bannerbanner
Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем
Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем

Полная версия

Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Однако спустя почти двадцать лет дела у этой теории пошли на лад. Факты однозначно на стороне Пинкера, но самые громкие голоса – нет. В результате с тех пор, как Линкер написал «Чистый лист», наши общества вдвое сильнее уверовали в заблуждение о том, что все биологические различия – включая различия в предрасположенностях – могут отодвигаться в сторону, отрицаться или игнорироваться. Схожий процесс происходил в сфере социальных различий. Любой родитель может заметить разницу между своими сыновьями и дочерями, но культура говорит им, что этой разницы нет, а если и есть, то это – проблема «перформативности».

Осадок от этого весьма неприятен. Большинство людей – не гомосексуалы. Мужчинам и женщинам нужно как-то ладить между собой. И все же самообман общества насчет биологической действительности – всего лишь один из той череды самообманов, которые оно решило принять. Хуже всего то, что мы начали пытаться перестроить наши общества, и не в соответствии с биологическими фактами, а основываясь на политических фальсификациях, продвигаемых активистами из области социальных наук. Из всех вещей, разрушающих наше общество, все, что связано с полами – и в особенности отношениями между полами – возможно, является самым разрушительным. Факты постоянно здесь, прямо у нас перед глазами. Просто мы не должны их замечать, а если заметили, то должны хранить молчание.


На дворе 2011 год, и пришло время для вручения кинопремии «Независимый дух» в Санта-Монике. Поздним вечером многословных самовосхвалений на сцену поднимаются Пол Радд и Ева Мендес – для того, чтобы вручить приз за лучший киносценарий. Мендес (которой на тот момент 36 лет) говорит, что они с Раддом (которому 41 год) договорились сделать кое-что забавное на сцене, но шоу уже и без того вышло за рамки намеченного графика. Мендес объясняет публике: «Пол собирался схватить меня за грудь. Вы бы все были в шоке, в ужасе, вы бы все хохотали в истерике. Но, похоже, этого нельзя сделать, потому что времени уже нет. Так что…»

Затем Радд многозначительно смотрит на грудь Мендес, кладет свою руку на ее правую грудь и сильно хватает, прежде чем невозмутимо сказать: «Номинанты на приз за лучший киносценарий…» Публика смеется, вздыхает, издает радостные возгласы и аплодирует. Мендес преувеличенно изображает шок. Пока Радд держит ее правую грудь, она использует свою свободную руку, чтобы откинуть волосы назад. Важно выглядеть хорошо, в конце концов.

Все это продолжалось какое-то время, а затем на сцену поднялась еще одна женщина. Актриса Розарио Доусон (31 год) вспрыгнула на трибуну и сильно ухватила Радда за промежность. Аудитория снова вскрикивает, аплодирует и смеется. «О боже, что происходит», – пару раз произносит Мендес в неправдоподобном замешательстве из-за мизансцены, в которой участвует. Она открывает конверт с именем победителя. Все это время Доусон решительно сжимает промежность Радда и машет другой рукой в победном или триумфальном жесте. Хотя Радд уже не держит ни одну из грудей Мендес, Доусон продолжает держать его за пах. Публика продолжает смеяться и кричать от восторга. Потому что это 2011 год, и сексуальные домогательства – это все еще уморительно смешно.

В своем закулисном интервью позже Доусон объяснила свой импульс к равноправному тисканью:

«Я люблю Пола. Я была большой фанаткой Пола еще со времен фильма „Бестолковые“ и все такое. Но он прямо сильно ухватил за грудь, и я такая: „Окей, смешно, типа, ха-ха, окей“ – на какое-то время. Но потом это все продолжалось и продолжалось, уже и свет погасили, и ролик стали показывать, а он ее все держит… И я такая: „Ну ладно, тогда я возьму его за причиндалы“. Почему нет? Было даже приятно. Было неплохо. Вообще-то, неплохие причиндалы. Мне, когда я смотрела подростком фильм „Бестолковые“, было любопытно, как там у него. Ну да, а потом он перестал… Просто я активистка за права женщин, и мне начало немного надоедать, что он держит ее за грудь на сцене в течение получаса. Ничего страшного, было забавно».

Мужчина-интервьюер убеждает ее: «Это был один из… На это последовала огромная реакция». «Окей, хорошо», – отвечает она и продолжает:

«Я схватила его за причиндалы на сцене. Было довольно круто. Почему мужчины всегда лапают? Женщины тоже хотят полапать. Вы знаете, о чем я. Я просто вот что хочу сказать. Просто соблюдаю равноправие»[81].

Это было в те времена. Праздник тисканий на церемонии вручения наград «Независимый дух» не был из ряда вон выходящим и не осуждался. Идея тисканья, хватания и обнажения себя перед людьми противоположного пола могла восприниматься с некоторым презрением в широких слоях общества в течение долгих лет. Но в Голливуде это было частью развлечения. В профессии, для которой нагота нормальна и в которой появился термин «кастинг на кушетке», нелегко выявить границы допустимого. Это – одна из причин, почему Голливуд – неподходящее место ни для создания нравственной этики, которой следует придерживаться, ни для создания морального кодекса, показательного для всего, что выходит за рамки индустрии развлечений.

В Голливуде всегда были другие стандарты. Это – единственная индустрия в XXI веке, в которой человек, находящийся в бегах из-за дела по изнасилованию малолетней, приветствовался, почитался и даже считался жертвой по мнению своих коллег. Если бы бухгалтер, социальный работник или сорокалетний священник изнасиловали 13-летнюю девочку, они, может быть, избежали бы наказания, как Роман Полански. Они могли бы найти заступников среди своих друзей. Но это было немыслимо – даже в католической церкви – чтобы кому-то аплодировали на телевидении в прайм-тайм как мастеру своего дела, в то время как этот кто-то находился бы в бегах, преследуемый правосудием. Голливуд и публика, состоящая из коллег Полански, во время вручения «Оскара» в 2003 году не ощущали импульса, который удерживал бы их от этого.

Это всегда был немного отдельный мир – какими всегда были центры мира искусства и мира развлечений – а также самое неподходящее место из всех возможных для того, чтобы установить нормы поведения в обществе. Особенно такие сложные нормы поведения, как отношения между полами. Только в Голливуде знаменитый режиссер вроде Вуди Аллена съедет от жены из-за того, что был пойман на том, что имел отношения со своей приемной дочерью. Однако это тот же город и та же индустрия, которые породили Глорию Грэм в 1940-х годах. Из четырех ее мужей четвертый (Тони Рэй) был сыном второго мужа (Николас Рэй) и его первой жены. Отношения между Грэм и Тони Рэем стали достоянием общественности после того, как она была обнаружена в постели с ним – в то время ей было почти тридцать, а Рэю – всего 13 лет.

Поэтому было бы ошибкой создавать из Голливуда и актеров моральные ориентиры. Но, когда в 2017 году разразился скандал вокруг Харви Вайнштейна, была попытка сделать именно это. Каким-то особым образом странность индустрии развлечений является зеркалом. И если она – не пример того, как следует себя вести, то она – зеркало, отражающее замешательство эпохи. В особенности – замешательство на тему того, какие роли могут играть женщины – и какие роли от них ожидает общество. Особенно в эпоху, которая колеблется между развратом и ханжеством и не находит равновесия.

Рассмотрим ту теплоту, с которой зрители восприняли появление актрисы Дрю Бэрримор на «Вечернем шоу с Дэвидом Леттерманом» в апреле 1995 года: 12 апреля был день рождения Леттермана, Бэрримор была гостьей программы и описывала среди прочего свое новое пристрастие к обнаженному танцу. Несмотря на то, что ей тогда было 20 лет, Бэрримор в течение всего интервью меняла роли то уверенной сексуальной женщины, то озорной маленькой школьницы.

Наконец, представив это как подарок на день рождения, прямо на глазах у зрителей в студии (которые кричали, смеялись и улюлюкали), Бэрримор спросила Леттермана, хотел бы он увидеть такой танец. Не дожидаясь ответа, она крикнула группе музыкантов, чтобы те начали играть, забралась на стол ведущего и исполнила танец для Леттермана – женатого мужчины вдвое старше ее самой. Двигаясь вверх-вниз, с руками, поднятыми над головой, и открытым животом, Бэрримор подвела танец к кульминации, задрав свой короткий топ и показав голую грудь заметно шокированному Леттерману. Публика не видела грудь, однако камера запечатлела то, что позорная колонка издания «Mail Online’s» обозвала «боковой частью сиськи». Но публике все было мало. Им все очень понравилось, они хохотали, кричали в течение всего представления и одобрительно взревели, когда Бэрримор оголилась перед ведущим.

Сделав это, Бэрримор сразу же повернулась к аудитории, раскинув руки, чтобы насладиться одобрением аудитории, затем вернулась на стол, встав на четвереньки, и поползла к Леттерману, поцеловала его в щеку и потрепала по затылку. Вернувшись на свое место, она отбросила маску оторвы и перевоплотилась вновь, сев с ногами в кресло и прижав колени к подбородку, как маленькая девочка, которая знала, что плохо себя вела.

