![Маленькая всемирная история](/covers_330/68050390.jpg)
Полная версия
Маленькая всемирная история
А когда мы сегодня радуемся, что неделя подошла к концу и снова наступило воскресенье, то иногда вспоминаем эти глиняные холмы в жаркой болотистой местности и могущественных царей с длинными черными бородами. Потому что теперь мы знаем, как все с ними связано.
![](/img/68050390/i_032.jpg)
Глава 5
Перед лицом Единого Бога
Между Египтом и Месопотамией находятся земли с глубокими ущельями и обширными пастбищами. В течение многих тысяч лет кочевники пасли здесь стада, выращивали виноград и хлеб, а по вечерам пели песни – так же, как это делают здесь и сегодня. И поскольку эта земля расположена между Египтом и Вавилонией, когда-то ее захватили и подчинили себе египтяне, а потом вавилоняне, и живших здесь людей переселяли туда и обратно. Этот народ строил города и крепости, но был недостаточно сильным, чтобы по-настоящему сопротивляться грозным армиям соседей.
«Это грустно, – скажешь ты, – но это же еще не история. Наверное, таких маленьких народов было бесчисленное множество». Ты прав. Но этот народ был кое в чем особенным, поэтому он не только существовал в истории, но и сам, каким бы маленьким и слабым ни был, творил историю и повлиял на судьбу и участь всего будущего развития мира. Особенной у этого народа была его религия.
Все другие народы поклонялись множеству богов. Ты ведь помнишь Исиду и Осириса, Ваала и Астарту. А эти кочевники поклонялись только одному Богу. Своему Богу, который, как они верили, особенно защищал и наставлял их. Когда они по вечерам сидели у костра и пели о своих деяниях и битвах, то пели и о Его деяниях и битвах. Их Бог, пели они, сильнее, лучше и величественнее, чем все многочисленные боги язычников. А со временем они стали в своих песнях вообще называть Его единственным Богом. Единственный Бог, создавший небо и землю, и Солнце, и Луну, воду и сушу, растения, и животных, и людей. Он может страшно гневаться – и тогда разражается гроза, – но в конечном счете Он никогда не покинет свой народ, который угнетали египтяне и переселяли вавилоняне. Так они верили и гордились тем, что они народ Божий, а Бог – их Бог.
Может быть, ты уже догадался, кто были эти удивительные слабые кочевники. Это были евреи. Песни, которые они пели о своих деяниях и о деяниях Бога, – это часть Ветхого Завета в Библии.
Когда ты по-настоящему прочитаешь Библию – для этого тебе надо будет еще немного подрасти, – то много узнаешь из нее о древних временах. Эти рассказы написаны так живо. Но уже теперь некоторые библейские истории тебе будет представить легче, чем раньше. Ты ведь знаешь историю Авраама. А помнишь, откуда он пришел? Об этом написано во второй главе Первой книги Моисея из Ура Халдейского. Ур – это ведь тот самый глиняный холм около Персидского залива, где недавно было найдено столько древних вещей, арфа и игральная доска, оружие и украшения. Но Авраам, кажется, жил там не в самом начале существования города, а скорее во времена великого законодателя Хаммурапи. Это было – но ты ведь и сам уже знаешь – около 1700 года до Рождества Христова. Многие строгие и справедливые законы Хаммурапи можно найти и в Библии.
Но в Библии о древнем Вавилоне рассказано не только это. Ты, конечно, помнишь историю о том, как жители великого города строили башню, потому что хотели достичь неба и оказаться на одной высоте с Богом. И тогда, как рассказывается в этой истории, Бог решил наказать людей и сделал так, что они начали разговаривать на разных языках и больше не понимали друг друга. Эту башню строили в Вавилоне. И эту историю ты тоже можешь теперь лучше себе представить. Ты ведь знаешь, что жители Вавилона действительно возводили огромные башни, чьи «вершины доставали до неба», – чтобы быть ближе к Солнцу, Луне и звездам.
![](/img/68050390/i_033.jpg)
Вавилонская башня[29]
История о Ное и Всемирном потопе тоже произошла в Месопотамии. Там откопали много глиняных табличек, покрытых клинописью, где о потопе рассказывали почти как в Библии.
Потомком Авраама из Ура (читаем мы в Библии) был Иосиф, сын Иакова, тот самый, которого братья продали в рабство в Египет, где он стал советником и министром фараона. Ты знаешь, что дальше произошло в этой истории, когда по всей земле начался голод и братья Иосифа пришли в богатый Египет, чтобы купить там хлеба. Там уже больше тысячи лет стояли пирамиды, и Иосиф и его братья удивлялись им так же, как сегодня удивляемся мы.
И тогда сыновья Иакова и их дети переселились в Египет, и вскоре им пришлось так тяжело работать по приказанию фараона, как это делали египтяне во времена пирамид; в первой главе Второй книги Моисея говорится: «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами». В конце концов Моисей вывел свой народ из Египта в пустыню. Это, наверное, было около 1250 года до нашей эры. А из пустыни они отправились завоевывать Землю обетованную – ту страну, в которой их предки жили во времена Авраама. Они вернулись туда после многих кровавых и жестоких сражений. И теперь у них было свое собственное маленькое царство с главным городом – Иерусалимом. Первым царем там был Саул, сражавшийся с соседним народом, филистимлянами, и погибший во время войны.
![](/img/68050390/i_034.jpg)
Ной и потоп[30]
После него правили Давид и Соломон, и о них в Библии рассказано много прекрасных историй, которые тебе еще предстоит прочитать. Мудрый и справедливый царь Соломон правил после 1000 года до Рождества Христова, а значит, примерно через 700 лет после царя Хаммурапи и 2100 лет после царя Менеса. Он построил первый храм, который был таким же роскошным и большим, как египетские и вавилонские храмы. Его воздвигли не еврейские строители, а люди, пришедшие из соседних стран. Но все же этот храм отличался от всех остальных: внутри языческих храмов стояли изображения богов – Анубиса с головой шакала или Ваала, которому даже приносили человеческие жертвы. А в Святая Святых еврейского храма не было никаких изображений. Потому что того великого и единственного Бога, который впервые в истории явился евреям, нельзя было никак изображать. Вместо изображений у евреев были скрижали с десятью заповедями. В них Бог проявил себя.
После правления Соломона дела у евреев пошли не очень хорошо. Их царство раскололось на два – Израиль и Иудею. Потом было много войн, и в конце концов одно из этих царств – Израиль – в 722 году до нашей эры было захвачено ассирийцами.
Но как ни удивительно, все эти многочисленные несчастья, выпавшие на долю маленького еврейского народа, который тогда еще оставался в Иудее, сделали евреев только более богобоязненными. Появились пророки, которые были не жрецами, а простыми людьми, чувствовавшими, что через них с народом говорил Господь. Их проповедь была такова: «Во всех несчастьях вы виноваты сами. Бог наказывает вас за ваши грехи». А еще еврейский народ услышал от пророков, что все горести – это только наказания и испытания и когда-нибудь к ним придет спасение – появится Мессия, спаситель, который вернет народу всю его силу, и после этого наступит бесконечное счастье.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Реконструкция скелета Diplodocus carnegii, гравюра, 1901, из частной коллекции
2
