Полная версия
Ансель Адамс. Камера. Негатив. Отпечаток
Короткофокусный объектив фокусируется на близкое расстояние, поэтому дистанция от него до пленки короче, чем у нормального, и на зеркальных камерах он мешал бы зеркалу подниматься. Эта проблема решается ретрофокусной конструкцией, в которой расстояние от объектива до пленки должно быть больше фокусного (задняя нодальная точка расположена за линзами). В некоторых моделях Bronica, среднеформатной однообъективной зеркальной камеры, реализовано другое решение: зеркало складывается от объектива, а не поднимается вверх, поэтому к ней подходят объективы с очень коротким фокусом.
Однако такая конструкция требует наличия второго затвора, чтобы изолировать свет, поступающий через видоискатель (обычно эту функцию выполняет зеркало). Для установки короткофокусного объектива на камеру прямого визирования может потребоваться утопленная доска, которая позволит приблизить его к фокальной плоскости. Любые подвижки в этом случае осуществляются с мехом-мешком.
Рис. 5.13
Деннис Перселл и рельсы, Сан-Франциско
Снимок сделан объективом Super Angulon 90 мм на пленку Polaroid Type 55 Land. Выразительное перспективное схождение рельсов получилось в результате близкого расположения камеры, что стало возможным благодаря короткофокусному объективу. Голова не искажена, поскольку находится на оси объектива
Рис. 5.14
Тополиный ствол, Санта-Фе
Снимок сделан объективом с фокусным расстоянием 480 мм на негатив 8 × 10 дюймов камерой, направленной вверх под углом около 35°. Дерево было далеко, и я снимал длиннофокусным объективом, поэтому явной перспективы нет. Длиннофокусный объектив позволил мне снять ствол без пестрого окружающего пейзажа
Длиннофокусные объективы
У длиннофокусных объективов угол обзора составляет до 35°. Они удобны для съемки отдаленных объектов и видов, поскольку увеличивают их. Эти объективы примерно в два раза длиннее нормальных. Ими чаще всего снимают портреты, потому что они эстетично передают перспективу и избавляют от необходимости толкаться в толпе, чтобы приблизиться к предмету съемки.
Глубина резко изображаемого пространства у длиннофокусных объективов очень мала, поэтому они больше других подходят для выборочной фокусировки, но чаще это свойство создает проблему, которая решается закрытием диафрагмы. К тому же малейшее шевеление камеры приводит к размытию изображения, и съемка на малоформатную камеру возможна только с короткой выдержкой или со штатива. Камеру прямого визирования для стабилизации следует устанавливать на два штатива (лучше с регулируемой высотой). Таким образом, длиннофокусный объектив ставит перед фотографом противоречивые требования: установить выдержку как можно короче, чтобы не смазать изображение, и закрыть диафрагму для нормальной глубины резкости. Поэтому при съемке с рук требуется высокочувствительная пленка.
Длиннофокусные объективы иногда называют телеобъективами. Однако на самом деле последние – противоположность ретрофокусным объективам: они короче и расположены ближе к пленке, чем положено при таком фокусном расстоянии (задняя нодальная точка иногда находится перед объективом). Длиннофокусные объективы стандартной конструкции большие и громоздкие, в отличие от телеобъективов.
Значительное снижение объема и длины объектива стало возможным благодаря катадиоптрической системе. В таких объективах ряд оптических элементов заменили зеркала, за счет чего свет проходит более узким пучком, а значит, конструкцию можно сделать компактнее.
Рис. 5.15
Катадиоптрическая система
В центре переднего элемента катадиоптрической или зеркально-линзовой системы расположен диск со вторым зеркалом. На фото представлен объектив Vivitar 800 мм. Обычный длиннофокусный объектив с таким фокусным расстоянием был бы длиннее и толще
Такие объективы не имеют диафрагмы, освещенность понижают с помощью встроенных нейтральных светофильтров. Еще зеркально-линзовые объективы характеризуются формой бликов от источников света в форме пончика, а у обычных объективов это диск. Единственное значение диафрагмы ограничивает ГРИП, поэтому объективы предпочтительны для съемки отдаленных объектов и когда желательно или приемлемо использовать выборочную фокусировку на близко расположенных объектах.
Объективы с переменным фокусным расстояниемВ 1970–1980-е популярность зум-объективов росла вследствие распространения зеркальных камер, улучшенного просветления и компьютерного конструирования оптических систем. У зум-объективов можно варьировать фокусное расстояние в заданном диапазоне, изменяя масштаб снимаемого объекта. Сначала их диапазон был длиннофокусным, а позже стали доминировать фокусные расстояния от коротких до умеренно длинных, что позволило заменить наиболее часто используемые объективы одним. Зум не требует повторной наводки на резкость после изменения фокусного расстояния. Обычно максимальная диафрагма у таких моделей f/2.8–f/4. К сожалению, большинство зум-объективов не отличаются высоким качеством, и перед приобретением я рекомендую протестировать их на разных фокусных расстояниях и дистанциях фокусировки.
МакрообъективыПроизводители малоформатных камер ввели в обиход название «макрообъектив» для моделей с фокусировкой на близкое расстояние. Макрофотографией называют съемку в масштабе примерно 1:1 (в натуральную величину), от четверти натуральной величины до увеличения в 5–10 раз. Большее увеличение требует микроскопа и называется микрофотографией.
Масштаб 1:1 – предел для малоформатных камер даже с удлинительными приспособлениями. В большинстве объективов функция макросъемки – дополнительная к обычному режиму, и иногда за ее счет повышается общая резкость. Некоторые макрообъективы, обычно 100 мм для камер 35 мм, можно использовать только с удлинительным мехом, они не фокусируются на бесконечности. Мех и удлинительные кольца не всегда совместимы с автоматической диафрагмой однообъективной зеркальной камеры.
Zeiss Planar 120 мм для среднего формата разработан специально для фокусировки на дистанции в пределах 3 м. Чтобы предметы, расположенные дальше, получились резкими, необходимо закрывать диафрагму. На мой взгляд, f/16 достаточно для фокуса на бесконечности. Тема макросъемки подробнее обсуждается в главе 12.
Прочие объективы«Рыбий глаз». Это объективы с очень коротким фокусным расстоянием и большим углом обзора (до 180° и более по диагонали). У одних круг изображения меньше кадра, у других дает нормальный прямоугольный кадр. Объективы, сидящие близко к плоскости пленки, требуют фиксации зеркала в поднятом положении. Объективы «рыбий глаз» дают сильное искажение по краям, но не в центре, если линзы хорошего качества. На первый взгляд кажется, что все кривое, но потом, особенно с близкого расстояния, видна закономерность – охват полусферы с углом 180°. Можно добавить интересные эффекты, но важно не перейти грань, за которой начинается клише. Естественно, глубина резкости у таких объектив очень большая (см. рис. 5.16).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
В книге «Гид Анселя Адамса: базовые фотографические приемы», том 1 и 2 (The Ansel Adams Guide: Basic Techniques of Photography), автор постарался разъяснить и упростить порой запутанные технические описания и адаптировать подход и приемы к современным материалам и оборудованию. Надеемся, что эти книги помогут вам продвинуться вперед на творческом пути.
2
Первоначально была издана трилогия книг: The Camera, The Negative, The Print соответственно. Впервые они объединены в настоящем издании. Прим. ред.
3
В фотографии бесконечный фокус означает следующее: ваш объектив сфокусирован так, что бесконечно удаленный объект окажется на снимке резким. Прим. ред.
4
В полную шкалу значений диафрагмы входят десятичные дроби (f/11.3, f/22.6 и так далее), но из практических соображений их обычно исключают. Обратите внимание, что каждое следующее значение больше предыдущего на 1,141 (квадратный корень из 2), поскольку светопропускание зависит от площади относительного отверстия. Старая европейская шкала выглядела так: f/4.5, f/6.3, f/9, f/12.7, f/18, f/25 и так далее. Разные числа, но соотношение то же.
5
Даже с лучшей оптикой невозможно получить изображение, состоящее из одних точек. Из-за неизбежной дифракции линз точка – это всегда крошечный кружок. Линзы с хорошим разрешением дают микроскопические кружки или диски, которые мы считаем точками.