то в это время демонская сила вмешается, благодать отойдет и уже не устоять в страданиях. Осознать надо, что пришел тот час, когда тебе нужно оправдать свою веру, свою верность Господу. Иди, как шли святые мученики, Господь укреплял их, они даже мучений не ощущали, а если ощущали, то понимали, что это дается для очищения от прежних грехов. Просите у Бога помощи. За детей, за родных не страшитесь – нашими страданиями мы им поможем, и Господь их помилует».
Архиепископ Антоний (Голынский – Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати, с.311.
Истинная молитва всегда есть борьба со смертью и отрицание смерти. Истинная молитва есть всегда борьба за жизнь и утверждение жизни.
Какова же истинная молитва? Та, которая делает тебя сильнее смерти, которая побеждает страх и ужас смерти. Если, встав с молитвы и заглянув в себя, ты чувствуешь прежний страх смерти, знай: молитва твоя не была настоящей. Если же, встав с молитвы и заглянув в себя, ты почувствуешь равнодушие к смерти, знай: молитва твоя истинна. Когда, встав с молитвы, ты почувствуешь желание как можно скорее соединиться с истинной жизнью, знай: молитва твоя была победительной.
Прежде чем взойти на Крест, Спаситель уже победил смерть, когда молился в Гефсиманском саду.
Гефсиманская молитва суть единственный образ совершенной и победительной молитвы, когда-либо явленной и завещанной роду человеческому.
Святитель Николай Сербский
Мудрые мысли о молитве, с.28,29
Смотри также: МУЧЕНИКИ
Гордость и тщеславие
Смирения же два, так же, как и две гордости. Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его, таковой, если не опомнится вскоре… то мало-помалу, приходит во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею…
Гордость же бывает мирская и монашеская; мирская гордость есть та, когда кто гордится перед братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его… Случается также, что тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поет, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении… это мирская гордость.
Монашеская же гордость есть та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живет и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы…
Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения и послания, с.37,38.
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, с.25.
Если мы хотим, чтобы Господь простил и спас нас, то мы… должны бояться, как огня, чувства своей праведности, ибо это самый верный признак духовной слепоты, гордыни, гибельного состояния души
Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни, с.382.
Как Господь старается спасти человека, так диавол – погубить. Диавол дает человеку видимость победы над собой и вводит через это в самодовольство и гордость…
Там же, с.169.
Грехи все исповеданы, вспоминать прошлое надо только тогда, когда промелькнет гордостный помысл.
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), с.73.
Все злое и скорбное приключается нам за возношение наше.
Марк Подвижник
Если не имеешь умиления в душе, то разумей, что имеешь величание в сердце твоем или побеждаешься многоядением: то и другое не допускают душу прийти в умиление.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.6, с.453.
Смирение есть постоянная молитва со слезами и трудами. Ибо оно, всегда призывая на помощь Бога, не позволяет дерзко полагаться на собственную силу и мудрость и превозноситься над другими – что является двумя тяжкими болезнями страсти гордыни.
Максим Исповедник
Архиепископ Антоний (Голынский – Михайловский). О молитве Иисусовой и Божественной благодати, с.167.
Бог расточает мыслию и помыслами сердца гордых. Так сказала Пресвятая Богородица. Если ты рассеиваешься мыслями, значит ты горд.
Некоторый святой отец сказал: «Блажен человек, познавший свою немощь, потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути»
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.7, с.286
От лица тщеславия и гордыни: «Ежели сам себя чаще пред Господом укорять будешь – нас как паутину расторгнешь».
Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага.
Игумен Никон (Воробьев). О началах жизни, с.92.
Не огорчайся слишком, видя в себе и гордость, и тщеславие, и мшелоимство, и зависть, и раздражительность, и гнев и проч., не говоря уже о плодах их…
Все люди – существа падшие, однако осознать это разумом только – недостаточно. Надо осознать сердцем и, заплакав об этом раз, продолжать всегда на молитве плакать пред Богом, раскрывая всю свою порчу, всю болезнь во всех видах и проявлениях. От этого обязательно рождается мягкое отношение к другим людям, хотя и долго могут быть еще вспышки гнева или иных страстей. Однако другого пути нет. Исаак Сирин говорит: иди путем, проложенным страдальческими стопами святых. Своего пути не придумаешь. Это наука точная.
Там же, с.93.
Тщеславие, самолюбие и гордость так глубоко гнездятся в сердце человеческом, что нужны сильные средства и длительный период обучения скорбями и искушениями, чтобы искоренить их и привести человека хоть к некоторому смирению.
Там же, с.92,93.
Везде со всеми смиряйся. «Бог гордым противится» (Иак. 4:6), а люди и тем более… А резкость, грубость, крик, настойчивость – все это признаки не смирения, а явной гордости. Подчеркиваю – явной, потому что есть и тайная гордость, которую не сразу в себе познаем. Старайся быть незаметной везде, сокрушаться в своих недостатках явных и тайных. Сокрушение сердца восполняет недостаток делания заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения. Можно и из гордости исполнять почти все заповеди и быть врагом Божиим.
