bannerbanner
Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая
Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга перваяполная версия

Полная версия

Краснодар: годы испытаний 1942-1943 годы. Книга первая

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
24 из 57

Юраш Ф. Н. усадил нас на колхозную автомашину (и повез в райцентр). Через деньдва нас разбили на три команды. В 1ю (курсантскую) вошли Вовка Бердых, Коваленко и еще ктото. Во 2ю команду вошли все 1924 года рождения. В 3ю вошли «головорезы» – сыновья политзаключенных, всего шесть васюринцев, в том числе и я.

6 августа (призывников) 1925 года и 3ю команду отправили в эвакуацию через Васюринскуюза Кубань. В Васюринской они разбежались. Из 160 васюринцев (за Кубань) ушли (только) 7 человек. Только11 августа в станицу вошли немцы.

Перед этим (ребят) 1924 года направили на защиту Краснодара уже 7 августа, а 9 августа в уличных боях в Краснодаре на улице Кузнечной был убит (мой друг) Вова Бердых. Говорят, что под Краснодаром погиб (и другой мой друг) Николай Коваленко».

Подтверждая это, крайвоенком А. И. Котелкин писал: «Крыловской пункт спешно выступил в ст. Кореновскую, имея 1790 призываемых вместо ожидавшихся к явке 6092 человек. Новопокровский пункт выступил самостоятельно по направлению АрмавирПрохладная, сколько было выведено, сведений нет, т. к. о судьбе этой колонны до сих пор ничего не известно. Особенно большому развалу подверглась колонна Тбилисского пункта сосредоточения, в которой из 4023 человек было отрезано немцами в станице Курганной 1950 человек и дезертировали 1050 человек.

Районы, прилегавшие к пунктам сосредоточения: Успенского, Советского и Лабинского районов, непрерывными бомбежками и вклинившимся 2–5 августа противником в районы города Армавира, Курганинской и Лабинской были деморализованы. Посланные туда 5 августа уполномоченные крайвоенкомата не смогли добраться до места: уже было поздно, там был противник.

Позже было установлено, что из этих пунктов было сдано из числа отводившихся 2670 человек вместо ожидавшихся 15 233 человек.

Быстрое продвижение противника в северную часть края поставило отдельные пункты сосредоточения под угрозу (Староминской – 4289 человек призываемых, Ленинградский – 5556 человек). Телеграфная и телефонная связь с этими районами была прервана ещё за много дней до начала отвода призываемых. Выехавшие в эти пункты на автомашинах уполномоченные краевого военкомата не застали там ни районных организаций, ни райвоенкоматов, ни собранных там для отвода призываемых.

1 августа по приказанию Маршала Советского Союза тов. Буденного отправка военнообязанных в СКВО и СКФ должна была производиться не походом, а по железной дороге, о чем приказывалось договориться с начальником ВОСО генералмайором т. Румянцевым.

Этот вопрос тщетно решался в течение двух суток. В период всего времени, т. е. двух дней разговора о возможности перевозок военнообязанных поездами, была получена директива Военного совета СКВО о поднятии и выводе за пределы края всех военнообязанных и призывников после выполнения ранее данного наряда СКВО.

Окончательно вопрос о средствах отправки людей поездами получил свое решение лишь 4 августа, т. е. я получил план перевозок в следующем порядке: к исходу этих суток запланировано отправить поездами треть предназначенных, 5 августа ещё одну треть, а 6 августа последних.

Для обеспечения этого графика мною срочно была командирована ещё одна группа нарочных. С первого же дня график стал нарушаться, из 15 военкоматов получил вагоны только один Славянский райвоенкомат, которые он не мог использовать, т. к. продвигаться уже не было возможности (западнее Краснодара, в район Славянской, прорвались румынские дивизии). 5 августа ни один военкомат подвижного состава не получил, а 6 августа уже и дорога не работала, т. к. пути были противником отрезаны.

6 августа мною инициативно было принято решение, поддержанное членом Военного совета СКФ т. Селезневым и замкомвойсками СКФ (командующим Краснодарским направлением) генералполковником Черевиченко, о необходимости немедленного вывода военнообязанных в направлении ТуапсеАдлер пешим порядком, т. к. угроза над краем нависла непосредственно. Буквально через 2–3 часа того же дня, тем не менее, я получаю приказание командующего СКФ маршала тов. Буденного, переданное шифрограммой 00011/ш от 5 августа 1942 г. о немедленной отправке военнообязанных походом в направлении Минеральных Вод.

Согласно приказу предлагалось задерживать только следующих неорганизованно людей, т. е. без старших или начальников команд, что не относилось к колоннам райвоенкоматов, которые следовали организованно. Заместитель командующего войсками СКФ по укомплектованию генералмайор Воробьев разъяснил, что он отдал распоряжение задерживать и проходящие колонны райвоенкоматов.

Отмечен ряд возмутительных случаев самоуправства и насилия со стороны отдельных командиров заградпостов, отрядов СК фронта, чинимых по отношению к следовавшим на Сочи райвоенкоматам тов. Сухоруковым. По распоряжению начальника штаба формирования интенданта 3го ранга Соловьева, кроме людей и лошадей, отобрана легковая машина, все наличие продуктов и остаток денежных средств

Аналогичные случаи изъятия денег и продовольствия у колонн произошли с целым рядом райвоенкоматов: Северским, Крымским, УстьЛабинским и рядом других числом 12, причем задерживалось не только имущество, но и райвоенкомы для выполнения несложных работ; часть из них постепенно, через 10–12 дней, освобождалась и прибывала в моё распоряжение, некоторые (Крымский, Белореченский и др.) находились там уже более 15 дней.

На страницу:
24 из 57