bannerbanner
Где прячется бытие и возможна ли термодинамика бытия?
Где прячется бытие и возможна ли термодинамика бытия?

Полная версия

Где прячется бытие и возможна ли термодинамика бытия?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«Только кажется, что людей тянет нечто находящееся впереди них, в сущности их толкает нечто сзади: не жизнь их привлекает, а нужда толкает вперед»2.


Итак, возвращаясь к раскрытию смысла идеи и формированию вида и сущности искомого сущего на фундаменте (на пьедестале) исходных сущих, мы видим, что искомое сущее – это идеальный образец, созданный нашим интеллектом. И процесс формирования его вида и сущности, – исходя из только что явленного нам смысла идеи – мы назвали рефлексией-11. Последняя отличается от рефлексии-1 принципиальным образом. Если в процессе рефлексии-1 мы собирали исходные сущие в комплекс – в надежде получить из него идею, – то в процессе рефлексии-11 мы производим обратную операцию: «разбираем» (разлагаем, раскрываем) идею на те сущие, из которых она составлена. (А составлена она, как мы уже знаем, из некоторого числа исходных сущих и того искомого сущего, которое мы должны создать внове).

Вот здесь нам впору, хотя бы в качестве небольшого отступления, остановиться на одном обстоятельстве, недопонимание которого не дало возможности классической метафизике осмыслить в должной мере основной феномен бытия. А именно, осмыслить феномен возникновения (образования) идеи и той «нагрузки», которую она несет в самом процессе бытия. Все дело в том, что в философии со времен Платона признавалось существование в процессе нашего мышления двух его (мышления) видов: рефлексии собирающей и рефлексии разбирающей. (И это достаточно подробно описано в замечательной книге А-Ж. Фестюжьера «Созерцание и созерцательная жизнь по Платону», особенно в двух параграфах Главы 111 «Диалектика»3).

Но понимание этих двух видов рефлексий было весьма смутным. И было оно смутным не только у Платона, но и у философов Новых и Новейших времен. Так у Г. Марселя эти рефлексии фигурируют как «двойная рефлексия»4, у А. Бадью – как «клещи Истины»5, у Хайдеггера – как «рефлексия» и «рефлексия рефлексии». Приведем в качестве примера, цитату из статьи Хайдеггера «Тезис Канта о бытии» (1962 г.).


«Характеристика мышления как рефлексии рефлексии дает нам один, правда, лишь приблизительный, чтобы не сказать обманчивый, намек. Мышление входит в игру двояким образом: сначала как рефлексия, потом как рефлексия рефлексии. Только что все это значит?

Если принять, что характеристики мышления как рефлексии достаточно, чтобы очертить его отношение к бытию, то это значит: мышление задает в качестве простого полагания горизонт, на котором можно заметить такие вещи, как положенность, предметность. Мышление функционирует как задание горизонта для истолкования бытия с его модальностями как полагания.

Мышление как рефлексия рефлексии, напротив, подразумевает прием, которым словно инструментом и орудием, через который истолковывается увиденное в горизонте полагания бытие. Мышление как рефлексия означает горизонт, мышление как рефлексия рефлексии означает орудие истолкования бытия сущего. В ведущей рубрике «бытие и мышление» мышление в показанном сущностном смысле оказывается неизменно двузначным, и это – сплошь через всю историю европейской мысли»6.


Из этого текста мы видим, насколько смутным и неопределенным представляется автору, как рефлексия, так и рефлексия рефлексии.

Но не это было главным в вопросе недопонимания того, что такое бытие и что такое идея. Главным было то, что метафизикой хотя и было замечено, но не было учтено фундаментальное Событие бытия. А именно, был упущен спонтанный акт явления идеи (ее смысла) в наше сознание. Как мы понимаем, только смысл внове явленной идеи служит связующим звеном между рефлексией-1 и рефлексией-11, то есть между попыткой собрать сущие в предполагаемую идею и процессом раскрытия уже явленного нам смысла идеи и формирования, – исходя из этого смысла, – вида и сущности искомого сущего. А зная все это, не трудно было догадаться, как образуется идея и как же все-таки из нее формируется новое сущее, – сущее, которого ранее не было в обиходе нашего существования.

Так что, следующая за этапом рефлексии-1 инкубационная фаза формирования идеи в нашем бессознательном, иррациональный акт явления ее в наше сознание и перекодировка нейрообразований нашего мозга в знакомые нашему сознанию слова, знаки, символы (на допонятийном этапе) и т. д. есть тот «черный ящик», который так и не был в достаточной степени осмыслен метафизикой. А потому, не был увиден смысл того, что происходит в процессе рефлексии-11 и как из смысла идеи образуется то искомое сущее, которое является ближайшей целью создания идеи. А пролонгированная цель идеи, как мы уже знаем, состоит в том, чтобы «организовать» в социуме новый род деятельности по производству Продукции нового вида, той Продукции, которая ранее была им, социумом, затребована в процессе зарождения и созревания Необходимости в новизне, как оказалось, именно такого вида. И эта Продукция ни в коей мере не может быть получена без посредничества, изготовленного по образцу искомого сущего, подручного средства.

