Полная версия
Мгновений след
Поразили меня сводчатые стеклянные потолки – придумка самой Цветаевой. Ей в любое время хотелось видеть небо.
Старинное зеркало – таинственный предмет, хранящий многие годы в своём Зазеркалье образ хозяйки. Глядя в него, невольно ощущаешь встречный взгляд серо-зелёных глаз Марины.
Хочу у зеркала, где мутьИ сон туманящий,Я выпытать – куда Вам путьИ где пристанище.Прикоснувшись так ощутимо к образу Марины Цветаевой, побывав у неё сегодня в гостях, я поняла, что несмотря ни на какие обстоятельства тех лет, она была счастлива в этом доме.
Уходила я со светлой душой и мыслью – встретиться вновь.
Марине Цветаевой[1]
Ветра дикие пляски на крышах,Ливень майский. Вселенский потоп.Я к Тебе пробиваюсь, слышишь?Через водный и людей поток.Сердце сжалось, но вдруг пружинойМожет вырваться. Ох, как боюсь!На свиданье к Тебе, Любимой,Будто молния в небе, стремлюсь.Понимаю, не ждёшь, не рада –Одиночество вдруг нарушу.Нипочём ураган-торнадо,Поспешу открыть Тебе душу.Распахнёшь заветные покои:Своды, лестницы, окна, крыши.Знаю, тайн мне не откроешь,Но мы стали чуточку ближе.Я была здесь, Тобой дышала,Исстрадалась до исступления.Каждый день я Твой проживала,Каждой клеточкой чувствуя время.Уходила… На небе солнцеВ споре с радугой заиграло,Душу высветило до донца.Я сегодня другою стала.2019 год, октябрь.
Я В ПАРИЖЕ. ВПЕРВЫЕ.
«Я сегодня увидела Тебя!.. Ты всё так же красив, молод, ярок, нежен и любвеобилен. Говорят, Тебе две тысячи лет… А, и пусть говорят! Они не видели Тебя… Бесспорно, первая Твоя мадам – La Tour Eifef l. Она в течение многих и многих лет сохраняет свой шарм и красоту, вероятно, потому что каждую ночь, когда всё вокруг погружается в сон, успевает пробежаться по Елисейским полям и выбрать себе супермодные сапожки и очаровательную шляпку в их бутиках…»[2]
Я хочу затеряться в Париже,Удиви, очаруй, забери.Пусть меня листопадом двустишийОсень кружит в садах Тюильри[3]…И многое ещё, что удивляло в Париже дочь калмыцких степей.
Месяц, когда «красною кистью рябина зажглась», месяц Марины Цветаевой, привёл меня на свидание именно к ней.
Произошло это нестерпимо ожидаемо, молниеносно и с тихим ликованием. Написала столько несвязных слов, пытаясь описать своё состояние в тот день.
Ванв. Улица Жан Батист Потэн, 65.
Последнее предместье Парижа для Марины Цветаевой.
Тихая улица, каштан перед окнами, куст бузины, воспетый в её стихах.
Как всё это удалось сохранить, а вернее воссоздать Флорану Дельпорт?[4]
Как всё это пережить мне?
С 1934 и по 1938 год семья Марины Цветаевой живёт в Ванве.
Милый компактный городок, весь в зелени и цветах, ныне пригород Парижа. Древняя католическая церковь с приятным звоном колокола, очаровательные, большей частью двухэтажные, домики, каждый из которых не похож на соседа.
Марине понравился этот старый дом «на чудной каштановой улице». «У меня чу-удная большая комната с двумя окнами и в одном из них, огромным каштаном, сейчас жёлтым, как вечное солнце. Это моя радость».
Как же ей хотелось жить и радоваться!
«Но на ванвских улицах всё это время соседи провожали её косыми взглядами, а бывшие одноклассники Мура в лицо выкрикивали оскорбления. Предвидеть всё это было нетрудно…
Враждебность ванвских соседей постоянно подогревалась прессой… Имя Эфрона постоянно фигурировало в этих публикациях…
Когда подходило время очередного «терма», ежеквартальной квартирной платы, денег в семье не оказывалось.
В редакции «Последние новости» Марину Ивановну любили те, от кого не зависела судьба её рукописей. Почти всегда приходилось ждать по нескольку месяцев публикаций не только стихов, а даже прозы. Неудачи с публикациями поэтических произведений заставили осознать, что главному её призванию, поэзии, отныне придётся потесниться»[5].
Теперь она чаще пишет воспоминания, делает переводы.
Созданы прозаические шедевры – «Живое о живом», «Дом у старого Пимена», «Пленный дух» и другие. Проза об отце и его музее, о матери и музыке, о детстве.
