bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9

Ayalon (1979a).

182

Moussa (1982), 212–214, (1985).

183

См. Ayalon (1999), 5–8, особ. 207–284. Дискуссию о термине «сакалиба» см. также в Ayalon (1999), 349–352, Kentaro (2000), особ. 28–30; Meouak (2004).

184

Ayalon (1999), 254, 268–270.

185

Ayalon (1999), 276.

186

См., например, Hawkins (2002), 218, Ayalon (1999), 266. О разнице между терминами «евнух» и «кастрат» см. Scholz (2001), vii.

187

Briant (2002), 276–277.

188

Создается впечатление, что Бриан просто предпочитает не считать некоторых евнухов кастрированными мужчинами, поскольку ему трудно смириться с тем, что они могут быть влиятельными чиновниками и членами элиты. Более широкое изучение истории евнухов подрывает эту позицию. Однако его поддерживает Hornblower (2003), 49–50.

189

Дискуссию см., например, в Stevenson (2002), 123–125.

190

О термине «кастрат» см., например, Hawkins (2002), 218. Об историях мнимых кастратов см., например, Barbier (1996), 12–13, 133, 154–155.

191

Guyot (1980), 22. Сама кастрация будет обсуждаться в следующей главе.

192

См., например, Engelstein (1999), 13; Nanda (1998), xx. Термин «скопцы» имеет прозрачное происхождение, а вот термин «хиждра» более проблематичен: Nanda (1998), 13–14. О разнообразии китайской терминологии см. Tsai (1996), особ. 221–222.

193

Beard (1994), 173–174.

194

См. Grayson (1995), 92-3. Детали см. в Reade (1972), особ. 91–92, 95–96, 99-100.

195

На печатях также присутствуют безбородые фигуры: Grayson (1995), 92, n. 40.

196

Llewellyn-Jones (2002), 24, об особом случае рельефов Персеполя.

197

Llewellyn-Jones (2002), 24; Briant (2002), 274.

198

См., например, James, Tougher (2005), 157.

199

Цветное воспроизведение см., например, в Lowden (1997), pl. 111, p. 202.

200

Об отсутствии бороды как признаке принадлежности к евнухам см. Dumitrescu (1987). Однако некоторые византинисты предостерегают от предположения, что все взрослые безбородые лица мужского пола – это евнухи: Bjornholt, James (2007). Еще одна сложность заключается в том, что некоторые мужчины, про которых известно, что они были евнухами, могли изображаться с бородами. Дальнейшее обсуждение см. в главе 7.

201

Hawkins (2002), 230–231. Он утверждает также на основании внешности, что Ярири, регент и опекун юного царевича Камани, был евнухом.

202

Elsner (1998), 213; Cumont (1926), особ. 125–126.

203

См., например, Miller (1997), 214–215.

204

Marmon (1995), x, отмечает молчание о евнухах в ее случае, хотя она описывает это как «достойное». Tsai (1996), 8, заявляет: «Настало время для того, чтобы евнухам было позволено говорить за себя самих и чтобы их рассматривали как субъектов, а не как объекты истории династии Мин».

205

Возможно, отсутствие голосов евнухов отчасти объясняет тягу некоторых романистов к рассказчикам-евнухам. Самый известный пример – Renault (1972), но см. также Harris (2002); Marsche (2002).

206

Barbier (1996), 3, 176–178.

207

Обсуждение мемуаров Балатри см. в Heriot (1975), 200–224.

208

Tsai (1996), особ. 42–43.

209

Engelstein (1999), xiii.

210

Engelstein (1999), особ. 2–5, а о сборе информации Бонч-Бруевичем вообще см. 158–162.

211

О предоставлении хиджрам собственного голоса см. Nanda (1998), особ. x-xi.

212

Singh (2001).

213

Nanda (1998), 124. Отмечено также в Jafrey (1997), 101, 215.

214

Engelstein (1999), 9-10, 133–144, 150.

215

Engelstein (1999), 79–88, 116.

216

Nanda (1998), 69 (колеблющиеся мнения хиджры Камладеви), 72 (Мира не рассказала всего, несмотря на свое признание), 84 (проблема общения с ними наедине). Она также отмечает необходимость завоевать доверие хиджр: xvi.

217

Engelstein (1999), особ. 151.

218

Nanda (1998), 126–127; Singh (2001), 16–17. Фотографии – также важный источник информации об исламских и китайских евнухах и кастратах. Marmon (1995), 102–104, указывает на фотографии евнухов Пророка в Медине.

219

Nanda (1998), 156–157.