Конечно, прозвучало бы правдоподобно, если бы мы сказали, что 1995 год был другой эпохой. Но это не совсем так. Этот эпизод вспоминали с такой же теплотой в 2018 году, когда Бэрримор вернулась – на этот раз на «Вечернее шоу со Стивеном Кольбером». Так Бэрримор, старше, если не мудрее, размышляла о том, какой «реально, типа, чокнутой» она была раньше. В частности, она вспомнила тот эпизод на шоу Леттермана. «Прямо в этой студии я сделала кое-что с мистером Леттерманом», – сказала она. Аудитория одобрительно посмеялась над этим воспоминанием. Кольберт, который придерживался строгой линии поведения во время обвинений в рамках движения «МеТоо», появившихся всего несколько месяцев назад и продолжавшихся по сей день, разбудил воспоминания в Бэрримор. «В его день рождения. В его день рождения, – напоминал он. – Знаменитый случай».

Бэрримор подхватила тему о воспоминаниях. «Я была типа: „Чего?“», – начинает она:

«Иногда я думаю. Что это, типа, не похоже на меня. Это как бы далекое воспоминание, не похожее на меня. Но это я. И это довольно круто. Мне это все еще нравится. Я – мать двоих детей. Я полностью, типа, понимаете, ну, не знаю. Я теперь настолько другой человек, что это уже не похоже на меня, но мне это все еще, типа, нравится».

И все это было встречено смехом и аплодисментами от аудитории и одобрением от Кольберта, который затем перешел к разговору о том, что Бэрримор была одной из первых знаменитых женщин в Голливуде, которая создала собственную продюсерскую компанию. Он использует этот момент для того, чтобы спросить, чему это может нас научить о женской эмансипации в Голливуде и о «том, что происходит сейчас»[82]. Ни в какой момент на эпизод, произошедший в 1995 году, не смотрели ни с чем, кроме теплоты.

А почему бы и нет? Годами никто не подвергал сомнению, что оголяться перед мужчинами, заставляя их чувствовать себя неуютно, трогать и приставать к ним – это особенно «феминистично». Как это и знал Кольберт на собственном опыте.

Он был еще новичком на телевидении, когда брал интервью у Джейн Фонды в 2007 году. Это произошло спустя пару лет после того, как Фонда возродила свою актерскую карьеру, сыграв свекровь героини Дженнифер Лопез в нашумевшем фильме «Если свекровь – монстр». Но Фонда пришла на шоу Кольберта, чтобы разрекламировать новый фильм «Крутая Джорджия», который вскоре провалился в прокате. В свои 69 лет Фонда явно стремилась продемонстрировать публике, что она «еще ничего». И поэтому она устроила целое шоу во время интервью, начав проявлять сексуальный интерес к ведущему. Тот факт, что фильм, который она рекламировала, был о сексуальном насилии, не подсказал ей, что она выбрала не лучшее время для своих действий.

В самом начале интервью она забралась на колени к Кольберту. Там она просидела все время. Также в какой-то момент она «по-взрослому» поцеловала его в губы и сказала, что знает, что он фантазировал о ней. «Это не совсем то, как я представлял себе ход этого интервью», – сказал ведущий. Кольберт несколько раз пытался сменить тему и даже пытался свести ее к вопросу антивоенных протестов. Но Ханойская Джейн была непреклонна. Она продолжала ласкать Кольберта, целовать его в щеку и тискать. Затем она заговорила о преждевременной эякуляции. Это тянулось вечно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

See Jean-Francois Lyotard (trans. Geoff Bennington and Brian Massumi), The Postmodern Condition: A Report on Knowledge, Manchester University Press, 1984, pp. xxiv and 37.

2

Jaron Lanier, Ten Arguments for Deleting your Social Media Accounts Right Now, Henry Holt, 2018, p. 26.

3

Coleman Hughes in conversation with Dave Rubin, The Rubin Report, YouTube, 12 October 2018.

4

‘Hunger strikers died for gay rights, claims Sinn Fein senator Fintan Warf eld’, Belfast Telegraph, 15 August 2016.

5

См. https://twitter.com/EricRWeinstein/status/1066934424804057088

6

See Greg Lukianoff and Jonathan Haidt, The Coddling of the American Mind: How Good Intentions and Bad Ideas are Setting up a Generation for Failure, Allen Lane, 2018, pp. 5 – 7ff.

7

APA Guidelines for psychological practice with men and boys, August 2018: https://www.apa.org/about/policy/boys-men-practice-guidelines.pdf

8

See ‘Views of racism as a major problem increase sharply, especially among Democrats’, Samantha Neal, Pew Research Center, 29 August 2017.

9

Ekow N. Yankah, The New York Times, 11 November 2017.

10

Helen Pidd, ‘Women shun cycling because of safety, not helmet hair’, The Guardian, 13 June 2018.

11

Tim Hunt interview by Robin McKie, ‘I’ve been hung out to dry’, The Observer, 13 June 2015. What got him into trouble were these words: ‘Let me tell you about my trouble with girls. Three things happen when they are in the lab. You fall in love with them, they fall in love with you, and when you criticise them, they cry.’

12

See the exchange between Senator Katy Gallagher and Senator Mitch Fif eld in the Australian Senate on 11 February 2016.

13

See for instance this thread: https://twitter.com/HarryTheOwl/status/1088144870991114241

14

CNN interview with Rep Debbie Dingell, 17 November 2017.

15

Kenneth Minogue, The Liberal Mind, Liberty Fund, Indianapolis edn, 2000, p. 1.

16

Good Morning Britain, ITV, 5 September 2017.

17

John Stuart Mill, On Liberty, Penguin, 2006, pp. 60 – 1.

18

‘Nicky Morgan says homophobia may be sign of extremism’, BBC News, 30 June 2015.

19

Robert Samuels, Washington Post, 29 August 2016.

20

‘Desert Island Discs: Tom Daley felt “inferior” over sexuality’, BBC News website, 30 September 2018.

21

‘Made in Chelsea’s Ollie Locke to become Ollie Locke-Locke’, BBC News website, 1 October 2018.

22

The New York Times (International Edition), 16 October 2017, pp. 15 – 17.

23

See for instance Russell T. Davies, ‘A Rose by any other name’, The Observer, 2 September 2001.

24

See ‘Generation Z – beyond binary: new insights into the next generation’, Ipsos Mori, 6 July 2018.

25

These are: B. S. Mustanski, M. G. Dupree, C. M. Nievergelt et al., ‘A genome-wide scan of male sexual orientation’, Human Genetics, 116 (2005), pp. 272 – 8; R. Blanchard, J. M. Cantor, A. F. Bogaert et al., ‘Interaction of fraternal birth order and handedness in the development of male homosexuality’, Hormones and Behavior, 49 (2006), pp. 405 – 14; J. M. Bailey, M. P. Dunne and N. G. Martin, ‘Genetic and environmental in fuences on sexual orientation and its correlates in an Australian twin sample’, Journal of Personality and Social Psychology, 78 (2000), pp. 524 – 36.

26

Royal College of Psychiatrists’ statement on sexual orientation, Position Statement PS02/2014, April 2014 (https://www.rcpsych.ac.uk/pdf/PS02_2014.pdf).

27

Royal College of Psychiatrists’ statement on sexual orientation, Position Statement PS02/2014, April 2014 (https://www.rcpsych.ac.uk/pdf/PS02_2014.pdf).

28

Website of the American Psychological Association, ‘Sexual Orientation & Homosexuality’ (http://www.apa.org/topics/lgbt/orientation.aspx) accessed August 2018.

29

Bruce Bawer, A Place at the Table: The Gay Individual in American Society, Touchstone, 1994, p. 82.

30

Seth Stephens-Davidowitz, Everybody Lies: What the Internet Can Tell Us About Who We Really Are, Bloomsbury, 2017, pp. 112 – 16.

31

This is why straight men watch porn’, Pink News, 19 March 2018.

32

‘Majority in U. S. Now Say Gays and Lesbians Born, Not Made’, Gallup, 20 May 2015.

33

See the discussion of this episode in Alice Dreger, Galileo’ s Middle Finger: Heretics, Activists, and One Scholar’s Search for Justice, Penguin, 2016, pp. 182 – 3.

34

‘Attitudes towards homosexuals and evolutionary theory’, in Ethology and Sociobiology. There is a useful summary of the Gallup – Archer exchange by Jesse Bering in Scientif c American, 9 March 2011.

35

Aristotle, Nicomachean Ethics, Book 7, chs 5 – 6. Incidentally among recent translations, the Cambridge University Press edition (2014) goes with ‘sodomy’ while the Oxford University Press edition (2009) goes with ‘paederasty’.

36

See for instance ‘What are the most cited publications in the social sciences (according to Google Scholar)?’, Elliott Green, LSE blogs, 12 May 2016.

37

Michael Foucault, The History of Sexuality, Volume 1 – The Will to Knowledge, trans. Robert Hurley, Penguin, 1998, p. 43.