Как писал Владислав Ходасевич: «Тема, по существу, мемуарная… Оставаясь в пределах действительности, Цветаева придаёт своим рассказам о людях, с которыми ей приходилось встречаться, силу и выпуклость художественного произведения».
А в стихах этих лет слышны ноты глубочайшего трагизма и отчаяния:
За этот ад, За этот бред Пошли мне сад На старость лет.На старость лет,На старость бед,Рабочих – лет,Горбатых лет.«Вера моя разрушилась, надежды исчезли, силы иссякли», – с горечью признаётся Марина Цветаева.
И вот я стою перед этим домом с каштаном у окна в Ванве.
Светлый, с мансардой, трёхэтажный особняк, весь обвитый красным плющом. Видна небольшая табличка, указывающая, что с июля 1934 года по июль 1938 года на втором этаже этого дома жила русская поэтесса Марина Цветаева. Ниже цитата из стихотворения «Дом», написанного здесь, в Ванве, в 1935 году.
Из-под нахмуренных бровейДом – будто юности моейДень – будто молодость мояМеня встречает: – Здравствуй, я!Мой настрой, мои ожидания от новой встречи с любимым поэтом поглощают всю меня.
Поднимаюсь по винтовой лестнице (снова – винтовая, как в московском доме!) в её комнаты, казавшиеся для Марины Цветаевой тогда почти раем.
Небольшие, уютные, они бережно хранят память о поэте. Стеллажи с книгами, круглый матерчатый абажур под невысоким потолком, вязаные половички. Даже сохранён уголок пола, с почти полностью стёршейся краской на старых скрипучих половицах, по которым ходила Марина!
В этом доме бережно хранится прижизненный сборник стихов Марины Цветаевой «После России», изданный в Париже в 1928 году.
Вызвал непомерный восторг и трепет большой, удлиненной формы пуф, обитый зелёным, в некоторых местах потёртым плюшем. Настоящий, Маринин!
Все непременно пожелали на нём посидеть. А я почему-то не решилась. Стояла, смотрела на этот старый милый пуф и видела Марину, слегка присевшую отдохнуть и побеседовать с любимым каштаном, который с любопытством заглядывал ей в окно. В то время очень уставшую от жизненных передряг, с потухшим взглядом, бледную, с заметной проседью в волосах.
Захотелось подойти к ней и обнять. По-доброму, безо всякого сочувствия или жалости, которую бы она вмиг ощутила и не приняла.
В группе нас было человек пятнадцать. А я будто бы осталась в квартире наедине с Мариной.
Молчать и даже не дышать, а слушать и слышать тишину дома. Прочувствовать атмосферу её любимого раннего рабочего утра. Оградить от всех посторонних людей, сложных взаимоотношений, трагических обстоятельств жизни.
ТОЛЬКО БЫ ОНА ПИСАЛА!
Но…
Но на бегу меня тяжкой дланьюСхватила за волосы судьба…Прощание с домом Марины тоже было трогательным.
В дар поэту и как великое признание звучали строки: «Бог, не суди, ты не был женщиной на Земле…», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Если душа родилась крылатой…» и много ещё.
Флоран сыграл на рояле и спел свои песни на слова Марины Цветаевой. Удивительный человек, однажды прочитав стихи Марины, полюбил их всем сердцем, выучил русский язык, чтобы читать стихи Цветаевой на её родном языке. Его любовью и живёт музей-квартира Марины Цветаевой в Ванве.
Спасибо, Флоран, за тёплый уголок вдали от Родины, за добрую память о русском поэте.
А я увозила с собой в Россию часть парижских душевных переживаний Марины Цветаевой.
И на долгую память в сумочке – каштаны Ванва.
Александр Балдёнков
г. Москва, Россия
Александр Балдёнков – это творческое имя Балденкова Александра Владимировича, которое отражает истинное звучание фамилии.
Родился Александр в 1952 году в селе Верхнее Мячково ближнего Подмосковья.
Интерес к естественным наукам и врожденные способности позволили Балденкову А. В. после службы в рядах Советской армии поступить на учёбу и окончить физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Трудовая деятельность проходила на ин-женерных должностях в сфере производства изделий микроэлектроники, а также в области энергообеспечения зданий и строений одного из департаментов Правительства Москвы. В настоящее время он живёт и трудится в городе Видное Московской области.
Робкие попытки писать стихи в молодые годы не дали каких-либо результатов, а способность излагать свои мысли и чувства в стихотворной форме проявилась неожиданно уже в зрелом возрасте.
В большей части произведений Александра Балдёнкова отображается жизнеутверждающая позиция. С 2021 года член Российского союза писателей, неоднократно номинирован на различные премии в разделах «Поэзия».
Я в этот мир влюблен
Я в этот мир влюблёнИ счастлив изначально.Своей улыбкой освещёнСредь многих лиц печальных.Я прогоняю грусть свою,Твоё ученье принимая.И подсознаньем чувствую,Своим сознаньем понимая.Я улыбаюсь всем.Немногие лишь отвечают.Другим я стал совсем,Другим все козни их прощая.Из детства
Над Замбией раскаты грома,В Анголе тучи воду льют.У нас на русской печке домаСобрался греться малый люд.Штаны от снега колом встали,И варежки промокли вдрызг.Но мы нисколько не устали,Нам дела нет до холодрыг.Катались с горок, рыли норыВ сугробах высотой с забор.У каждого свои вершины, горы.У нас махнуть в овраг на спор.Краснели щёки, мёрзли пальцы.Нам это было нипочём.Горчицей грелись, тёрлись сальцем.Крепчали только день за днём.Показалось
Снежинки кружатся в вальсеМузыки мнимой в такт.Мир многоцветьем прекрасен.Мартовский снег как факт.Показалось, зимы время вышло,Но вот наступил рассвет.И что ж, потихоньку, неслышноПадает, падает снег.Деревья стоят не колышась,Грезя теплом. Синичка поёт.Ну а снежок пушистыйИдёт, всё идёт и идёт.Пострел
Ручейки бегут игриво,Звон весенний там и тут.В радость детворе счастливойСтроить множество запруд.Запущу кораблик дерзкий.Пусть плывёт без парусовНа волнах в потоке резвомМеж холодных берегов.Он судьбой своей доволен,Он в движенье быстр и смысл.Ну а то, что он не волен –Ерунда, таков удел.Если б крылья, как у птицы,Он летел бы, как хотел.А сейчас бортами битьсяДолжен храбрый наш пострел.Пора домой
Всё гуще облака,К дождю погода хмурится.Пора сказать «пока»Прекрасной нашей улице.Нас ждёт надёжный кровС диваном и камином.Подложим чутку дров,Достанем тоник… с джином.Трещат в огне дрова,Даря собой уют.И песни добрые словаБальзам на душу льют.Осень на пороге
Осень на порогеТопчется и мнётся.Август же в итогеЕй в лицо смеётся.Не спеши… успеешь,Я ещё в фаворе.Хоть дождям ты веришь,Видишь – солнца море.Пробежали тучки,Утекла водица.Солнце прямо в ручкиСнова будет литься.Тёплыми лучамиГреть и веселить.Куртки с сапогамиРано нам носить.Фотоальбом
Галерея моя лучше выставки всякой.Время есть, по ней я «пройдусь».Здесь природа, друзья и событья, что святы.Время тронуло снимки и пусть.Нашей жизни заветные вехи,Что подмечены в нужный момент.И скрепляют они, пока живы, вовекиУзы наши, как крепкий цемент.Стройность мыслей и суть идеалов –Украшение наших картин.Подвиг жизни без пьедесталов,Он велик среди шор и вершин.Осень… Ноябрь
Финальный яркий штрихОсеннего расклада:Дожди прошли и ветер стих,Морозец заменил прохладу.«Ноябрь рисует дивную картину…»
Ноябрь рисует дивную картину:Красна листва ещё на ветках,Застывший лёд, а может, иней…Всё в ожиданье снега, ветра.Пора любая в наслаждение.Умей всё с радостью принять.Не изменить земли вращениеИ время не воротишь вспять.Стою на распутье
Стою на распутье.Так было не раз.Вопрос всё не отпустит:Что делать мне сейчас?Я по улице пройду,Пробегусь тропинкою,А потом ещё зайдуПоболтаю с Зинкою.Отношения людскиеОчень многогранные,Где простые и тупые,Где-то – филигранные.Она чай заварит крепкий,Что-то спросит, что-то скажет.Так посмотрит, глаз-то меткий,Может, что-нибудь подскажет.Ответить хочется достойно
Ответить хочется достойноНа стих красивейший – стихом.Но мысли все гуляют вольно,Как кони в табуне степном.Пытаюсь изловить их, заарканить,А то приблизить ласково маня.И кажется, поймал, «держу руками»,Но вновь они уходят от меня.Всему есть время и черёд.И верю я в прекрасное, что где-то.Весна… всё скоро расцветёт,А за весною следом лето.И явится оно ко мне,Прекрасное, что было недоступно.И буду я в том вольном табуне,Как ни было б сегодня трудно.Сергей Беер
г. Екатеринбург, Россия
Сергей Беер родился в ноябре 1965 года, вырос на Урале. Окончил Ленинградский государственный университет. Трудовую деятельность начал в 15 лет. За свою жизнь сменил несколько профессий и городов. В настоящее время живёт и работает в Екатеринбурге.