220

О портретах Фаринелли и других кастратов см. Heartz (1984), (1990); Camiz (1988), особ. 183.

221

О Библии Льва см. Spatharakis (1976), 7-14; Evans, Wixom, ed. (1997), 88–90. Кроме того, Tsai (1996), 219, отмечает свидетельства о том, что гробницы некоторых китайских евнухов были украшены фресками с их изображениями.

222

См., например, замечания в Nanda (1998), xvii.

223

Например, Kuefer (1996), 279, n. 10; Ayalon (1999), 13, указали на важность сравнительных исследований. Пример приведен в Grayson (1995).

224

Я уже выражал убеждение в важности этого подхода: Tougher (2002b), 144–145.

225

Прокопий Кесарийский, О войнах 8.3.12–21.

226

Геродот 8.105. Даже если кто-то подвергает сомнению буквальную правдивость этой истории, вполне вероятно, что Геродот отражает реальность торговли рабами-евнухами.

227

Плиний Старший, Естественная история 7.39.

228

Вопрос о том, почему евнухи использовались при царских и императорских дворах, будет обсуждаться в главе 4.

229

Например, и Геродот, и Прокопий Кесарйиский в процитированных выше отрывках.

230

См., например, Witt (2002).

231

О паломничестве. 4 26v, ed. Berry (1948), 68–69.

232

См., например, Engelstein (1999), 5, 70, 81, 90–91, 134, 183.

233

Дальнейшее обсуждение см. в главе 6.

234

Комментарий к этому тексту см., например, в Mullett (2002).

235

Ed. Gautier (1980), 291.23-4.

236

Popham (1999) повторяет утверждение о том, что мальчиков похищают и кастрируют, но на новостном веб-сайте BBC сообщается об отрицании этого хиджрами: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/monitoring/media_reports/1211564.stm.

237

Такие случаи показаны, например, в документальных фильмах «Современные евнухи» (2000), «Американские евнухи» (2003) и «Евнухи» (2007). См. также Money (1998), особенно касательно мотива сексуального отречения.

238

Ювенал 6.366-78.

239

См. Guyot (1980), 25-6.

240

Edinburgh Tracts, vol. 8, Miscellaneous 1707–1821.

241

Например, принудительная кастрация использовалась в нацистской Германии для наказания за «убийство на сексуальной почве, садистские телесные повреждения (тяжкие телесные повреждения) и сексуальные преступления, за исключением гомосексуализма»: Wille, Beier (1989), особ. 110.

242

См., например, Heim, Hursch (1979) (которые задаются вопросом, действительно ли термин «наказание» более корректен, чем «лечение»); Cornwell (1997). Хайм и Хурш рассматривают этот вопрос в его европейском контексте, анализируя данные исследований, проведенных в Германии, Швейцарии, Норвегии и Дании. Корнуэлл занимался этим вопросом в основном на американском материале. Совсем недавно Duval Smith (2004) сообщил, что во Франции хотят ввести химическую кастрацию для сексуальных преступников, а в 2007 году Channel 4 показал документальный фильм под названием «Лечение кастрацией» о законе о химической кастрации детей – сексуальных преступников в США.

243

См. Grayson (1995), 91. Обсуждение концепции lex talionis и нанесения увечий в качестве наказания см. в Bardel (2002), особ. 52–54.

244

Иоанн Малала 18.18, 18.150.

245

Эклога 17.39.

246

См. Tougher (1997a), 179–180.

247

О кастрации как препятствии для занятия престола см., например, Михаил Пселл, Хронография 1.3. Это случай Василия Лакапина (Х век), незаконнорожденного сына Романа I Лакапина, которого, по словам Михаил Пселла, кастрировали, чтобы он не смог узурпировать права законных наследников Романа.

248

См., например, Михаил Пселл, Хронография 5.41–42. Согласно Иоанну Скилице, ed. Turn (1973), 238.43–45, Константин VII приказал кастрировать своих родственников Романа и Василия Лакапина, как только стал самодержцем. Это может быть верно для его племянника Романа, но его шурин Василий был кастрирован гораздо раньше, по желанию его собственного отца: см. предыдущее примечание.

249

См., например, Иоанн Скилица, ed. Turn (1973), 328.67–68. Позднее Роман вернулся в Болгарию, но помог византийцам, передав им Скопье. Он был награжден званиями патрикия и препозита и назначен стратегом Абидоса: Иоанн Скилица, ed. Turn (1973), 346.64–69. Впрочем, о дальнейшей жизни Романа рассказывается по-разному: см., например, Fine (1983), 189–191.

250

См. Van Eickels (2004); Sourvinou-Inwood (1988), особ. 178–180.