38

David Halperin, ‘Historicising the sexual body: sexual preferences and erotic identities in the pseudo-Lucianic Erotes’, in Domna C. Stanton (ed.), Discourses of Sexuality: From Aristotle to AIDS, University of Michigan Press, 1992, p. 261. // See also Andrew Sullivan, Virtually Normal: An Argument about Homosexuality, Picador, 1996.

39

Foucault, The History of Sexuality, p. 156.

40

Hunter Madsen and Marshall Kirk, Aft er the Ball: How America Will Conquer its Fear and Hatred of Gays in the’ 90s, Doubleday, 1989.

41

See Paul Berman, A Tale of Two Utopias: The Political Journey of the Generation of 1968, W. W. Norton & Company Ltd, 1996, pp. 154 – 5.

42

Bawer, A Place at the Table, p. 191.

43

Bawer, A Place at the Table, p. 193.

44

Ibid., pp. 220 – 1.

45

Andrew Sullivan, Virtually Normal: An Argument about Homosexuality, Picador, 1996, p. 204.

46

Berman, A Tale of Two Utopias, pp. 160 – 1.

47

@TheEllenShow, Twitter, 25 October 2017, 5.53 p. m.

48

Daily Telegraph, 14 February 2018.

49

Stop Funding Hate, Twitter, 16 February 2018.

50

‘Children of same-sex couples happier and healthier than peers, research shows’, Washington Post, 7 July 2014.

51

Sunday Morning Live, BBC 1, 27 October 2010.

52

‘Study identifes predictors of relationship dissolution among same-sex and heterosexual couples’, The Williams Institute, UCLA School of Law, 1 March 2018.

53

Pink News, 25 March 2018.

54

Bawer, A Place at the Table, p. 188.

55

Sir Ian McKellen: Brexit makes no sense if you’re gay’, Daily Telegraph, 10 June 2016.

56

Jim Downs, ‘Peter Thiel shows us there s a difference between gay sex and gay’, Advocate, 14 October 2016.

57

Организация запрещена в России по решению Верховного суда. – примеч. пер.

58

‘Bret Easton Ellis goes on Twitter rampage after GLAAD media awards ban’, Entertainment Weekly, 22 April 2013.

59

‘How straight people should behave in gay bars’, Pink News, 30 November 2018.

60

‘In the reign of the magical gay elves’, Bret Easton Ellis, Out, 13 May 2013.

61

Ovid, Metamorphoses, trans. A. D. Melville, Oxford University Press, 1998, pp. 60 – 1.

62

Daniel Mendelsohn, The Elusive Embrace: Desire and the Riddle of Identity, Alfred A. Knopf, 1999, pp. 73 – 5.

63

‘The social and political views of American professors’, a working paper by Neil Gross (Harvard) and Solon Simmons (George Mason), 24 September 2007.

64

See https://www.racialequitytools.org/resourcefles/mcintosh.pdf

65

Ernesto Laclau and Chantal Mouffe, ‘Socialist strategy: Where next?’, Marxism Today, January 1981.

66

Ernesto Laclau and Chantal Mouffe, Hegemony and Socialist Strategy (second edition), Verso, 2001, p. 133.

67

Ibid., p. 141.

68

Ibid.

69

Ibid., pp. 159 – 60.

70

Laclau and Mouffe, ‘Socialist strategy: Where next?’

71

Laclau and Mouffe, Hegemony and Socialist Strategy, p. 1.

72

‘What happens to #MeToo when a feminist is the accused?’, The New York Times, 13 August 2018.

73

Steven Pinker, The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature, Penguin, 2003, p. x.

74

Judith Butler, ‘Further refections on conversations of our time’, Diacritics, vol. 27, no. 1, Spring 1997.

75

Consider, for instance, Sheldon Lee Glashow, ‘The standard mode’, Inference: International Review of Science, vol. 4, no. 1, Spring 2018.

76

https://www.skeptic.com/reading_room/conceptual-penis-socialcontruct-sokal-style-hoax-ongender-studies

77

‘Hoaxers slip breastaurants and dog-park sex into journals’, The New York Times, 4 October 2018.

78

‘American Psychological Association guidelines for psychological practicewith boys and men’, APA, August 2018, p. 10.

79

Steven Pinker, The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature, Penguin, 2003, pp. 346 – 50.

80

Ibid., p. 350.

81

AccessOnline.com video, ‘Rosario Dawson talks grabbing Paul Rudd’s “package” onstage at the 2011 Independent Spirit Awards’, 27 February 2011.

82

The Late Late Show with Stephen Colbert, CBS, 20 March 2018.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7