Череп неандертальца из Ла-Ферраси, Франция / Museo di Antropologia ed Etnografia, Турин / AA
3
Кремниевые инструменты из Ле-Мустье, Франция, 40 000–50 000 лет до н. э. / Natural History Museum, Лондон
4
Кремниевый топор эпохи палеолита из Фарнхема, Великобритания / Natural History Museum, Лондон
5
Мамонт и бык: наскальные рисунки эпохи палеолита из так называемой «Часовни мамонтов» в пещере Пеш-Мерль, Франция / BAL
6
Глиняный горшок времен неолита, Гнайдинг, Бавария / Prähistorische Staatsammlung, Мюнхен / Herbert Kraft / AA
7
(справа) Горшок бронзового века, 2000–600 лет до н. э., Рэдли, Оксфордшир / Ashmolean Museum, University of Oxford / BAL
8
Золотая лунница, ранний бронзовый век, около 2000 г. до н. э., Росс, графство Уэстмит / National Museum of Ireland, Дублин / Boltin Picture Library / BAL
9
(посредине) Золотая шейная гривна, поздний бронзовый век, 1200–1000 гг. до н. э. / National Museum of Ireland, Дублин / Boltin Picture Library / BAL
10
(внизу) Золотые украшения из Френе-ла-Мер, Франция, бронзовый век, 2000–600 гг. до н. э. / Ashmolean Museum, University of Oxford / BAL
11
(справа) Бронзовый меч, найден в Нёвиль-сюр-Саон; бронзовый век, 1800–1500 гг. до н. э. / Musée des Antiquités Nationales, Сен-Жермен-ан-Ле / BAL
12
Щит из Баттерси, железный век, ок. 350–50 гг. до н. э., бронза и красное стекло / British Museum, Лондон / BAL
13
Восхваление Нила / Пер. А. Ахматовой / Поэзия Древнего Египта / Поэзия и проза Древнего Востока. Серия «Библиотека всемирной литературы». – М.: Художественная литература, 1973.
14
Сфинкс и пирамида в Гизе, Египет, фотография ок. 1882 г. / The Print Collector / Heritage-Images / Scala
15
«Игла Клеопатры», древнеегипетский обелиск, Лондон / Stelios Michael/Alamy
16
Египетская мумия – вероятно, ребенок; птолемеевский период / Science Museum, Лондон / Science and Society Picture Library / Getty Images
17
Настенные рисунки из гробницы Рехмира изображают процесс полировки и гравировки ваз. Египет, ок. 1567–1320 гг. до н. э., Долина Знати, Фивы, Египет / BAL
18
По-немецки «бумага» – Papier.
19
Рельеф с изображением Осириса из гробницы Хоремхеба, Новое царство, Египет, ок. 1567–1320 гг. до н. э., Долина Царей, Фивы, Египет, раскрашенный известняк / BEBA / AISA / BAL
20
Розеттский камень, птолемеевский период, Египет, 332–30 гг. до н. э. / British Museum, Лондон / BAL
21
Известняковый рельеф с изображением Эхнатона, амарнский период, Египет, 1350 г. до н. э. / Agyptisches Museum und Papyrussammlung, Берлин / Superstock / AA
22
Золотой шлем из Ура, Ирак, 2450 г. до н. э. / Iraq Museum, Багдад / Scala
23
Настольная игра из Ура, Ирак, 2450 г. до н. э. / British Museum, Лондон / Robert Harding Picture Library / Alamy
24
Табличка с клинописным текстом, пролог к Кодексу Хаммурапи, начало XVIII в. до н. э., обожженная глина / Лувр, Париж / Erich Lessing / AKG
25
Бронзовая голова Саргона из Ниневии / Baghdad Iraq Museum / Scala
26
Охота на льва, ассирийский известняковый рельеф, IX в. до н. э. / British Museum, Лондон / DEA / G. Nimatallah / Getty Images
27
Автор написал эту книгу на немецком языке.
28
Лев, символизирующий Иштар, Вавилон, 625–539 гг. до н. э., глазурованный кирпич / Archaeological Museum, Стамбул / BAL
29
Брейгель Старший: Вавилонская башня, 1563 г. / Kunsthistorisches Museum, Вена / AA
30
Ной и голубь, венецианско-византийский стиль, XIII в., собор Святого Марка, Венеция, мозаика / BAL