251

Bardel (2002), 54. О кастрации на войне вообще см., например, Burkert (1983), 68.

252

См., например, Tauber (1940), 78–80. Обсуждая певцов-кастратов, Finucci (2003), 248–251, рассматривает операцию по кастрации в медицинских целях.

253

См., например, Glass, Watkin (1997), особ. 376–377; Bullough (2002), 12.

254

Новеллы 60.

255

Например, Иоанн Постник и Иоанн Ираклийский: см. Tougher (2004a), 97. Некоторые певцы-кастраты, как рассказывается, также были кастрированы по медицинским показаниям: Barbier (1996), 8; Peschel, Peschel (1987), 24.

256

См., например, эпизод из «Жития Давида, Симеона и Георгия» в Talbot, ed. (1998), 205–206. В этом случае кастрация была предотвращена благодаря вмешательству святого.

257

См., например, Чудеса 25, 44 в Crisafulli, Nesbitt (1997), 146–147, 218–223. В Византии святой Артемий был особенно известен тем, что исцелял от грыжи.

258

Orlandos, Vranoussis (1973), 6. Благодарю Сергея Иванова за эту ссылку.

259

Григорий Турский, История франков 10.15.

260

Glass, Watkin (1997), 375–376. См. также Barbier (1996), 8.

261

См., например, Colapinto (2000).

262

В конце концов Бренда вернулась к мужской идентичности, взяв себе имя Дэвид. К сожалению, Дэвид Реймер покончил с собой в 2004 году.

263

Об отсутствии информации о такой операции в Италии раннего Нового времени см. Barbier (1996), 5, 27–28. О нехватке понимания в целом см. комментарии в Penzer (1965), 140–141.

264

Светоний, Домициан 7.

265

См. Barbier (1996), 5, 10.

266

Nanda (1998), 26.

267

Cantacuzino (2000). Новостной сайт ВВС также сообщал о случае, когда в Америке мужчина был заключен в тюрьму за незаконную кастрацию у себя дома: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/americas/2967383.stm.

268

Nanda (1998), 26–29.

269

Stent (1877).

270

Engelstein (1999), особ. 79–80, 84–85.

271

Павел Эгинский, Сокращение медицины 6.68.

272

Лиутпранд, Антаподосис 6.6. Как и китайцы, мусульмане, похоже, предпочитали евнухов, у которых были удалены и пенис, и яички: Ayalon (1999), особ. 307–314.

273

См., например, Guyot (1980), 20–23.

274

См., например, Glass, Watkin (1997), 377.

275

См. главу 2.

276

Прокопий Кесарийский, О войнах 3.11.6.

277

Peschel, Peschel (1987), 24.

278

Engelstein (1999), 48.

279

Плиний Старший, Естественная история 11.110. Исследование сексуальных последствий кастрации в значительной степени опирается на данные, собранные в ходе исследования солдат, чьи гениталии были повреждены на войне: Tauber (1940), 77–78. Ancillon (1707), 127, ссылается на случай мужчины, который потерял одно яичко на войне, а другое из-за болезни. Millant (1908), 276, также ссылается на случай военного ранения: в 1876 году мужчина родом из Перы был ранен, сражаясь в рядах турецких войск, и его яички пришлось удалить. Миллан говорит, что этот человек был еще жив и нашел себе место в серале.

280

Millant (1908), 252, n. 1.

281

http://news.bbc.co.uk/1/hi/4253849.stm.

282

О Фаворине см., например, Gleason (1995), особ. 3-20, 131–158; Stevenson (1995), особ. 503–505; Swain (1989).

283

Филострат, Жизнеописания софистов 1.8.

284

Mason (1978).

285

Латинские панегирики 3.19.4.

286

Barbier (1996), 12–13, скептически относится к этой теории.

287

Nanda (1998), 14, 97, 116.

288

Ancillon (1707), 16–18.

289

См., например, Fausto-Sterling (2000), особ. 30–44; Bullough (2002), 12–13; Chase (1998). Этот феномен был освещен также в документальном фильме Channel 4 «Тайный интерсексуал» (2004 год). Существуют общества интерсексуалов, например, общества Северной Америки и Соединенного Королевства.

290

См., например, Nanda (1998), 141.

291

Rousselle (1988), 124.

292

О состоянии и физических характеристиках, связанных с первичным гипогонадизмом, см. Peschel, Peschel (1987), особ. 26–30. Об эффектах кастрации см. также, например, Cawadias (1946), 504; Cauldwell (1947); Barbier (1996), 13–17; Hopkins (1963), 78, (1978), 193–194; Engelstein (1999), 61; Tsai (1996), 4. Интересная статья о долгосрочных последствиях кастрации, основанная на медицинских исследованиях русских скопцов, китайских и османских евнухов, – Wilson, Roehrborn (1999).