Там же, с.91,92.
– Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от нее?
– Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты ее скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать ее от себя. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая гордость, чтобы от нее избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даешь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.
Паисий Святогорец. Слова. Т.5, с.62.
– Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?
– Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту – плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновленного человека. К сожалению, часто люди духовной жизни стремятся приобрести добродетель, но еще хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, – общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растет тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.
Там же, с.72.
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко.»
Признаком гордости является также страх. Святой Лествичник пишет об этом так: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет. Человек допускает мысль, что по зависти обличают его в гордости, и не исправляется.
А ведь по сути дела надо не гордиться, а страшиться предстать пред Богом без преумножения своих талантов. Ведь «от всякого кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48).
Советую, друг мой, затаив дыхание, забыв весь мир и себя, внимательно прислушиваться к кроткому, нежному, ласковому голосу Спасителя нашего, Который с любовью всем говорит: «Смирись, как Я смирился; возлюби всех, даже врагов, как Я возлюбил; твори добро, будь милосерд, как Я. Бери с Меня пример, следуй за мной».
Схиигумен Савва. «О главных христианских добродетелях и гордости».
Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору.
Святитель Иоанн Златоуст
Итак, плотская гордость отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре ее крикливость, в молчании – досада, в веселии громкий разливающийся смех, в печальном случае – неразумная скорбь, в ответе – строптивость, в речи – легкомыслие, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда любви, дерзко наносит оскорбления, а терпеть их не может. Она не склонна к повиновению, если что не совпадает с ее желанием и волей. К принятию увещания она непреклонна; к отречению от своей воли – слаба, для подчинения другим – весьма упорна, всегда пытается настоять на своем мнении, а уступить другому никак не хочет.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
А гордость страшна тогда, когда не замечаем ее, а если замечаем и каемся и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех.
Старец Оптинский Анатолий (Зерцалов)
Преподобные старцы Оптинские, с.285
Грех
Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное – от бесов, сказал преподобный Пимен Великий… Тот, кому прощены грехи при Таинстве исповеди, обязан не повторять этих грехов, и только. Воспоминание прежних телесных грехов очень вредно и воспрещается святыми отцами.
…Здесь недоверие к святому Таинству исповеди, в котором действует всесильный Дух Святой, решительно и вполне изглаждая грехи человеков.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.7, с.425
Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению святых отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться – потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться – потому что мы имеем всесильного Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас кровь Свою.
Когда приходят хульные помыслы неверия, сомнения и тому подобные, то, по учению святых отцов, не должно этим смущаться, а знать, что эти помыслы не принадлежат душе нашей, а врагу нашему диаволу. Не должно ими смущаться, не должно принимать их и укосневать в них.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Все добродетели между собой связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
Так и с противной стороны, худые дела зависят одно от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия.
Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 40.1.
Грехи можно заглаждать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается:
– не одному раскаянию…
– но еще любовь покрывает множество грехов…
– милостынею врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня изглаждает грех…
– и слезы омывают грехи…
– так же заглаждаются грехи исповеданием их…
– скорбию душевною и телесною приобретается отпущение грехов…
– особенно исправлением нравов наших уничтожаются грехи…
– иногда молитвы святых заглаждают грехи…
– иногда дела милосердия и веры…
– содействие обращению и спасению других…
– прощение другим обид, нанесенных ими нам.
Итак, вот сколькими путями можно заслужить милосердие Создателя.
Видя эти пути, никто из желающих спасения не должен отчаиваться.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, с533, 534.
Христос пришел на землю спасти грешников, а не праведников. Точно так нисходит Он Своим святым Телом и Своею всесвятою Кровию в грешного человека и спасает его. Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой. Кто по возможности употребляет все усилия, чтобы воздерживаться от грехов и при сознании своей греховности и немощи приступает к Господу, того Господь приемлет. Он отвращается от тех грешников, которые приступают к Нему без благоговения и без намерения оставить греховную жизнь. Такие принимают Святые Таины в осуждение себе.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.7,с.432.
Иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.
Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения и послания, с.23.
Помни, что никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие: гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся, опять согрешил – опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться и придешь в мирное устроение. Не ищи правды на земле, а ищи ее в себе.
Валаамский старец
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), с.529.
Моли Господа, чтоб Он Сам поборал за тебя, и таким образом всегда доставлял тебе победу: Господь не может не быть победителем. Если же мы побеждаемся, – это значит, что сражаемся одни, что Господь не нисходит вместе с нами на сражение противу иноплеменников. Он не нисходит или по причине раздвоенного произволения нашего, или потому, что мы заслуживаем оставление за небрежение наше, за хладность нашу к Нему, за привязанность к миру и его сладостям.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.4, с.81.