Кстати сказать, мы теперь с уверенностью, а главное, с большим основанием можем ответить на вопрос, почему в процессе рефлексии-1, то есть в процессе только (исключительно) логического мышления – иначе говоря, без «посторонней» помощи иррационального мышления – мы никогда в принципе не можем создать ни идеи, ни новизны какого-либо даже самого захудалого вида. Так вот, мы потому не можем ее создать, что на этом этапе мы еще не знаем, какого же нового сущего нам не хватает. И узнать этого мы никак не можем, потому что нехватка данного сущего может быть обнаружена только после того как идея явится в наше сознание и мы начнем раскрывать ее смысл в процессе рефлексии-11. А вот исходя из этого смысла, и из тех взаимосвязей между исходными сущими и недостающим нам искомым сущим, мы уже можем сформировать и вид, и сущность последнего. А это, последнее, как раз и является одной из тех целей, ради которых должна быть создана идея.

Да к тому же, можно сказать, что вид искомого сущего формируется видом тех исходных сущих, которые входят в состав идеи, и теми взаимосвязями, которые образуются между всеми сущими. Потому что этот вид должен находиться во взаимосоответствии с тем основанием («пьедесталом»), на котором он находится, и ни в коем случае не находиться с ним в противоречии. Так что нам нужно всегда иметь в виду одну непреложную Истину: какая-либо новизна может быть создана только через посредство создания идеи, то есть: через комплектование некоторого числа связанных между собой сущих, через спонтанное явление идеи в наше сознание, через раскрытие смысла этой идеи и через формирование вида и сущности искомого сущего, далее материализуемого в подручное средство (о чем чуть ниже).

Итак, с некоторыми отступлениями мы пришли к тому, что в процессе рефлексии-11 мы сформировали идеальную (умственную) форму искомого сущего. Но этой формой мы никак не можем произвести какое-либо реальное действие. А потому, для того чтобы осуществлять какое-либо действие в материальной действительности нам необходимо по идеальному виду (эйдосу) искомого сущего изготовить его материальную форму, то есть изготовить подручное средство. И здесь, на рубеже идеального и материального мы плавно переходим от идеи: что она собой представляет, как образуется и что у нас получается в процессе раскрытия ее смысла – переходим к подручному средству, то есть к тому, что является результатом «деятельности» подручного средства, а, следовательно, и самой идеи.

3. Что является результатом «деятельности» самой идеи?

Итак, чтобы произвести какую-либо реальную деятельность, мы должны по образцу искомого сущего изготовить материальную его форму. А для этого, просто-напросто, по определенной технологии из имеющихся в наличии исходных материалов необходимо создать тот объект, с помощью которого можно будет в дальнейшем производить в социуме новый род деятельности по массовому производству новой Продукции. И этот объект мы уже назвали подручным средством. Так, положим, внове изобретенный кусочек мела, изготовленный из известняка, клеящих и других добавок, является подручным средством у преподавателя, который может, начиная с данного времени, осуществлять деятельность написания текста на доске для обозрения и усвоения достаточно многочисленной аудиторией его слушателей. И, как мы понимаем, Продукцией, производимой в результате такого рода деятельности, является более эффективное и массовое распространение знания в данном социуме. (Конечно же, такой способ распространения знания был намного эффективнее античного способа: когда текст писался каждым учеником на вощаных дощечках посредством палочки для письма, называемой стилем).

Именно из таких изобретений и открытий слагается феномен эволюции общества. Все окружающее нас, «рукотворимое» сущее, было когда-то изобретено или открыто: это и телескоп, и письменность, и таблица Менделеева, и формулы Ньютона и Эйнштейна, и искусство, и моральные принципы, и Большой Взрыв, и «темная материя» и т. д. и т. п. Но то же самое происходит и в Природе. Эволюция ее заключается, положим, в создании бесчисленного количества видов, каждый из которых осуществляет тот или иной род деятельности по производству соответствующей Продукции, Необходимость в которой была на каком-то этапе ее развития затребована самой Природой.

А теперь мы переходим от тех следствий, причиной которых было создание идеи к той причине, которая побуждает продуктивно мыслящего человека сотворить саму идею. Дело в том, что зная характер этих следствий, мы уже сможем понять, что происходит в социуме по мере того как внове созданная новизна – в виде идей, искомых сущих, подручных средств и новой Продукции – вливается в ту или иную сферу деятельности социума. А вот зная, что происходит в нем, мы уже сможем заключить, какой причиной была вызвана Необходимость создания идеи на новом витке функционирования социума.

4. Побудительный мотив к созданию новых идей. Бытие как процесс возникновения новизны

В пункте 1 мы уже утвердились в том, что бытие – это возникновение новизны. Причем, возникновение новизны происходит на всех уровнях материи. В недрах Вселенной это возникновение звезд, галактик, черных дыр, сверхновых и т. д. В недрах Природы это видообразование бесчисленного количества животных и растительных организмов. На уровне ментальной материи, то есть на уровне нейронов мозга человека – это сотворение новых идей. На уровне генома живого существа – производство белков, способствующих внесению новизны в те или иные структуры его организма.

А что же происходит в недрах того социума, в котором мы живем и который является видообразованием самой Природы? Скорее всего в нем происходит, до поры до времени не замечаемое продуктивно мыслящим человеком, зарождение и созревание, не раз нами уже упомянутых, самих Необходимостей в новизне того или иного вида. А именно, того вида, который необходим социуму – на данном этапе его существования – для его полноценного развития. Вот это зарождение и созревание этих Необходимостей, этих лишенностей в чем-то, этих недостаточностей чего-то, этих неудобств пользования чем-либо, мы можем назвать Событием-1. Это начальный этап методологии возникновения новизны, той новизны, которая пока что выступает в форме негативного фактора, фактора лишенности социума в чем-либо.

Дело в том, что любая эволюционирующая система, – а в Природе мы не видим ни одной не развивающейся системы, – непременным образом производит в своих недрах новизну самого разного содержания. В человеческом социуме таковой является новизна техническая, научная, эстетическая, социальная, моральная, философская и т. д. Без этого он не может развиваться. Эволюция в том и заключается, что в этой системе производится новизна самого разного содержания. А без притока последней развитие заканчивается. Но при этом заканчивается и существование этой системы. Она деградирует вплоть до своего разложения и исчезновения. (Пример тому, положим, исчезновение Римской империи и цивилизаций Южной Америки). И это обстоятельство мы должны принять как аксиому в наших рассуждениях о бытии как возникновении новизны.

Итак, мы понимаем, что Необходимость в чем-либо новом, – будь то предметы нашего обихода, формулы, законы, моральные принципы, государственные институты и т. д. – зарождается и созревает сначала в недрах того социума, в котором мы живем, и мы до поры до времени не замечаем этого созревания, а тем более зарождения. А вот идеи создания всего того, что необходимо могут возникнуть только в интеллекте творчески мыслящего человека, то есть человека способного, во-первых, ощутить саму потребность социума в новизне данного вида, а во-вторых, создать идею как механизм разрешения возникшей проблемы.

Как видим, разрешение последней (в виде Необходимости создания новизны определенного рода), как по эстафете передается с уровня бытия социума на уровень бытия человека. И происходит это только потому, что у социума как такового нет того «органа», который бы создавал механизм разрешения проблемы. В то время как у человека – как Подручного Средства социума (в самой идее социума) – таковой (орган) имеется и называется он интеллектом, сочетающим в себе две способности: мыслить и логически (рационально), и иррационально, то есть посредством интуиций, инсайтов, озарений, наитий, вдохновений и т. д.

Получается так, что эстафета возникшей и уже созревшей в социуме потребности в чем-либо новом передается из «рук» социума в «руки» творчески настроенного человека. И ощущается им эта эстафета в виде то ли недостаточности чего-то, то ли неудобства в чем-то и т. д. А разрешение задачи может наступить только посредством создания идеи как механизма выхода из сложившейся весьма неблагоприятной для социума ситуации. Как видим, заказчиком новизны того или иного вида является социум, исполнителем заказа – человек способный к продуктивному мышлению.

Но функция человека как креативного существа заканчивается созданием идеального вида (и сущности) искомого сущего, и, может быть, отчасти, разработкой технологии изготовления материальной формы подручного средства. И этот процесс в чувствах и интеллекте человека, начинающийся с уловления созревшей в социуме Необходимости в новизне и заканчивающийся созданием искомого сущего, мы назовем Событием-11 в общей 3-х событийной методологии возникновения новизны.

Далее в свои права снова вступает социум в качестве изготовителя подручного средства и производителя – с помощью последнего – той Продукции, которая была им затребована в процессе События-1. И этот заключительный, – но не окончательный, – процесс мы назовем Событием-111. Как видим, участие социума в Единой цепочке бытия осуществляется на двух этапах, между которыми происходит Событие-11, то есть интеллектуальная разработка человеком механизма (идеи) разрешения возникшей в социуме проблемы (задержки) в его развитии.

И если мы согласились с тем, что бытие есть процесс возникновения новизны, а создание последней – это креативный процесс, то мы вправе считать и Событие-1 и Событие-11 творческими процессами. Поскольку на этапе первого события происходит, можно сказать, фундаментальный процесс зарождения и созревания Необходимости в самой новизне того или иного вида. (И этот процесс в дальнейшем мы отнесем к категории бытия, именуемого в фундаментальной онтологии Хайдеггера как «бытие само по себе», потому что в нем, во-первых, еще не принимает участия продуктивно мыслящий человек, а во-вторых, нам неизвестно, какие сущие принимают – и принимают ли? – участие в данном процессе созревания самой Необходимости в новизне). В то время как на этапе второго события человеком не только создается идея, но и формируется идеальный вид (эйдос) и сущность искомого сущего. Что касается третьего события (Событие-111), то вряд ли мы можем отнести его к творческим процессам. Поскольку в процессе, положим, массового производства подручного средства и самой Продукции осуществляется в общем-то рутинная работа, которую может исполнять любой обученный этому делу член общества (и даже механизм). Но не будем спешить, потому что на стыке Событий-1 и -111

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора