bannerbanner
Бедный Павел. Часть вторая
Бедный Павел. Часть вторая

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

А воеводой в Обдорский острог отправили Степана Шешковского. Сего предателя мама хотела казнить, но я её упросил так не делать. Люди нам были нужны, а он не дурак, хоть и слабый человек, который всегда искал, где лучше. Вот пусть там покажет, на что способен.

Глава 6

– И что делать-то будем дальше, Павел Петрович? – мы сидели с Потёмкиным в беседке на берегу залива. Вроде бы даже выпивали, хотя я по-прежнему мусолил первый бокал. Просто хорошо было сидеть с другом около моря. Летнее солнышко, шум волн… Как-то даже казалось, что всё и так прекрасно.

– О чём ты, Гриш? – лениво спросил я.

– Ну, так, кажется мне, что ты, Твоё Высочество, не сильно-то и горишь южными степями. Даже Молдавию свою и то не любишь?

– Что это ты вдруг такое решил, Гриш?

– Не спешишь ты с заселением!

– Как не спешу – спешу! Только знаешь же Festina lente23, как говорил сам Октавиан Август, а он создал великую империю!

– Но всё-таки, мне кажется, что ты в голове что-то другое держишь?

– Что другое, Гриш? Путей-то больше нет. Оставаться на месте – сожрут нас соседи, затопчут. Оно, конечно, может, мне по душе больше Урал заселить, или какую-нибудь Барабинскую степь распахивать – там и врагов меньше. Только вот таких урожаев, как в Причерноморье нигде больше не найти, ехать туда близко, да и коли не мы эту землицу заселим, то опять всяких крымчаков набежит… Так что оно, конечно, заселять будем. Скоро… А потом уже и на Восток пойдём.

– Что, на Восток всё равно рвёшься, Паша?

– Как же не рваться, Гриш. Там столько всего! Железо, золото, меха, океан в конце концов! Там великий Китай, Индия. Нам без Сибири не прожить. Знаешь же, как Ломоносов говорил?

– Ох, смотрю я на тебя, Паш. Вроде бы и не был ты за Уралом, а как начнёшь говорить о Сибири, так улыбка у тебя глупая, словно о любимой женщине рассказываешь!

– Ладно, Гриш, скажи мне, сколько дней конному ехать отсюда до Ясс?

– Да, дней десять! Коли лошадей менять!

– Вот, а до Иркутска не меньше тридцати! А от него до Охотска ещё ехать и ехать, и то ещё не конец земли нашей. Где больше места?

– Вот как ты смотришь! Так там же холодно да голодно?

– Так не везде же! Прикинь, Гриш, сколько там мест для хорошей жизни можно найти! Конечно, идти туда нам сам Бог велел! Только не сразу. Южные степи интереснее. А пока пусть вон, Панин со товарищи Камчатку осваивает. А ты на Юг рвёшься?

– Да теперь и не знаю, Павел Петрович, может, лучше, как ты сказал, в Барабинскую степь съездить? Глядишь, она предпочтительней Молдавии покажется!

– Экий ты балабол, Гриша! Никогда не поверю, что ты тёплую степь да казачье раздолье на что-то променяешь!

– Вот может род у меня из казаков?

– Гриша, ты совсем от тепла да вина́ размяк! Ну, какой ты казак, коли твой предок Гансом звался24? – мы смеялись, болтали. Хороший вечер выдался.

⁂⁂⁂⁂⁂⁂

Для улучшения финансового положения в стране явно требовалось усовершенствовать администрирование. Не дело, когда оно держится на честном слове. Точных цифр, да и даже приблизительных, нет ни у кого. Для устранения данной проблемы мы решили сформировать Казённый приказ. Основная задача его заключалась в организации управления финансами государства, и его структура должна была распространиться и на региональный уровень. Теперь контроль над казной и принципы организации должны будут расшириться на всю территорию страны.

Возглавил Казённый приказ князь Вяземский. Выбирать, по сути, было не из кого, а бывший генерал-прокурор Сената, который был кристально честным человеком и прекрасным администратором, ранее много времени уделял именно финансам, так что ему и карты в руки. К нему в заместители напросился Николенька Шереметев, имевший тягу к финансам. Пусть ему и исполнилось всего двадцать два года, но я был уверен в его рассудительности, образованности и верности, так что с лёгким сердцем рекомендовал его Вяземскому, так сказать «на вырост».

С коллегиями вообще пришло время заканчивать – текущее устройство управления империи не соответствовало насущным требованиям. В целом, очевидно было, что система коллегий явно отживала, она стала неэффективна, в основном благодаря коллективному принятию решений и коллективной же ответственности за них. Конечно, такая система лишала сильные фигуры возможности собрать значительные силы и провести переворот, но она же и не давала нормально руководить отдельными отраслями хозяйства. Так что, требовалось провести реформу государственного управления.

Теплов занимался этой проблемой уже очень давно, и хотя вначале это была его частная инициатива, но после моей поездки на Урал и обнаружения мною многочисленных ошибок коллегий, его работа была санкционирована мной и мамой – изменения были необходимы. При этом в процессе изучения вопроса Теплов обнаружил ещё один нюанс – бездумное принятие западной терминологии плохо воспринималось значительной частью общества, причём на это не оказало влияние даже время, прошедшее с начала её внедрения.

А уж когда основная часть наиболее европеизированных дворян отравилась в ссылку на восток, мы уже просто должны были продемонстрировать возвращение к истокам, хотя бы в части наименований некоторых управленческих структур. Мама уже тоже начала тяготеть к консерватизму и решено было снова учреждать приказы, как в допетровское время.

Руководителем приказа должен был быть Приказной глава, который единолично управлял бы работой учреждения и нёс ответственность напрямую перед Правящими Императорскими Особами. Фактически это станет началом перехода к министерской системе управления, что было мне значительно более привычно и удобно. Первой ласточкой на этом пути было формирование Императорского приказа. Теперь в рамках этой трансформации появлялся и Казённый приказ.

Казённый приказ решал проблему улучшения именно администрирования, но затруднения в движении государственных финансов так просто не преодолеть. Всеми денежными делами империи до сей поры руководили исключительно из центра, а при очевидной слабости системы управления получалось, что местными потребностями чаще всего пренебрегали.

В результате этого слишком быстро рос разрыв между столицей и провинцией. Мне очень хорошо помнилось моё прошлое, та прошлая жизнь, где все рвались в Москву, ибо только там были возможности жить и развиваться. Именно там были все деньги, школы, театры, даже магазины, а в провинции… Как вспомню… Я боялся подобного будущего.

Да и как в такой системе управления заселять новые территории? С медленной связью, со слабой администрацией нам будет крайне затруднительно контролировать происходящее на местах, сложно оперативно реагировать на их потребности.

Так что реформа административного устройства должна была состояться. Территория государства была разделена на губернии, генерал-губернаторства и наместничества. Новые административные образования не совпадали со старыми границами. Губернии учреждались на землях, уже давно освоенных и заселённых, которые составляли основу империи. Генерал-губернаторства создавались в пограничье, где законы и обычаи государства нашего ещё не устоялись, а сами земли нуждались в обороне. А наместничества были предназначены для регионов, которые должны были только осваиваться.

Разница в финансовом управлении была вполне понятна – часть налогов, собираемых в губерниях, теперь оставалась в самих административных единицах, в их уездах и волостях. На местах должен был быть создан механизм, аналогичный центральному Казённому приказу, по приёму и распределению средств на развитие территорий.

В генерал-губернаторствах и наместничествах же предоставлять местным жителям право распоряжаться даже частью налоговых поступлений я считал пока преждевременным. В наместничествах налоги вообще были делом будущего, деньги туда направлялись из центра и за их расходование отвечал глава территории лично. А предоставлять право тратить средства, собираемые в генерал-губернаторствах, я собирался исключительно моим генералам, выполняющим и административные функции.