Если по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех… то благодать отступит от тебя, оставит тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь… сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием. Поспеши искоренить и решительным покаянием возвратить сердцу чистоту.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Пребывающим в унынии, с.174
Не падать – свойственно только Ангелам; человекам свойственно падать и восставать; падши, пребывать в падении свойственно одним диаволам.
«Лествица»
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.4, с.78
Не вдруг открывает Господь грехи человека ему самому: иначе он от страха не вынес бы и умер.
И.И, Троицкий
Обновление человеческой души.
Представь себе искру, упавшую в море: может ли она остаться цела и оттуда снова появиться? Что искра по отношению к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию. Море, хотя и велико, но имеет пределы, а человеколюбие Божие беспредельно.
Иоанн Златоуст.
Неизмеримый океан поглощает одинаково и воды реки широкой… и скромные струи ручейка, едва приметного: так в бездне благости Божией исчезают тяжкие грехопадения наравне с малейшими, ничтожнейшими погрешностями.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Борись с грехом, живущим внутри тебя, это: ложь, лукавство, тщеславие, клевета, зависть, нечистота, маловерие, гнев, раздражительность, леность, печаль мира сего, забвение имени Божия, забвение смерти, желание почета, уважения от людей и пр. и пр. Если будешь следить за собой, то увидишь, что ты ежеминутно грешишь и оскорбляешь Бога. Тогда искренне не пожелаешь осудить ближнего, потому что сама способна на всякий грех и на тот, который видишь в другом в данную минуту.
Игумен Никон (Воробьев)
Носители Духа, с. 117.
…Многие и ныне умирают от грома, молний, от огня, от воды, от угара, от падений нечаянных и пр., и всех таковых кончина мученическая, в коей своею кровию очищаются грехи, и Святая Церковь наша особенное о них имеет ходатайство ко Господу.
Оптинский старец Антоний
Преподобные старцы Оптинские, с. 171.
Спасительно для нас, если растет в нас отвращение от греха, переходящее в ненависть к самому себе. Иначе мы в опасности сжиться с грехом, который так многогранен и тонок, что мы обычно и не замечаем его присутствия во всех наших действиях, даже по виду благих.
Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве, с. 202.
Мы оттого бываем так сильно боримы помыслами страстными, что мы любим грех; если же нам кажется, что мы его ненавидим и что помыслы помимо нашей воли борют нас, то мы ошибаемся. Мы ненавидим и не желаем греха только по рассуждению, рассуждение же никогда не сильно победить в нас страсти и уничтожить естественное влечение ко греху: нужно, чтобы воля наша решительно отсекала всякое плотское пожелание и чтобы устремила все свое хотение к Богу и к исполнению Его слова, Его святых заповедей.
Схимонахиня Ардалиона
Носители Духа, с. 118.
Не бойтесь… никого и ничего, кроме греха. Ибо всякий грех ослабит вашу связь со всесильным Христом. Даже если грех мал, он ослабит вашу связь с Господом. Если же грех велик, он может совсем прервать вашу связь с Ним, так что вы останетесь одни, без Божией помощи, пред лицом всех зол в мире и пред лицом всех врагов ваших, видимых и невидимых. Не дай, Господи! А Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15, 5) Воистину так, Господи, совсем ничего.
Святитель Николай Сербский (Велимирович). Мудрая игумения Любостиньская, с. 4.
Когда человек совершает грех, он попадает под действие нечистой силы.
Протоиерей Валериан Кречетов. Меч духовный, с. 99.
Господь помогает, но помогает тому, кто что-то делает.
Там же, с.173.
Удобно побеждаемый в мелочах поневоле побежден будет в великом; побеждающий в мелочах – и в великом окажет доблесть о Господе.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.5, с.183.
Страсть, произвольно приведенная в действие, после этого действует уже насильственно и против воли того, кто первоначально попустит ей действовать по произволению.
Марк Подвижник
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.5, с.171
Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу.
Иоанн Кронштадтский
По непреложному закону подвижничества обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Нет греха, побеждающего милосердие Божие, оно все прощает кающимся и молящимся.
Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие… Убойтесь же всем сердцем греха
Иоанн Кронштадтский
…Живущему посреди мира, посреди всех соблазнов невозможно не увлекаться. Не желайте от себя невозможного, не требуйте от души Вашей того, чего она не может дать. Врачуйте Ваши увлечения покаянием, а недостаток делания Вашего восполняйте сокрушением духа.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.7, с.293.
Не унывайте от преткновений, непогрешительность – несбыточная мечта! Преткновения свойственны всем человекам, которым, по этой самой склонности к падениям, повелено: в терпении вашем стяжите души ваши. Претерпевый до конца, той спасется.
Там же, с.274.
Тот, кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня.
Без сердечного сокрушения невозможно избавиться от заразы греховной. Сокрушается сердце тричастным воздержанием: воздержанием от сна, от пищи и от излишнего телесного успокоения. От нарушения воздержания в этих предметах рождается сладострастие. Сладострастие принимает благосклонно лукавые помыслы, сопротивляется молитве и подобающему служению.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. соч. Т.5, с.181,182.