bannerbanner
Патология науки
Патология науки

Полная версия

Патология науки

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

«Гуманность» как характерная черта древнеиндийской цивилизации означала глубину зомбирования народных масс, была источником пассивности народных масс и возникновения деспотии. Так, в истории общества «гуманность» стала олицетворением застоя и деспотии, неспособности Востока к общественному развитию.

Великая Римская империя, основанная на рабовладельческом строе, доказала свою неэффективность и рухнула по натиском варваров, эволюция общества сопровождалась поисками новых путей развития, организации социально-политической системы.


2.2. Эволюция государства в Средние века.

Миф: Средние века были самыми мрачными временами застоя в истории человечества!

В самом деле, можно ли ограничится пониманием и толкованием демократии как народовластия, если одно из его слагаемых – «народ» в условиях рабовладельческого строя «исключал», согласно официальному представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? Как сказано выше, в Древнем Риме были заложены основы демократии: институт частной собственности, институт выборов и представительства слоев общества в органах власти.

Развитие Древнего Рима продемонстрировало эволюцию общественного развития Запада: непрерывные войны способствовали стремительному взлету Древнего Рима, мировому господству и накоплению несметных богатств, паразитическому образу жизни плебеев и кризису рабовладельческого общества, как неэффективного и неспособного к развитию.

В настоящее время выборы являются составной частью политической системы большинства государств, в том числе развивающихся и стран третьего мира. Однако религия и идеология, которые являются мощным регулятором этих государств и держат под контролем духовную жизнь людей, защищают социальное неравенство и препятствуют участию народа в общественном развитии.

По мнению историков, Средние века были присущи исключительно Западной Европе, в то же время как для Восточной Европы и даже Византии, т.е. Восточной Римской империи, понятие «средние века» совершенно не подходило. Античная по своим параметрам Византия продолжала находиться в состоянии расцвета, отмеченного процессами Ренессанса и Реформации. Мнение Васильева Л.С. категорично, феодализм – феномен, присущий в своей классической форме эталона только именно Западу5.

Как считает М.Н.Прудников, после норманского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. Сильная королевская власть и централизация управления создавали благоприятные условия для крайних проявлений монархической власти и, как следствие, для возникновения движения за ограничение полномочий короля и его чиновников. В начале XIII в. король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов. Этот конфликт завершился подписанием Великом хартии вольностей (1215 г.). Феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, и ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями6.

Эпоха Средневековья считается мрачным и жестоким временем, не иначе как эпоха мракобесия. Религия в эпоху Средневековья зомбировала людей и пыталась контролировать их жизнь путем насилия и средневековыми пытками. Религия обещаниями райской жизни оправдывало существование на Земле социального неравенства, помогало властьимущим в управлении крепостными (бывшими рабами). Роль религии неоднозначна: с одной стороны, она способствовала стабильности общества и созданию государства, с другой, она тормозила общественный прогресс путем контроля жизни людей и подавления инакомыслия. Тем не менее, церковь была необходимым социальным институтом, который способствовал развитию и укреплению феодального государства.

Стремление короны к верховенству над церковью было поддержано большинством английского духовенства, в результате церковь обрела национальную независимость, собственное внутреннее управление и тем самым признала полное верховенство короны над церковью, а также стало важнейшей исторической предпосылкой появления особой англиканской церкви. Как отмечает М.Н.Прудников, принятый в 1534 г. Акт о верховенстве английского короля над церковью провозгласил главой англиканской церкви короля вместо Папы Римского. Затем Генрих VIII упразднил привилегии церкви и конфисковал земли и богатства, принадлежащие монастырям7.


Как сказано выше, религия была мощным регулятором древних государств, и задачей церкви, как института государства, была защита власти короля и контроль духовной жизни миллионов людей. Отношения между верховной властью и церковью были сложными во все времена, и роль служанки не устраивала служителей церкви. Стремление церкви узурпировать власть в государстве проявлялись в контроле не только жизни людей, но и верховной власти. Поэтому в истории цивилизаций остро стоял вопрос: церковь для государства или государство для церкви? Церковь во все времена была самым реакционным государственным институтом: она проповедовала Абсолютные неизменные ценности, была противником любых реформаций, подавляла инакомыслие и тормозила общественный прогресс путем контроля духовной жизни людей и подавления у них желания участвовать в общественной жизни. Дальнейшее развитие государства вызывало необходимость признание верховенства короля над церковью, реформации церкви, создание светского государства. Таким образом, важными историческими событиями в Средние века стали церковная Реформация и Инквизиция.