Отличия, конечно, были и в управлении – в частности, в губерниях войска не подчинялись местному руководству, а в генерал-губернаторствах и наместничествах военная и гражданская власть были объединены.

Были образованы двадцать три губернии, три генерал-губернаторства и восемь наместничеств. Наместничества были выделены Кубанское, Таврическое, Заволжское, Уральское, Зауральское, Сибирское и Камчатское, а генерал-губернаторства Малороссийское, Придунайское и Балтийское.

⁂⁂⁂⁂⁂⁂

– Прекрасный день, Алексей Григорьевич!

– Да, погода весьма приятная, Павел Петрович! Да и июль вообще приятный месяц!

– Желаете чаю или сбитня, Алексей Григорьевич? – я был весьма предупредителен. Орлов был приглашён в Петергоф для конфиденциального разговора, и по прибытии во дворец он был препровождён в беседку на берегу залива. Было жарко, но здесь лёгкий морской ветерок приятно остужал двух мужчин, одетых в парадные мундиры.

– Может быть, Вы сможете угостить меня вином, Ваше Императорское Высочество? – улыбнулся генерал-аншеф.

– Узнаю́ бесцеремонного Алексея Орлова! – засмеялся в ответ я, – Конечно, любезный, для Вас легко! – махнул рукой слуге и тот, не задавая вопросов, поднёс графу великолепный цветного стекла бокал с вином.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Осмогласие – система организации церковных песнопений в православной церкви.

2

Тать – преступник (уст.)

3

Мортус – служитель при больных карантинными заболеваниями во время эпидемии.

4

Кат – палач (уст.)

5

Сан-Суси – дворец Фридриха Великого в Потсдаме.

6

Генрих Прусский – Фридрих Генрих Людвиг Прусский (1726-1802) – младший брат Фридриха Великого, один из лучших полководцев XVIII в.

7

Tete-a-tete – с глазу на глаз (фр.)

8

Кауниц – Венцель Антон Доминик Кауниц-Ритберг (1711–1794) – выдающийся австрийский государственный деятель. Отвечал за внешние сношения Великой Римской империи.

9

Королевская Пруссия – польская часть Пруссии, с крупнейшим городом Гданьском (Данцигом).

10

Мессалина – Валерия Мессалина (17-48) – третья жена Римского императора Клавдия, распутство и властолюбие которой вошло в легенды

11

Король Польши Станислав II Август Понятовский имел бурный роман с Екатериной II в 1756–1758 гг.

12

Мария Терезия (1717–1780) – эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии. Старшая дочь и наследница императора Священной Римской империи Карла VI Габсбурга. Жена императора Франца I и мать императора Иосифа II. Фактическая правительница Священной Римской империи.

13

Аманат – заложник (уст.)

14

Табель о рангах – таблица соответствия военных, гражданских и придворных чинов Российской империи, введённая Петром I. Табелью определялись чёткий порядок карьерного роста, а также получения личного и потомственного дворянства.

15

Фёдор Миллер – Герхард Фридрих Миллер (1705–1783) – Русский историк, естествоиспытатель, путешественник. Автор «норманнской теории», создатель Московского архива

16

Степан Петрович Крашенинников (1711–1755) – русский путешественник, ботаник, этнограф, исследователь Камчатки.

17

Лихие люди – преступники (уст.)

18

Русско-Чукотская война шла с 1727г. по 1778 г.

19

Спа – город-курорт в нынешней Бельгии. Самый старый европейский оздоровительный центр.

20

Образование дворянам должны были давать их родители.

21

Нерчинский завод – группа заводов в нынешнем Забайкальском крае, на реке Аргунь. Главный поставщик серебра в казну.

22

Колывано-Воскресенский завод – группа заводов на территории Западной Сибири с центром в Барнауле, выплавляющих серебро и золото.

23

Festina lente – поспешай медленно (лат.)

24

Род Потёмкиных происходит от Ганса Александровича Потемпского, выехавшего из Польши к Василию III.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7