Полная версия
Философия. Учебное пособие
10
Орфизм – течение в философии, генетически восходящее к личности легендарного певца Орфея. Его этическое учение основано на освобождении души из материи. Орфизм опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души.
11
Откровение – в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление Бога или исходящее от него знание как абсолютная ценность и норма человеческого поведения и познания. Выражается в текстах Священного Писания (в иудаизме и христианстве – Библия, в исламе – Коран) и Священного Предания (в иудаизме – Талмуд, в христианстве – сочинения Отцов Церкви, в исламе – Сунна).
12
Цит. по: История философии. Т. 1. М., 1957. С. 289.
13
Цит. по: Всемирная энциклопедия: Философия. М., Мн., 2001. С.1150.
14
Цит. по: Всемирная энциклопедия: Философия. С. 137.
15
История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 353.
16
Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977–1978. Т. 2. С. 68.
17
Там же. Т. 1. С. 89.
18
Левиафан – библейское чудовище. Именно с ним Гоббс сравнивает механизм государства.
19
Цит. по: История философии в кратком изложении. С. 395, 396.
20
Там же. С. 397.
21
Там же. С. 400.
22
Цит. по: Домбровский А. Рассказы о философах. М., 1975. С. 112.
23
Солипсизм (от solus – единственный, ipse – сам) – субъективно-идеалистическая теория, согласно которой существует лишь человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании индивида как его ощущения.
24
Цит. по: История философии в кратком изложении. С. 418–419.
25
Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. I. С. 385–386.
26
Дидро Д. Соч.: В 2 т. Т. I. С. 340.
27
Цит. по: Домбровский А. Рассказы о философах. С. 135.
28
Осадная башня штурмующих небо. М., 1960. С. 52.
29
Спиркин А. Г. Философия. М., 2002. С. 143.
30
Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 105.
31
Цит. по: История философии в кратком изложении. С. 483.
32
Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I. М.—Л., 1929. С. 16.
33
Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. I. С. 206.
34
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. I. С. 202.
35
Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб.: Петрополис, 1997. С. 159.
36
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 255.
37
Фукуяма Ф. Конец истории? // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 5. С. 53.
38
Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001. С. 139.
39
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13. С.6–7.
40
Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд (1856–1939) выдвинул гипотезу о преобладающей роли подсознательного в жизни и деятельности человека, прежде всего инстинкта агрессивности и полового инстинкта (либидо).
41
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 352.
42
В миру Майков Николай, 1433–1508, развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма.
43
В миру князь Василий Иванович Патрикеев, ? – до 1545, осуждал церковное землевладение.
44
В миру Михаил Триволис, в юности жил в Италии, где сблизился со многими видными гуманистами; под влиянием проповедей Дж. Савонаролы пережил нравственный переворот, вернулся в Грецию ок. 1507 и постригся в монахи на Афоне; в 1518 приехал из Ватопедского монастыря на св. Афоне в Русское государство по приглашению Василия III для перевода богослужебных книг; многие его мысли легли в основание постановлений Стоглавого собора: таковы главы об исправлении книг, о призрении бедных, об общественных пороках, о любостяжании духовенства.
45
Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439/40–1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор «Просветителя», многих посланий и др. Канонизирован Русской Православной Церковью.
46
Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М.—Л., 1955. Т. 4. С. 375.
47
Зеньковский В. В. История русской философии. СПб., 1991. Т. 1. Ч.1. С. 64.
48
Цит. по: Зеньковский В. В. Указ. соч. С. 77.
49
Напомним, что деизм – учение, рассматривающее Бога как безличную первопричину мира. Будучи сотворен, мир затем оказывается предоставленным действию собственных законов.
50
Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.—Л., 1941. Т. 2. С. 282.
51
Цит. по: Зеньковский В. В. История русской философии. СПб., 1991. Т. 1. Ч.1. С. 64.
52
Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // URL: http://philologos.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm
53
Цит. по: Вопросы философии. 1990. № 7.
54
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. VIII. М., 1955. С. 284.
55
Там же. Т. XII. М., 1956. С. 71.
56
Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. XII. С. 71.
57
Герцен А. И. Собр. соч. в 30 т. Т. VII. М., 1956. С. 252.
58
Герцен А. И. Избр. филос. произв. Т. 1. М., 1946. С. 99.
59
Там же. Т. XII. М., 1958. С. 53.
60
Чернышевский Н. Г. Избр. филос. сочинения. Т. 1. М., 1950. С. 54.
61
Бюхнер Людвиг (1824–1899), Молешотт Якоб (1822–1893), Фогт Карл (1817–95) – естествоиспытатели и философы, представители вульгарного материализма. Так, К. Фогт, популяризируя идеи естественно-научного материализма, дарвинизма и атеизма, отождествлял сознание с материей и полагал, что мозг выделяет мысль так же, как печень – жёлчь. Молешотт фактически отождествлял философию с естествознанием, а в мышлении видел лишь физиологический механизм. По Молешотту, все психологические и духовные процессы имеют вещественно-физиологическую природу и зависят, в частности, от характера пищи, её состава и т. п. Их учение оказало влияние и на некоторых других русских мыслителей, в частности Д. И. Писарева.
62
Писарев Д. И. Соч. Т. 1. М., 1955. С. 302.
63
Там же. С. 126.
64
Там же. Т.2. С. 308, 270.
65
Там же. С. 68.
66
Ткачев П. Н. Избр. соч. на социально-политические темы. Т. 4. М., 1933. С. 27.
67
Цит. по: Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1975. С. 97.