Как полагает М. Бейджмент, в 1099 году в результате Первого крестового похода было установлено Иерусалимское королевство франков – первый в истории пример того, что спустя столетия будет восприниматься как западный империализм и колониализм. Второй крестовый поход состоялся в 1147 году, Третий – в 1189 году, Четвертый – в 1202 году. Но крестовые походы были не только против инакомыслящих мусульман, но и христиан (катаров). В 1209 году в городе Безье (Южная Франция) в устроенной крестоносцами резне погибло около 15 тысяч мужчин, женщин и детей. Крестоносцы имели не только намерение восстановить главенство Рима, они также были настроены на полное уничтожение еретиков, равно как и на разграбление всего и всех. По всему югу еретики десятками сжигались на кострах, а всякий кто осмеливался выступать против, вздергивался на виселице. В 1224 году был предпринят новый крестовый поход против юга, военным предводителем которого стал король Людовик VIII, а в роли религиозного вдохновителя выступал все тот же Арнольд Альмарик. Инквизиторы причиняли страдания во имя духовного блага. Излюбленными средствами пыток были дыба, тиски для зажима пальцев, «страппадо» и водяная пытка, целью которых было причинение максимума страданий и минимум телесных повреждений8.

По мнению Жукоцкого В.Д., «именно протестантизм расчистил дорогу для бурного развития философии Нового времени. Гегель даже видел в протестантизме непосредственную предпосылку для становления философии как вершине духовного развития человечества». Лютер возненавидел философию за ее «возрожденченскую плюрастичность и бесконечные сомнения». Статус «служанки богословия», по Лютеру, равно унижал и веру и философию. Отпущенная таким образом на волю философия очень скоро трансформировала протестантскую «божестсвенную волю» в мировой разум и в самое право установления «бытия истины во мне». Очистив веру от философии (схоластического типа), протестантизм очистил философию от навязываемой внешним авторитетом веры. Он санкционировал право философа не столько на разномыслие, сколько на поиск и установление суверенных истин, на предельную интеллектуальную твердость в своем деле. Общим культурно-историческим достижением протестантизма стало утверждение принципа свободы совести, право на свободный выбор религии и форм религиозного вероисповедания.

Реформация освободила Европу от модели «церковного государства», утвердив принцип «отделения церкви от государства». Реформация тем самым, заложила основы для формирования современного гражданского общества, где священными почитаются права личности на свободу вероисповедания и свободомыслие. Молодой Гегель убежден: «великие мужи новейших времен вложили такой смысл в слово «протестант»: оно означает человек или церковь, которые не связали себя неизменными религиозными нормами, а протестуют против всякого авторитета в делах веры, против любых обязательств, противоречащих священным правам [личности]»9.

Характерные черты и особенности феодального права заключались, прежде всего, в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали. Что собой представляло феодальное право? Оно выражало волю и интересы феодалов, обусловленные в конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу. В регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического, политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.

По мнению автора, в Средние века развитие общества в Западной Европе происходило стихийно, независимо от человеческого сознания. Средние века ознаменовались созданием светских, централизованных государств в Западной Европе. Важной особенностью в Средние века является зарождение демократии и правового государства: ограничение абсолютной власти короля и предоставление свобод феодалам; создание парламентов в Англии и Франции; созданию феодального права. Заключительным этапом эволюции общества в Средние века на Западе борьба короля с церковью. Наиболее успешно он проходил в Англии, где Реформация не только способствовала ускорению процессов создания светского государства, но и созданию буржуазного общества.

Обсуждая проблему различия эволюции Востока и Запада необходимо ответить на следующие вопросы: об отношении Востока к Средним векам: затрагивают ли Средние века страны Востока? Какие процессы эволюции общества происходили на Востоке и тождественны ли эти процессы тем, которые происходили в Западной Европе? Отрицать то, что процессы эволюции общества в странах Востока не происходили абсурдно. Они, конечно, происходили, но в значительно медленном темпе, и имели совершенно другой характер. Если считается, что средние века в Западной Европе начинаются с распадом Римской империи, то Византия – Восточная Римская империя просуществовала еще около тысячелетия. Что же касается зарождение демократии и правового государства, то эти процессы никак не затронули страны Востока.


2.3. Франция: два пути развития, две концепции демократии

Миф: Королевская Франция была более демократичным государством, чем империя Наполеона.

По мнению М.Н.Прудникова, при Наполеоне Франция опять стала монархией. Всякое местное самоуправление отсутствовало или вообще было подавлено. При Людовиках существовали различные выборные учреждения. Королевская Франция в этом смысле была более демократичным государством, чем Империя Наполеона10.

По мнению автора, несмотря на многочисленные исследования оценка Великой французской революции носит неадекватный характер. Приведенная выше оценка итогов революции может означать только отсутствие эволюции общества на данный период истории или даже поворот истории вспять. Причины подобной оценки революции заключаются в мировоззрении ученых: ложном представлении о гуманизме, демократии, народном суверенитете, правовом государстве.

Этапы французской революции. Две революции, разные политические силы, разные причины и мотивы. Время революции 1789-1875 гг.

В исследованиях причин Великой Французской революции отмечался противоречивый ее характер, однако, главный итог революции следующий: в истории были обозначены два противоположных направления развития общества, две революции: буржуазная и социалистическая. Буржуазная революция являлась одним из этапов стихийного развития общества и была вызваны объективными причинами: значительного роста производительных сил, появления класса буржуазии, отсутствием свободы предпринимательства и устаревшим производственным отношения феодального государства, тормозящими дальнейшее развитие общества. Причинами социалистической революции было бурное развитие науки в эпохи Возрождения и Просвещения, в основе которых были гуманизм, естественные права человека и концепция общественного договора, и была попытка науки вмешаться в стихийный процесс. Конечно, социальные революции – как катастрофы, происходящие в обществе, зависят от многих экономических, социальных и политических факторов, но хотелось бы выделить главный – кризис общественного сознания. Благие намерения воссоздать в обществе всеобщую справедливость и абсолютное равенство ученых: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и писателей Вольтера и Дидро; довели до кризиса общественное сознание («раскачали лодку до критической отметки»).

I-ый этап революции. 14 июля 1789 г. взята штурмом королевская крепость-тюрьма – Бастилия. Когда герцог де Лианкур сообщил эту новость королю, тот сказал: «Это бунт». «Нет, ваше величество, это революция – возразил придворный.

Как отмечает М.Н.Прудников, революция охватила всю страну. Руководя-щую в революции захватила буржуазия. На местах были сформированы новые органы местного самоуправления – муниципалитеты. Создана Национальная гвардия – территориальное ополчение. Власть стала переходить к политической группировке, представлявшей интересы крупной буржуазии и либеральных дворян (фейянам). 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло важнейший документ – Декларацию прав человека и гражданина, состоявшую из 17 статей. Она была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозгласившего права свободных людей. В ст. 1 Декларации говорится: «Люди рождаются и остается свободными и равными в правах». В ст. 2 указано, что верховная власть принадлежит народу. В ст. 3 провозглашалось: «Все, что не воспрещено законом, то дозволено». В ст. 4 говорится о равенстве граждан перед законом, всем в одинаковой степени открыт доступ к государственным должностям. Статьи 7 и 8 устанавливали принцип уголовного права: никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом, и никто не может быть наказан иначе, чем это прямо предусмотрено законом. Статья 9 формулирует презумпцию невиновности. Утверждалось, что все сомнения толкуются в пользу обвиняемого, бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Статья 16 признает конституционным лишь тот строй, в котором проведено разделение ветвей власти. Статья 17 объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное». В основу Декларации положены идеи естественно-правовых теорий. Декларация последовательно обосновала концепцию общественного государства. Оно должно иметь представительную организацию законодательной власти: все граждане лично или через своих представителей имеют право участвовать в формировании законов. Государство должно быть построено по принципу разделения властей. Общество сохраняет за собой право контроля за исполнительной властью и ее организацией. 3 сентября 1791 года была принята первая в истории Франции Конституция, в которой был закреплен новый строй конституционной монархии 11.