В 2020 году вышел авторский сборник рассказов под общим названием «Фрески древнего храма» (издательство «Перо»), а в 2022 году издан роман «Без права на славу» издательством Общенациональной ассоциации молодых музыкантов, поэтов и прозаиков.
Взросление
Как-то совершенно неожиданно для самого себя Сашка в одночасье стал вдруг взрослым. По большому счёту ничего экстраординарного в его жизни не случилось. Солнце, как и прежде, светило днём и пряталось куда-то за горизонт на ночь. Папа по-прежнему ходил на работу, но в их квартиру перебралась жить бабушка, мамина мама, да сама мама, вернувшись из больницы, перестала ходить на работу. И всё это из-за того, что домой она принесла маленький сверток, который иногда издавал едва слышный писк. Теперь на том основании, что он стал старшим, ему запрещалось бегать по квартире и громко орать, когда он играл, скача на деревянной лошади и изображая всадника. Ещё до того, как мама вернулась из больницы, отец объявил ему о том, что у него появилась сестрёнка, а заодно заметил, что теперь Сашка уже большой и у него обязательно появятся свои обязанности. Когда же Сашка полюбопытствовал какие, отец пожал плечами и ответил: «Вот мать вернётся – узнаешь, а пока живи как жил». Но спокойная жизнь его закончилась очень скоро, а точнее, ровно через неделю после их разговора.
Кончился ноябрь. За окном по ночам завывала метель, а наутро отец, как и прежде, отводил Сашку в детский садик, иногда по пути отчитывая сына за какую-нибудь шалость.
Взрослость пришла в первый выходной. Бабушка стирала пелёнки, отца вызвали на работу, там случился какой-то аврал, мать кормила грудью пищащий кулёк, а ему было велено одеться и идти в магазин за молоком.
– Помнишь, мы летом с тобой ходили через дорогу мимо кладбища? – поинтересовалась у него мать.
– Помню. Было жарко, и ты мне мороженое купила.
– Вот и хорошо. Возьми бидон и деньги. Купишь молока и масла, а как вернёшься, пойдёшь за хлебом, а то отец вернётся, а нам кормить его нечем.
Сашка самостоятельно оделся, взял бидон и кошелёк с деньгами, молча вышел из дому и отправился за молоком. Пройдя через двор, он поздоровался с друзьями, что катались с ледяной горки, и, минуя первую дорогу, через два дома вышел ко второй. Если по первой дороге машины ездили крайне редко, то вторая была настоящей магистралью – машины то и дело сновали туда-сюда. Подойдя к перекрёстку, Сашка огляделся по сторонам и что было духу припустился бежать через дорогу. Теперь нужно было спуститься вниз к железнодорожному полотну и перейти через него. Сашка дошёл до гаражей и встал. Прямо на него выскочила незнакомая большая рыжая собака. Она обнюхала малыша и поняв, что у того ничего съестного нет, виляя хвостом, отошла в сторону. Переведя дух, Сашка перешёл железнодорожное полотно и ступил с широко очищенного тротуара на узкую тропинку, идущую вдоль кладбища. Тропа была хорошо натоптана, но всё же на ней могли разойтись два человека. Дорога мимо кладбища не пугала его, только когда была пустынна. Кладбище было уже старое, закрытое, в самом его конце стояла изба сторожа, в которой он и жил со своей семьёй, вот сторожа-то Сашка всегда и побаивался, даже когда шёл, держась за руку матери. Зимой тропа хорошо просматривалась с одного конца кладбища до другого. Сашка прошёл уже половину тропы, когда на неё вышел сторож. Он шёл по каким-то своим надобностям и направился прямо Сашке навстречу. Сердце мальчишки сжалось от страха, но он упрямо продолжал идти навстречу своей «опасности» с одной лишь мыслью: «Что же делать? Что же делать? Что же делать?» Но ничего придумать не мог. Вскоре они поравнялись.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Татьяна Бадакова. «Свидание».
2
Татьяна Бадакова. «Письмо Парижу». Отрывок.
3
Татьяна Бадакова. «Парижу. Отрывок».
4
Флоран Дельпорт – музыкант, основатель Дома-музея Марины Цветаевой в Ванве.
5
Ирма Кудрова. «Вёрсты, дали… Марина Цветаева: 1922–1939».