bannerbanner
Основные элементы Космософии
Основные элементы Космософии

Полная версия

Основные элементы Космософии

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Основные элементы Космософии


Д. Кокшаров

© Д. Кокшаров, 2024


ISBN 978-5-0059-1179-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Основные элементы Космософии

2-ое издание, переработанное

1. Что есть Космософия

Космософией назван особый подход к познанию сути Единой Реальности во всей Её многомерности и полноте, предполагающий беспристрастное всестороннее рассмотрение всех феноменальных (проявленных) и ноуменальных (непроявленных) аспектов Единой Реальности и постижение их сущности и предназначения согласно общему смыслу существования Единой Реальности. Под Единой Реальностью понимается вся совокупность того, что существует: как зримое, так и незримое, как уже известное, так и ещё неизвестное.

Космософия стремится познать и проявить Абсолютную Истину через познание истин относительных, которые являются ступенями на пути к Ней. Познание относительных истин хоть и является значимым с точки зрения Космософии, однако рассматривается как предварительный этап в постижении Истины Абсолютной. Иначе говоря, Абсолютная Истина является Целью, а относительные истины – средствами в познании и достижении этой Цели.

В приоритетах Космософии находятся всесторонность, универсальность, всеохватность, интегральность и всеобъемлющая полнота. Космософия в познании Абсолютной Истины стремится выйти за рамки всех узких и категоричных концепций1 и суждений, которые акцентированы в познании Истины только на уникальном методе, философии и традиции и не признают иные варианты ви́дения Единой Реальности кроме своего. Космософия же видит своей задачей не отрицание подобных односторонних тенденций, а гармоничную интеграцию всех их путём правильного расположения всех частных точек зрения в общей картине мира. Это производится, во-первых, путём постижения уникального предназначения каждого мировоззрения и метода, ориентированных на познание Истины, и, во-вторых – путём нахождения и переживания единой сути, которая пребывает за всеми ними и которую все они в той или иной мере выражают по роду своему.

Таким образом, Космософия желает быть универсальной наукой, целью которой является поиск и получение ответов на все вопросы в отношении Абсолютной Истины максимально целостно, непротиворечиво, всесторонне и глубоко. Это своего рода наука будущего, ибо до сих пор такие интегральные тенденции в ходе истории человечества в силу самых разнообразных причин почти не находили должной поддержки со стороны человечества, а потому в основном оставались в зародышевом виде. В последнее время, однако, ситуация на Земле в этом отношении постепенно начала всё-таки меняться в сторону интегрального ви́дения и осознавания Единой Реальности, а потому Космософия, как подсознательное стремление к гармоничной интеграции, всё больше и чаще находит опору в разных уголках Земли: как среди независимых духовных искателей, практиков и мыслителей, так и среди выдающихся посвящённых, учителей, титанов духа.

2. Гносеология Космософии

Гносеология2 есть один из главнейших разделов Космософии. В этом разделе исследуются фундаментальные предпосылки самого познания: основные и вспомогательные инструменты и средства познания, факторы и условия познания. Поскольку всё познание так или иначе исходит из сознания и сознанием же определено, то, по сути, гносеология Космософии, прежде всего, есть самопознание. Всё прочее вытекает из этого, этим обусловлено и вращается вокруг этого.

Самопознание, или самоисследование, в Космософии есть постижение природы Сознания как такового, а также всего того, что на Сознании основано. Ибо очевидно, что, не определившись с тем, кто познаёт и чем познание осуществляется, невозможно обрести твёрдую убеждённость в правильности как самого производимого процесса познания, так и тех выводов, к которым приходишь в результате познания. Очень часто на протяжении тысячелетий развития земного человечества этим неоправданно пренебрегали, в результате чего в мировоззренческом поле сознания нынешнего человечества образовались громадные пробелы, бессчётное число «провисающих концов» в виде разнообразных мировоззренческих нестыковок и противоречий, в силу чего современный человек по большому счёту уже не в состоянии ясно отделять реальность от иллюзии, истину от лжи, правду от кривды; не говоря уже о том, чтобы различать и распознавать многовариантные тонкости и нюансы этих перечисленных пар противоположностей, их связь с собственным сознанием и взаимовлияние. Все эти нестыковки и противоречия, как это понятно, не могут создать твёрдого мировоззренческого фундамента внутренней убеждённости, на котором человеческая цивилизация могла бы стабильно поддерживать своё существование3, не говоря уже о том, чтобы эволюционно4 прогрессировать5.

3. Объекты пристального исследования Космософии

В связи с вышесказанным объектами космософского исследования являются те направления познания, которые испокон веков известны на Земле как мистические (эзотерические, оккультные, тайноведческие). Ибо во все века адепты именно этих направлений в своих исследованиях ближе всего подходили к той цели, которая обозначена Космософией как Абсолютная Истина. Абсолютную Истину именовали и именуют при этом по-разному. Её можно обозначить и как подлинную Реальность, и как изначальную Причину, и как Божественное Начало, и как Источник Всего, и т. д. – суть от этого не поменяется. Смысл в том, что настоящий мистицизм всегда искал именно Бога, причём не формально, а глубинно, не в гипотезах, а в непосредственном переживании и осознании. Исходя из этого понятно, что всё прочее, что находится вне мистического направления познания, для постижения и проявления Абсолютной Истины может быть лишь вспомогательным, прикладным, но не основным, поскольку только мистицизм, базирующийся на обретении непосредственного духовного опыта переживания и осознания Абсолютной Истины, максимально полно ориентирован на Неё, а тем самым и наиболее тесно Ей сопричастен.

Философия, следовательно, исходящий из неё идеализм, в основном базирующиеся на мышлении, также нередко были ориентированы на поиск Абсолютной Истины, однако средства и методы, избираемые ими, в большинстве своём были и продолжают оставаться неудовлетворительными с точки зрения непосредственного переживания и осознания Истины, ибо ограничиваются лишь ментальными (умственными, идейными, понятийными) инструментами. В Космософии же первоочередной интерес представляет именно сверхчувственно-сверхинтеллектуальное постижение Истины (назовём такое постижение метаконцептуальным6), ибо лишь оно одно даёт человеческому духу полное счастье, а не карикатуру на него, и именно оно же позволяет ему становиться надёжным проводником и глашатаем Истины. Более того, такой вид познания более многомерен, ибо он концентрирует в себе в единое целое как то, что можно постичь с помощью размышления, так и нечто принципиально большее и качественное, нежели итоги размышления. Таким образом, мистическая форма познания интегральнее, а тем самым и истиннее, поэтому находится в основном приоритете Космософии.

Материалистическая наука, а с ней и весь материалистический подход также не являются объектами пристального исследования Космософии, хотя и могут своими вещественными фактами и гипотезами дополнять космософское познание и помогать ему. Ибо материализм ограничен в рассмотрении и изучении реальности лишь физической материальностью и в силу этого такие вещи, как мистический опыт, он обыкновенно игнорирует. Такой подход не является мудрым, ибо он отдаёт односторонностью и архаичностью. Таким образом, материализм, основанный на нынешней науке, будучи ещё более ограничен по своему роду, чем идеализм, основанный на философии, в принципе не может претендовать на способность дать когда-либо ответы на неразгаданные тайны бытия и жизни, ибо он не в состоянии выйти не то что за пределы ментального плана, но даже за пределы физического.

Наконец, религиозность в обыденном, повседневном виде также не является главным объектом познания Космософии. На протяжении веков реальное мистическое стремление постичь и пережить Абсолютную Истину для многих, увы, превратилось в формальные атрибутивность и ритуальность, лишённые живого духа. Особенно такое положение дел свойственно для западной религиозности, ибо Запад исторически был более ориентирован на земное, в силу чего околодуховные чаяния Запада, из-за его заземляющей тенденции, приобрели поверхностный, формальный характер, чего не скажешь о Востоке. Разумеется, там и там всегда были, есть и будут исключения, так что данное замечание нужно принимать лишь в самом общем смысле.

В силу всего вышесказанного становится понятно, что мистика, эзотерика, оккультизм в их истинном значении (то есть как то, что непосредственно ведёт к незримой внутренней Реальности, постигаемой за внешними объектами материальной кажимости, к прямому переживанию Бога) есть то, что является основным предметом пристального исследования Космософии. Сто́ит всё же заострить внимание на том, что такой избранный подход не отвергает философию (идеализм), науку (материализм) и религию (мифологию), а исключительно мистицизм (трансцендентализм7) выдвигает якобы на передний план. Не совсем. Данными направлениями познания Космософия не пренебрегает, ибо это как раз противоречило бы её интегральному Духу. Дело в том, что в Космософии всё расстанавливается на свои места – согласно своему роду и предназначению в контексте Единого Божьего Замысла, исходящего из Его Премудрости. Подобно тому, как колёса автомобиля служат для одного, корпус – для второго, а руль – для третьего, так и различные подходы к восприятию Единой Реальности (материалистический, идеалистический, религиозный и мистический) также предназначены каждый для своего. Причём особенностью здесь является то, что идеализм способен гармонично в качестве одной из своих составляющих включать в свою картину мира материализм, а мистицизм точно так же способен включать в свою картину мира идеализм и материализм вместе. Таким образом, здесь всецело соблюдается интегральный, холархический подход, без однобоких нигилистических тенденций.

Именно интеграция различных мистических (а при необходимости религиозных, философских и научных) подходов с целью найти То Единое, Что одновременно скрывается за всеми ними и просвечивает сквозь них, и является приоритетным направлением исследования Космософии. Для этого Космософия рассматривает различные мистические учения и традиции, которые существовали в прежние времена, а также которые возникли совсем недавно, чтобы, опираясь на собственную методологию8, гносеологически, посредством мистического опыта постигнуть суть Единой Реальности, осознать и пережить как можно более полную Истину, из которой произошёл весь ноуменально-феноменальный9 мир.