III-ий этап революции. 2 июня 1793 г. правительство жирондистов было свергнуто вооруженными гражданами. В Конвенте теперь доминировали якобинцы.

24 июня 1793 г. Конвентом была принята новая Конституция. По мнению М.Н.Прудникова, в ней нашли свое воплощение государственно-правовые взгляды якобинцев – Робеспьера, Сен-Жюста и др., сформировавшихся под влиянием учения Руссо. Была принята Декларация прав человека и гражданина. Она воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась большим демократизмом, революционностью12.

Почти абсолютным был признан принцип народного суверенитета: он неделим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен (ст. 25-27). Суверенитет был представлен и как право (и обязанность!) народа на сопротивление угнетению и перемену правительства в случаях «угнетения хотя бы одного члена общества»; восстание провозглашалось «священным правом и неотложнейшей обязанностью» народа (ст. 33-35). Принцип народного суверенитета предопределил осуществление законодательной власти народом. Законодательным Органом было Национальное собрание.

Режим правления якобинцев превратился в диктаторский, а борьба с противниками революции стала политика открытого террора. Революционный трибунал осуществлял борьбу со всеми, кто покушался на свободу, равенство, единство и неделимость республики. В сентябре 1793 года развернулся массовые репрессии. По определению Трибунал применял только одну меру наказания – смертную казнь. К врагам были отнесены все, кто призывал к восстановлению королевской власти, поддерживал сношения с врагами республики. В течении месяца только в Париже казнили ежедневно по 28-30 человек.

Система террора не просто помогала удерживаться у власти. Она помогала все время держать все общество в напряжении. Обязанностью каждого гражданина стало быть «беспокойным», все время радеть за общественные интересы и находиться в напряжении по любым поводам. Тот, кто не был все время напряжен и подозрителен, не выискивал врагов народа и не искал опасностей существующему строю извне и внутри государства, сразу же сам вызывал подозрение. Сент-Жюст призывал «карать не только врагов, но и равнодушных, всех, кто «пассивен к республике и ничего не делает для нее». «Друг народа» (по названию издававшейся им газеты) Ж.П.Марат призывал обезглавить 100 тыс. врагов народа. Ж.Ж.Дантон считал, что во Франции можно оставить и 5 млн. человек из 28, а М.Робеспьер настаивал на 12 млн. казней. Посеявшие гром пожали бурю: Сент-Жюста, Робеспьера и Дантона (как английского шпиона) обезглавили на гильотине. Марата в ванне зарезала Шарлота Корде. По этому поводу и сказано, что «Революции имеют свойство пожирать своих создателей».

IV-ый этап революции. 27 июля 1794 г. в результате термидорианского переворота диктатура+ якобинцев пала, была восстановлена республика. К власти пришла крупная буржуазия. Робеспьер и 22 его ближайших сподвижника были гильотинированы, а тысячи – арестованы. В условиях стабилизации была подготовлена и принята новая Конституция (1795 г.), согласно которой основным принципом государственного строя объявлялось представительное правление и разделение ветвей власти, основанных на демократии имущих. Эту мысль обосновал Буасси Д ̉Англа: «Вы должны, наконец, гарантировать собственность богатым… Гражданское равенство – это все, что может требовать разумный человек. Абсолютное равенство – это химера; для его существования надо, чтобы существовало полное равенство людей по уму, добродетели, физической силе, образованию и состоянию»13.

Великая Французская революция впервые обозначила две концепции демократии: власть собственников и власть народа.

Однако государственно-политический режим обладал внутренней неустойчивостью. С одной стороны, была борьба между законодательной властью и правительством – Директорией. С другой стороны, термидорианский переворот был воспринят как поражение радикальной революции, что вызвало рост движения якобинцев и возрождение монархических стремлений в обществе. Во Франции возобладали политические стремления в сторону военной диктатуры. В результате государственного переворота Наполеон фактически стал правителем Франции. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. Его власть принимала монархический характер. Конституция Х (1804) преобразовала Францию в империю. В своих руках Бонапарт сосредоточил исполнительную и законодательную власть.

По мнению автора, монархия во Франции при Наполеоне была исторической необходимостью для искоренения утопических идеалов, согласия и мира в обществе и созданию правового государства. Наполеон считал главным приобретением революции гражданское равенство, без сословий и без наследственных привилегий, что было политическим идеалом большинства французов. Поэтому Наполеон верил в то, что его правительство является выразителем интересов народа.

Наполеона упрекают в том, что он стал «могильщиком революции». Действительно, от утопической части революции он последовательно отделывался. Не успев стать императором, он прекратил демагогические вопли об опасностях, угрожавших революции и народу, о врагах и заговорщиках. С 1 января 1806 года он отменил «революционный календарь».

Ярый роялист и сторонник Бурбонов, очень суровый критик и, можно сказать, враг Наполеона I Франсуа Рене де Шатобриан вот как характеризовал деятельность французского императора:

«Бонапарт велик не своими словами, речами и писаниями, не любовью к свободе, о которой он всегда очень мало заботился и которую даже и не думал отстаивать; он велик тем, что создал стройное государство, свод законов, принятый во многих странах, судебные палаты, школы, мощную, действенную и умную систему управления, от которой мы не отказались и поныне; он велик тем, что возродил, просветил и благоустроил Италию; он велик тем, что вывел Францию из состояния хаоса и вернул ее к порядку, тем, что восстановил алтари, усмирил бешеных демагогов, надменных ученых, анархических литераторов, нечестивых вольтерьянцев, уличных говорунов, убийц, подвизавшихся в тюрьмах и на площадях… велик тем, что прославил свое имя и среди диких, и среди цивилизованных народов, тем, что превзошел всех завоевателей, каких знало человечество прежде, тем, что десять лет творил чудеса, ныне с трудом поддающиеся объяснению»14.

Создание правого государства. По мнению М.Н.Прудникова, самым знаменитым памятником права является Гражданский кодекс Наполеона. Работа по систематизации норм гражданского права по указанию первого консула началась еще летом 1800 г. В работе над Кодексом принял участие Наполеон. Кодекс вступил в силу 6 марта 1804 г. В 1807 г. его назвали Кодексом Наполеона, в 1816 г. – Гражданским кодексом, в 1852 г. восстановили прежнее название15.

Как считает автор, в эпоху Возрождения отмечался невиданный подъем наук, однако естественные и общественные науки пошли разными путями. Если естественные науки начали бурно развиваться и двигать технический прогресс вперед, то общественные науки порождали утопии и пытались повернуть историю вспять.


2.4. ХХ век – век тоталитаризма.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – и в государственном, и в геополитическом смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Как считает О.А.Омельченко, Первая мировая война вызвала значительную милитаризацию государственного управления в большинстве стран, а в некоторых – милитаризацию всего право-государственного уклада. Военное управление начинало доминировать и в общеполитической, общегосударственной сфере; это сопровождалось сокращением государственной роли парламентарных и конституционных институтов. Война способствовала также ограничению политических прав и гражданских свобод, даже исходя из принятых конституционных рамок.

Главным историческим событием ХХ века стала социалистическая революция в крупнейшем европейско-азиатском государстве – России (октябрь 1917 г.), завершившаяся созданием социалистического государства советского типа, построенного на принципах тоталитаризма и однопартийной диктатуры. Волна политических мятежей, подобных Парижской коммуне во Франции, прокатились по странам центральной Европы. Мятежи дополнительно инициировались международными социалистическими объединениями в целях создания якобы общеевропейского движения «мировой революции», с наступлением которой теоретики социализма и марксизма единственно связывали возможность государственной победы классовых интересов рабочих и рабочих партий16.

Авторитарные режимы в 20-30-х гг. ХХ в. Как считает В.В.Артемов, в 20-30-х ХХ в в большинстве стран Европы, Латинской Америки и Азии существовали авторитарные режимы. Осуществлялось государственное регулирование экономики, господствующая идеология внедрялась во всех сферы жизни общества. Для преодоления кризисных явлений, возникших после Первой мировой войны и ставших особенно острыми позже, с 1929 г., требовалась мобилизация всех ресурсов. Подобной мобилизации могла добиться только сильная власть, способная взять под свой контроль экономику. Вмешательство государства в экономику в годы Первой мировой войны дало положительные результаты.

На страницу:
4 из 5