293

Peschel, Peschel (1987), 26–27; Jenkins (1998), 1877–1878. Голосовые связки не росли, но росла грудная клетка, что способствовало выраженности певческого голоса кастратов: см. также Barbier (1996), 16.

294

Те, у кого был удален пенис, также могли использовать тростинку для мочеиспускания. Penzer (1965), 144, ссылаясь на Джорджа Сэндиса и сэра Пола Рико, отмечает, что османские евнухи в серале «носили серебряные трубочки, спрятанные в тюрбанах, через которые можно было пускать воду».

295

О росте допубертатных евнухов см. Leroi (2003), 199–203; Jenkins (1998), 1878; Barbier (1996), 14–15. Heriot (1975), 27, цитирует запоминающийся комментарий Шарля де Броссе о росте кастрата Марианино: «При росте в шесть футов [он] был самой высокой принцессой, которую кто-либо когда-либо видел». Карикатуры на кастратов часто отражают их ненормальные пропорции: см., например, Peschel, Peschel (1987), 28–29.

296

Медицинское заключение Пеликана от 1872 года о кастрации подчеркивает болезненный вид скопца: Engelstein (1999), 61.

297

Barbier (1996), 14. О развитии груди у певцов-кастратов см., например, замечания в Heriot (1975), 182, касательно Беллино, мнимого кастрата, который фигурирует в мемуарах Казановы.

298

См., например, «Таймс», 13 июля 2006 года, 41, и репортаж на новостном сайте Би-би-си: http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/europe/5171892.stm.

299

Penzer (1965), 144. См. также замечания в Barbier (1996), 15; Peschel, Peschel (1987), 30.

300

Ювенал 6.366-78. О сексуальной активности постпубертатных галлов см. Rousselle (1988), 122–124. Она отмечает: «Целью этих мужчин было иметь возможность продолжать свою половую жизнь, оставаясь при этом бесплодными после удаления яичек или перерезания семявыносящих протоков, что мы сегодня называем вазэктомией. Уже приобретенные мужские признаки сохраняются после удаления яичек, поскольку другие мужские гормоны вырабатываются в организме надпочечниками».

301

Об истинной непорочности в девстве 61, PG 30, 793-6. Комментарии к обсуждению Василием евнухов см. в Elm (1994), 122–124; Rousselle (1988), 123. О тексте вообще см. Shaw (1997); Elm (1994), 113–136; Brown (1989), 267–269.

302

Ed. Lundström (1902), 17–23. История Павла повторена также в типиконе византийского монастыря Фовера: см. Tomas, Hero, eds. (2000), vol. 3, 880–946, особ. 941–942, а замечания к истории Евтропия см. в Jordan (2000), 68–70.

303

См. Mullett (2002), 190.

304

См. Barbier (1996), 13–14; Peschel, Peschel (1987), 30–36.

305

См. Engelstein (1999), 64–66.

306

См., например, Wille, Beier (1989); Tauber (1940).

307

См. также замечания в Heim, Hursch (1979), особ. 298.

308

О евнухах и сексе см. замечания в Ayalon (1999), 316–325.

309

О вариативности см. интересные замечания в Cawadias (1946), 506, который рассуждает так: «У евнухов всё объясняет не недостаток яичек, а реакция других элементов этой системы конституциональной регуляции: других эндокринных систем, нервной вегетативной системы и психики».

310

Cantacuzino (2000).

311

Nanda (1998), 72, 81.

312

В качестве иллюстрации Марциал, Эпиграммы 3.81, упоминает галла, занимающегося куннилингусом. Это незабываемо переведено Саймоном Пемброуком в Beard (1994), 175. Nanda (1998), особ. 9-11, замечает, что хиджры могут также работать проститутками, занимаясь сексом с мужчинами. См. также обсуждение в Finucci (2003), 260–280, касательно сексуальной активности кастратов. В его ходе она замечает, что «бывает секс и секс».

313

Millant (1908), 164–165, 167.

314

О взглядах Аристотеля на евнухов и женщин см. Mayhew (2004), 54–68.

315

См., например, Ringrose (1994), 87–89.

316

Аристотель, О природе животных 4.1 766a. Аристотель дружил с евнухом Гермием, тираном города Атарней на Ионическом море, так что его знания о евнухах могли быть как теоретическими, так и практическими. О Гермии см. Guyot (1980), 207–209; Renehan (1982); Wormell (1935).

317

Аристотель, О природе животных 5.3 783b-784a. Об эффектах от кастрации см. также О природе животных 8 (9).50 631b-632a. Тестостерон заставляет мужчин лысеть: Leroi (2003), 282–283.

318

Катулл 63. См., например, Roller (1997), 551–552.

319

Впрочем, приписывание им алчности не ограничивалось только вопросом денег: к примеру, евнухи также могли изображаться как охочие до секса и еды. См., например, комментарии Василия Великого, Письма 115.

320

Аммиан Марцеллин 18.5.4.

321

См. Engelstein (1999), 69, 126, 143. См. также Marmon (1995), 104–105, о том, что у исламских евнухов есть спрятанные богатства.

322

Плутарх, Demetr. 25.

323

О Нарсесе см., например, Fauber (1990).

324

Ayalon (1999), 19, 330–331, отмечает также роль этого в случае исламских евнухов и проводит параллель с русскими скопцами. Millant (1908), 62–63, отмечает роль евнухов как банкиров, отмечая, что «Pour une caisse comme pour un harem, un eunuque est le plus sur gardien». Отголоски этой роли, похоже, всплывают в истории хиджры Сушилы, которой было предъявлено обвинение в получении денег и ключей от шкафа в доме ее «мужа»: Nanda (1998), 86.

325

См. особенно главу 1.

326

См., например, Hopkins (1963), (1978); Guyot (1980), 130-76.

327

О евнухах как кувикулариях см., например, Guilland (1955), 52–75, (1967) I, 269–282; Hopkins (1963), 77–78, (1978), 191–193; Guyot (1980), 142–143; Sidéris (2003). Должность praepositus sacri cubiculi хорошо изучена: см., например, Dunlap (1924), особ. 178–223; Guilland (1961), (1967) I, 333–380; Guyot (1980), 130–157; Schölten (1995), (1998); Schlinkert (1996), 237–284.

328

Об отношении Аммиана к евнухам см., например, Sidéris (2000); Tougher (1999a); Guyot (1980), 164–6. Об Аммиане и его «Истории» см., например, Drijvers, Hunt, eds (1999); Barnes (1998); Matthews (1989); Tompson (1947).

329

О Евсевии см., например, Guyot (1980), 199–201; Dunlap (1924), 260–270.

330

Аммиан Марцеллин 14.11.1–3; 14.11.20–22; 15.3.1–3.

331

Аммиан Марцеллин 18.4.3; 20.2.2–3.

332

Аммиан Марцеллин 21.15.4; 22.3.12.

333

Другие современные ему авторы, например, Афанасий (История ариан 35–27), Юлиан (Послание к афинянам 272 D, 274 A-B) и Либаний (Речи 18.152) также свидетельствуют о значении и силе Евсевия.

334

Аммиан Марцеллин 15.2.10; 16.6.3; 18.4.2–4.

335

См., например, Tougher (1999a), 68–71. Примечательно, что в своем резюме правления Констанция Аммиан критикует этого императора за то, что тот находился под чрезмерным влиянием своих евнухов: 21.16.16.

336

Аммиан Марцеллин 15.2.10; 16.7.2-10; 20.8.19. См. также Guyot (1980), 201–202, 206.

337

Аммиан Марцеллин 27.10.11, 30.6.4; 30.4.2, 31.13.14.

338

Лактанций, О смерти преследователей 30.1–3.

339

Либаний, Речи 18.130.

340

См. обсуждение в Guyot (1980), 157–164.

341

Я вернусь к вопросу о датировке ниже.

342

История августов 18.23.5–6; 18.34.3; 18.45.4–5.

343

История августов 18.23.4–7; 18.34.3.

344

История августов 18.45.4–5; 18.66.3–4.

345

История августов 20.23.7; 20.24.2–5.

346

Guyot (1980), 158–159.

347

История августов 18.67.1. Константин изображен как антиевнух также в Извлечении о цезарях 41.10.

348

История августов 26.43.1.

349

Клавдиан, Против Евтропия I. Клавдиан выступил со второй инвективой в адрес Евтропия после того, как этот евнух был отстранен от власти в 399 году: Против Евтропия II. Дискуссию об этих инвективах см. особенно в Long (1996). Краткий анализ антиевнушеских настроений в инвективах см. в Guyot (1980), 167–170.

350

О Евтропии и его положении при дворе Аркадия см. также, например, Schölten (1995), 223–227; Liebeschuetz (1991), особ. 92-108; Dunlap (1924), 272–284.

На страницу:
8 из 9