Отметим, однако, что интеграция, о которой идёт речь в Космософии, не есть плюрализм, которому свойственно признавать все точки зрения правомерными, но при этом уравнивать их, смешивая без разбора и создавая в конечном счёте мировоззренческую неразбериху и отсутствие целостности. В Космософии нет места подобного рода легкомысленности, основанной, как правило, на лени и комфортабельной уступчивости. Интегральный путь, о котором идёт речь в Космософии, заключается в том, чтобы, объединяя различные взгляды на Бога, Мироздание и духовный путь, всё же распознавать и образовывать в сознании разветвлённую иерархически-холархическую структуру, в которой отчётливо будет проступать уникальное, неповторимое и специфическое предназначение и местоположение каждого взгляда на Единую Реальность, благодаря чему можно будет избежать мировоззренческой путаницы и узреть максимально полно и целостно путь к Абсолютной Истине.

4. Духовно-космическое предназначение Космософии на Земле

Духовно-космическое призвание Космософии на Земле есть всеобъемлющая интеграция, единение всех истинно духовных учений и пролагаемых ими путей в единое, непротиворечивое, гармонично сочетающее различные духовно-эволюционные аспекты, глобальное метаучение10, открывающее (или раскрывающее) универсальный путь духовной эволюции человечества в Божественном Творении. Это же есть и закономерная потребность нынешнего Духа Времени, разворачивающегося в виде современной эпохи духовной интеграции на заре всеобщего духовного пробуждения.

Однако Космософия, имея духовно-космическое происхождение, существовала всегда и в различные времена в тех или иных культурах она уже проявлялась в той или иной степени на Земле. Поэтому неправомерно будет считать, что Космософия, даже в её нынешнем виде на Земле, предстала здесь впервые. Напротив, проводники Космософии на Земле воплощались и прежде, проявляя Дух эволюционно-космической Интеграции в форме многих прежних мистических учений, исполненных единства и согласия. Этим Духом Интеграции были проникнуты и наставления ведических Риши, возвещавших о бесконечном Сознании, лежащем в основе всего; и учение Христа, в котором был заложен призыв из самоотверженной любви ко Всевышнему во всеобщем чистом духовном единении восходить в Небесное Царство Истины; и розенкрейцерские эзотерические мистерии Средневековья, концентрировавшие в себе и насаждавшие по Земле семена Космической Мудрости. Этот же Дух Интеграции впоследствии проявился и в обнародованном на Земле через Елену Блаватскую учении Теософии, девизом которой стал синтез науки, религии и философии вне религиозных, национальных и расовых противоречий с идеалом общечеловеческого Братства; и в возвещённом миру учении Антропософии, принесённой Рудольфом Штайнером, исполненной Мудростью нахождения Духа во всём; и в учении Рамакришны, признававшем истинность всех религий как различных сторон Единого Пути к Богу; и в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо, синтезирующей различные аспекты духовной эволюции человека во Вселенной; и в интеррелигиозном послании Даниила Андреева «Роза Мира».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Здесь и далее под концепцией будет пониматься то, что сформировано на основе понятийных смыслов (понятий), образных представлений (образов) и словесных рассуждений (слов). Концептуальный подход, таким образом, есть синоним рационального подхода, то есть того, что основывается на мышлении, включающем в себя и рассудок.

2

Гносеология (греч.) – теория познания; учение о познании; познание самого процесса познания.

3

В данном случае имеется в виду поддержание гармоничного состояния человеческой цивилизации, преисполненного мирных форм сосуществования и благоприятных взаимодействий, способствующих лишь разностороннему взаимообогащению и процветанию всех групп и членов человеческой цивилизации.

4

Эволюция (лат.) – развёртывание, расширение сознания.

5

Здесь речь идёт об эволюции в широком смысле – не только (и даже не сколько) о научно-техническом прогрессе, семимильными шагами происходящем сегодня, но об эволюции человеческого сознания и эволюции человеческого вида как такового, включающей прежде всего морально-этическую и культурно-духовную стороны, а не сугубо материальную. В результате такой эволюции человек на каждом последующем этапе качественно поднимается над всеми предыдущими, забирая с них всё наиболее лучшее, ценное и достойное и дополняя это тем принципиально новым, совершенным, возвышенным и интегрально охватывающем всё предыдущее, что обретается на вышестоящей эволюционной ступени.

6

Метаконцепуальностью здесь и далее обозначена способность познавать на сверхрациональных, недуальных уровнях осознания. Метаконцептуальность – синоним сверхконцептуальности, пострациональности. Метаконцептуальность – это то, что идёт после концептуальности, то есть выше и глубже её.

7

Трансцендентность (лат.) – запредельность.

8

Методология (лат.) – учение о методе, способе, пути; система знаний, раскрывающая путь.

9

Ноуменально-феноменальный (греч.) – непроявленно-проявленный.

10

То, что идёт после учений, стоит над ними, сверхучение.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу