Полная версия
Древний Восток и Античность в цитатах и афоризмах
Древний Восток и Античность в цитатах и афоризмах
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022
* * *Предисловие
«Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна». Наверное, именно этому феномену, подмеченному и столь точно выраженному Осипом Мандельштамом, обязаны своей непреходящей популярностью сборники афоризмов.
Предлагаемая вниманию читателя трехтомная антология афоризма «Великие мысли великих людей» – попытка пропустить сквозь призму современного сознания мудрость веков. В антологию включены изречения представителей разных времен и народов – от мыслителей Древнего Востока и Античности до современных деятелей литературы и искусства, науки и техники, политики и бизнеса.
Известно, что в одной крылатой фразе зачастую больше содержания, чем в целом литературном произведении. Склонный к размышлениям читатель найдет в антологии не только богатую пищу для ума, но и средство отрешиться от повседневных забот, философски посмотреть на бурлящую вокруг жизнь и заглянуть в самого себя, отдохнуть и развлечься.
Если вы умудренный жизнью пожилой человек, вам будет интересно сравнить выводы собственного жизненного опыта с умозаключениями лучших представителей многих поколений различных стран и народов; если вы только вступаете в большую жизнь, содержащийся в сборнике сгусток житейской мудрости облегчит вам задачу стать Человеком. Антология будет вашим учителем и наставником, в ней вы найдете ответы на ряд волнующих вас проблем (как строить отношения с окружающими, как воспитывать детей, как добиться успеха в делах и личной жизни и многое-многое другое).
И еще об одном. По самому определению афоризму присущи предельные лаконичность и отточенность формы, в нем наиболее выпукло проступают выразительность, сила и изящество Слова. В этом отношении афоризм сродни поэзии. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»
Материал сборника распределен между томами в хронологическом порядке: первый том охватывает период с древнейших времен до IV века, второй – с IV по XVIII век, третий – XIX–XX века. Такой подход, по мнению составителей, позволяет лучше показать, с одной стороны, эволюцию взглядов, представлений и ценностей, а с другой – непреходящий характер вечных истин.
В заключение составители заявляют о своем полном согласии с А. Франсом, утверждавшим, что «всего лучше, когда, схватив несколько лучей или брызг мысли, разум наслаждается ими, не портя этого невинного удовольствия манией все приводить в систему и все обсуждать».
Афоризмы Древнего Востока
Афоризмы из литературных памятников Древнего Египта
Только богам открыты предначертания судьбы.
Нужно быть благодарным тому кто оказал тебе благодеяние.
Кто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. Не печалься же ни о чем заранее и не радуйся тому, чего еще нет.
Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака.
Вкус пищи знает лишь тот, кто ест; ответить может лишь тот, кого спрашивают; сны видит лишь тот, кто спит; а для злодея наилучшим примером служит судья, сам достойный суда.
Истина рано или поздно все равно выйдет на свет, и ложь будет повержена в прах.
Спокойствие страны – в справедливости.
Помни: только эта жизнь имеет цену!
Кто расставляет сети, сам в них попадется; кто роет яму, сам в нее свалится; кто точит меч, сам от меча погибнет.
Полезно слушать слова других!
Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен?
Что может быть хуже неверных весов, фальшивой гири или справедливого и честного человека, сделавшегося обманщиком?
Как несчастен приходящий с жалобой! Удел несчастного быть просителем.
Ложь кормится истиной, на ней она расцветает, но жизнь ее недолга.
Жадность бездонна – в эту пропасть можно падать бесконечно. Корыстный часто не знает, чего он хочет, и единственное, что его ждет, – это конечная неудача.
Если не исправишь зло, оно удвоится.
Всякое беспристрастно решенное дело лишает ложь силы, утверждает истину, создает добро и уничтожает зло, подобно пище, которая уничтожает голод, подобно одежде, которая прикрывает наготу, подобно тому, как небо после свирепой грозы проясняется и солнце согревает всех замерзших, подобно огню, который жарит то, что было сырым, подобно воде, которая утоляет жажду.
Даже разум глупца мирится с истиной.
Мошенничество несовместимо с правосудием. Лишь когда всё меряешь правильной мерой, правосудие торжествует. Преувеличения и излишества к добру не ведут. Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Если же будешь молчать и слишком долго глотать слова, даже истина может устареть и оказаться некстати.
Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.
Вспыльчивый никогда не познает истину.
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
Как ни скор человек на слово, он порою слишком торопится. Как ни быстро откликается на все его сердце, ему не поспеть за его страстями.
Что бы тебе ни сказали, ни с кем не говори так, словно он не имеет права с тобой разговаривать.
Кто убивает, тоже будет убит. Кто приказывает убить, тоже будет убит по приказу.
Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил. Ибо никто не знает, какие беды этот день принесет.
Истинно великий не может быть жадным.
Нет приятного прошлого для немилостивого, нет друзей у того, кто глух к справедливости, нет праздничного дня для корыстолюбца.
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Справедливость же всегда бессмертна. Кривыми путями не добраться барке до гавани. Лишь тот, кто честен и добр, благополучно достигает берега.
Поучения ассирийского писца Ахикара
АХИКАР (VIII–VII ВВ. ДО Н.Э.) – ПИСЕЦ АССИРИЙСКОГО ЦАРЯ СИНАХЕРИБА (ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ 705–681 ГГ. ДО Н. Э.).
Лучше получить от умного сто ударов, чем разрешить глупцу вылить на твою голову благовонные масла.
Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре.
Истинная красота женщины – в кротости ее характера, а прелесть ее – в кротости ее речей.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.
Как нет пользы от колец в ушах для дикого осла, нет пользы от женщины с важной осанкою, если она лукава в словах своих, лишена мудрости, словоохотлива и многоречива.
Если услышишь слово секретное, то пусть в душе твоей оно и умрет. Никому не открывай того секрета, дабы он не стал пылающим углем во рту твоем, не обжег языка твоего, не причинил страданий душе твоей и не заставил тебя возроптать против бога.
Я ворочал камни, но не нашел ничего столь тяжелого, как зять, живущий в доме тестя своего.
Не забывайся с глупцом и не имей общения с нецеломудренным.
Не пребывай там, где люди ссорятся, ибо ссора часто ведет к убийству.
Не следует слишком часто навещать своего друга, дабы он не пресытился тобой и не возненавидел тебя.
Многих сгубила женская красота, ибо любовь красавицы подобна испепеляющему пламени.
Никогда не принимай участия в обручении женщины, ибо, если ей придется плохо, она будет проклинать тебя, а если ей будет хорошо, она о тебе и не вспомнит.
Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес – гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвет его плоды, все звери полевые объедают его.
Спеши бежать из того места, где спорят, и душа твоя будет умиротворенной.
Я поднимал железо и свинец, но не нашел ничего тяжелее хулы и клеветы.
Чьи одеяния великолепны, того и слова весомы, но кто бедно одет, словам того не придают значения.
Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.
И злым, и добрым, и заслуживающим смерти должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.
Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа – в себе.
Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.
Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость – вот шесть преград на пути к величию.
Как две щепки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди.
Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.
Все наши дела, мысли и речи следуют за нами – творите же добро!
Хороши новая одежда, новый зонт, новобрачная и новый дом. Но хороши также старый слуга и старый рис.
Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.
Друг познается в беде, герой – в битве, честный – в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах.
Раб своих надежд – раб всех людей, повелитель своих надежд – повелитель всего мира.
В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости – лишь о возлюбленной, в старости – лишь о детях. Так и не успевает он подумать о самом себе.
Надежда – источник великой тревоги, свобода от надежд – источник великого покоя.
Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.
Несбыточны сны, что приходят к больным, опечаленным, ожесточенным, влюбленным и пьяным.
Безумный утешается прошедшим, слабоумный – будущим, умный – настоящим.
Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.
Юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся радости – ведь дарованы радости смертным!
Чему суждено быть – то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело – следовать ему.
Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.
Радуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.
Два пути перед мудрыми в этом бесплодном и непостоянном мире: вкушать нектар высшего знания или наслаждаться юными красавицами.
Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы.
То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, – не получим, каких бы усилий ни прилагали.
Плод победы – ненависть, удел побежденного – печаль. Спокоен и счастлив тот, кто отказался и от победы, и от поражения.
Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.
Сами собой разрастаются масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного – такова природа вещей.
Что пользы от учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?
За счастьем следует несчастье, за несчастьем – счастье. Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывного счастья.
Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.
Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого – вот извечная заповедь.
Что невозможно, то невозможно; что возможно, то возможно. Повозка не движется по воде, корабль не плывет по суше.
Пусть драгоценность валяется под ногами, а стекло украшает голову – драгоценность остается драгоценностью, а стекло – стеклом.
Нередко заблуждается наш разум, и вещи кажутся иными, чем они есть. Плоским представляется нам небо и огоньком – светлячок, но небо не плоское, а светлячок не огонь.
Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо – чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.
Не сегодня, так завтра погибнет наше тело среди горестей и болезней. Что пользы преступать ради него долг?
Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени.
Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «Все от судьбы!»
Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!
Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.
Мир и труд – вот источники благополучия.
Науки ведут к скромности, лишь глупец кичится ученостью. Так свет усиливает наше зрение и делает слепыми сов.
Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет ли это тебе счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою.
Не катится колесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.
Лишь ученому ведомо утомление ученых, не поймет бесплодная болей роженицы.
Не приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого?
Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует.
Женщины учены от природы, мужчины – от книг.
Нет преграды, равной преграде невежества.
Жизнь одна – тел много, истина одна – заблуждений много, знание одно – ересей много. Какой мудрец разберется во всех противоречиях?
Сладость губ, упругость грудей, острота женских взоров и красота поэзии понятны лишь знатоку.
Давать советы глупцу – только злить его.
Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых.
Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто лишен глаз?
Не станет разумный ради малого губить великое. Малым сберечь великое – вот истинная мудрость.
Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы?
Одно утомление.
Даже в гнусном теле мудрец найдет добродетель, которую надо почитать и уважать.
Когда все гибнет, мудрец сберегает половину и с этой половиной достигает своей цели.
Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.
Украшение человека – мудрость, украшение мудрости – спокойствие, украшение спокойствия – отвага, украшение отваги – мягкость.
Неистинное представляется истинным, а истинное неистинным – таково многообразие бытия.
Будьте же разумны!
Когда время действовать, то знание, сокрытое в книгах, – не знание, а деньги в чужих руках – не деньги.
Не берись ни за какие дела – вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца – вот второй признак мудрости.
Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.
Беспричинная ссора – вот признак глупости.
Молчание лучше слов.